бесплатно рефераты
 

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

массовых гуляний и т.д. (например, какой-либо парк, улица города,

набережная протекающей в городе реки и т.д.).

Действительно, культурные центры являются местом определенной

концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга,

местом, где каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве

самореализации, опыт досугового поведения, т.е. сферой наибольшего

благоприятствования для развития личности. В арсенале культурного центра –

неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека,

что благотворно сказывается на укреплении его достоинства, высокий уровень

культурно-технической оснащенности, использования современных досуговых

технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий

художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для

человека превращается в образ жизни в заполнении свободного времени

разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.

В рамках социально-культурных центров создаются все условия для снятия

определенного психологического напряжения раскрываются интеллектуальные,

психолого-педагогические, образовательно-развивающиеся качества личности,

раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Во многих населенных пунктах одни культурные центры становятся любимым

и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного

проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения

(детей, подростков, молодежи, пенсионеров и т.д.), а другие центры,

наоборот бывают рассчитаны на постоянно меняющейся контингент посетителей,

которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

Из этого следует рассмотреть следующую классификацию социально-

культурных центров, участвующих в реализации социального заказа:

1. По основному профилю деятельности – полу функциональные

(многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих

видах досуговых занятий:

социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие);

художественно-эстетические;

спортивно-оздоровительные;

научно-технические;

2. По социальной ориентации:

дошкольные;

детские;

подростковые;

молодежные и т.д.

Конечно, на практике деятельность центров досуга не выделяется в

обособленное направление, а представляет собой органичную составную часть

единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и

внешними связями. Очень ощутима многовариантность в содержании и

направленности социальных заказов, обусловленная региональными,

экономическими и социально-демографическими особенностями. Это привело к

возникновению многочисленных разновидностей современного культурного центра

открытого типа. К наиболее характерным из них относятся:

межведомственные, многопрофильные городские и поселковые государственно-

общественные центры клубного типа;

инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра

общегородского или поселкового типа, организующего досуговую деятельность

во взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями,

предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными

и любительскими объединениями (культурно-спортивный центр «Атлант» города

Ярославля и др.);

-инвариантные модели современного одно- и многофункционального

подросткового клуба или центра на межведомственной основе, предлагающие

полноценное свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в

микрорайоне (клуб “Романтик” г.Переславль, Яр.область; подростковый центр

“Юность” г.Переславль и др.).

семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-малые предприятия,

реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства

культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности (клуб “Дочки-

матери”, на базе центра внешкольной работы «Ювента» г.Переславль);

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков

на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для

создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные

стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных

конструкций (центр технического творчества).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры

развивающегося типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба,

предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающиеся

программы по направлениям, способствующие духовному, физическому

формированию ребенка (школы раннего развития, гимназия для маленьких).

Исходя из этого, становится ясно, что каждый культурный центр – это

своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей,

творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности как различных

групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют

в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении,

семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих в жизни и в проектах социально-

культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их

разновидность является естественной реакцией общества на возникающие

разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере.

Большая часть государственно-общественных, ведомственных и

межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров обладают

целым рядом общих исходных функциональных особенностей. Они выявляются еще

в процессе проектирования центров и занятости досуга.

Дадим перечисление наиболее важных характеристик центров досуга:

Центр досуга представляет населению широкий выбор «технологий досуговых

занятий» или же создает для них подходящие условия и в этом смысле не имеет

место заданного, преопределенного, узкого профиля деятельности, его

функциональная модель подвижна во времени содержит некоторый комплекс

досуговых занятий

Функциональная и организационная модель каждого конкретного центра досуга

формируется (проектируется) ситуативно, в зависимости от ряда факторов:

состава существующих учреждений культуры и искусства на данной территории,

профиля актуализированных досуговых инициатив населения и степени их

практической реализованности, социально-демографической и хозяйственной

ситуации и т.п.

Центр досуга имеет принципиально иной, более высокий по сравнению с

существующими учреждениями культуры и искусства уровень материально-

технического обеспечения, он функционирует на базе современных технологий и

новых видов техники, проектируется с учетом последних достижений в области

управления, социального и технического творчества

Деятельность центра досуга строится на хозрасчетных началах. Силами

подразделений любительских объединений осуществляет самостоятельную

производственную деятельность на основе платности. Центр должен стать

конкурентоспособным относительно других видов и форм организации досуга

(прежде всего домашних его форм).

Центр ориентируется на массового посетителя. Вместе с тем в нем

предполагается формировать постоянный контингент, имеющий собственную

структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель постоянный

клиент-член клуба (студии, кружка, секции) – член оргкомитета или совета

директоров и т.п. Социально-ролевая структура центра создает предпосылки

для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой

квалификации его посетителей.

Центр досуга, имея гибкую организационную и функциональную модель,

использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые

изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

Все перечисленные характеристики центра досуга находятся в тесной

взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.

Обзор концепций центра досуга убедительно свидетельствует о том, что

они не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта.

Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно развиваться и обновлять

свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.

Практически все из представленных концепций центра досуга должны

пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти

одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым

творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.

При создании современных культурно – досуговых центров важно

учитывать, чтобы такой центр представлял из себя полный комплекс услуг,

необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха,

развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих

формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами,

лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений

культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности

и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности,

подтвержденных исследованиями и экспериментами.

В основе концепции лежит модель рекреационной и досуговой

деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих

способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его

основной жизнедеятельности.

В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение

следующих целей:

удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения

вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым

занятиям;

предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей

центра полной возможности реализации досуговой активности;

обеспечение поступательного процесса включения населения в современную

сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного

времени;

активизация деятельности всех существующих учреждений общественного

обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных,

современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следущие

функции:

разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и

мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической

базы:

переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и

осуществление соответствующих досуговых программ;

прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на

базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и

организаций.

Прокатными площадками могут служить практически все учреждения:

клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы,

детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы,

подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как

работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными

сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе;

апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой

промышленностью для использования в сфере досуга.

Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые

составляющие следующие виды занятий:

культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в

театрализованное действие;

подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие

подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;

оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки,

балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;

логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные

ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;

аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание,

реакцию;

досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие

культурные нормы различных народов мира.

Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра

присутствуют обеспечивающие подразделения:

информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его

индивидуальной программы отдыха в центре досуга;

экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых

программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;

творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными

проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;

производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной

работы оборудования и оснащения центра.

каждому направлению работы центра досуга соответствует специально

оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной

аппаратурой.

Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности

обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-

шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего

пространства и т.д.

Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения

культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг,

но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и

обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем

основным показателям деятельности другие учреждения общественного

обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры

досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим

показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы

досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает

центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере

досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга

потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических

средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-

правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в

формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым

шагом к его активному функционированию является подготовка кадров,

обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для

формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться

специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники,

режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс

переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной

позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

Такой специалист должен будет освоить практически:

культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее

аспектах;

все современные технические средства, используемые как для

непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения

условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;

методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их

реализации;

искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их

собственной деятельности;

логику разработки и постановки новых досуговых программ;

методику организации деятельности творческих мастерских, формирования

постоянного актива посетителей центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан

с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации

интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются

в жесткие рамки традиционных форм.

Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит

отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства,

мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию

и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей,

подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума

гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус

авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков,

а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для

творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен

вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным

образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и

необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные

социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей

интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На

основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга

через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с

семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров

как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры

внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и

нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой

направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья»,

«дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить

различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери;

Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания;

«Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы

семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок;

читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских,

подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений,

фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических

экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации

детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных,

малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые

телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные

гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и

других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный

опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты,

дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для

осуществления творческих замыслов.

Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра

«Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра

нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную

программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и

малохудожественной самодеятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.