бесплатно рефераты
 

Билеты: Билеты по административному праву

него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать

государственного служащего на государственную должность государственной

службы, следующие дисциплинарные взыскания:

1)замечание;

2)выговор;

3)строгий выговор;

4)предупреждение о неполном служебном соответствии;

5)увольнение.

Гос. служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (до

месяца), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен

от исполнения с сохранением денежного содержания.

Гарантия для государственного служащего:

1)условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2)денежное содержание и иные выплаты;

3)ежегодный оплачиваемый отпуск;

4)мед. обслуживание его и семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5)переподготовка и повышение квалификации с сохранением содержания;

6)обязательность получения его согласия на перевод на другую должность

государственной службы, за исключением случаев предусмотренных;

7)пенсионное обеспечение за выслугу лет и членов семьи в случае его

смерти, в связи с исполнением обязанностей;

8)обязательное гос. страхование на случай причинения вреда в связи с

исполнением;

9)обязательное гос. социальное страхование на случай заболевания или потери

трудоспособности в период прохождения службы;

10)защита его и семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в

связи с исполнением в порядке, установленном ФЗ.

2. Административный договор.

В законодательстве этот термин не употребляется. На сей счет существует две

точки зрения:

а)Бахрах - АД - реальность, они уже применяются, это перспективная форма;

б)Козлов - АД предшествуют юридически властной форме реализации

исполнительной власти, а сами такой деятельностью не являются.

Сам договор непосредственно не порождает конкретных административных

правоотношений, но как бы входит в процесс формирования сложного юридического

факта, на основании которого возникнет административное правоотношение.

Административный договор - вид сделок в которых равноправие сторон

так или иначе связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный

пример - Закон “О воинской обязанности” раздел 5 - заключение контракта.

Договор предшествует возникновению административных правоотношений.

Черты АД:

1.Административные договоры имеют организационное содержание.

2.Одной из сторон договора всегда является субъект исполнительной власти.

3.Административный договор РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при

неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций.

4.АД в качестве управленческой формы, связан с административно-правовым актом

и в этом плане предшествует принятию акта.

5.нормативной базой являются нормы административного права.

Виды договоров.

По содержанию:

1.Договора о компетенции (разграничение, делегирование полномочий).

2.Договора о совместной деятельности (между субъектами, один из которых

административно-правовой субъект).

3.Договора о выполнении государственных заказов.

По субъектам АП договоры могут быть:

1.между двумя субъектами;

2.между субъектом ИВ и государственными организациями;

3.между государственными и негосударственными организациями;

4.между субъектами управления и гражданами.

По взаимоотношению сторон договора:

1.Договора субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу.

2.Договор субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по

отношению к контрагенту (вертикальные договоры). Вертикальные договоры — при

договорной практике все-таки у подчиненной стороны есть возможность

обосновать свою позицию и требовать финансового равновесия, а также право

обосновать свою позицию, закрепить в условиях договора. Вертикальный договор

позволяет предать стабильность отношениям и гласность иерархическим

отношениям.

Билет №20

1. Формы управления.

Под формой управления понимается внешне выраженное действие

исполнительного органа должностного лица), осуществленное в рамках его

компетенции.

Виды форм управления:

I. Правовые - деятельность, которая непосредственно влечет определенные

правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического

оформления: принятие актов, заключение договоров, совершение иных

юридически значимых действий.

Неправовые формы делят на :

1) организационные действия;

2) материально-технические операции.

Особенность: эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Формы управленческой деятельности может быть отнесены к числу правовых, если

в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо

проявляется характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные

действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и должностными

лицами и связанные с процессом непосредственно реализации власти - относятся

к неправовым.

Эффективность управления достигается при балансе правовых и неправовых форм.

Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой

форме, государственно-управленческая деятельность может осуществляться в

обеих формах.

II. Деление форм управления на:

-процессуальные;

-непроцессуальные.

Процессуальная форма - это юридическая конструкция, которая закрепляет

целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел.

Юридический процесс - властная деятельность уполномоченных субъектов,

направленная на решение конкретных юридических дел и достаточно полно

урегулированная процессуальными нормами.

Признаки:

-Реализация властных полномочий.

-Результатом является решение юридических дел (принятие нормативного акта,

прием в гражданство, применение санкции). Поэтому процессуальная деятельность

оформляется промежуточными и итоговыми официальными документами.

-Регламентация процессуальными нормами.

Бахрах считает возможным поделить всю исполнительно-распорядительную

деятельность по еще одному критерию, связанному с формой - гласность,

открытость. В основном исполнительная власть действует гласно,

информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы

деятельности, информация о которых секретна (оперативно-розыскная,

разведывательная, частично внешнеэкономическая деятельность ).

По мнению Алехина и Козлова, административно-правовая форма может быть

представлена мно­гообразно, образуя своеобразную систему действий

исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание пра­вовых актов)

и базирующиеся на них, т.е. различные действия, вле­кущие определенные

юридические последствия или имеющие опреде­ленную юридическую направленность

(регистрационные, раз­решительные, надзорные, предупредительные,

пресекательные, обес­печительные действия, лицензирование, санкционирование и

т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием

пра­вовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (ут­верждение

программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на негативные

явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отно­шения в сфере

государственного управления (внешняя направлен­ность) либо на деятельность

нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему, общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату, вся система исполнительной власти (государствен­ного

управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного

исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: про­цедурные

(например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные

(например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и

многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по

собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо

являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений

(например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим

чрезвычайною или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые

в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от

формы собственности (государственные, коопе­ративные, акционерные,

коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретитель­ные либо

предписывающие.

2. Административно-предупредительные меры.

Административно-предупредительные меры применяются с целью

предупреждения возможных правонарушений в государственной деятельности. Меры

подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в результате

односторонней властной деятельности. АПМ не связаны с совершением

правонарушения, они предотвращают его совершения и поэтому предшествуют

применению иных мер принуждения. Они многообразны и используются различными

субъектами, имеющими компетенцию контрольно-надзорного характера.

АПМ:

-контрольно-надзорные проверки;

-досмотр вещей и личный досмотр;

-проверка документов;

-административное задержание;

-введение карантина;

-прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;

-освидетельствование медицинского состояния лиц;

-освидетельствование санитарного состояние предприятий общепита;

-закрытие участков госграницы и т.д.

Билет №21

1. Виды правовых актов управления.

Понятие правового акта управления - основанное на законе

одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной

власти, направленное на установление административно-правовых норм или

возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в

целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.

Виды правовых актов управления:

По юридическому содержанию: нормативные или правоустановительные. Всегда

содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к

конкретным лицам, и рассчитаны на многократное применение.

По кругу лиц:

1.акты общего значения: межведомственные акты и внутриведомственные;

2.индивидуальные правоприменительные акты - решения субъектов

административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным

лицам. В основном эти акты порождают, изменяют и прекращают конкретные

правоотношения. Индивидуальные акты могут быть:

а) правонаделительные,

б) оперативно-распорядительные,

в) правоохранительные или юрисдикционные.

По этому же критерию некоторые авторы выделяют еще 2 вида актов:

в) общие акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие

требования (акт о переносе выходного дня);

г) смешанные акты, которые одновременно содержат нормы права и

правоприменительные решения.

По субъектам, принимающих акты:

1.органов исполнительной власти и должностных лиц (все субъекты ИВ);

2.акты субъектов, которые не находятся в составе исполнительной власти (Указы

и распоряжения ПРФ, постановления судей по делам об административных

правонарушениях, приказы председателей судов и прокуроров, имеющих

внутриаппаратное значение);

3. акты общественных организаций, которым делегированы властные полномочия.

Деление актов по форме:

1.письменные;

2.устные - приказы в военизированных организациях;

3.иногда конклюдентные действия - знаки дорожного движения, свисток

мента, светофоры (большинство авторов их не выделяет).

Деление актов по функциональной роли:

1.финансовые;

2.методические;

3.кадровые и т.д.

Деление актов в зависимости от объема полномочий субъекта власти:

1.Акты, которые принимаются на основе дискреционных полномочий (на усмотрение

субъекта власти). Такая свобода предоставляет субъекту выбрать один вариант

из нескольких.

2.Акты принимаемые на основе альтернативных полномочий, в основном связаны с

вопросом адм. ответственности, применяются тогда, когда субъекту предлагается

выбрать один из нескольких ограниченных вариантов.

3. Акты которые принимаемые при отсутствии возможности выбора (назначение

пенсии).

Различаются акты, принимаемые в зависимости от срока полномочий субъекта:

1.постоянные полномочия;

2.принимаемые на основе временных;

3.делегированных полномочий.

В зависимости от даты начала действия:

1.после официального опубликования;

2.с даты, указанной в самом акте;

3.после государственной регистрации.

2. Административный проступок.

Основанием административной ответственности является административное

правонарушение (ст. 10 КоАП), он же проступок, которым признается

посягательство на государственный или общественный порядок, права и свободы

граждан, на установленный порядок управления - противоправное, виновное,

умышленное действие (бездействие), за которое законодательством предусмотрена

ответственность.

Характерные черты:

1.Проступком признается акт волевого поведения: действие

(активное нарушение), бездействие (пассивное невыполнение обязанностей).

2.Проступок антиобщественен - нарушение прав граждан, интересов

общества и государства.

3.Противоправен - заключается в совершении деяния, нарушающего

нормы права (норма может быть не только административная). Важно то, что

соответствующая материальная норма охраняется административным

законодательством. Деяние не являющееся противоправным не может быть

правонарушением.

4.Виновность - деяние совершено умышленно или по неосторожности.

Наличие вины - обязательный признак АП, в том числе его формальной

противоправности (справедливо только тогда, когда объект - физическое лицо,

организации часто отвечают вне зависимости от вины: объективное вменение -

ответственность без вины, применяется только к организациям. От ответственности

за неисполнение обязанности освобождают только действия непреодолимой силы.

Иногда, в установленных случаях, для признания деяния адм. правонарушения

необходимо наличие причинной связи (причинение вреда).

Юридический состав адм. правонарушения. В законодательстве термина

“состав АП” нет, но присутствуют все элементы.

Объектом выступают общественные отношения, урегулированные нормой

права, и охраняемые мерами адм. ответственности.

Объективная сторона - действие или бездействие, запрещенных

административным правом. Для характеристики имеет значение место, способ,

системность и др., кроме того, в содержание могут включаться:

n неоднократность, должны выделяться однородные действия;

n повторность, совершение одним и тем же лицом однородного

правонарушения в течение года, за которое оно уже подвергалась взысканием

(выступает как отягчающее вину обстоятельство);

n длящееся правонарушение, действия или бездействия, сопряженные с

последующим невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под

угрозой административной ответственности.

Субъект админ. проступка - физические лица:

1.административная ответственность граждан;

2.категории лиц, признаваемые субъектами административного правонарушения, с

учетом особенности их правого положения, проф. функций, состояния здоровья и

т.д. Для разных категорий ответственность м.б. более жесткой или более

мягкой;

3.более жесткая ответственность - для должностных лиц, водителей транспортных

средств, работников торговли. По общему правилу субъектом м.б. вменяемые

лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субективная сторона - психическое отношение субъекта к действию

или бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае

лицо, совершившее его осознает противоправность (ст. 11 КоАП); деяние м.б.

совершено неосторожно - лицо совершившее не предвидело возможность вредных

последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (ст. 12).

Форма вины чаще всего не обозначается. Большинство АП может быть

совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными признаками

м.б. факультативные признаки: мотив; цель и т.д.

Билет №22

1. Понятие и особенности административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности,

которая выражается в применении должностным лицом административного взыскания к

лицу, совершившему правонарушение.

Адм. ответственность обладает рядом характерных черт и особенностей:

1.имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной

ответственности составляют самостоятельный институт АП;

2.основанием возникновения является адм. правонарушение (проступок);

3.субъектом адм. ответственности м.б. как физические лица, так и коллективные

образования;

4.за административное правонарушения предусмотрены административные взыскания;

5.взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;

6.взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им

правонарушителей;

7.адм. взыскание не влечет судимости или увольнения с работы;

8.лицо, к которому применяется административное взыскание, считается имеющим

такое взыскание в течение установленного срока;

9.меры административной ответственности применяются в соответствии с

законодательством, регламентирующим производство по делам об административных

правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности. Конституция

относит административное и административно-процессуальное законодательство к

совместному ведению РФ и субъектов. Значит, что законы и иные акты принимаются

в соответствии с законом и не могут противоречить. В случае противоречия

действует федеральный закон.

Ответственность за административные правонарушения наступает на основании

законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие

ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на

основании законодательства, действующего во время и по месту совершения

правонарушения.

Ответственность делится на:

1.Ответственность физических лиц. Устанавливается КоАП (в дейстие с 1января

1985 г.), который делится на общую и особенную часть. В общей - понятие,

порядок наложения взыскания; в особенной - конкретные виды правонарушений.

Специфика КоАП в том, что в самом кодексе содержатся и процессуальные нормы.

Для физ. лиц КоАП является основным источником административной

ответственности. КоАП - до 1990 года единственный. С 1990 года появлялись

новые акты (Таможенный Кодекс - более 100 статей); из налогового

законодательства вытекает много составов административной ответственности;

акты субъектов РФ также устанавливают нормы административной ответственности.

Т.о., нормативная основа административного принуждения децентрализована на

сегодняшний день.

2.Ответственность организаций, на сей счет на данный момент нет отдельного

акта. Ответственность организаций наступает на основании разрозненных актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.