бесплатно рефераты
 

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им

чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта.

Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или

менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных

обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет

фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и

целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со

счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего

неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может

быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому

нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои

существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает

несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к

жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым

агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей

оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей

близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом

этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками,

осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с

образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда,

когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Помимо родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию

личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры

внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие

программы средств массовой информации и т.д.

На юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном»,

«трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и

молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают

формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают

в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В

социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это –

возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые

несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во

многом по разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию

подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно

нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен.

Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому

добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы,

которые часто дают не лучшие результаты.

В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения,

умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей

характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность,

общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения

культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих

трех сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации

человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят

еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей,

присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным

смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых

аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это

можно назвать личностным выбором деятельности.

Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения

ему всех остальных деятельностей.

И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации

деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех

процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта

деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит

расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания,

углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь

происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение

ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов

деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности

человека.

И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь

осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта

деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности,

формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что

это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением

социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений

всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся

действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым

осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных

отношений (1,с. 280). Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт,

творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы

освоения действительности. Это и является важным положением, которое

означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на

каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением

социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и

реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-

досуговые учреждения.

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по

интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по

интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально

насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие

личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в том, что

здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в

профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня

социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых

социокультурных ценностей.

В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных

вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по

интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и

организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые

увлечения.

Процесс социализации и культурного развития личности участников

любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных

коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких

ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по

сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами

(хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации

и самоуправляемости.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные

отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-

творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают

процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В

них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции

человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В

качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий

интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную

направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и

микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников,

определяемой социально значимыми целями.

Определение показателей и классификация любительской деятельности

имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания

досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива,

любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой

деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к

разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом

приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее

социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное

досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять

степень социальной активности индивида, его самоопределения в соответствии

со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня

свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора

различных видов досуговой деятельности, свобода выбора различных видов

досуговой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида.

Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного

досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми

учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и

качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных

потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития

культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки

механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру

индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может

выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе,

другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработки интегральных

показателей, промежуточных и конечных результатов социокультурной

деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. Знание

определенных норм, которых придерживается индивид, социальная группа, т.е.

социальных стандартов, признанных в конкретном социокультурной среде,

позволит выйти на уровни социализации. Люди зачастую придерживаются норм,

принятых в своей среде, ибо у каждой личности есть свои потребности

(общении, признания), а удовлетворить их можно через ближайшее окружение.

На основе понимания характерных особенностей, культурных, нравственных,

эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит

как уже было сказано выше ее социализация, приобщение к определенном микро

социализации.

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в

ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого человека

и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый

этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и

социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая

жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие

общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны

выступать важным средством повышения органичности социально-культурного

развития.

В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна

решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели

образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких

социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах

жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и

др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере

способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные,

социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность

досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее

благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и

творческих способностей молодого человека.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной

деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как

для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При

этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала,

формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных

форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее

полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит

предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института.

Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей,

для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей

человека и решению конкретных социально-культурных задач.

К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-

культурным институтом относятся современные культурно-досуговые центры. Они

являются важным звеном клубной структуры. Идея их создания возникла не

случайно. Реальные процессы развития интересов и устремлений людей в сфере

свободного времени требуют нового подхода к организации их культурно-

досуговой деятельности, расширению ее содержательных и управленческих

основ.Особо нужно отметить наличие трех главных параметров, которые

являются основой создания центров досуга: собственно культурного,

отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего

состояние тенденции развития социальной сферы; чисто территориального,

представляющего экономико-географические, этические и другие особенности

данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе

служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-

культурного центра, приоритетных направлений его деятельности.

Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации

свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные

сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном

назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных

интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и

формировании культурной среды».(21, с. 3)

Культурные центры создаются на основе добровольного объединения

государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных

учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации,

рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие

осуществляется по территориально-производственному принципу, путем

объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных,

досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус

самостоятельного юридического лица. Цель их создания – интеграция

родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование

благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала

входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных

крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация

социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный

механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований,

дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий

учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг,

самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

Структура культурного центра основана на взаимодействии

профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице

штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с

другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной

деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей,

школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры

для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра

структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

В работе с молодежью досуговые центры открытого типа следуют принципам

соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг

к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и

коллектива.

Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый

социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение

данного типа) он может проявляться в своей специфической форме,

определяемой диапозоны предлагаемых культурных занятий. Нужно отметить

следующее, что в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов,

традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, могут быть

преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-

оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности

населения (например, выступать как база деятельности различных любительских

объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды.

Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших

городов, а также средних и малых.

Принципиальным отличием современных культурных центров от

функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в связи с перспективными

тенденциями в сфере досуга) является преимущественный акцент в их

деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными

социально-демократическими группами населения, особенно с подростками,

молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-

культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы

демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному

самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и

потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой

или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

Отсюда следует, что сущность культурного центра «видится, прежде

всего, как сконцентрированная в пространственном отношении культурно-

досуговая деятельность социальной общности, связанной единством территории

проживания».(22, с 98.) А так же следует учесть, что пространственные

границы нужно понимать не только как стены одного здания. Такой центр может

представляет собой и совокупность зданий, предназначенных для осуществления

различных видов культурных занятий, находящихся в пределах ограниченной

территории. И тогда культурный центр окажется более привлекательным для

людей, если будет включать в себя совокупность традиционно сложившихся мест

отдыха, наиболее часто используемые населением для встреч, общения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.