бесплатно рефераты
 

Билеты: Билеты по административному праву

Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также

меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.

а) Представители административной власти - должностные лица, имеющие

право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания)

и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не

находящимся в их подчинении (например,, главные санитарные врачи, работники

милиции и др.).

б) Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на

государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие

юридические последствия. Согласно Основам зако­нодательства РФ о нотариате,

нотариальной дея­тельностью может заниматься гражданин Российской Федерации,

по­лучивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных

действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они

в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Обязательным для последних является то, что они должны быть членами

нотариальной палаты.

2. Оперативный состав (функциональные работники) - это

госу­дарственные служащие, выполняющие работу, непосредственно опре­деляемую

задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты,

государственных органов, наделенные полно­мочиями в сфере осуществления

государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные

юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой

группы слу­жащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с

подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта.

К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся

государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие

государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений,

организаций и др.; к оперативному составу - младшие государственные

должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных

категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.).

Отдельные служащие этой категории уполномо­чены на основе специальных знаний

совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи,

поскольку они имеют пра­во выдавать листки нетрудоспособности, в

установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия

таких слу­жащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только

для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и ока­зывают

управляющее воздействие на общественные отношения.

3. Вспомогательный состав - государственные служащие,

служеб­ная деятельность которых не предполагает совершение действий, вле­кущих

юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их

обязанности и права определяются задачами обес­печения служебной деятельности

должностных лиц, оперативного сос­тава путем создания условий, необходимых для

выполнения ими слу­жебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности

слу­жащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое

значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого

действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Билет №6

1. Источники административного права.

Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся

административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто

административно-правовых источников. Но много и смешанных, многоотраслевых

актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права (например,

административного и уголовного, административного и гражданского).

Источники административного права можно поделить на несколько типов:

I. Российские акты.

А. Акты федеральных органов:

Законы PФ:

1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает

понятие об административно-правовом законодательстве и формировании

административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Акты ФС (Верховного Совета) РФ:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др, «Об основах

государственной службы РФ» 12 Авг. 1995 г.);

Å) декларации, положения, постановления и другие акты Федерального

Собрания (Съезда Советов народных депутатов Верховного Совета) РФ.

Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ. В частности, современными указами

сформирована исполнительная власть (“Указ о системе федеральных органах

исполнительной власти”; “Указ о структуре органов исполнительной власти”.

Указами президента утверждаются положения о министерствах №1039 “О МВД” 18

июля;

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ. Нормативные постановления

правительства. – ключевой вид источников административного права. “О

лицензировании отдельных видов деятельности” – постановление от 24 дек 1994

г. Постановлениями утверждаются положения о министерствах, подчиняющихся

правительству (13 января 1996 г “положения о Госкомитете по вопросам развития

севера”;13 августа 1996 №994 “ о федеральной авиационной службе России”),

утверждаются правила и положения, являющиеся административными источниками

(Положение от 22 марта 1995 г. “О воинском учете” № 292; ПДД установлены 23

октября 1993 № 1090);

3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной

власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Б. Акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

1. Конституции, уставы субъектов Федерации;

2. Законы.

Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

3. Приказы, постановления министерств субъектов Федерации;

4. Приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей

предприятий, учреждений субъектов Федерации, действие которых ограничено

рамками формирования.

В. Акты местного самоуправления.

II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1. Законы СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.);

2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения

предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г.; «Об утверждении

Положения об административном надзоре органов милиции за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы» от 26 июля1966 г. и др.);

3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных комитетов

и других центральных органов СССР.

III. Международные акты: в соответствии со ст. 15 К РФ «Общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными

актами регулируются, ZB., некоторые вопросы безвизового пересечения границ,

таможенного контроля, дорожного движения.

2. Понятие государственной службы (?).

Государственная служба - центровой для административного права институт.

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих

по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В РФ правовой основой государственной службы является:

1.Указ Президента РФ от 22 дек 1993г. №2267 “Об утверждении положения о

федеральной государственной службе”.

2.Фед закон “Об основах государственной службы РФ” от 5 июля 1995г.

3.Указ ПРФ “ О государственных должностях в РФ” 11 января 1995 г № 32.

4.Указ Президента РФ № 33 “О реестре государственных должностей федеральных

государственных служащих”. 5.Конституция РФ.

6.КЗоТ.

7.Закон от 11 февраля 1993г “ О воинской обязанности”.

8.Закон РФ от 22 января 1993г “О статусе военнослужащих”.

9. Закон РФ от 24 июня 1994г “О федеральных органах налоговой полиции”.

Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев):

1.принцип федерализма - вся государственная служба делится на:

-а) федеральную государственную службу (КРФ ст. 71);

-б) государственная служба субъектов РФ. Будет создано 89 актов субъектов,

закон об основах + ряд законов о прохождении государственной службы. В

совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и

правоохранительных органов. В основном утверждение судов - прерогатива

президента РФ.

2.по принципу разделение властей:

-а) служба в органах представительной;

-б) исполнительной;

-в) судебной власти.

3.Иногда гос. службу делят на:

-а) гражданскую;

-б) милитаризованную.

Существует два понимания госслужбы:

-госслужба - аппарат;

-госслужба - все, вплоть до государственных предприятий.

Госслужба строится на принципах:

(правовые)

1.принцип верховенства конституции и федеральных законов над иными

нормативно-правовыми актами при исполнении государственными служащими

должностных обязанностей.

2.приоритета прав и свобод человека и гражданина и их непосредственного

действия.

3.единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения и

полномочий между РФ и субъектами.

4.принцип разделения властей.

5.равного доступа к государственной службе.

(организационные)

6.принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых

вышестоящими органами.

7.единства основных требований предъявляемых к госслужбе.

8.профессиализма и компетенции госслужащих.

9.принцип гласности.

10.ответственности за принимаемые решения и неисполнение служебных обязанностей.

11.внепартийность госслужащих, отделение религиозных объединений от государства.

12.принцип стабильности кадров государственных служащих.

Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен, поэтому

во всех системах есть деление на политических служащих - следуют судьбе

своей политической деятельности; и карьерных - стабильный круг

служащих, не меняются при перемене власти.

Билет №7

1. Граждане как субъекты административного права.

Для характеристики административно-правового статуса физических лиц следует

сначала разобрать такие понятия, как административная правоспособность

и административная дееспособность.

Вступить в административные правоотношения может лишь лицо, обладающее

административной правоспособностью. [Исходя из определения правоспособности

вообще как способности гражданина иметь права и нести обязанности,

административную правоспособность можно определить как способность гражданина

иметь административные права и нести административные обязанности].

Административная правоспособность возникает, к счастью, с момента рождения

гражданина и прекращается, к сожалению, его смертью. [По ст. 19 К РФ у всех

граждан равный объём прав и обязанностей: «1. Все равны перед законом и судом.

/абзац/ 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а

также других обстоятельств. /абзац/ Запрещаются любые формы ограничения

прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или

религиозной принадлежности. /абзац/ 3. Мужчина и женщина имеют

равные права и свободы и равные возможности для их реализации». /

Получается, что кроме мужчин и женщин у нас есть и другие полы, иначе зачем бы

их было выделять отдельно?!/ Но в действительности правоспособность может

быть ограничена, ZB., в соответствии с действующим законодательством о воинской

службе, к службе в рядах вооружённых сил не призываются граждане с

заболеваниями определённого рода [это – своего рода ограничение

правоспособности, однако, суровая российская действительность такова, что если

даже гражданин на момент призыва с этой точки зрения обладал неограниченной

правоспособностью, то уже во время службы правоспособность всех граждан обычно

уравнивается, а отдельные граждане даже нарочно уравнивают себя в

правоспособности с непризываемыми, нанося себе различного рода увечья]. Или,

ZB., по уголовному законодательству имеется специальное наказание – лишение

права заниматься определённой деятельностью, лишение специального звания или

классного чина [жаль только, что не предусмотрена возможность лишения права

заниматься политикой, а то сидят себе всякие, кто в Варшаве, кто в Париже, и

заявляют, что как только уголовные дела на них будут закрыты, они сразу

вернутся обратно продолжать заниматься политикой, что в их понимании суть то

же, что и воровство; и никакие уговоры прокуроров не могут их побудить изменить

своё решение]. Или ещё, ZB.: закон о чрезвычайном положении (12.05.91)

предусматривает ограничение правоспособности не одного, а сразу всех лиц,

проживающих на территории, где введено такое положение: при введении

чрезвычайного положения вводится комендантский час, могут создаваться

внеконституционные, ZB., военные органы управления [интересен вопрос, почему во

время широкомасштабных военных действий в Чечне ни военного, ни чрезвычайного

положения введено не было? – Ответ на него очевиден для Веремеенко: чтобы не

ограничивать правоспособность граждан!]. Однако эти исключения лишь

подтверждают общее правило: все граждане обладают равной правоспособностью].

В отличие от административной правоспособности, административная

дееспособность (т.е. способность граждан приобретать

административные права и обязанности), конечно же, не у всех одинакова.

Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях, с 16 лет, а не с

рождения, т.е. до 18, а в некоторых случаях, 16 лет граждане не обладают

дееспособностью, в т.ч. и административной.

Во-вторых, естественно, что дееспособность иммигрантов, переселенцев,

инвалидов, участников ВОВ, героев РФ, героев СССР различна.

А кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе

реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают

охотники, дееспособность ректора и студентов МГИМО различна.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан.

1) Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно,

так и через своих представителей.

2) Право граждан на объединение (закон об общественных объединениях реализует

это конституционное право). Основанием для объединения является общность

интересов [бывают приличные и не очень: Лига Гомосексуалистов Москвы –

субъект административно-правовых отношений, так как любое объединение должно

быть зарегистрировано (в советские времена такого рода объединение трудно

было даже себе представить)]. Право на объединение строится на определённых

принципах – добровольность, равноправие, самоуправление.

3)Право граждан на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.д. Закон о

порядке их организации и проведения от 280688 устарел, однако есть УПРФ от

250592 о порядке проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций (хотя

регулирование этих вопросов и выходит за пределы полномочий президента). Но

ни там, ни там не определена ответственность за организацию

несанкционированных митингов – только за участие в них (а так ведь могут

замести и случайно проходившую мимо бабку!) Å не определена

ответственность должностных лиц, запретивших без оснований проведение

митингов (и т.д.); не определено также, каков их порядок: уведомительный или

разрешительный.

4) Право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,

предложениями и жалобами – регулируется тж. законом РСФСР от 270491 (кроме

УПВС 1968 г.) об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан.

5) Право на свободу и личную неприкосновенность [ограничение возможно лишь по

решению судебных органов].

6) Право на неприкосновенность жилища – лучшая его гарантия – металлическая

дверь. [Снова мысли вслух: «как начинаем говорить о правах, начинается

беспредел – парадокс современной России: никогда не говорили о правах так,

как сейчас, но нарушали их, по крайней мере, не более нынешнего (за

исключением Сталинского режима, хотя и тогда, в 35–37 гг. в местах лишения

свободы находилось ~1500000 человек, в то время как сейчас ~2000000)]

7) Право на передвижение, выбор места проживания и жизни – закон от 230693;

кроме права, как это и принято на Руси, есть оговорка: правительство

утвердило 170695 правила о регистрации – определённое ограничение. [Взяв на

себя обязательство (среди прочих) об отмене прописки при вступлении в Совет

Европы, через некоторое время ’блудливо ухмыльнувшись’ ввели регистрацию]

8) Право искать, передавать и производить информацию [хочется сказать: «И

дезинформацию!» – чем страдают наши СМИ, т.к. за это не установлено

ответственности] – закон РСФСР от 271291 о СМИ Å ограничения этого

права – закон от 230793 о государственной тайне.

9) Право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и

должностными лицами за счёт казны (!), хотя она и опустела...

Обязанности.

1) Своевременно платить налоги [в этом вопросе государство и граждане друг

друга стоят: какие налоги – так их и платят – во всём мире есть понятие

уклонения от уплаты налогов, но нигде нет такого понятия, как система

уклонения (!), что связано с традицией и их размерами Þ надо не только

менять закон, но и чтобы граждане убедились, что налоги не только надо, но

иногда и выгодно платить].

2) Соблюдать закон.

3) Защищать отечество.

Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав

Þ завоевание демократии, но права надо ещё и реализовать...

Иностранные граждане, по общему правилу, обладают теми же правами, за

некоторыми ограничениями [избирательное право, защита отечества, поступление

на государственную службу и т.д.]

Их правовой статус регулируется в основном актами бывшего СССР брежневского

периода (Þ не так уж тоталитарен был тогдашний режим) – закон от 240681

о правовом положении иностранных граждан в СССР Å правила пребывания

иностранных граждан в СССР, утверждённые правительством СССР в 91 г.

Т.о., основные конституционные права и обязанности составляют фундамент

административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

Существует тж. специальный административно-правовой статус.

2. Порядок наложения административных взысканий

Регулируется главой 4 КоАП РСФСР “Наложение административного взыскания”. Эта

глава закрепляет общие правила (принципы) карательного воздействия:

n законность

n целесообразность

n своевременность, оперативность воздействия

n сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание

м.б. наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка.

Проявления принципа целесообразности адм. взысканий - в

индивидуализации кары и экономии репрессии.

Обстоятельства, смягчающие ответственность:

1)чистосердечное раскаяние виновного;

2)предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное

возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3)совершение правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении

тяжелых обстоятельств;

4)совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или

женщиной с ребенком до 1 года.

Перечень является открытым.

Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.