бесплатно рефераты
 

Билеты: Билеты по административному праву

на определенные действия. У управляемых существует возможность выбора одного из

нескольких вариантов поведения. Механизм стимулирования либо закреплен в

нормативных актах, либо существует как обычай, но используется для всех

одинаково, независимо от усмотрения руководителя. При косвенных методах

воздействия как необходимая составная часть является наличие развитой системы

правосудия для решения споров, обеспечивающих защиту законных интересов

граждан.

Также выделяют стимулирующий метод (особенно часто в экономической сфере

- это различные налоговые, таможенные и другие льготы).

Деление на:

а)убеждение - использование различных разъяснительных, воспитательных и

организационных мер. Направлено на то, чтобы подвластные сами поняли

выраженную в правовых актах волю законодателя;

б)принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его

поведение.

В литературе также различают :

-административные (приказные) методы;

-экономические (стимулирующие методы.

В качестве метода деятельности органов исполнительной власти можно выделить

регулирование (причём, подзаконное – УПРФ, акты правительства и так

дальше, вниз по ступеням иерархической лестницы подзаконных актов).

Сущность этого метода заключается в подзаконном регламентировании

общественных отношений в части порядка, процедур, формы исполнения требований

законов.

Форма: акт-регламентатор /правила, положения и т.д. – в любой сфере/.

Учёт и регистрация

Сущность этого метода заключается в государственном учёте и регистрации

некоторых сторон деятельности субъектов административно-правовых отношений,

имеющих публичный характер (или государственное значение). Это в первую

очередь, регистрация предприятий: преследуются финансовые цели, налоговые

проблемы.

Форма: акты-констаторы /различные отчётности, акты регистрации и т.д./

Выдача различного рода разрешений

Суть: выдача разрешений на владение, использование, хранение и т.д.

различного рода специальных средств /оружия, наркотических веществ,

радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых условий.

Форма: периодические инспекции /эффективность этой системы сейчас сведена

к нулю/.

Квотирование (в хозяйственной сфере – особенно в области внешней торговли).

Сущность: устанавливаются квоты на ввоз определённой продукции (для

поддержки отечественного производителя).

Форма: специальные акты о квоте.

Лицензирование

Сущность: органы исполнительной власти выдают лицензии – суть разрешения

– на занятие определённым видом деятельности (а не на использование

определённых средств, как в случае с разрешениями), либо на использование

определённых особых технологий, либо на подготовку, либо на занятие

деятельностью, связанною с обеспечением общественной безопасности.

Форма: лицензионные акты (о выдаче лицензий).

По прежнему имеют значение методы контроля и надзора.

В действительности в российском законодательстве между надзором и контролем не

проводится различия, хотя (сущность:) контроль предполагает не только

наблюдение за соблюдением законности, но и применение определённых мер

взыскания за её нарушение, в то время как при надзоре отвечающий за это орган

не вправе никого ни к чему принудить. Количество контрольных органов в

государстве с рыночной экономикой должно сокращаться, но тем не менее оба этих

метода и по сей день используются и, соответственно, имеют определённую

форму – акты контроля, надзора.

Естественно, что в процессе надзора и контроля осуществляется и

правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные меры (методы):

-меры пресечения;

-принуждения;

-применения взыскания (Þ акты пресечения, принуждения и юрисдикционные).

Такой подход к методам и формам имеет несомненное преимущество. Особенно

важно говорить о конкретных методах, т.к. многие из них впервые используются,

скажем, в воздействии на хозяйственную жизнь страны.

Наконец, они накрепко увязываются с формами деятельности органов

исполнительной власти. А в этом-то и заключается суть юридической науки.

Билет №12

1. Система федеральных органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив,

осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый

оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся

вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу

исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых

регламентируется в основном нормами административного права.

В ст. 110 К РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ

осуществляет Правительство РФ. Кроме того, Президент РФ, формально не входя

ни в одну из трёх властей, по существу, имея ряд конституционных полномочий в

области исполнительной власти, в неё входит. Более того, Президент РФ

назначает (с согласия ГДФСРФ) и смещает Председателя Правительства РФ и

руководителей других федеральных органов государственной власти, напрямую

руководит рядом министерств (ZB., силовыми). Президент РФ вправе

председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей

юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Совершенно очевидно,

что Правительство РФ несёт ответственность перед Президентом РФ, только ему

подотчётно и ему подконтрольно. Не признавать это – значит идти вопреки

правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным,

поскольку К РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным

собранием.

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ даёт все основания считать

главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя

Правительства РФ или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо

принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может

рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что

является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную

компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами

исполнительной власти. Но при этом Правительство РФ функционирует, имея над

собой Президента РФ, указания которого для Правительства РФ обязательны, и

надо отметить, что в Указах Президента РФ весьма часто встречаются положения,

означающие прямое вмешательство в организацию и деятельность Правительства

РФ.

К РФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы

государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию

этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов

государственной власти законодательные (ФСРФ – СФ и ГД) и судебные (КСРФ,

ВСРФ, ВАСРФ, другие федеральные суды – ZB., окружные арбитражные суды), а

также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счётная

палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам

человека, Академии наук). Оставшиеся органы и составляют систему органов

исполнительной власти. К этому следует добавить определённые органы

исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 К

РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ

и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной

власти в РФ. Следовательно, в отличие от законодательной власти

исполнительная власть в РФ в значительной мере носит единый характер, что,

естественно, предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует

исполнение принимаемых ФСРФ законов, УПРФ и его распоряжений, международных

договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов органами

исполнительной власти РФ и её субъектов, принимает меры по устранению

нарушений действующего законодательства).

К РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной

власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17/12/1997

установил такое правило. Поэтому система устанавливалась указами Президента РФ,

в частности Указом “о структуре федеральных органов исполнительной власти” от

22/09/1998 Система федеральных органов исполнительной власти включает в

себя:

-Правительство РФ;

-министерства РФ (федеральные министерства) (24);

-государственные комитеты РФ (13);

-федеральные комиссии России (2);

-федеральные службы России (17);

-российские агентства (3);

-федеральные надзоры России (2);

-иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской федерации – федеральный орган исполнительной

власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в

установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях,

установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере

иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство

возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный

министр).

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России – федеральные

органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе

межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также

функциональное регулирование в определённой сфере деятельности.

Государственный комитет РФ, федеральную комиссию РФ возглавляют соответственно

председатель государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии

России.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России

– федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные

(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в

установленных сферах. Федеральную службу РФ возглавляет руководитель

(директор) федеральной службы России, российское агентство – генеральный

директор российского агентства, федеральный надзор России – начальник

федерального надзора России.

Впредь до внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные

законы конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти

определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной

власти, утверждённой Президентом РФ.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и

ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,

подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам,

закреплённым за ним К РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других

федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная

численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения

его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и

освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность

и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных

органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей

органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных

Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются

на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

В зависимости от статуса того или иного органа законодательно определяются

права его руководителей. При этом не допускается приравнивание должностных

лиц к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям

или присвоения ранга.

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда

требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты.

1)целесообразность акта. Акт должен быть полезен с точки зрения

общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно

обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а

исполнение такого акта - принести огромный вред обществу.

2)законность акта. Т.е.:

n наличие компетенции у его автора;

n соответствие его закону по существу;

n соответствие цели закона;

n принятие его в установленный законом срок;

n соблюдение процессуальных прав издания акта.

В науке АП акты, не соответствующие закону считаются дефектными. Их делят на

оспоримые (незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их

юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если:

n есть прямое указание закона;

n грубо нарушена подведомственность;

n нет законного основания для принятия акта;

n нарушен срок давности;

n акт предписывает совершение преступления и т.п.

3)организационно-технические требования, т.е. требования к культуре

оформления акта. Это:

n язык акта;

n присвоение ему номера;

n наличие в тексте даты издания;

n сведения о том, где и кем он принят;

n подписи;

n (в ряде случаев) специальные бланки, формуляры, четкие оттиски

штампов, печатей и т.п.

Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,

правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.

Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.

Билет №13

1. Администрация Президента РФ.

Администрация Президента является государственным органом, формируемым в

соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как

главы государства по осуществлению им государственной власти.

Впервые образована на основании Указа Президента РФ “о совершенствовании

деятельности Президента” (февраль 1993г.). Концепция построения структуры

Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29 января 1996 г.

№117 “Вопросы администрации Президента РФ“ и Положении об Администрации,

утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип

создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие

Президента.

Новое положение об Администрации Президента РФ. Акты:

-Указ Президента РФ от 25 июля 1996 года № 1101 (О мерах по совершенствованию

структуры администрации ПРФ);

-Указ Президента от 13 августа 1996 № 1164 об образовании подразделений АП РФ;

-Указ от 2 октября 1996 г № 1412 Об утверждении положения об АП РФ.

Состав Администрации Президента РФ:

1.Руководитель;

2.1 заместитель и заместители;

3.Помощники Президента РФ;

4.Пресс-секретарь;

5.Референты;

6.Советники Президента РФ;

7.Полномочные представители;

8.Канцелярия;

9.Главные управления (правовое, контрольное, главное управление казачьих войск);

10.Аппарат СБ РФ;

11.Аппарат Совета Обороны РФ;

12.Управления Президента РФ (Кадровой политики, по вопросам взаимодействия с

политическими партиями, общественными объединениями и ГД, по гос. наградам,

по координации деятельности полномочных представителей, по связям с

общественностью и протоколу);

13.Управления администрации (Кадров, помилования, делопроизводства);

14.Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ.

Функции АП РФ:

1.организует подготовку законопроектов для внесения в кач-ве законодательной

инициативы в ГД;

2.Подготовка проектов заключения на законопроекты;

3.Подготовка, согласование и представление Президенту проектов указов,

распоряжений, поручений и обращений Президента РФ;

4.Выпуск Указов и распоряжений Президента РФ;

5.Обеспечение обнародования Федеральных законов;

6.Подготовка проектов ежегодных посланий ФС;

7.АП РФ обеспечивает деятельность СБ РФ, СО РФ, Совещательных и

консультативных органов при Президенте РФ, также полномочных представителей;

8.Контроль и проверка исполнения законов, указов, распоряжений и поручений;

9.Подготовка проектов обращения Президента РФ в Конституционный Суд РФ;

10.Обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями и

общественными объединениями, с государственными органами, должностными лицами

иностранных государств, с российскими и зарубежными деятелями и

международными организациями;

11.Общее руководство АП РФ осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат

руководителю АП РФ, помощникам руководителя заместителям руководителя.

2. Понятие правового акта управления.

Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и

задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по

объему и разнообразию юридическая база.

Признаки актов управления:

1.такие акты принимаются при осуществлении исполнительной власти и издают их

субъекты исполнительной власти;

2.подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим

законам, кроме того каждый акт находится в иерархии управленческих актов,

т.е. должен соответствовать актам вышестоящих организаций;

3.правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере

государственного управления;

4.обязателен для адресатов, т.е. императивен;

5.правовыми актами управления устанавливаются, изменяются и отменяются нормы

права либо правоотношения;

6.акты управления издаются в форме письменного документа, принятого с

соблюдением специальных правил и процедур и оформления актов, регулируется

нормами АП.

Понятие правового акта управления - основанное на законе

одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной

власти, направленное на установление административно-правовых норм или

возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в

целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.

Для актов управления характерна особенность: они ограничиваются сферой

управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения, составляющие

предмет других отраслей права.

Билет №14

1. Правительство РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ

государства и издающий правовые акты от своего имени.

Правительство - один из основных институтов управления государством.

Прообразом правительства стал созданный Петром I в 1711 г. Правительствующий

Сенат, который обеспечивал управление государством во время отсутствия

Императора. В царствование Александра I появляются первые акты правительства.

Появление института правительства относится к 1906 году: учреждается высший

орган исполнительной власти, близкий к современному правительству. СНК -

новое правительство - с 1917 года, появляется раздел о правительстве в

конституции. Современное российское правительство начинает складываться по

принятии Конституции 1978 года, (Закон о СовМине 1979, Закон о СовМине -

Правительстве РФ 1992 г.). Т.о. - традиций правового регулирования

правительства у нас не много.

Правительство - сосредоточение всех властных полномочий у главы

правительства и узкого круга министров: управленческие полномочия

концентрируются у малого, по сравнению с кол-вом, круга лиц во главе с

премьером.

Деятельность правительства регулируется ФКЗ “о правительстве” от 17

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.