бесплатно рефераты
 

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением,

оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только

внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей

всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого

развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный,

содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей

людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить

развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить

предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в

различных видах отдыха и развлечений.

В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться

преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим

людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им

должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно,

эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого

человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в

свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой,

материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не

только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических

факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени

основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению

и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и

типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности

мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда

учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов

и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную

инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей,

организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены

программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием

деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от

регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где

развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер.

Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических

особенностей человека, проявляющихся и в познавательной и творческой

деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических

воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры

является и каждая личность в отдельности и группа людей, коллектив,

нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие

культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые

учреждения – являются посредником между личностью и обществом.

Все эти условия нужно учитывать в организации досуга молодежи и в его

совершенствовании.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями

молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют

определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной

потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и

обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых

форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному,

от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от

физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного

усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то

сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по

мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой

человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его

свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга,

обеднение его структуры

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются

друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной

весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления

затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление

и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно

было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную

разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя.

Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная

игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не

ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит

лишь зачатки позитивного досуга.

И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он

служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением

исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не

нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой

эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от

пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и

подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические

упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок,

театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:

восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку

физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая –

развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В

общем многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы

активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать.

Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать

возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное

время занятий.

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили

прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен

ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются

исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид свободной

деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию

развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций

является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство

развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы» (24,с.39)

конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и

свои различия.

Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в

свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот,

доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в

отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или

полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое

физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия

психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно,

развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые

побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти

поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в

систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок.

Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание

способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и

проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит

целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных

ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и

имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый

серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный

непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей –

творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку,

и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и

одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент

творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить

открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая

деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и

способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное,

художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят

рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов,

кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе

занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением

музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое

творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство,

конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу

любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не

менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта

каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Следует сказать о том, что не только творческая и познавательная

деятельность могут выступать как педагогический процесс. А также

организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает

каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные

интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во

многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения

отдыхать.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека

в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в

соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и

делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы

каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные

функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так

же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность

в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и

философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение

между близкими по духу людьми.

В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и

растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно

распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо

выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп

населения. Эта организация должна включать в себя различные виды

деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди

неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга

потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности,

бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно

учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны

предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые

занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Кратко охарактеризуем эти общности с точки зрения социальной

психологии. Для этого начнем с характеристики самой личности.

Для совершенствования деятельности по организации досуга большое

значение имеет понимание процессов, связей и взаимоотношений, происходящих

в так называемых малых группах. Они являются центральным звеном в цепи

«личность-общество», потому что от их посредничества в наибольшей мере

зависит степень гармоничности сочетания общественных интересов с личными

интересами и интересами окружающей человека микросреды.

В целом цикле общественных наук под группой понимается реально

существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-

то общим признаком, разновидностью совместной деятельности. А для социально-

психологического подхода характером немного другой угол зрения. Выполняя

различные социальные функции, человек является членом многочисленных

социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является

точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для

личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное

место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на

формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему

взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Итак, группа

может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя

сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект

действия»

Входя в такие различные социальные общности в малых группах в

культурно-досуговые учреждения, члены их не только получают информацию, но

и усваивают соответствующие установки и способы реагирования на

общественные ситуации, знакомятся с другими людьми. Современные культурно-

досуговые центры дают широкие возможности регуляции общения людей на

досуге, возможности непрерывного повышения уровня и совершенствования

межличностных контактов, ведут работу по рациональному использованию людьми

свободного времени.

Потребности, приводящие к участию в массовых мероприятиях и особенно

расширяющиеся возможности и способы их удовлетворения вызывают к жизни и

другие потребности – общения в узком кругу, особенно близких друг другу

людей. Отсюда нарастающая тенденция к развитию камерных жанров

художественной самодеятельности.

Еще более характерной для культурно-досугового учреждения общностью

является коллектив. Природа отношений в коллективе обладает особым

свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве

фактора, образующего коллектив и о последующего всю систему отношений между

его членами. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - «это не любая

совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая

потребностям общества. Коллектив не является замкнутой системой, он включен

во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может

быть реализована лишь в том случае, когда нет разногласий целей коллектива

и общества». (1, с.240)

В определении основных признаков коллектива большинство исследователей

согласны. Можно выделить те характеристики, которые называются различными

авторами, как обязательные признаки коллектива. Прежде всего это

объединение людей виня достижения определенной, социально одобряемой цели

(в этом смысле коллективом не может называться сплоченной, но

антисоциальная группа, например, группа правонарушителей). Во-вторых, это

наличие добровольного характера объединения, причин под добровольностью

здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая

характеристика группы, когда она не просто задана внешними

обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих системой активно

построенных ими отношений на базе общей деятельности. Главным признаком

коллектива также является его целостность, это выражается в том, что

коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности, с присущей

ей организаций распределением функций, определенной структурой руководства

и управления. Наконец коллектив представляет собой особую форму

взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает – принцип развития

личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

И в досуге коллектив также выступает основным звеном связи между

личностью и обществом, и основной формой всей культурно-досуговой

деятельности. Занятия в клубном коллективе осуществляются более на высоком

уровне активности, не ограниченном лишь в познавательной деятельностью, как

это происходит в производственных и учебных коллективах.

В стабильных коллективах, а также в традиционных мероприятиях

развивается интерес, поднимается активность участников, внимание становится

более устойчивым. Важно чтобы участники коллективов постоянно делились

своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано,

что культурно-досуговое учреждение по своей природе обладают возможностью

развивать у людей устойчивые общие интересы и опираться на них. Как раз

любительство основано на страстном увлечении вызывает у человека,

повышенное, устойчивое внимание, являющегося условием творчества. Надо

стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия вызывали большую активность

участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и

поддерживает его на высоком уровне.

Номинальную группу – случайно встретившихся людей представляет собой

нестабильная аудитория, характеризующаяся не прочными связями между собой,

различными целями. Это ограничивает возможности развития динамических

процессов в группе, возможности самоутверждения ее участников. Но это вовсе

не означает, что в нестабильных аудиториях не происходит распространения и

закрепления социально-психологических изменений в сознании отдельных людей

и подгрупп. Конечно это происходит более массивно, это больше идет через

удовлетворения потребностей, чем путем развития их способностей (что

характерно для стабильных коллективов).

Сюда же можно и отнести массовую аудиторию, которая во многом

отличается от кружковой (групповой), состоящей из посетителей, постоянно

взаимодействующих. Ее члены организационно не оформлены, между ними может

не быть никаких постоянных контактов, они даже не знакомы друг с другом, но

во время мероприятия их объединяет общая цель и общее занятие. И это

немаловажно, так как в культурно-досуговом учреждении с одной стороны

создается разнородная аудитория (по личным, групповым, коллективным

признакам), а с другой – унифицируется, объединения всех на основе общности

интересов, одинаковых мотивов посещения.

Складывающийся в досуговом коллективе характер и уровень

взаимоотношений людей движет или тормозит развитие «досуговых» интересов,

влияя на отношение к отдыху. Поэтому очень важно в культурно-досуговом

учреждении учитывать различные соотношения личностных и групповых моментов

с различными социальными процессами.

Это позволяет найти как можно больше вариантов социального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.