бесплатно рефераты
 

Шпора: Административное право

органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных

Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются

на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда

требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты:

1) Целесообразность акта - акт должен быть полезен с точки зрения

общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно

обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а

исполнение такого акта может принести огромный вред обществу;

2) Законность акта, то есть: наличие компетенции у автора; соответствие

его закону по существу; соответствие цели закона; принятие его в установленный

законом срок; соблюдение процессуальных прав издания акта. В правовой науке

акты, не соответствующие закону считаются дефектными, их делят на оспоримые

(незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их

юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если:

есть прямое указание закона; грубо нарушена подведомственность; нет законного

основания для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение

преступления и т.п.;

3) Организационно-технические требования - требования к культуре

оформления акта. Это: язык акта; присвоение ему номера; наличие в тексте даты

издания; сведения о том, где и кем он принят; подписи; в ряде случаев:

специальные бланки, формуляры; четкие оттиски штампов, печатей и т.п.

Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,

правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.

Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.

Билет 13

1. Администрация Президента РФ.

Администрация Президента является государственным органом, формируемым в

соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как

главы государства по осуществлению им государственной власти.

Впервые образована на основании Указа Президента РФ «О совершенствовании

деятельности Президента» в феврале 1993 г. Концепция построения структуры

Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29.01.96 г. № 117

«Вопросы администрации Президента РФ» и «Положении об Администрации»,

утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип

создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие

Президента.

Новое положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента

РФ № 1412 от 02.10.96 г., а последняя Администрация сформирована в

соответствие с Указом Президента РФ № 1013 от 03.06.2000 г.

Состав АП РФ: руководитель; заместитель или заместители; помощники

Президента РФ; пресс-секретарь; референты; советники Президента РФ; полномочные

представители; канцелярия; главные управления (правовое, контрольное, главное

управление казачьих войск); аппарат СБ РФ; аппарат Совета Обороны РФ;

управления Президента РФ (кадровой политики, по вопросам взаимодействия с

политическими партиями, общественными объединениями и ГД, по государственным

наградам, по координации деятельности полномочных представителей, по связям с

общественностью и протоколу); управления администрации (кадров, помилования,

делопроизводства); совещательные и консультативные органы при Президенте РФ.

Функции АП РФ: организует подготовку законопроектов для внесения в

качестве законодательной инициативы в ГД; подготовка проектов заключения на

законопроекты; подготовка, согласование и представление Президенту проектов

указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск Указов и

распоряжений Президента РФ; обеспечение обнародования Федеральных законов;

подготовка проектов ежегодных посланий ФС; АП РФ обеспечивает деятельность СБ

РФ, СО РФ, Совещательных и консультативных органов при Президенте РФ, также

полномочных представителей; контроль и проверка исполнения законов, указов,

распоряжений и поручений; подготовка проектов обращения Президента РФ в

Конституционный Суд РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с

политическими партиями и общественными объединениями, с государственными

органами, должностными лицами иностранных государств, с российскими и

зарубежными деятелями и международными организациями; общее руководство АП РФ

осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат руководителю АП РФ,

помощникам руководителя заместителям руководителя.

2. Понятие правового акта управления.

Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и

задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по

объему и разнообразию юридическая база.

Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении

исполнительной власти и издают их субъекты исполнительной власти; б)

подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим законам

и находится в соответствующей иерархии управленческих актов, т.е. должен

соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт управления

определяет правила должного поведения в сфере государственного управления; г)

обязателен для адресатов, т.е. императивен; д) правовыми актами управления

устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права либо правоотношения; е)

акты управления издаются в форме письменного документа, принятого с соблюдением

специальных правил и процедур и оформления актов, регулируется нормами АП.

Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее

юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,

направленное на установление административно-правовых норм или возникновение,

изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации

задач и функций государственной управленческой деятельности.

Для актов управления характерна особенность - они ограничиваются сферой

управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения, составляющие

предмет других отраслей права.

Билет 14

1. Правительство РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ государства

и издающий правовые акты от своего имени, один из основных институтов

управления государством. Прообразом правительства стал созданный Петром I в

1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление государством

во время отсутствия Императора. В царствование Александра I появляются первые

акты правительства. Появление института правительства относится к 1906 году:

учреждается высший орган исполнительной власти, близкий к современному

правительству. Совет Народных Комиссаров (новое правительство) с 1917 года,

появляется раздел о правительстве в конституции. Современное российское

правительство начинает складываться по принятии Конституции 1978 года,

(Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992 г.г.).

Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от

17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет

исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими:

Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной власти.

В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители,

федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями

обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД, которая

должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,

отставка.

Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту

о структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей

председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные

направления деятельности правительства и организует его работу; г) представляет

правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные

полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть

определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает проведение в

РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение

в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования,

здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление

федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет

меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и

общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия

возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях

решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной

деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не

менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве

постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя,

заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД, обороны, безопасности,

внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей аппарата

Президента).

Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,

которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае

противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом РФ.

Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не

реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект

повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем

аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и представляется

председателю правительства, за 5 дней присылается участникам. На заседании

участвуют члены правительства, другие лица, которые указываются в законе, также

приглашенные. Заседание считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях

президиума участвуют члены президиума, приглашенные лица и заседания

правомочны, если присутствует более 1/2. Заседания проводятся председателем или

1 заместителем. Решения - большинством голосов присутствующих. Решение

президиума - большинством голосов от общего числа его членов. По вопросам,

рассмотренным на заседании принимаются постановления и распоряжения.

2. Пресечение по административному праву

Одним из видов административного принуждения является административное

пресечение. В АП существует широкий круг пресекательных мер, а пресекательная

деятельность регулируется многими НПА различных отраслей права. Общий

подход универсален для юридической ответственности вообще, т.е. меры

пресечения применяются на основе факта правонарушения, без издания каких-либо

письменных актов.

По цели воздействия меры пресечения делятся на: а) общие - превентивное

задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами

прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие

незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б) специальные

(применяются только к гражданам) - средства физического воздействия,

использование технических средств (дубинок, наручников), применение

огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-247) -

применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам об

административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и т.д.).

Надзор за лицами, освобожденными из мест ЛС: Регламентируется «Положением

об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения

свободы» 1966 г.. Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц,

ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения новых

преступлений и устанавливается за осужденными: рецидивистами; за особо тяжкие;

судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно осужденными или

условно досрочно освобожденными.

Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову

в ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о перемене

места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах; персональные

ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение опр. пунктов;

поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.

Принудительное лечение - эта мера административного принуждения

применяется при отсутствии ПН. Применяется в отношении алкоголиков, психических

и иных больных. Закон РСФСР от 02.06.82 г. «О психической помощи и гарантии

граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование может быть

произведено без согласия лица и его законного представителя, если по имеющимся

данным обследуемый совершает действия, дающие основание предполагать наличие у

него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: его опасность

для окружающих; беспомощность; существенный вред здоровью; если обследуемый

находится под диспансерным наблюдением в связи с психическим расстройством.

Допустима госпитализация в стационар в недобровольном порядке, на что

требуется постановление судьи. Лицо, помещенное в стационар, подлежит

освидетельствованию в течении 48 часов, заключение в течении 24 часов

направляются в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании. В суде

вопроса должен быть рассмотрен в течении 5 дней. Гражданин имеет право

участвовать в решении вопроса о госпитализации.

Билет 15

1. Аппарат Правительства РФ.

Аппарат правительства РФ создан для обеспечения деятельности правительства.

Аппарат - это рабочий орган правительства, осуществляющий следующие

полномочия: а) прорабатывает и докладывает председателю и заместителю

поступающие документы и обращения; б) готовит по этим документам

аналитические справочные и другие материалы, а также проекты поручений

правительства; в) осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке

проектов постановлений и распоряжений правительства; г) готовит

аналитические, справочные и иные материалы, необходимые для рассмотрения

вопросов; д) осуществляет организационное обеспечение заседаний правительства

и его президиума; е) обеспечивает проверку исполнения министерствами,

ведомствами и другими органами ИВ актов президента, относящихся к сфере

деятельности правительства и актов правительства; ж) изучает фактическое

положение дел и разрабатывает предложения по принятию необходимых решений; з)

работает с письмами и обращениями граждан; и) ведение делопроизводства,

соблюдение режима секретности и государственной тайны.

Аппарат возглавляет руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го

заместителя. В составе аппарата есть секретариат председателя правительства,

секретариаты заместителей председателя правительства и отделы аппарата,

которые наделены определенными функциями.

2. Принуждение по административному праву.

Методы управления можно подразделить на: убеждение (различные

разъяснительные, воспитательные и организационные меры, направленные на то,

чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя) и

принуждение (отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его

поведение).

По вопросам принуждения АП закрепляет: административные санкции; санкции

дисциплинарные; общественно-правовые санкции (властные правомочия инспекторов).

Административное принуждение полностью регулируется нормами АП, ее

разновидность выступает административная ответственность.

Виды ответственности: АО граждан; АО организаций; дисциплинарная

ответственность по АП (членов административных коллективов – военнослужащие,

сотрудники МВД и т.д.); материальная ответственность по АП.

Понятие и виды административно-правового принуждения: Административное

принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем, имеет

ряд особенностей: меры АП применяются в связи с антиобщественными

деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые

административно-принудительными средствами; АП осуществляется в рамках

внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного подчинения между

сторонами; множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию;

АП регулируется нормами АП.

Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного

принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти

установленных нормами АП принудительных мер в связи с не правовыми действиями.

Роль административного принуждения: а) именно субъекты исполнительной

власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих

правил (ОВД, ГИБДД); меры пресечения АП прекращают антиобщественные действия и

предотвращают наступление вредных последствий; административно-принудительные

средства применяются до совершения преступления, оказывая воспитательное

воздействие.

В АП науке авторы классифицируют административное принуждение на виды:

меры предупреждения; меры пресечения; меры взыскания (наказания);

восстановительные меры.

Билет 16

1. Система органов исполнительной власти республики в составе РФ

В соответствии со ст.77 КРФ, система государственной власти в субъектах

устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами

конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и

исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует.

Существуют две системы органов исполнительной власти: а) составляющие с

ФОИВ единую систему и решающие вопросы по совместным полномочиям предметов

ведения РФ; б) ОИВ субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного

ведения субъектов.

В республиках существует несколько разновидностей систем ИВ:

а) система ИВ, возглавляемая главой республики (президентом), который

одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);

б) СИВ, при которой правительство республики является ИО государственной

власти республики, подчиняющимся президенту, который не является главой

правительства (Башкортостан, Татарстан), при этом Президент может назначить

премьер-министра (Башкортостан);

в) СИВ, возглавляемая президентом республики, который является в ней

должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия), в этой системе Президент: назначает

председателя правительства, его заместителей, министров финансов, внешних

связей и некоторых других ДЛ (Саха); возглавляет систему органов

государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами высшей

государственной власти; руководит правительством, организует его работу;

г) СИВ, особенность которой - наделение президента республики, который

является главой государства, полномочиями главы исполнительной власти (Тува,

Северная Осетия-Алания);

д) СИВ, при которой главой исполнительной власти и высшим должностным лицом

республики становится избираемый всем населением председатель правительства

(Карелия);

е) коллегиальная система формирования и организации ИВ (Удмуртия, Дагестан);

в Удмуртии ИВ формируется непосредственно представительными органами; в

Дагестане ИВ возглавляет коллегиальный орган (государственный Совет), который

обеспечивает взаимодействие ОГВ, а по составу отражает национальный состав

нации: по принципу равного представительства народов, населяющих республику -

не больше одного представителя каждой национальности (всего 14);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.