бесплатно рефераты
 

Шпора: Административное право

исключением профессиональных союзов.

Ответственность государственного служащего: За неисполнение или

ненадлежащее исполнение ГС обязанностей (должностной проступок) на него могут

налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать

государственного служащего на государственную должность государственной

службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий

выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. ГС,

допустивший должностной проступок, может быть временно (до месяца), до

решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения

с сохранением денежного содержания.

Гарантия для государственного служащего: условия работы, обеспечивающие

исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты;

ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и семьи, в том

числе после выхода его на пенсию; переподготовка и повышение квалификации

с сохранением содержания; обязательность получения его согласия на перевод на

другую должность государственной службы, за исключением случаев

предусмотренных; пенсионное обеспечение за выслугу лет и членов семьи в

случае его смерти, в связи с исполнением обязанностей; обязательное

государственное страхование на случай причинения вреда в связи с

исполнением; обязательное государственное социальное страхование на случай

заболевания или потери трудоспособности в период прохождения службы; защита

его и семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с

исполнением в порядке, установленном ФЗ.

2. Административный договор

В законодательстве этот термин не употребляется. В правовой науке существует

две точки зрения: а) АД - реальность, они уже применяются, это перспективная

форма; б) АД предшествуют юридически властной форме реализации исполнительной

власти, а сами такой деятельностью не являются.

АД непосредственно не порождает конкретных административных правоотношений, но

как бы входит в процесс формирования сложного юридического факта, на основании

которого возникнет административное правоотношение. Административный

договор - вид сделок, в которых равноправие сторон, так или иначе связано с

властными полномочиями одной из них. Конкретный пример - Закон «О воинской

обязанности» (раздел 5): заключение контракта. Договор предшествует

возникновению административных правоотношений.

Черты АД: имеют организационное содержание; одной из сторон договора

всегда является субъект ИВ; в РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при

неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций; как

управленческой формы, связан с административно-правовым актом и в этом плане

предшествует принятию акта; нормативной базой являются нормы АП.

Виды договоров: а) по содержанию: АД о компетенции (разграничение,

делегирование полномочий); АД о совместной деятельности (между субъектами, один

из которых АП субъект); АД о выполнении государственных заказов; б) по

субъектам АП договоры могут быть: между 2 субъектами, между субъектом ИВ и

государственными организациями, между государственными и негосударственными

организациями, между субъектами управления и гражданами; в) по взаимоотношению

сторон договора: АД субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к

другу и АД субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по

отношению к контрагенту (вертикальные договоры).

Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной

стороны есть возможность обосновать свою позицию и требовать финансового

равновесия, а также право обосновать свою позицию, закрепить в условиях

договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и

гласность иерархическим отношениям.

Билет 20

1. Формы управления

Под формой управления понимается внешне выраженное действие

исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его

компетенции.

Виды форм управления: а) правовые - деятельность, которая непосредственно

влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно

полного юридического оформления: принятие актов, заключение договоров,

совершение иных юридически значимых действий; б) неправовые - эти действия

непосредственно юридических последствий не влекут. Неправовые формы делят на:

а) организационные действия; б) материально-технические операции.

Формы управленческой деятельности могут быть отнесены к числу правовых, если

в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо

проявляется характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные

действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и должностными

лицами и связанные с процессом непосредственно реализации власти - относятся

к неправовым. Эффективность управления достигается при балансе правовых и

неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только в

административно-правовой форме, государственно-управленческая деятельность

может осуществляться в обеих формах.

Административно-правовая форма может быть представлена мно­гообразно, образуя

своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание пра­вовых актов) и

базирующиеся на них, т.е. различные действия, вле­кущие определенные

юридические последствия или имеющие опреде­ленную юридическую направленность

(регистрационные, раз­решительные, надзорные, предупредительные,

пресекательные, обес­печительные действия, лицензирование, санкционирование и

т.п.);

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (ут­верждение

программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на негативные

явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отно­шения в сфере

государственного управления (внешняя направлен­ность) либо на деятельность

нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система ИВ (государствен­ного управления) либо

организация работы внутри аппарата данного ИО (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: про­цедурные

(например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные

(например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и

многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по

собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции

либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих

отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим

чрезвычайною или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в

отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы

собственности (государственные, коопе­ративные, акционерные, коммерческие,

коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретитель­ные либо

предписывающие.

2. Административно-предупредительные меры.

Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения

возможных правонарушений в государственной деятельности. Меры подобного рода

осуществляются в принудительном порядке, т.е. в результате односторонней

властной деятельности. АПМ не связаны с совершением правонарушения, они

предотвращают его совершения и поэтому предшествуют применению иных мер

принуждения. Они многообразны и используются различными субъектами, имеющими

компетенцию контрольно-надзорного характера.

АПМ: контрольно-надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр;

проверка документов; административное задержание; введение карантина;

прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;

освидетельствование медицинского состояния лиц; освидетельствование санитарного

состояние предприятий общепита; закрытие участков госграницы и т.д.

Билет 21

1. Виды правовых актов управления.

Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее

юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,

направленное на установление административно-правовых норм или возникновение,

изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации

задач и функций государственной управленческой деятельности.

Виды правовых актов управления:

1) по юридическому содержанию: нормативные или правоустановительные (содержат

общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным

лицам, и рассчитаны на многократное применение);

2) по кругу лиц: а) акты общего значения: межведомственные акты и

внутриведомственные; б) индивидуальные правоприменительные акты - решения

субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к

конкретным лицам (порождают, изменяют и прекращают конкретные ПО); в) общие

акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие

требования (акт о переносе выходного дня); г) смешанные акты, которые

одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.

Индивидуальные акты могут быть: правонаделительные, оперативно-

распорядительные, правоохранительные или юрисдикционные;

3) по субъектам, принимающим акты: а) ОИВ и ДЛ (все субъекты ИВ); б) акты

субъектов, которые не находятся в составе исполнительной власти (Указы и

распоряжения Президента РФ, постановления судей по делам об административных

правонарушениях, приказы председателей судов и прокуроров, имеющих

внутриаппаратное значение); в) акты общественных организаций, которым

делегированы властные полномочия;

4) по форме: письменные; устные (приказы в военизированных организациях);

иногда конклюдентные действия (знаки дорожного движения, свисток инспектора

ГИБДД, светофоры);

5) по функциональной роли: финансовые; методические; кадровые и т.д.;

6) в зависимости от объема полномочий субъекта власти: а)акты, которые

принимаются на основе дискреционных полномочий (на усмотрение субъекта

власти, один вариант из многих); б) акты принимаемые на основе альтернативных

полномочий, в основном связаны с вопросом АО (выбор одного из нескольких

ограниченных вариантов); в) акты, принимаемые при отсутствии возможности

выбора (назначение пенсии);

7) в зависимости от срока полномочий субъекта: постоянные полномочия;

принимаемые на основе временных полномочий; делегированных полномочий;

8) в зависимости от даты начала действия: после официального опубликования; с

даты, указанной в самом акте; после государственной регистрации.

2. Административный проступок.

Основанием административной ответственности является административное

правонарушение (ст.10 КобАП), он же проступок, которым признается

посягательство на государственный или общественный порядок, права и свободы

граждан, на установленный порядок управления - противоправное, виновное,

умышленное действие (бездействие), за которое законодательством предусмотрена

ответственность.

Характерные черты проступка (ПН): а) акт волевого поведения: действие

(активное нарушение), бездействие (пассивное невыполнение обязанностей); б)

антиобщественный (нарушение прав граждан, интересов общества и государства); в)

противоправен (совершение деяния, нарушающего нормы права (норма может быть не

только административная, но охраняемая административным законодательством); г)

виновность (умышленное или по неосторожности) обязательный признак АП; д) от АО

за неисполнение обязанности освобождают только действия вследствие

непреодолимой силы; е) иногда, в установленных случаях, для признания деяния

АПН необходимо наличие причинной связи (причинение вреда).

Юридический состав АПН: В законодательстве термин «состав АПН» нет, но

присутствуют все его элементы(О, С, ОС, СС). Объектом выступают

общественные отношения, урегулированные нормой права, и охраняемые мерами АО.

Объективная сторона - действие или бездействие, запрещенные АП (имеет

значение место, способ, системность, а также неоднократность АПН, повторность

(совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения в течение года, за

которое оно уже подвергалась взысканием), длящееся АПН (действия или

бездействия, сопряженные с последующим невыполнением обязанностей, возложенных

на виновного законом под угрозой административной ответственности)).

Субъект АПН являются физические лица: АО граждан, с учетом особенности их

правого положения, профессиональных функций, состояния здоровья и т.д. (ля

разных категорий ответственность может быть более жесткой или более мягкой).

Более жесткая ответственность - для должностных лиц, водителей транспортных

средств, работников торговли. По общему правилу субъектом могут быть вменяемые

лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к действию или

бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае лицо,

совершившее его, осознает противоправность (ст.11 КобАП); деяние может быть

совершено по неосторожности (лицо совершившее не предвидело возможность вредных

последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (ст.12)).

Форма вины чаще всего не обозначается, большинство АПН может быть

совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными признаками

могут быть факультативные признаки: мотив; цель и т.д.

Билет 22

1. Понятие и особенности административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая

выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу,

совершившему правонарушение.

АО обладает рядом характерных черт и особенностей: а) имеет собственную

нормативно-правовую основу (самостоятельный институт АП); б) основанием

возникновения является АПН (проступок); в) субъектом АО может быть как

физические лица, так и коллективные образования; г) за АПН предусмотрены

административные взыскания; д) взыскания применяются широким кругом

уполномоченных органов и должностных лиц; е) взыскания налагаются органами и

должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; ж) АВ не влечет

судимости или увольнения с работы; з) лицо, к которому применяется АВ,

считается имеющим такое взыскание в течение установленного срока; и) меры АО

применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство

по делам об административных правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности: Конституция РФ

относит административное и административно-процессуальное законодательство к

совместному ведению РФ и субъектов, это значит, что административные акты

принимаются в соответствии с законом и не могут противоречить, а в случае

противоречия действует федеральный закон. Ответственность за АПН наступает на

основании законодательства, действующего во время и по месту совершения

правонарушения. Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие

ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на

основании законодательства, действующего во время и по месту совершения

правонарушения.

Ответственность делится на:

1) Ответственность физических лиц, которая устанавливается КобАП ( делится на

общую и особенную часть). В общей - понятие, порядок наложения взыскания; в

особенной - конкретные виды правонарушений. Специфика КобАП в том, что в

самом кодексе содержатся и процессуальные нормы. Для ФЛ КобАП является

основным источником административной ответственности. КобАП - до 1990 года

был единственный НПА устанавливающим АО за АПН, с 1990 года появлялись новые

акты (ТК РФ (более 100 статей), НК РФ, акты субъектов РФ). Т.о., нормативная

основа административного принуждения децентрализована на сегодняшний день.

2) Ответственность организаций: отдельного акта нет. Ответственность

организаций наступает на основании различных разрозненных актов.

Основанием АПН является административное правонарушение (ст.10 КобАП), он

же проступок, которым признается посягательство на государственный или

общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок

управления - противоправное, виновное, умышленное действие (бездействие), за

которое законодательством предусмотрена ответственность.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства

Управление промышленностью: По ст.71 к ведению РФ относятся: федеральная

государственная собственность; установление основ федеральной политики

экономического развития; установление основ единого рынка; федеральные

энергетические системы; оборонное производство. Совместное ведение —

разграничение государственной собственности.

ФОИВ: Министерство по атомной энергии (Положение утверждено

постановлением Правительства РФ № 392 от 05.04.97 г.); Министерство топлива и

энергетики (Положение утверждено постановлением Правительства РФ № 166 от

27.01.96 г.), функции Министерство экономики переданы Министерству

промышленности, науки и технологий РФ (положение нет), Министерство

экономического развития и торговли РФ (положения нет), Министерство

имущественных отношений РФ (Положение о ГКИ утверждено постановлением

Правительства РФ № 1190 от 04.12.95 г.), Горный и промышленный надзор

(положения нет), Надзор по ядерной и радиационной безопасности (положения нет).

Управление сельским хозяйством:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Положение утверждено

постановлением Правительства РФ № 1090 от 11.09ю98 г.)

ФОИВ осуществляет управление в агропромышленном комплексе и продовольственном

обеспечении страны, а также в установленных законом случаях, осуществляет

координационные полномочия. Его задачи: разработка и реализация мер по

государственному регулированию производства сырья, продовольствия; содействие

формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений; проведение

аграрных преобразований; проведение государственной политики, управления,

контроля по охране животного мира; проведение государственной политики в

области обеспечения плодородия земель; обеспечения связей с ФС и т.д.

Министерство сельского хозяйства осуществляет свои полномочия в связи с

другими ФОИВ и местного самоуправления.

Управление транспортом: В Ведении РФ — федеральный транспорт, пути

сообщения и связь. Главную роль играют федеральные органы исполнительной

власти.

ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.95 г. № 153-ФЗ

Положение об МПС РФ (утверждено постановлением Правительства РФ № 848 от

18.07.96 г.).

МПС - ФОИВ, на который возложено проведение государственной политики в сфере

железнодорожного транспорта, а также регулирования в соответствии с

законодательством РФ, хозяйственной деятельности предприятий и учреждений

федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения

перевозочного процесса. Управление перевозками производится централизованно и

относится к исключительной компетенции МПС РФ. МПС отвечают за обеспечение

безопасности в отрасли, непосредственно руководят в сфере своей деятельности.

Задачи: проведение политики в области ж/д транспорта; создание условий

для устойчивой работы ж/д; организация работы по обеспечению безопасности

движения; эксплуатация транспортных средств; создание сферы услуг; разработка

предложений по подготовке ФЗ и иных нормативно-правовых актов; разработка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.