бесплатно рефераты
 

Билеты: Билеты по административному праву

1)продолжение противоправного деяния, несмотря на требования прекратить его;

2)повторное в течение 1 года совершение однородного правонарушения;

3)вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4)совершение правонарушения группой лиц;

5) - // - в условиях стихийного бедствия;

6) - // - в состоянии опьянения.

КоАП предусматривает альтернативы административной ответственности:

1)при малозначительности правонарушения виновный м.б. освобожден от

ответственности;

2)лицо м.б. освобождено от ответственности с передачей материалов на

рассмотрение общественности;

3)материалы об адм. Правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и т.д. их

командирам для привлечения к дисциплинарной ответственности;

4)дела лиц до 18 лет передаются в комиссии по делам несовершеннолетних.

Сроки давности адм. взысканий

Речь идет о времени, в течении которого нарушитель м.б. привлечен к адм.

Ответственности, по истечении этого срока производство уже не м.б. начато. Это

одно из проявлений принципа оперативности, своевременности действий ИВ.

Правило “РОКИ”:

Р - размер срока;

О - откуда считать;

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Ст. 38 КоАП - адм. Взыскание м.б. наложено не позднее 2 месяцев со дня

совершения правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения

правонарушения, конец срока - день, когда вынесено постановление о наложении

взыскания.

2 исключения:

n при неоконченном длящемся правонарушении срок исчисляется со дня

обнаружения;

n при отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии признаков

проступка - не позже 1 месяца со дня, следующего за днем отказа.

Наложение взысканий за множественность проступков

Признаки:

1)наличие нескольких самостоятельных составов нарушений;

2)все противоправные деяния совершаются одним лицом;

3)каждое из деяний сохраняет свою юрид. значимость на момент рассмотрения

дела о последнем деликте.

Классификация:

n совокупность (новое нарушение до привлечения к ответственности за

другое нарушение)

n рецедив (новое нарушение после привлечения)

Совокупность - идеальная и реальная.

Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием

нескольких составов нарушений.

Реальная совокупность - система составов, выполненными разными

действиями, разновременно.

Билет №8

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права.

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же

обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,

т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового

статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность

прав и обязанностей граждан. Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит:

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской

Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской

Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным

договором Российской Федерации».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и

апатридов [/гр. a (частица отрицания) и

patris (patridos) родина/ – лишённые родины;

лица, утратившие право гражданства в одном государстве и не приобретшие его в

другом] является федеральный закон, а основной сферой, где они устанавливаются,

является сфера отношений граждан с исполнительной властью. Иными словами,

наибольшее число особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без

гражданства закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в

федеральных законах.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц

без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются,

подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на

территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством

установлены следующие особенности праводееспособности:

1) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности

(Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в

милиции;

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к

ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства,

только к ним может применяться такое административное взыскание, как

выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран

СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут

въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может не быть

выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям,

установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных

документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места

жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной

безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов

граждан;

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться

при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации, по

прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное

пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям,

выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами

которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней

со дня приобретения; нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств,

установленных законодательством (ZB., если это противоречит интересам

государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной

ответственности).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

регулируется Законами РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября

1991 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., Законом СССР «О правовом

положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., утвержденными

Кабинетом Министров СССР 26 апреля 1991 г. «Правилами пребывания иностранных

граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов. Некоторые

субъекты Федерации тоже издали законы, влияющие на административно-правовой

статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения,

проживания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г. приняла

областной Закон «О порядке регистрации иностранных граждан на территории

Свердловской области».

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан

и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем

пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски

убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц

без гражданства можно поделить на:

- постоянно проживающих;

- временно пребывающих;

- проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания – разрешение ОВД субъекта Федерации. Лица,

желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии

обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при

его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации

ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Статья 19 Закона

РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право лиц, постоянно

проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в

гражданство РФ. Временно прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным

паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех

суток представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты,

туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд

иных лиц, названных в законе. Установлен следующий порядок принятия иностранных

граждан, временно находящихся в РФ, на работу: работодатель должен обратиться в

миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного

числа иностранных граждан; на основании полученной квоты работодатель просит

миграционную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по

найму; после получения подтверждения работодатель вправе принять конкретного

иностранца на работу.

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих

права граждан.

Процедуры обжалования:

1. Судебное обжалование. Право основывается на положениях К РФ, ст.63.

Из всех способов судебный порядок считается наиболее демократичным и надежным:

судьи свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают

необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,

процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления

истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои

интересы как равноправная сторона. Судебный порядок - административная

юстиция – рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и

органов управления.

В РФ в судах общей юрисдикции нет административного присутствия. Отсутствие

специфического суда не означает, что нет административной юстиции.

Административная юстиция основана на:

1) в процессе рассматривается спор между гражданином и субъектом управления о

законности действия последнего;

2) споры разрешаются обычными судами;

3) споры разрешаются по правилам гражданского судопроизводства.

Ключевое значение имеет закон РФ Об обжаловании в суд действий и решений

нарушающих права и свободы граждан от 27041993 года. Сейчас он действует в

редакции федерального закона от 14 дек.1995 года. Согласно закону, каждый

гражданин вправе обратится с жалобой в суд если считает, что неправомерными

действиями или решениями государственных органов, органов местного

самоуправления, предприятий, общественных объединений или должностных лиц,

нарушены его права. Могут быть обжалованы как коллегиальные так единоличные

решения. В т.ч. обжалуется предоставление официальной информации. Это правило

было установлено позже, в 1995 году.

Обжалуются действия, в результате которых:

1) нарушены права и свободы,

2) созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод,

3) на гражданина была незаконно возложена обязанность,

4) гражданин был незаконно привлечен к ответственности.

Å) гражданин вправе обжаловать бездействие государственных органов и

т.д. если возникли те же последствия.

Закон устанавливает альтернативу: Ст. 4. Жалоба подается: гражданин вправе

обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему государственному

органу, местного самоуправления. Вышестоящие, в порядке подчиненности, органы

обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если орган отказывает в

удовлетворении жалобы или гражданин не получает ответ в течение месяца, то

гражданин вправе обратиться в суд.

Жалоба подается гражданином, права которого нарушены, или его представителем,

а также уполномоченным представителем общественной организации трудового

коллектива. По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его

жительства , либо в суд по местонахождению органа, объединения, должностного

лица, государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих. Также,

имеют право обратиться в порядке подчиненности, также вправе обратиться в

военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и

воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. В отличие от общей

жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе гражданина или по

своей инициативе вправе приостановить действие решения.

Сроки обращения с жалобой. Для обращения – 3 месяца со дня, когда гражданину

стало известно о нарушении его права или один месяц, со дня получения

гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа.

Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительной причиной для

восстановления сроков, – любые обстоятельства затруднившие получение

информации об обжалуемых действиях и решениях и их последствиях.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых

действий или решений возлагается законом на государственные органы, органы

местного самоуправления, общественные организации и должностные лица.

Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых

действий решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав. С помощью

этого закона можно защитить только личные интересы.

Суд может признать обжалуемое действие или бездействие незаконным и обязать

удовлетворить требования гражданина, отменить применяемые к нему меры

ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив

обоснованность жалобы суд определяет ответственность тех субъектов, действия

которых привели к нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются

в порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает

законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно на

всей территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после

вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и

гражданину не позднее чем в месячный срок.

2. Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса

граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или

юрисдикционных отношений. Порядок рассмотрения специальной жалобы

устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов

устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый

порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные

в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки

подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения. КОАП

глава 22 Определяет порядок обжалования и опротестования административных

правонарушений.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к

ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП.

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие

органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со

дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение

постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который

обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности.

ч2 ст. 267.

7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для

общей - иные сроки.

Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в

том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении

административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.

Билет №9

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти.

Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами

власти который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности,

её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества,

успешной деятельности государственного механизма.

Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он

имеет в сфере деятельности исполнительной власти. Принцип законности в

административном праве состоит из двух взаимосвязанных обязанностей:

действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу для обеспечения

выполнения закона. Исполнительная власть связана законом, и соблюдение ею

законов контролируется как законодательной, так и судебной властями. Уровень

законности в государстве прежде всего зависит от её состояния в

исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он здесь низок, то даже если

иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические

предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности.

Юридическая правомерность деятельности исполнительной власти – стержень всего

режима законности в стране.

Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них

различают:

1) Общие условия (предпосылки). Среди них можно различить:

а) Политические предпосылки: ими являются режим демократии, гласности,

которые (из опыта многих стран) становятся возможными лишь в условиях

реального разделения властей, существования независимых от правящей партии

и/или государства СМИ, партий, децентрализации государственных структур.

б) Экономические предпосылки: к ним можно отнести как достигнутый страной

уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и

фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую

свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капитала,

труда.

в) Организационные условия: организационная структура аппарата, квалификация

служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров,

чёткое и рациональное разделение полномочий и др.

г) Идеологические условия: велико значение хорошо осуществляемого убеждения,

а также умело организованного поощрения. Огромное значение для существования

правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и граждан,

правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав

человека.

2) Специальные юридические, организационно-правовые средства:

а) Контроль: состоит в:

a) наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении

объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии

посредством изучения данных учёта, отчётов, проверки документов на месте,

инвентаризаций, ревизий, получения объяснений;

b) анализе собранной информации, выявлении тенденций, причин, разработке

прогнозов;

g) принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных

последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и

расходов;

d) учёте конкретных нарушений, выявлении их причин и условий;

e) пресечении противоправной деятельности с целью недопущения вредных

последствий, новых нарушений;

z) выявлении виновных, привлечении их к ответственности в одних случаях – по

решению контролирующих органов, в других – по решению соответствующего

компетентного органа.

[Сбор информации ® анализ информации ® прогнозирование возможных нарушений

законности ® предотвращение нарушений законности ® учёт нарушений законности

® пресечение противоправной деятельности ® выявление виновных ® привлечение

виновных к ответственности.]

В зависимости от объёма контроля различают собственно контроль (I), когда

проверяется и законность, и целесообразность действий, и надзор (II),

ограничивающийся проверкой законности.

I. Извне контроль за аппаратом исполнительной власти осуществляется:

- Президентом РФ (К РФ, ст. 117: право принимать решения об отставке

Правительства РФ, ст. 115: право отменять акты Правительства РФ, ст. 85:

право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Федерации);

- законодательными органами (соответствующие конституции предоставляют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.