бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпаргалка по административному праву

обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю,

повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим

(признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и

обязанностей, участвовать в правоотношениях).

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права можно

поделить на две группы: граждане и организации. Критерий деления

представляется вполне обоснованным, а названия обеих групп — неудачными, так

как они неточно отражают круг участников правоотношений, не учитывают их

огромного многообразия.

В науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и

коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная

совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и

военнослужащим, и под­надзорным, т. е. иметь различный круг прав и

обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти

наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не

может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты

административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую

административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и

т.д.)— специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме

организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение

связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу

«коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название

более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.

А к какому типу субъектов следует относить должностное лицо? Осуществляя свои

полномочия, оно действует не как индивид, а как орган, представитель

организации. Поскольку его действия влекут юридические последствия для

организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом

правоотношений здесь выступает именно организация, а не должностное лицо,

действующее от ее имени.

14. Способы защиты прав граждан.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ

является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство

его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры

реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов,

должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с

обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением,

вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты

личности:

1) от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;

2) от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от

неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного

самоуправления.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений,

бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных

лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

1) создание организационно-правового механизма и повседневная работа

уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры,

государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита

правопорядка;

2) существование и деятельность независимых от государства институтов

гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть

институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая

деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой

информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

3) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им

права. Учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого

числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-

процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно

регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от

предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются

одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая

оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, занятие

по своему усмотрению свободной смежной комнаты, неявка на работу по истечении

установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по

собственному желанию и т. п.) либо обращается за содействием к

государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную

деятельность.

Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране

специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по

своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений,

жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь

коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах

закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже

обстоит дело в административном процессе.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан

следует поделить на два типа:

1) административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в

административном процессе;

2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осуществления

правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными

словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по

которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы,

рассматриваемые судьями, являются административными.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название —

судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно

выделить жалобы:

— на административные акты, рассматриваемые в порядке административной

юстиции;

— по делам частного обвинения;

— кассационные.

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие

механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия,

решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического

государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных,

построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях

одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать

вопросы.

Право на жалобу является средством защиты прав и средством укрепления

законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного

выражения мнений.

Наряду с названными формами индивидуальной защиты гражданином своих прав,

законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы

защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки,

разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги,

собрания, пикеты) и др.

Право граждан на защиту значительно расширено в 90-х годах: Конституцией РФ

закреплено право на международно-правовую защиту, установлен институт

уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило

развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности

судебного обжалования, возникли новые правозащитные организации.

19. Понятие и принципы государственной службы

Служба – вид общественно-полезной деятельности по отправлению определенных

полномочий.

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению

исполнения полномочий государственных органов.

Виды службы:

· Государственная (федеральная, служба в субъектах РФ, в

милитаризованных органах);

· Гражданская (муниципальная, служба в государственных организациях

и учреждениях, в аппаратах политических партий, общественных объединений,

некоммерческих организациях, на частных предприятиях и др.).

Принципы государственной службы:

1) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными

нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении

государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их

непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать,

соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единство системы государственной власти, разграничения предметов

ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

4) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со

способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательной для государственных служащих решений, принятых

вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их

полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

7) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) гласность в осуществлении государственной службы;

10) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и

принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих

должностных обязанностей,

11) внепартийность государственной службы;

12) отделение религиозных объединений от государства;

13) стабильность кадров государственных служащих в государственных

органах.

Категории государственных должностей:

· государственные должности категории «А» (политико-судебные);

· государственные должности категории «Б» (патронатные);

· государственные должности категории «В» (административные).

21. Обязанности и права государственного служащего.

Государственный служащий имеет право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности

по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии

оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на

организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных

обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов,

необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных

обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с

должностными обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной

государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом

результатов и стажа работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о

своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело,

приобщение к личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет

средств соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для

опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих

прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12. внесение предложений по совершенствования государственной службы в

любые инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные

органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой,

в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации,

их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную

службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода

на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной

ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и

социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной

службы.

Государственный служащий обязан:

· обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение

Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том

числе регулирующих сферу его полномочий;

· добросовестно исполнять должностные обязанности;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке

подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий,

за исключением незаконных;

· в пределах своих должностных обязанностей своевременно

рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также

предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов

местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном

федеральными законами и законами субъектов РФ;

· соблюдать установленные в государственном органе правила

внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со

служебной информацией;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения

своих должностных обязанностей;

· хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также

не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных

обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство

граждан.

23. Прохождение государственной службы

Прохождение — один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее

осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и

др. В действующем законодательстве под прохождением государственной службы

понимается система юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов

субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего.

Прохождение — динамика служебного статуса лица, занимающего государственную

должность, процесс пребывания в должности, его служебная карьера. Основные

стадии прохождения службы:

1) поступление (прием) на государственную службу;

2) аттестация и повышение квалификации служащих;

3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических

рангов и т. п.;

4) перевод на другую должность;

5) поощрение;

6) привлечение к ответственности;

7) прекращение службы.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего,

которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и

при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких

личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело

сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни

запрещается.

Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое

административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на

службу; аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и

факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к

ответственности).

25. Процессуальная форма деятельности исполнительной власти.

Известно, что правосудие всегда осуществляется в процессуальной форме,

которая является ее атрибутивным признаком. А исполнительная власть,

управление может иметь процессуальную форму, а может и не иметь.

Соответственно можно различать процессуальную и непроцессуальную формы

осуществления власти.

Юридический процесс можно понимать как властную деятельность уполномоченных

субъектов, направленную на решение конкретных юридических дел и достаточно

полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая это понятие,

необходимо выделить основные признаки юридического процесса.

Во-первых, это деятельность, в которой реализуются властные полномочия. В

соответствующих отношениях участвуют и граждане, и организации, но лидирующая

роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от

разнообразных процедур (заключение договоров, организация пресс-конференций,

регистрации и т. д.).

Во-вторых, результатом процессуальной деятельности является решение

юридических дел (принятие нормативного акта, при­ем в гражданство, применение

санкции и т. д.). Поэтому она оформляется официальными документами как

промежуточными, так и итоговыми.

В-третьих, она с большей или меньшей степенью детальности регламентируется

процессуальными нормами, которые определяют участников процесса, их права и

обязанности, подведомственность, последовательность и сроки совершения

действий, правила оформления документов, принятия, обжалования, исполнения

решений.

К сожалению, реализация властных полномочий не всегда регулируется достаточно

полно и четко. В этом отношении предстоит проделать большую работу, ибо

развитость процессуальной формы — необходимое условие и показатель состояния

демократии и законности в стране, в отдельных сферах государственной жизни.

Процессуальная форма — это юридическая конструкция, которая закрепляет

целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических

дел. А процессуальной можно назвать деятельность, осуществляемую в

процессуальной форме, соответствующую всем названным выше признакам.

Исполнительная власть сама непосредственно и полностью осуществляет

административно-процессуальную деятельность, ей принадлежит важная роль в

законодательном, избирательном, бюджетном процессах, как правило, она

начинает уголовные дела и исполняет приговоры судов, она же нередко участвует

в гражданском и других правоприменительных процессах. Исполнительная власть

участвует во всех существующих юридических процессах, она осуществляет

большую и разнообразную процессуальную деятельность.

Полезно поделить всю исполнительно-распорядительную деятельность еще по

одному критерию, связанному с формой. Этот критерий — гласность, открытость.

В основном исполнительная власть действует гласно, информация о ее

осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы деятельности,

информация о последних секретна. Это, например, оперативно-розыскная,

разведывательная, и частично внешнеэкономическая деятельность.

22. Замещение государственных должностей

При комплектовании органов государственной власти кадрами прежде всего

следует руководствоваться принципом сочетания качеств кандидата. Решая вопрос

о замещении должности, следует учитывать политические, деловые, личные

качества кандидата, рассматривать их не изолированно, а в совокупности.

Политические качества можно понимать как преданность Родине, готовность

служить общему делу, систему политических взглядов, гражданство. К деловым

качествам относятся компетентность, наличие организационных способностей,

добросовестность, чувство ответственности за порученное дело, творческие

способности. Среди личных качеств можно выделить моральные (честность,

справедливость и др.), физические (состояние здоровья, работоспособность,

тренированность, пригодность к работе в особых условиях), коммуникационные

(коммуникабельность, доброжелательность, строгость и др.).

Другой принцип кадровой работы — сочетание в аппарате работников, имеющих

разные качества (принцип социально-демографической представительности).

Государственный аппарат представляет собою сложную систему. В ней должны

работать носители разных качеств, что создает более благоприятные условия для

повышения его эффективности. Этот принцип — лишь частное проявление

общеуправленческого (кибернетического) принципа необходимого разнообразия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.