бесплатно рефераты
 

Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

было необходимо удовлетворить требования различных групп внутри его

коалиции. Стоящие перед ним проблемы обострились после назначения Рони Бар-

Она на должность прокурора в январе 1997 г. Бар-Он незамедлительно покинул

свой пост после того, как общественность выразила бурный протест по поводу

отсутствия у него необходимой для этой должности квалификации. По

утверждению представителей оппозиции, это было назначение, продиктованное

политическими соображениями: партия SHAS, крупнейшая из ортодоксальных

партий в коалиции Нетаниягу, грозила отказаться от поддержки передислокации

израильских войск из Хеврона в случае, если Бар-Он не получит это

назначение. В апреле было начато полицейское расследование, по итогам

которого было рекомендовано привлечь Нетаниягу к ответственности за

злоупотребление общественным доверием. Было решено не настаивать на

обвинениях против Нетаниягу за недостаточностью доказательств, однако в его

адрес прозвучал решительный призыв к отставке. Это дело, известное как «Бар-

Он за Хеврон», ослабило позиции Нетаниягу и сделало его более зависимым от

поддержки националистических и религиозных партий.

Но политика кабинета Б.Нетаниягу не претерпела изменений и во время

трехсторонних переговоров в январе 1998 года в Вашингтоне при

посредничестве и с участием президента США Б.Клинтона.

Б.Нетаниягу отверг предложение Б.Клинтона разбить очередной этап вывода

войск на промежуточные стадии, увязав их с выполнением палестинцами

конкретных обязательств в сфере безопасности. Б.Нетаниягу потребовал

безопасности для Израиля “оптом” и с бессрочной гарантией, а не «в

розницу». Он занял жесткую позицию по территориальным вопросам.

Принципиальная позиция обеих сторон приводит мирный процесс к тупику,

израильтяне и палестинцы торгуются за каждый клочок земли. Компромисс

заключается в том, что 13% территории хитро поделили на две

составляющие:10% и 3%. 10 процентов безоговорочно переходят к палестинцам.

Еще 3 процента назовут «заповедной» зоной , то есть территорией ,статус

которой запрещается изменять (например, что-либо строить) в силу ее особой

исторической и религиозной ценности. Но израильтяне хотят подчинить

заповедник своему контролю, палестинцы –своему. Ситуация напоминает

историю с полстаканом воды. Одним кажется, что он наполовину полон, другим

– наполовину пуст. «Только при согласии Израиля на цифру 13% возможен

диалог»- так прокомментировал обстановку полномочный представитель

палестинцев на переговорах Саиб Эрикат. Без этих злосчастных 13% все

переговоры о будущем палестинском государстве, разорванном на куски

израильскими КПП, остаются пустыми.71

Мирный процесс не удалось «реанимировать» и когда в середине декабря

1998 года американским Президентом Б. Клинтоном была осуществлена поездка в

регион, включавшая, казалось бы, весьма эффектные элементы – посещение

территории Национальной палестинской автономии и организация палестино-

израильско-американской встречи на самом высоком уровне. Последовало

принятие Национальным советом Палестины решений об отмене антиизраильских

положений Палестинской национальной хартии. Однако уже вскоре стало ясно,

что все это не привело к тем результатам, на которые рассчитывал

американский президент.

Трения между палестинцами и израильтянами возобновились, а перспективы

решения ключевых проблем заключительного этапа палестино-израильского

урегулирования так и остались достаточно туманными.

Есть и другие вопросы ситуации в регионе, требующие своего решения.

Это, в частности, относится к резко возросшей активности, масштабам

деятельности и дестабилизирующему влиянию в региональном и международном

контексте экстремистских и террористических элементов и организаций и

фактическое отсутствие до сих пор достаточно эффективного и вместе с тем

сбалансированного ответа мирового сообщества на этот вызов.

По многим направлениям сотрудничество Израиля с арабским миром

развивается де-факто, вне зависимости от уровня напряженности на фоне

мирного процесса. В этой связи обращает на себя внимание опубликованное

недавно совместное исследование двух учёных – израильского и палестинского

- Эфраима Кляймана из Иерусалимского университета и Хишама Авартани из

университета Ан-Наджах, которые выделяют «узкий» и «широкий» ареал

развития израильско-арабского сотрудничества с перспективой дальнейшей

интеграции. Центром такой интеграции они считают так называемую триаду –

Израиль-Палестина-Иордания, которая имеет тенденцию и реальную перспективу

расширения до так называемого секстета, в состав которого, помимо трех

названных стран, войдут также Египет, Ливан и Сирия.

Таким образом, совершенно очевидно, что в настоящих условиях для

дальнейшего развития процесса нормализации арабо-израильских отношений с

израильской стороны требуется не политика устрашения, основанная на

принципе «доказать арабам, что им не удастся уничтожить Израиль силой» и

ставшая традиционной для Израиля, а последовательная политика актов доброй

воли, способной доказать, что Израиль на деле готов к конструктивному

сотрудничеству.

Но в рамках политики Нетаниягу констуктивное сотрудничество

поставлено на самую нижнюю ступень с этим государством. Так, как

непримиримость сторон в рамках принципа «территории в обмен на мир» не

приемлема для Нетаниягу, и Я.Арафат не намерен отказаться от этих

территорий. Иерусалим – самое больное место в конфликте Палестины с

Израилем. « Не родился ещё такой арабский лидер, который мог бы отказаться

от Иерусалима», - сказал Я.Арафат и он был совершенно прав. Точно так же и

Нетаниягу мог заявить, что не родился израильский лидер, который мог бы

отказаться от незыблемого принципа , гласящего: « Иерусалим – вечная

столица Израиля и никогда больше не будет разделен». Понимая это оба

лидера стойко стоят на своих позиция не уступая друг другу ни в чем.

Заключение.

С началом 90-х годов поиску диалога на Ближнем Востоке способствовала

резко изменившаяся ситуация на международной арене. Внимание центров силы,

менявших образ врага на образ друга, всё больше стало приковываться к

региональным проблемам, где возникли и развернули дестабилизационную

деятельность свои центры силы, угрожавшие повернуть вспять мировые

интеграционные процессы.

Один из старейших международных конфликтов, на протяжении десятилетий

накаляющих мировую политическую обстановку, - ближневосточный. Он унес

тысячи и тысячи жизней, не раз ставил мир на грань катастрофы.

Ближневосточная арена не раз сравнивается с театром, где

разыгрываются большие и малые спектакли, полные трагикомизма, а за кулисами

идёт кровавая борьба за влияние и «место под солнцем».Пока в Пентагоне и в

натовских штабах, в Москве и в штабах Варшавского Договора, развернув

карты, внимательно следили за развитием ситуации на Ближнем Востоке, держа

наготове сотни тысяч солдат и мощь авиации и флота, дипломаты вели сложную

политическую войну.

Одним из таких дипломатов был премьер-министр Государства Израиль

Бениамин Нетаниягу. Честолюбивый и непреклонный лидер еврейского

государства вел свою страну по сложному тернистому пути противоречий и

компромиссов, сохранив за собой целостность государства Израиль и его

политический статус в мире.

Отношение Израиля с Национальной Палестинской Автономией наиболее

болезненный вопрос в комплексе международного взаимодействия этих стран

на международной арене. Правительство Нетаниягу взяло на себя обязательство

соблюдать все официальные соглашения, заключенные правительством Рабина-

Переса, хотя , как неоднократно заявлял Б.Нетаниягу , некоторые из них ему

не слишком нравятся. Однако курс Израиля стал при новом премьере более

жестким и осмотрительным, что вызвало острую ответную реакцию арабских

лидеров. Бениамин Нетаниягу при поддержке большинства израильтян заявил три

категорических «нет»: нет палестинскому государству, Голаны не будут

отданы Сирии, Иерусалим не будет разделен. Эти три «нет» стали фактическим

итогом деятельности ПНА и Государства Израиль в период премьер-министерства

Нетаниягу. Палестинцы реагировали на эти заявления террористическими

акциями, хотя ни одну из них нельзя приписать к деятельности ПНА, а всю

ответственность брала на себя экстремистская организация ХАМАС. Официально

эта организация считается не палестинской, хотя состоит из арабов и ее

главный штаб находится в Палестине.

Таким образом противоречия между евреями и арабами весьма значительны.

Позиция Израиля в соответствии с которой он не может согласиться с

существованием палестинского государства , и предоставив автономии

максимальную самостоятельность сохранит по крайней мере военно-политический

контроль; сохрани Иерусалим, как единую и неделимую столицу Израиля. Что ни

в коей мере не устраивает Я.Арафата, который не испытывает никакого желания

разделить участь И.Рабина. Нетаниягу также не может уступить в

переговорах. Честолюбивый политик, он понимает, что в данном случае ему

грозит если не физическая смерть, то уж политическая точно.

Самым миролюбивым соседом Израиля оказалась Иордания, подписав с ней в

1994 году договор о мире Израиль отвратил от себя еще одну угрозу своей

безопасности. Но договор о мире не закончился только подписанием ,

требовалась так же его полная реализация. В эпоху Нетаниягу реализация

этого договора происходила максимально точно, выполнялись взятые на себя

обязательства, но не без особых трудностей, связанных как с географическим

фактором, так и политическим. Но мирные отношения сохранялись на протяжении

всего периода деятельности Нетаниягу на посту премьер-министра.

Заметные изменения происходят и области отношений Израиля и США.

Жесткая позиция Нетаниягу, сделавшая невозможным американский

миротворческий триумф, практически лишила Израиль всего главного союзника в

мире, но вывела тем самым Россию на уровень стратегического партнерства. И

все же США остаются главным партнером Израиля и его «наставником», потому

что Соединеныне Штаты Америки традиционно рассматривают Израиль в качестве

главного гаранта осуществления своей внешней политики на Ближнем Востоке.

Россия является наиболее серьезным партнером Израиля на постсоветском

пространстве. В числе направлений их взаимодействия следует выделить:

общественно-религиозное, политическое ( в том числе с исламским

терроризмом), военно-техническое, развитие добывающих и обрабатывающих

отраслей промышленности, сельского хозяйства, финансов и инфраструктуры.

Таким образом, политика премьер-министра Б.Нетаниягу претерпевала свои

изменения на всем этапе его правления. Взяв безопасность государства как

внешнеполитическую концепцию Государства Израиль Нетаниягу ни на Йоту не

отходил от этого принципа. Как и у каждого государства активно

действующего на международной политической арене у Государства Израиль

появлялись новые друзья , но и новые враги. Сменяя образ врага на образ

друга страны вписывались в политику Государства Израиль, и меняя образ

друга на врага, они становились главными объектами противостояния

.Б.Нетаниягу отстаивал права Государства Израиль с жестких позиций и тем

самым сохранил его статус «мини-державы» на Ближнем Востоке, это говорит о

его последовательности как политика с высоких позиций международного

рейтинга.

Примечания.

1 The right-hand man for the right place. // I&P. January-February 1989. P.-

16.

2 Ibid.

3 Ibid.

4 Ibid. P. –17

5 Питер Джонс. Мирный процесс на Ближнем Востоке.//СИПРИ: Вооружения,

разоружения и международная безопасность.1997г.С.-101.

6 Сапронова М.А. Правовая регламентация деятельности Государства

Израиль..// Ближний Восток и современность. Выпуск 8. Москва. 1999.С 153.

7 Джонс П. Мирный процесс на Ближнем Востоке.// SIPRI Yearbook, World

Armaments & Disarmament. Oxford University Press,1997. С.-102.

8 Термины «левый» и «правый» имеют в израильской политической жизни весьма

специфический смысл, отличающийся от того, который можно назвать

общепринятым. Левые- это те, для которых приоритетен мир. Правые-это те,

для кого приоритетны безопасность, исторические и (или) религиозные права

еврейского народа на Эрец Исраэль, поэтому правые ( в разной степени)

выступают против территориальных уступок. Это вовсе не значит, что левые не

хотят жить в безопасности, а правые не хотят мира. Проблема -в разности

стратегических приоритетов. См.: Горелик М. Война и мир, территории и

террор.//Новое время. 1996. №24. С. 26.

9 Декларация о принципах подписана 13 сентября 1993 года между Израилем и

Организацией освобождения Палестины, явившееся итогом секретных

переговоров, которые проходили в Норвегии с января 1993г.

11 августа 1995г. в египетском городе Таба главы палестинской и израильской

делегации парафировали, а 28 сентября в Вашингтоне подписали Временное

соглашение между ООП и Израилем. Соглашением предусматривалось расширение

географических границ палестинского самоуправления на

западном берегу реки Иордан и избрание на пятилетний переходный период (

считая с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон», т. е. С 4 мая 1994г.)

палестинского совета в составе 82 человек. В соответствии с Декларацией о

принципах Временным соглашением подтверждалось, что переговоры по

окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы

Иерусалима, беженцев, поселений, границ и др., должны начаться не позднее 4

мая 1996 г. и завершиться к 4 мая 1999г.

10 Горелик М. Война и мир, территории и террор.// Новое время.1996. .№24.С.-

27.

11 см.: приложение 1.

12 Горелик М. Война и мир, территории и террор.// Новое время.1996. .№24.С.-

28.

13 речь премьер-министра Бениямина Нетаниягу на представлении правительства

Кнессету. Internet: server Likud USA// www. likud.org.

14 Can Israel rekindle peace? // The Economist October 5th -11th , 1996. P.

11.

15 речь премьер-министра Бениямина Нетаниягу на представлении правительства

Кнессету. Internet: server Likud USA// www. likud.org.

16 Смирнов В.Ю. Израиль. Что за горизонтом?// Международная жизнь.№7.1996.

С.-21.

17 RTRS-Netanyahy urges Clinton to intervene on deal.// Reuters: News 2000-

1998.-02 Dec. 12:59 GMT.

18 Новое время. 1996. № 46. С. 30

19 Там же.

20 Флоден Г.« Мирный процесс на Ближнем востоке.»//SIPRI Yearbook, World

Armaments & Disarmament. Oxford University Press,1998.С.- 223.

21 Подробнее об этом см.: “The role of the European Union in the Middle

East peace process and its future assistance”, 16 Jan. 1998, URL < http://

europa. eu. Int/ rapid/ start/ cgi/ guesten. ksh?p-action.gettxt=g&doc-

IP/98/37>, version current on 26 Jan.1998

22 Речь была произнесена 6 августа1997 г. в Национальном пресс-клубе в

Вашингтоне. US Department of State, “The Israeli-Palestinian ptact

process”, URL< http:/

secretary.stat.gov/www/statements/970806.html>.version current on 24

Feb.1998.

23 В своей речи Олбрайт выразила ту мысль, говоря о необходимости для

Израиля прекратить «бессмысленные односторонние шаги, что имеет ключевое

значение для сохранения взаимного доверия». Однако во время визита в регион

Олбрайт публично потребовала, чтобы Израиль воздержался о расширения или

строительства новых еврейских поселений на спорной территории в целях

создания нормального климата для переговоров

24 конференция собрала далеко не всех предполагаемых участников. Многие

арабские страны, включая такие влиятельные державы, как Египет и Саудовская

Аравия, отказались от участия в ней. Присутствовали лишь немногие министры;

министр иностранных дел Израиля Леви оставался в стороне, а госсекретарь

США Олбрайт появилась лишь ненадолго. Несмотря на заключение деловых

соглашений, политические цели мирного процесса в более широком смысле не

были достигнуты. Конференция завершилась опубликованием коммюнике, в

котором впервые не было названо место проведения следующей встречи, что

заставляло задуматься о том, будет ли она вообще проводиться.

25 Флоден « Мирный процесс на Ближнем востоке.»//SIPRI Yearbook, World

Armaments & Disarmament. Oxford University Press,1998.С.- 227.

26 Леви ушел в отставку 4 января 1998г.Б вскоре после этого министр обороны

Ицхак Мордехай также пригрозил уйти в отставку, если в ходе мирного

процесса не будут достигнуты ощутимые успехи.

27 Супонина Е. Кэмп-Дэвид-2. Новое время. №43-44. 1998.С. 32.

28 Эхо планеты. № 5.1998.С.- 11

29 См.: приложение 1.

30 Супонина Е. Кэмп-Дэвид-2. Новое время. №43-44. 1998.С. 32.

31 Там же.

32 James H.Noyes. Does Washington Really Support Israel? – Foreign Policy.

Spring 1997,№. 106, cc. 146-148.

33 Актуальные проблемы Ближнего Востока. М., 1998. С. 69.

RTRS-Netanyahy urges Clinton to intervene on deal.// Reuters: News 2000-

1998.-02 Dec. 12:59 GMT.

34Новое время . № 41.1997. С. 16.

35 Примаков Е.М. Годы в большой политике. Москва, 1999.С. 379.

36 Там же.

37 Там же. С.380

38 11 RTRS-Gulf Arab states call for Palestinian statehood.// Reuters: News

2000-1998.-01 Dec. 12:31 GMT

39 10-12 марта 1997 года состоялась встреча премьер-министра Б.Нетаниягу

с президентом РФ Б.Н.Ельциным, председателем правительства России

В.С.Черномырдиным и министром внутренних дел Е.М.Примаковым.

40 Эггерт К. Нетаниягу не верит в либерализацию иранского режима.//

Изрестия.-1998.-14 март.

41 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и

Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.-336.

42 Якубов О. Бизнес против политики. Новое время. №48. 1997. С.- 29.

43 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и

Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.335.

44 Новгородова М.А. Институт экспорта Израиля: становление и современный

этап. Востоковедный сборник. Выпуск 2. Москва .2001. С.-285.

45 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и

Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.337.

46 Шелищ П. Дума-Кнессет.// Международная жизнь. 1997.-№10.-С. 24-25.

47 Федорченко А.В. Российско-израильские экономические связи: итоги и

перспективы.// МэиМо.- 2000.- №2.-С.19-22.

48 Там же.

49 Федорченко А.В. Экономика переселенческого общества. – Москва.1998.-

С.329-330 .

50 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и

Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.340.

51 Там же. С.-345.

52 Сатановский Е.Я. Израиль в современной мировой политике. Москва.2001г.

53 Акжигитов А.Д. Иордано-израильский договор о мире: результаты

реализации. Востоковедческий сборник. Выпуск 2. Москва. 2001г. С -18.

54 Jordan dairy.- Amman, 1997. P57 . См.: там же. С. -17

55 Jordan dairy.- Amman, 1997. P57 . См.: там же. С.- 17

56 Там же. С.- 124.

57 Современные международные отношения. Москва. С.- 411.

58 Хамзин К.З. Водные ресурсы бассейна реки Иордан и арабо-израильский

конфликт.-Москва., 1998.– С.- 126.

59 Акжигитов А.Д. Иордано-израильский договор о мире: результаты

реализации. Востоковедческий сборник. Выпуск 2. Москва. 2001г. С.-20.

60 Аш-Шарк аль-Аусат. 21.11.1996. См.: Акжигитов А.Д. Иордано-израильский

договор о мире: результаты реализации. Востоковедческий сборник. Выпуск 2.

Москва. 2001г. С.- 20.

61 Там же. С.- 21.

62 Jordan dairy. Amman, 2000.-С.-99. См.: Там же. С.-22

63 24 июня Б. Нетаниягу заявил по Радио Израиля, что «мир может быть

достигнут без предварительных условий… . Попытка создавать прецеденты и

диктовать предварительные условия, которые подрывают безопасность Израиля,

не совместима с мирным процессом. Цитировалось в: Mideast Mirror, 24 June

1996. P.- 2.

64 Мирский Г. «Израиль и Палестинцы: самый длительный конфликт.»// Мировая

экономика и международные отношения .2001.№4.С.-67.

65 Егорин А.З. Война за мир на Ближнем Востоке. Москва. Институт изучения

Израиля и Ближнего Востока, 1995. С.- 47.

66 Financial Times, 4 Oct. 1996, P.- 21.

67 График был результатом компромисса, выработанного Арафатом и Нетаниягу.

Первоначально ПА требовала, чтобы вывод был завершен к сентябрю 1997г., как

предусмотрено Промежуточным соглашением, в то время как Израиль предложил

его до мая 1999г.

68 Самым важным достижением Израиля было письмо Уоррена Кристофера ,

занимавшего в то время пост госсекретаря США, в котором признавалось право

Израиля самому определять территорию и масштабы передислокации в ходе

последующих трех этапов.

69 “ Israel & the Palestinians: A matter of confidence.”// The Economist.,

April 6th 1996.P-13.

70Усова Е.Ю. «Израиль на пороге пятидесятилетия:

внешнеполитическая традиция и проблемы выработки нового курса.» материалы

конференции Москва, 30.01.98. С.- 68

71 Супонина Е. Полстакана по-восточному.// Новое время . 1998.- №30.С.-29

†††††††††††††††††††††††††?????

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.