бесплатно рефераты
 

Шпора: Административное право

лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения

объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если: а) истек 1 год давности; б)

лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций

для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Наступает: а) если

государству причинен прямой, реальный ущерб; б) при исполнении служебных

обязанностей; в) противоправным деянием; г) виновно; д) между противоправным

деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

АП регулирует МО только военнослужащих и аттестованных работников МВД

(Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб,

причиненный государству). От дисциплинарной отличает: размером применяемых

санкций, которые зависят не от степени вины, а от размера наступившего вреда;

виновный может добровольно возместить причиненный вред; санкция не может быть

заменена мерами общественного воздействия.

Согласно Положения ущерб, если он причинен при исполнении, может быть взыскан

с любых военнослужащих, в т.ч. призванных на сборы военнообязанных, курсантов

военно-учебных заведений; лиц рядового и начальствующего состава МВД.

Существует 3 вида материальной ответственности: ограниченная; повышенная;

полная.

Билет 10

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-распорядительную

деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как правило, имеют

постоянные штаты; образуются вышестоящими органами; подотчётны и

подконтрольны вышестоящим органам ИВ; их образование, структура, порядок

деятельности в основном регламентируются нормами АП.

Орган ИВ – это организационный коллектив, осуществляющий

исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной

самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом,

подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти,

образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в

основном нормами административного права.

Отличие органов ИВ от предприятий (учреждений): у ОИВ может быть довольно

большой по численности обслуживающий аппарат, но он существует для того, чтобы

орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат работает

на орган, обслуживает его, создаёт ему условия для нормального функционирования

(внешнее управление вышестоящими органами). На предприятии же иное:

производственные подразделения производят необходимые для общества материальные

блага, а администрация создаёт условия для их нормального функционирования.

Предприятие (учреждение) в целом не выполняет управленческих функций, ими

занята специально организованная группа людей – администрация (внутренне

управление).

Административно-правовой статус ОИВ как статус коллективного субъекта состоит

из трёх блоков: а) целевого (нормы о целях, задачах, функциях, принципах

деятельности); б) организационно-структурного (правовые предписания,

регламентирующие: порядок образования, реорганизации, ликвидации органа; его

структуру; в) его линейную и функциональную подчинённость); в) компетенция

как совокупности властных полномочий (планирования, контроля и т.д.) и

подведомственности (иных государственным органам, предприятиям и учреждениям,

общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти: а) в зависимости от бюджета из

которого финансируются ОИВ: федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ; б) по

организационно-правовому принципу организации и деятельности различают:

правительства, министерства, комитеты, службы, надзоры и т. д.; в) по характеру

компетенции различают: общей компетенции (Правительство РФ, Правительства (и

иные аналогичные органы) субъектов РФ), отраслевой компетенции (министерства),

межотраслевой компетенции (комитеты), специальной компетенции (инспекции,

службы); г) по порядку разрешения дел различают: коллегиальные (правительство)

и единоличные (министр).

Особенности: Правительство решает вопросы коллегиально и принимает

постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне

председателя или заместителя председателя Правительства) – индивидуальные

акты разового пользования. Принципиальное значение имеет перечень вопросов

рассматриваемых коллегиально и единолично.

2. Прохождение государственной службы.

В прохождении службы можно выделить обязательные и факультативные стадии.

Обязательные стадии:

1) Поступление (прием) на государственную службу: появление вакансии,

информирование о ней; подбор кандидатов; решение о приеме; вступление в

должность.

Таким правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное

образование и отвечающие определенным законом требованиям. При поступлении

гражданин представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий

личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное

образование; справку из органов налоговой службы о предоставлении сведений об

имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья.

Гражданин не может быть принят, если он: недееспособен или ограниченно

дееспособен; лишен права занимать государственные должности; имеет заболевания,

препятствующего исполнению обязанностей; отказался от оформления допуска к

тайне; состоит в близком родства с государственным служащим и их служба связана

с подчиненностью или подконтрольностью; является гражданином иностранного

государства; отказался от представления сведений об имущественном положении.

Назначение на должность производится на неопределенное время или на

определенный (не более 5 лет) срок. Служба на должностях «Б» (имеющие право

замещать «А») ограничена сроком, на который назначаются лица, замещающие

должности «А» (предусмотренные КРФ).

2) Аттестация и повышение квалификации служащих, которая действует в целях

определения служебного соответствия. Общие аттестации проводятся через

определенные промежутки времени для всех сотрудников. Персональные

аттестации проводятся там, где сотрудники имеют звания (классные чины) и

связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность,

увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже

одного раза в четыре года. Руководителям рекомендовано установление

соответствующего денежного содержания увязывать с результатами обучения и

практического использования полученных знаний.

3) Присвоение квалификационных разрядов производится в соответствие

требованиями и по результатам государственного квалификационного экзамена или

аттестации. Служащим могут быть присвоены следующие (15) разряды:

действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших

государственных служащих); государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для

государственных служащих замещающих главные должности); советник РФ 1,2,3

класса (для служащих, замещающих ведущие должности); советник государственной

службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших государственных должностей);

референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей).

4. Прекращение государственной службы: по личному заявлению

государственного служащего; по инициативе руководителя; в) по решению

коллегиального органа (правительства и др.); г) по иным, установленным законом,

основаниям (служащим на должностях категории «Б» в связи с прекращением

государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории

«А», предельный возраст - 60 лет).

Увольнение по инициативе руководителя может быть осуществлено в случаях:

достижения им предельного возраста; прекращения гражданства; несоблюдения

обязанностей и ограничений; разглашения сведений; возникновения других

обстоятельств (совместная служба родственников).

Факультативные стадии:

1) Перевод государственного служащего на другую должность допускается только

с его согласия. Варианты переводов: на вышестоящую должность; на равнозначную

должность в другом структурном подразделении органа или даже в другом

органе, ведомстве; в другую местность в связи с передислокацией органа; на

нижестоящую должность - в порядке взыскания работник без его согласия.

2) Поощрение - за успешное и добросовестное исполнение обязанностей,

продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и

сложности и иные поощрения.

3) Ответственность государственных служащих: За невыполнение т

недобросовестное выполнение служебных обязанностей могут привлекаться к

ответственности - дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Билет 11

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Статус Президента определяется КРФ (Президент иногда выступает не только как

глава государства, но и как глава исполнительной власти - когда он

председательствует на заседаниях Правительства), все его полномочия вытекают

из нее.

Президент: представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

определяет основные направления внутренней и внешней политики; обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти.

Взаимоотношения Президента с исполнительной властью: а) назначает с

согласия ГД председателя Правительства; б) имеет право председательствовать на

заседаниях правительства; в) принимает решения об отставке правительства; г) по

предложению председателя Правительства назначает и снимает с должности

заместителей председателя и федеральных министров.

Взаимоотношения с законодательной властью: а) вносит законопроекты в ГД;

б) имеет полномочия подписывать и обнародовать федеральные законы, обращаться к

федеральному собранию с ежегодным сообщением о положении в стране, основных

направлениях внутренней и внешней политики.

Сфера обороны и безопасности (непосредственное руководство Президентом):

а) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; б) утверждает военную

доктрину РФ; в) является Верховным Главнокомандующим ВС РФ; г) в случае

агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в

отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом в

СФ и ГД; д) вводит на территории РФ или в местностях чрезвычайное положение с

сообщением СФ и ГД; е) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ; ж)

присваивает высшие воинские звания.

Сфера внешних сношений (подведомственна непосредственно президенту): а)

осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и

подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем

дипломатических представителей; д) назначает и отзывает после консультации с

комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных

государствах и международных организациях.

Полномочия по формированию аппарата: а) назначает и освобождает

полномочных представителей Президента РФ; б) формирует Администрацию Президента

РФ.

Иные полномочия: а) представляет ГД кандидатуру для назначения на

должность председателя ЦБ РФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении от

должности председателя ЦБ; б) решает вопросы гражданства, награждает

государственными наградами, осуществляет помилование; в) назначение выборов,

роспуск ГД; г) проведение референдума; д) представление кандидатуры

Генерального прокурора.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на

всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и

федеральным законам.

2. Понятие и виды методов управления.

Метод - это средства, способы, приемы достижения цели. В АП метод управления

- это средство практического осуществления функций государственной

управленческой деятельности, достижения ее целей. Методы управления выступают

как особая связь людей, проявляющаяся как способы обеспечения подчинения

воли, как способ организации и упорядочения происходящих в системе процессов,

как средство достижения цели управления.

Методы управления условно можно разделить на: демократические или

диктаторские; гибкие или жесткие; государственные или общественные; научные

или ненаучные; творческие или шаблонные; административные (приказные) или

экономические (стимулирующие).

Кроме этого существуют и более конкретные методы: убеждения или принуждения;

косвенного или прямого воздействия. Убеждение - это использование различных

разъяснительных, воспитательных и организационных мер, направленных на то,

чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя;

принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его

поведение.

косвенного воздействия - прямого воздействия.

Методы прямого воздействия: Осуществляется прямое воздействие на волю

управляемого, имеют директивный (приказной) характер, отсутствует возможность

выбора вариантов решений для исполнителей. Использование таких методов влечет

создание большого числа нормативных и правоприменительных актов и наличие

большого аппарата, контролирующего выполнение команд. Стимулирование

используется по усмотрению руководителя, широко используется внеэкономическое

принуждение. Косвенные методы: воздействие через создание ситуации,

через потребности, интересы исполнителей, а уже они стимулирует нужное

направление деятельности. При этом основной формой становятся управленческие

акты, которые управомачивают на определенные действия и дающие управляемым

возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения. Механизм

стимулирования либо закреплен в нормативных актах, либо существует как обычай,

но используется для всех одинаково, независимо от усмотрения руководителя. При

косвенных методах воздействия как необходимая составная часть является наличие

развитой системы правосудия для решения споров, обеспечивающих защиту законных

интересов граждан.

В качестве иных методов деятельности органов исполнительной власти можно

выделить подзаконное регулирование, которое заключается в подзаконном

регламентировании общественных отношений в части порядка, процедур, формы

исполнения требований законов; учёте и регистрации, которые заключаются в

государственном учёте и регистрации некоторых сторон деятельности субъектов

административно-правовых отношений, имеющих публичный характер (регистрация

предприятий); выдача различного рода разрешений на владение, использование,

хранение и т.д. различного рода специальных средств /оружия, наркотических

веществ, радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых

условий; квотирование (особенно в области внешней торговли), т.е.

установление квот на ввоз определённой продукции; лицензирование - выдача

разрешения на занятие определённым видом деятельности;

По-прежнему имеют значение методы контроля и надзора. В действительности в

российском законодательстве между надзором и контролем не проводится различия,

хотя контроль предполагает не только наблюдение за соблюдением законности, но и

применение определённых мер взыскания за её нарушение, в то время как при

надзоре отвечающий за это орган не вправе никого ни к чему принудить.

Количество контрольных органов в государстве с рыночной экономикой должно

сокращаться, но, тем не менее, оба этих метода используются и имеют

определённую форму – акты контроля, надзора. Естественно, что в

процессе надзора и контроля осуществляется и правоохранительная деятельность.

Используются и правоохранные меры (методы): пресечения; принуждения; применения

взыскания.

Билет 12

1. Система федеральных органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий

исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной

самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим

органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной

власти, образование, структура и порядок деятельности которых

регламентируется в основном нормами административного права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет

Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные

органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к

пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных

органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с

особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и

составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены

Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000

г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ

образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие

от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет

объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ

законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих

актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений

действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной

власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено

такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента

РФ.Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24);

государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные

службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2);

иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и

осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также

координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями,

деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав

Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ,

осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам,

отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой

сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ

ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные,

регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет

руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и

ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,

подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам,

закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других

федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная

численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения

его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и

освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность

и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных

органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.