| |||||
МЕНЮ
| Совершенствование деятельности культурно-досуговых центровОдной из первых была программа музыкально хореографической гостиной «Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век. Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно- творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет – чувствовали себя в общем доме. Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и, конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея (концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные методы обеспечения). Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско- юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от античности до русского классического театра, а также в организации постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению, постоянному анализу и контролю выполнения». Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом. «Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка” культуры труда, поведения, отношений». Одним из подразделений городского культурного центра является центр социально-психологической помощи подросткам «Перекресток», который работает в плане социально-психологической реабилитации «трудных» детей и подростков уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на помощь. Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные отечеству, что у каждого есть будущее. Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и откроется его душа, и засветится в ней искорки Веры, Надежды, Любви». Вся работа по социально-психологической реабилитации «трудных» подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них: «Старший друг», или семейная программа предусматривает осуществления семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или психологом неблагополучных семей с целью обучения родителей и детей правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде всего, проблема родителей. «Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в незнакомом коллективе. -«Право и дети» - программа, направленная на оказание юридической помощи несовершеннолетним, их родителям. «Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в художественной самодеятельности. Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни. Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в осуществлении волонтерской программы. Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10 самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия, доброжелательности и перспективной программы действий, создать многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно- творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе. Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы «управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения «Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети улицы». Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала “Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально- психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон. Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную направленность. Городской «Культурный центр» города Пскова делится своим опытом в журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий: Пушкиниана (модель) Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда. Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто жители города, независимо от возраста и положения. На вечере можно читать: любые произведения до 5-20 минут по времени; стихи А.С.Пушкина; стихи о Пушкине; стихи поэтов времен А.С.Пушкина; стихи собственного сочинения… Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок. Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два раза в месяц. Вечера по продолжительности не более 2-3 часов. Клубные выставки (модель) Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади (стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! – выставки, независимо друг от друга. Пути организации: Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности. Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов, экономической и политической ситуации. Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров, самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива. Салоны в Клубе (модель) Музыкальный салон; Литературный закон; «Мой край родной»; Театральный салон; Юридический салон; «Из недр земли»; Программа салона: встреча гостей; знакомства и представления; обозначение темы ведущим; несколько взглядов на тему (выступление гостей); о чем говорят, о чем пишут (салонные новости); короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего; выступают гости салона (песни, танцы, стихи…); кофе, чай; слайды, любительские фильмы, записи, альбомы; внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи; внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры; - уход гостей (прощание, проводы). Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга необходимо для каждого социального работника, социального педагога, культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию. Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны. Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего досуга. В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.). Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно- досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно- досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени. Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас». Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п. Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно- пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде. В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде. Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно- досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д. Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно- досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить. Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше. Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека. Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни. Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире. Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека. Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок: а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды; б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю; в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории; г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды. Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность. В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется: Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг. Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|