бесплатно рефераты
 

Шпора: Административное право

одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16

лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и

административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц

(иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того,

определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации

своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители

транспорта.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан: право на

участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих

представителей; право граждан на объединение (закон об общественных

объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями

и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно

лишь по решению судебных органов); право на неприкосновенность жилища; право на

передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое

ограничение); право иметь доступ, передавать и производить информацию

(ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);

право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и

должностными лицами за счёт казны.

Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать

отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и

обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами,

за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества,

поступление на государственную службу и т.д.).

Их правовой статус регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от

24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», «Правила

пребывания иностранных граждан в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.

Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент

административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

2. Порядок наложения административных взысканий

Данный порядок регулируется главой 4 КобАП РСФСР «Наложение административного

взыскания». Эта глава закрепляет общие правила (принципы) АВ: законность,

целесообразность и своевременность (оперативность) воздействия, сложение

взысканий, налагаемых за совокупность нарушений

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание

может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав

проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в индивидуализации

кары и экономии репрессии.

Обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние

виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или

добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение

правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых

обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной

женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является открытым.

Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт): продолжение противоправного

деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в течение 1 года

совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение несовершеннолетнего в

ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН в условиях стихийного

бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.

КобАП предусматривает альтернативы АО: при малозначительности

правонарушения виновный может быть освобожден от АО; лицо может быть

освобождено от АО с передачей материалов на рассмотрение общественности;

материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и т.д. передаются их командирам

для привлечения к дисциплинарной ответственности; дела лиц до 18 лет передаются

в комиссии по делам несовершеннолетних.

Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не начато.

Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности)

действий АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К -

конечный момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38

КобАП АВ может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения

правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения правонарушения,

конец срока - день, когда вынесено постановление о наложении взыскания. Имеется

2 исключения: а) при неоконченном длящемся правонарушении срок исчисляется со

дня обнаружения; б) при отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии

признаков проступка - не позже 1 месяца со дня, следующего за днем отказа.

Наложение взысканий за множественность проступков: Признаки: а)

наличие нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все противоправные

деяния совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет свою юридическую

значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.

Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к

ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после

привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная

совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких

составов нарушений. Реальная совокупность - система составов,

выполненными разными действиями, разновременно.

Билет 8

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же

обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,

т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового

статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность

прав и обязанностей граждан. Ч.3 ст.62 КРФ гласит: «Иностранные граждане и

лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с

гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или МНД РФ».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и

апатридов является действующее законодательство РФ, а основной сферой, где

они устанавливаются, является сфера отношений граждан с ИВ.

Все особенности АП статуса иностранных граждан и апатридов можно разделить по

кругу лиц, на которых они распространяются, на общие, групповые и

индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не

являются ее гражданами, законодательством установлены следующие общие

особенности ДС: а) они не могут быть государственными служащими, занимать

некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и

др.), работать в милиции; б) они не допускаются к деятельности, связанной с

государственной тайной; в) на них не распространяется воинская обязанность;

г) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к

ответственности могут привлекать только иностранцев и апатридов, только к ним

может применяться такое административное взыскание, как выдворение); д)

иностранные граждане и апатриды (за исключением граждан стран, с которыми

заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при

наличии разрешения (визы); е) они проживают и осуществляют свою деятельность

на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных

паспортов и др.); ж) для них могут быть установлены ограничения в

передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения

государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных

интересов граждан; з) по территории, открытой для иностранцев, они могут

свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их

организации, по прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое

временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской

организации; и) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по

лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств,

гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в

течение 5 дней со дня приобретения; к) выезд из РФ им может быть не разрешен

при наличии обстоятельств, установленных законодательством (интересы

государственной безопасности, привлечение к УО).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

регулируется Законами РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91 г., Законом СССР «О

правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 г., утвержденными

Кабинетом Министров СССР 26.04.91 г. «Правилами пребывания иностранных

граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов.

Групповые особенности АП положения иностранных граждан и лиц без гражданства

обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью

пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой

страны прибыл иностранец и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц

без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно

пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания требуется разрешение ОВД субъекта РФ. Лица,

желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии

обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта РФ, а при его

отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства

лицо получает направление на временное поселение. Ст.19 Закона РФ «О

гражданстве РФ» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не

имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Временно

прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в

пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на

регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие

круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в

законе.

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих

права граждан

Процедуры обжалования бывают 2 видов: судебное обжалование или специальная

жалоба.

Судебное обжалование: Судебный порядок обжалования основывается на

положениях КРФ (ст.63) и считается наиболее демократичным и надежным: судьи

свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают

необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,

процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления

истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои

интересы как равноправная сторона.

Ключевое значение имеет закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.93 г.

Обжалуются действия, в результате которых: а) нарушены права и свободы; б)

созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; в) на

гражданина была незаконно возложена обязанность; г) гражданин был незаконно

привлечен к ответственности; д) гражданин вправе обжаловать бездействие

государственных органов и т.д. если возникли те же последствия. Закон

устанавливает альтернативу (ст.4): Гражданин вправе обратиться с

жалобой к вышестоящему ГО или ОМСУ.

По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо

в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица,

государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих: они также

имеют право обратиться в порядке подчиненности; также вправе обратиться в

военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и

воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. Но в отличие от

общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе военнослужащего

или по своей инициативе вправе приостановить действие обжалуемого решения.

Сроки обращения с жалобой: Для обращения – 3 месяца со дня, когда

гражданину стало известно о нарушении его права или 1 месяц, со дня получения

гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа. Пропущенные

сроки могут быть восстановлены судом. Уважительные причины для восстановления

сроков: любые обстоятельства затруднившие получение информации об обжалуемых

действиях и решениях и их последствиях.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых

действий или решений возлагается законом на ГО, ОМСУ, общественные

организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности

доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать факт

нарушения своих прав (защита личных интересов). Суд может признать обжалуемое

действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить требования

гражданина, отменить применяемые к нему меры ответственности, либо иным путем

восстановить нарушенные права. Установив обоснованность жалобы, суд

определяет ответственность тех субъектов, действия которых привели к

нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются в порядке,

установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает законным, он

отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно на всей

территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после вступления в

законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину

не позднее чем в месячный срок.

Специальная жалоба: Признаки специальной жалобы: наличие специальных

норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для

обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права

обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности;

специальные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения специальной жалобы

устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством. Например, глава 22 КобАП

определяет порядок обжалования и опротестования АПН.

Особенности и отличия от общей жалобы: а) СЖ может быть подана только лицом

привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом; б) может быть

только письменной; в) адресатом СЖ выступают вышестоящие органы; г) СЖ должна

быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о

наложении АВ; д) подача в установленный срок СЖ приостанавливает исполнение

постановления о наложении АВ; е) СЖ подается через орган, вынесший

постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом

по подведомственности; ж) СЖ рассматривается уполномоченным органом в 10-

тидневный срок.

Билет 9

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти

Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами

власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов

личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского

общества, успешной деятельности государственного механизма. Такой режим

необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в

сфере деятельности ИВ. Принцип законности в АП состоит из двух

взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять

инициативу для обеспечения выполнения закона.

Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них

различают:

1) Общие условия (предпосылки): а) политические предпосылки: режим

демократии, гласности, реального разделения властей, существования

независимых СМИ и партий, децентрализации государственных структур); б)

экономические предпосылки: уровень благосостояния населения, фактическую

гарантированность экономической свободы граждан и организаций, существование

рынков товаров, капитала, труда); в) организационные условия: организационная

структура ИВ, квалификация служащих, эффективность системы подготовки

кадров); г) идеологические условия: своевременно осуществляемое убеждение и

умело организованное поощрение, правовая культура должностных лиц и граждан,

правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав

человека.

2) Специальные, организационно-правовые средства: а) наблюдение за

функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о

выполнении ими правил и поручений, их состоянии посредством изучения данных

учёта, отчётов, проверки документов на месте, инвентаризаций, ревизий,

получения объяснений; б) анализ собранной информации, выявлении тенденций,

причин, разработке прогнозов; в) принятие мер по предотвращению нарушений

законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев,

нецелесообразных действий и расходов; г) учёт конкретных нарушений, выявление

их причин и условий; д) пресечение противоправной деятельности с целью

недопущения вредных последствий, новых нарушений; е) выявление виновных,

привлечение их к ответственности в одних случаях – по решению контролирующих

органов, в других – по решению соответствующего компетентного органа.

В зависимости от объёма контроля различают собственно контроль (когда

проверяется законность и целесообразность действий) и надзор

(ограничивающийся проверкой законности).

Контроль: Извне контроль за аппаратом ИВ осуществляется: Президентом РФ

(К РФ: ст.117: право на отставку Правительства РФ, ст.115: право отменять акты

Правительства РФ, ст.85: право приостанавливать действие НПА органов ИВ

субъектов РФ); законодательными органами (ФС РФ контролирует федеральные ИО, а

законодательные органы субъектов РФ – ИО соответствующих субъектов; ГД РФ: даёт

согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, право

выражения вотума недоверия, даёт оценку представляемому Правительством РФ

проекту бюджета, выслушивает ежегодные отчёты Правительства РФ об исполнении

бюджета за прошедший год); профсоюзами и иными общественными формированиями.

В самом аппарате контроль осуществляется в различных организационно-правовых

формах: а) осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной

власти (органы общей компетенции в отношении подведомственных им органов и

внутриведомственный контроль); б) осуществление соответствующих полномочий

субъектами функциональной власти (финансовый контроль и иные виды

вневедомственного контроля).

В настоящее время сложилось 4 вида надзора за

исполнительно-распорядительной деятельностью: а) прокурорский; б) судебный; в)

административный; г) конституционный надзор.

Усиление правосудия прежде всего должно расширяться путём судебного контроля

за законностью управленческих действий, дальнейшего развития административной

юстиции.

3) Побуждение к правомерному поведению, путем: а) поощрения; б) принуждения:

дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и уголовное. Все эти

виды принуждения различаются основаниями и процедурами, но все используются

для защиты законности в сфере деятельности ИВ, и при этом государственной

администрации принадлежит ведущая роль.

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий

субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им

членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные

правонарушения.

Особенности: а) наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить

и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий; б) состоит в

применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий; в) право на ее

осуществление принадлежит субъектам линейной власти; г) основания и порядок

наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями

права, в данном случае - АП.

Среди дисциплинарных взысканий много морально-правовых санкций. Набор

дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных

организационных связей.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.