бесплатно рефераты
 

Билеты: Билеты по административному праву

не говорит о том, кто несёт за неё ответственность Þ появились другие

законы – о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности и т.д. –

также не менее общие — а всё по декларативности характера закона]

Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые критерии

соотношения законов с различными подзаконными актами: можно, ZB.,

правительству делегировать определённый контроль за исполнением законов, но

под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.

Виды административно-правовой нормы.

Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии из

одной плоскости. Примеры:

1) В зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются

на нормы материальные и процессуальные (В административном

праве, в отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме

норм применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве

самостоятельной части, хотя попытка систематизировать административно-правовые

нормы ведётся.

2) В зависимости от содержания их делят на обязывающие,

уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и

рекомендательные.

3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные

гражданам, органам исполнительной власти, общественным

объединениям и т.д.

4) В зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные

, субъектов федерации и органов местного самоуправления. [Здесь

возникает множество проблем: ~70% Конституций и уставов субъектов федерации не

соответствуют или прямо противоречат К РФ – и это проблема сохранения России

как целостного государства!]

5) По характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые.

[Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт]

Реализация административно-правовых норм.

Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).

1) Для сферы деятельности исполнительной власти наиболее удобной является

именно эта форма, т.к. она не требует вмешательства государства – соблюдение

незаметно. Все граждане, незаметно для себя, их соблюдают, хотя если бы они

об этом знали, то уж постарались бы их не соблюсти.

3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для

нарушителя нормы форма её реализации.

Структура Административно-правовой номы.

В целом нормы административного права ничем не отличаются от норм других

отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и

санкции [условие, правило, мера государственного принуждения].

Уровень административно-правового регулирования с точки зрения структуры норм

не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет свои пределы, и

лишь глупость безгранична [ZB., в одном из американских штатов была

установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате которого один из

его участников погиб, то другой обязан незамедлительно сообщить первому своё

имя, адрес, номер водительского удостоверения и т.д. (это означает, что не

только у нас так всё прекрасно с глупостью)].

Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья

нормативного акта.

Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов:

1) [наиболее эффективная] При установлении определённых норм в одной

статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция.

2) Санкция нескольких правовых норм выделяется в отдельную часть и относится

не к одной статье, а к нескольким [такой порядок тж. допустим, т.к. если

правила однотипны, то не имеет смысла загромождать нормативный акт. Но здесь

есть определённая опасность: правила поведения обычно устанавливаются

ведомством, а санкции – законодательным органом (УК): есть правила, за их

нарушение определённые санкции; но ведомство придумывает новое правило, хотя

это и недопустимо по логике, но не противоречит закону – а в 60-е гг. такого

не допускалось....]

3) [смешанно-выборочная] В одном акте устанавливается несколько правил, за

нарушение которых устанавливается несколько санкций, ZB., Правила пользования

Метрополитеном (наиб. сложная и неудачная форма, т.к. требует от

правоприменителя наибольшего опыта и внимания).

4) Санкция изложена в другом нормативном акте [отсылочная форма]: ZB.,

административно-правовые нормы часто охраняются дисциплинарными санкциями.

Кодификация и систематезация административного права.

Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет собой

единую систему, все отрасли увязаны между собой и друг друга дополняют. У нас

же – «законодательная вермишель».

Кодифицировать административное право в силу его разнообразия невозможно; ZB,

какой смысл записывать все внутриорганизационные нормы отдельных учреждений.

[ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал указ кодифицировать АП: его не

поняли] Можно лишь систематизировать отдельные его части, примером чего может

явиться КоАП.

Действие нормы во времени

Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке опубликования и

вступления в силу фед. законов, актов палат ФС” 14 июня 1994 г.): зак. акты

вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не оговорено.

Указ ПРФ с изменениями на 18 августа 1998 г. “О порядке опубликования и

вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ, нормативных актов ФОИВ”): подлежат

обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме гос. тайны. Указы ПРФ

вступ. в силу в течение 7 дней, иные - с момента подписания. Нормативы,

затрагивающие права граждан вступают в силу после 7 дней. Акты, устанавливающие

статус органов, проходят регистрацию в Минюсте. Действие нормы - немедленно,

т. е. норма распространяется на вновь возникшие и на ранее возникшие

правоотношения с момента вступления нормы в силу. С обратной силой - на

возникшие правоотношения до вступления нормы в силу . Перспективное действие

нормы - отношения, возникшие после вступления нормы в силу.

Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий действие

нормы. Фактическая замена - принятие новой нормы, заменяющей старую. Истечение

срока - срочная норма. Пределы прекращения действия старой нормы:

1.Переживание нормы, старая норма продолжает регулировать отношения,

которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;

2.Немедленное прекращение - немедленно прекращает действия на все

отношения ей регулируемые с даты утраты ею юридической силы;

3.досрочное прекращение - прекращает действия на правоотношения,

впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.

2. Производство по делам об административных правонарушениях:

понятие, доказательства, участники, сроки.

Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми

признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой

разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:

n АП направлен на решение определенных управленческих дел.

n АП урегулирован нормами административного права.

В зависимости от содержания делится на:

n Процесс административного правотворчества.

n Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая

деятельность.

n Административно-юрисдикционный процесс.

Каждую из частей процесса можно разделить на производство; административное

производство отличается содержанием решаемых проблем. Также можно отметить

стадийность. Под стадией следует понимать сравнительно самостоятельную часть

производства, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей

задачи, документы и особенности.

Общими для административного правонарушения являются следующие стадии:

1.Условная - анализ ситуации, адм. расследование, проверка жалобы, обсуждение

правового акта.

2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ и .т.д.).

3.Исполнение решения.

Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра

постановлений.

В зависимости от сложности можно выделить:

n Ускоренное;

n Обычное;

n Усложненное производство.

Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется

множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе

есть как материальные, так и процессуальные нормы.

Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:

1.По делам об административных правонарушениях (важнейший);

2.По применению мер адм. пресечения и восстановления;

3.По применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм

административного права.

Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП содержит

основу. Производство по делам об административных правонарушениях тесно

связан с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении к адм.

ответственности рассматривает по ГПК.

Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях являются

фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются основания

дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они получены в порядке

и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят на прямые и косвенные,

обвинительные и оправдательные и т.д.

Для административного процесса делят док-ва в зависимости от источника сведений:

1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства.

2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации;

3.Непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать

административные проступки (исключительно для административного процесса).

Участники производства по делам об адм. правонарушениях:

1.компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать

властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу

дела;

2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к

ответственности);

3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели,

эксперты и т.д.).

Сроки производства об административных правонарушениях. Для

административного процесса:

1.размер срока - в КоАП, в большинстве случаев четко устанавливается сроки

(час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст. 238).

2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока связано с каким-

нибудь юридическим фактом (получение повестки и т.д). Когда срок исчисляется

днями и больше, его течение начинается с 00.00. Административный арест

начинается с того часа, когда виновный помещен под стражу.

3.Правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в которое

должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается тогда, когда

завершено действие. Если действие не завершено, в порядке исключения

восстанавливают сроки (ст. 268).

Общие и специальные сроки (ст. 257 КоАП). Дела об административных

правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения протокола о

совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на:

1.процессуальные - когда уполномоченные органы обязаны совершить определенные

процессуальные действия.

2.давностные сроки — привлечение к ответственности, исполнение постановления,

погашение наложенного взыскания. Если давность истекает, дело прекращают.

3.Принудительные сроки — время осуществления отдельных мер административного

принуждения. Устанавливаются законом или иным правоприменительным актом.

Подведомственность дел по АП. Различают:

n общую подведомственность;

n специальную подведомственность;

n кроме этого: видовую подведомственность — вид органа, который

рассматривает дело (инспекция и т.д.);

n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного

вида будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту совершения

правонарушения, граждане обращаются по месту жительства).

n Должностная подведомственность - кто в данном конкретном органе должен

заниматься этим делом.

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;

пересмотр постановления; исполнение постановления. При ускоренных производствах

все стадии “сливаются” в один процесс.

Дела об АП рассматриваются: Административными комиссиями при местных

администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,

городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам

несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами государственных

инспекций.

Принятие постановления. Дается окончательная оценка, определяется мера

воздействия: о наложении адм. взыскания либо о прекращении делопроизводства.

Решение - юрид. властный акт, должно быть оформлен и содержать реквизиты. В

решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт,

время и место принятия, данные о нарушителе, время, место и сущность нарушения,

норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер

взыскания).

Билет №5

1. Административно-правовые отношения.

Обычно их определяют как отношения, возникающие в сфере деятельности

органов исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а также

некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные

нормами административного права.

Для административно-правовых отношений характерно следующее: все правовые

отношения, в т.ч. и административно-правовые, переводят нормы права в

реальную действительность, в силу чего административно-правовые отношения,

также, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам права, т.к. они

реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и обязанности субъектов

правоотношений, которые должны быть взаимокорреспондированны что вовсе не

означает, что у одной стороны должны быть только права, а у другой – лишь

обязанности.

Признаки административно-правовых отношений.

1) Административно-правовые отношения – это властеотношения [хотя есть и те,

которые к таким причислены быть не могут, ZB., отношения между двумя

министерствами].

2) Административно-правовые отношения отличаются публично-правовым характером

(государство и его органы выступают органами публичной власти).

3) Один из субъектов административно-правовых отношений является органом

исполнительной власти [хотя во внутриорганизационных отношениях, ZB.,

прокурора со своим секретарём присутствия органа исполнительной власти не

наблюдается].

4) Административно-правовые отношения всегда являются организационными

отношениями (т.к. на органы исполнительной власти возложена функция

реализации закона и т.д. [хотя в наших органах отношения скорее

дезорганизационные Þ акцент здесь надо делать на внешне-, а не

внутриорганизационные отношения]).

5) Административно-правовые отношения могут возникать, как правило, по

велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно (ZB., при

правонарушении) [хотя и не всегда: есть отношения, когда вторая сторона будет

противником таких отношений и они не состоятся, ZB., Минздрав субъекта

федерации обратился к Минздраву РФ с просьбой соответствующим образом

разделить полномочия, а тот отказался Þ отношения не состоялись].

6) В административно-правовых отношениях ответственность наступает не перед

другой стороной, как, ZB., в гражданском праве, а перед государством в целом

[хотя необходимо иметь в виду ст. 52 К РФ – об ответственности государства

перед гражданами: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда,

причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов

государственной власти или их должностных лиц». Å есть ответственность

органа перед органом].

ÞЖизнь богаче любых классификаций.

Виды административных правоотношений.

Административно-правовые отношения можно разделить на виды по нескольким

критериям.

Во-первых, по субъектам отношений их подразделяют на отношения

вышестоящего органа исполнительной власти с нижестоящим органом исполнительной

власти, отношения между органами исполнительной власти и

негосударственными объединениями [партии и т.д.], отношения между

органами исполнительной власти и другими органами государства [прокуратура,

законодательные органы и т.д.] и отношения между органами исполнительной

власти и органами местного самоуправления.

Во-вторых, по сфере действия их подразделяют на внутри- и

внешнеорганизационные отношения.

Кроме того, по выполняемым функциям эти отношения могут быть

классифицированы на материальные и процессуальные.

А также, исходя из положения субъектов правоотношений выделяют

вертикальные и горизонтальные [примером последних может являться

административно-правовой договор].

Основаниями возникновения административных правоотношений являются

юридические факты – действия [результат нашего волеизъявления] и события

[независимо от нашей воли].

Состав административно-правовых правоотношений.

Обычно говорят о трёх элементах административных правоотношений:

1) субъектах (сторонах) [государственных органах, коммерческих структурах,

органах местного самоуправления; тж., к субъектам относятся и физические

лица, граждане, чей правовой статус определяется, прежде всего, К РФ, и, само

собой разумеется, что их администативно-правовой статус неодинаков – граждане

РФ, иностранные граждане и, тем более, лица без гражданства (ZB.,

избирательное право); кроме того статус физических лиц определяется Всемирной

Декларацией прав и свобод человека 1948 и Конвенцией по правам и свободам

человека 1956 г.];

2) содержании [правах и обязанностях сторон];

3) и объектах [право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше

сознание и через сознание – на поведение Þ единственным объектом

административно-правовых отношений является поведение людей].

2. Понятие и виды государственных служащих.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,

установленном законом, обязанности по государственной должности государственной

службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального

бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Признаки госслужащего:

1.гражданин РФ;

2.замещает государственную должность в государственном органе (служба в гос.

предприятиях не является государственной);

3.замещает в таком органе должность государственной службы;

4.выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

5.получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Существует несколько классификаций государственных служащих. Ключевым

является деление в зависимости от характера полномочий.

1. Должностные лица - государственные служащие, имеющие

право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие

юридические последствия (например, издавать правовые акты управления,

подписывать денежные документы, совер­шать регистрационные действия,

регистрацию предприятий и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не

совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников

и уполномо­чены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования

(например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера,

связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и

характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают

руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.