| |||||
МЕНЮ
| Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягубыло необходимо удовлетворить требования различных групп внутри его коалиции. Стоящие перед ним проблемы обострились после назначения Рони Бар- Она на должность прокурора в январе 1997 г. Бар-Он незамедлительно покинул свой пост после того, как общественность выразила бурный протест по поводу отсутствия у него необходимой для этой должности квалификации. По утверждению представителей оппозиции, это было назначение, продиктованное политическими соображениями: партия SHAS, крупнейшая из ортодоксальных партий в коалиции Нетаниягу, грозила отказаться от поддержки передислокации израильских войск из Хеврона в случае, если Бар-Он не получит это назначение. В апреле было начато полицейское расследование, по итогам которого было рекомендовано привлечь Нетаниягу к ответственности за злоупотребление общественным доверием. Было решено не настаивать на обвинениях против Нетаниягу за недостаточностью доказательств, однако в его адрес прозвучал решительный призыв к отставке. Это дело, известное как «Бар- Он за Хеврон», ослабило позиции Нетаниягу и сделало его более зависимым от поддержки националистических и религиозных партий. Но политика кабинета Б.Нетаниягу не претерпела изменений и во время трехсторонних переговоров в январе 1998 года в Вашингтоне при посредничестве и с участием президента США Б.Клинтона. Б.Нетаниягу отверг предложение Б.Клинтона разбить очередной этап вывода войск на промежуточные стадии, увязав их с выполнением палестинцами конкретных обязательств в сфере безопасности. Б.Нетаниягу потребовал безопасности для Израиля “оптом” и с бессрочной гарантией, а не «в розницу». Он занял жесткую позицию по территориальным вопросам. Принципиальная позиция обеих сторон приводит мирный процесс к тупику, израильтяне и палестинцы торгуются за каждый клочок земли. Компромисс заключается в том, что 13% территории хитро поделили на две составляющие:10% и 3%. 10 процентов безоговорочно переходят к палестинцам. Еще 3 процента назовут «заповедной» зоной , то есть территорией ,статус которой запрещается изменять (например, что-либо строить) в силу ее особой исторической и религиозной ценности. Но израильтяне хотят подчинить заповедник своему контролю, палестинцы –своему. Ситуация напоминает историю с полстаканом воды. Одним кажется, что он наполовину полон, другим – наполовину пуст. «Только при согласии Израиля на цифру 13% возможен диалог»- так прокомментировал обстановку полномочный представитель палестинцев на переговорах Саиб Эрикат. Без этих злосчастных 13% все переговоры о будущем палестинском государстве, разорванном на куски израильскими КПП, остаются пустыми.71 Мирный процесс не удалось «реанимировать» и когда в середине декабря 1998 года американским Президентом Б. Клинтоном была осуществлена поездка в регион, включавшая, казалось бы, весьма эффектные элементы – посещение территории Национальной палестинской автономии и организация палестино- израильско-американской встречи на самом высоком уровне. Последовало принятие Национальным советом Палестины решений об отмене антиизраильских положений Палестинской национальной хартии. Однако уже вскоре стало ясно, что все это не привело к тем результатам, на которые рассчитывал американский президент. Трения между палестинцами и израильтянами возобновились, а перспективы решения ключевых проблем заключительного этапа палестино-израильского урегулирования так и остались достаточно туманными. Есть и другие вопросы ситуации в регионе, требующие своего решения. Это, в частности, относится к резко возросшей активности, масштабам деятельности и дестабилизирующему влиянию в региональном и международном контексте экстремистских и террористических элементов и организаций и фактическое отсутствие до сих пор достаточно эффективного и вместе с тем сбалансированного ответа мирового сообщества на этот вызов. По многим направлениям сотрудничество Израиля с арабским миром развивается де-факто, вне зависимости от уровня напряженности на фоне мирного процесса. В этой связи обращает на себя внимание опубликованное недавно совместное исследование двух учёных – израильского и палестинского - Эфраима Кляймана из Иерусалимского университета и Хишама Авартани из университета Ан-Наджах, которые выделяют «узкий» и «широкий» ареал развития израильско-арабского сотрудничества с перспективой дальнейшей интеграции. Центром такой интеграции они считают так называемую триаду – Израиль-Палестина-Иордания, которая имеет тенденцию и реальную перспективу расширения до так называемого секстета, в состав которого, помимо трех названных стран, войдут также Египет, Ливан и Сирия. Таким образом, совершенно очевидно, что в настоящих условиях для дальнейшего развития процесса нормализации арабо-израильских отношений с израильской стороны требуется не политика устрашения, основанная на принципе «доказать арабам, что им не удастся уничтожить Израиль силой» и ставшая традиционной для Израиля, а последовательная политика актов доброй воли, способной доказать, что Израиль на деле готов к конструктивному сотрудничеству. Но в рамках политики Нетаниягу констуктивное сотрудничество поставлено на самую нижнюю ступень с этим государством. Так, как непримиримость сторон в рамках принципа «территории в обмен на мир» не приемлема для Нетаниягу, и Я.Арафат не намерен отказаться от этих территорий. Иерусалим – самое больное место в конфликте Палестины с Израилем. « Не родился ещё такой арабский лидер, который мог бы отказаться от Иерусалима», - сказал Я.Арафат и он был совершенно прав. Точно так же и Нетаниягу мог заявить, что не родился израильский лидер, который мог бы отказаться от незыблемого принципа , гласящего: « Иерусалим – вечная столица Израиля и никогда больше не будет разделен». Понимая это оба лидера стойко стоят на своих позиция не уступая друг другу ни в чем. Заключение. С началом 90-х годов поиску диалога на Ближнем Востоке способствовала резко изменившаяся ситуация на международной арене. Внимание центров силы, менявших образ врага на образ друга, всё больше стало приковываться к региональным проблемам, где возникли и развернули дестабилизационную деятельность свои центры силы, угрожавшие повернуть вспять мировые интеграционные процессы. Один из старейших международных конфликтов, на протяжении десятилетий накаляющих мировую политическую обстановку, - ближневосточный. Он унес тысячи и тысячи жизней, не раз ставил мир на грань катастрофы. Ближневосточная арена не раз сравнивается с театром, где разыгрываются большие и малые спектакли, полные трагикомизма, а за кулисами идёт кровавая борьба за влияние и «место под солнцем».Пока в Пентагоне и в натовских штабах, в Москве и в штабах Варшавского Договора, развернув карты, внимательно следили за развитием ситуации на Ближнем Востоке, держа наготове сотни тысяч солдат и мощь авиации и флота, дипломаты вели сложную политическую войну. Одним из таких дипломатов был премьер-министр Государства Израиль Бениамин Нетаниягу. Честолюбивый и непреклонный лидер еврейского государства вел свою страну по сложному тернистому пути противоречий и компромиссов, сохранив за собой целостность государства Израиль и его политический статус в мире. Отношение Израиля с Национальной Палестинской Автономией наиболее болезненный вопрос в комплексе международного взаимодействия этих стран на международной арене. Правительство Нетаниягу взяло на себя обязательство соблюдать все официальные соглашения, заключенные правительством Рабина- Переса, хотя , как неоднократно заявлял Б.Нетаниягу , некоторые из них ему не слишком нравятся. Однако курс Израиля стал при новом премьере более жестким и осмотрительным, что вызвало острую ответную реакцию арабских лидеров. Бениамин Нетаниягу при поддержке большинства израильтян заявил три категорических «нет»: нет палестинскому государству, Голаны не будут отданы Сирии, Иерусалим не будет разделен. Эти три «нет» стали фактическим итогом деятельности ПНА и Государства Израиль в период премьер-министерства Нетаниягу. Палестинцы реагировали на эти заявления террористическими акциями, хотя ни одну из них нельзя приписать к деятельности ПНА, а всю ответственность брала на себя экстремистская организация ХАМАС. Официально эта организация считается не палестинской, хотя состоит из арабов и ее главный штаб находится в Палестине. Таким образом противоречия между евреями и арабами весьма значительны. Позиция Израиля в соответствии с которой он не может согласиться с существованием палестинского государства , и предоставив автономии максимальную самостоятельность сохранит по крайней мере военно-политический контроль; сохрани Иерусалим, как единую и неделимую столицу Израиля. Что ни в коей мере не устраивает Я.Арафата, который не испытывает никакого желания разделить участь И.Рабина. Нетаниягу также не может уступить в переговорах. Честолюбивый политик, он понимает, что в данном случае ему грозит если не физическая смерть, то уж политическая точно. Самым миролюбивым соседом Израиля оказалась Иордания, подписав с ней в 1994 году договор о мире Израиль отвратил от себя еще одну угрозу своей безопасности. Но договор о мире не закончился только подписанием , требовалась так же его полная реализация. В эпоху Нетаниягу реализация этого договора происходила максимально точно, выполнялись взятые на себя обязательства, но не без особых трудностей, связанных как с географическим фактором, так и политическим. Но мирные отношения сохранялись на протяжении всего периода деятельности Нетаниягу на посту премьер-министра. Заметные изменения происходят и области отношений Израиля и США. Жесткая позиция Нетаниягу, сделавшая невозможным американский миротворческий триумф, практически лишила Израиль всего главного союзника в мире, но вывела тем самым Россию на уровень стратегического партнерства. И все же США остаются главным партнером Израиля и его «наставником», потому что Соединеныне Штаты Америки традиционно рассматривают Израиль в качестве главного гаранта осуществления своей внешней политики на Ближнем Востоке. Россия является наиболее серьезным партнером Израиля на постсоветском пространстве. В числе направлений их взаимодействия следует выделить: общественно-религиозное, политическое ( в том числе с исламским терроризмом), военно-техническое, развитие добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, финансов и инфраструктуры. Таким образом, политика премьер-министра Б.Нетаниягу претерпевала свои изменения на всем этапе его правления. Взяв безопасность государства как внешнеполитическую концепцию Государства Израиль Нетаниягу ни на Йоту не отходил от этого принципа. Как и у каждого государства активно действующего на международной политической арене у Государства Израиль появлялись новые друзья , но и новые враги. Сменяя образ врага на образ друга страны вписывались в политику Государства Израиль, и меняя образ друга на врага, они становились главными объектами противостояния .Б.Нетаниягу отстаивал права Государства Израиль с жестких позиций и тем самым сохранил его статус «мини-державы» на Ближнем Востоке, это говорит о его последовательности как политика с высоких позиций международного рейтинга. Примечания. 1 The right-hand man for the right place. // I&P. January-February 1989. P.- 16. 2 Ibid. 3 Ibid. 4 Ibid. P. –17 5 Питер Джонс. Мирный процесс на Ближнем Востоке.//СИПРИ: Вооружения, разоружения и международная безопасность.1997г.С.-101. 6 Сапронова М.А. Правовая регламентация деятельности Государства Израиль..// Ближний Восток и современность. Выпуск 8. Москва. 1999.С 153. 7 Джонс П. Мирный процесс на Ближнем Востоке.// SIPRI Yearbook, World Armaments & Disarmament. Oxford University Press,1997. С.-102. 8 Термины «левый» и «правый» имеют в израильской политической жизни весьма специфический смысл, отличающийся от того, который можно назвать общепринятым. Левые- это те, для которых приоритетен мир. Правые-это те, для кого приоритетны безопасность, исторические и (или) религиозные права еврейского народа на Эрец Исраэль, поэтому правые ( в разной степени) выступают против территориальных уступок. Это вовсе не значит, что левые не хотят жить в безопасности, а правые не хотят мира. Проблема -в разности стратегических приоритетов. См.: Горелик М. Война и мир, территории и террор.//Новое время. 1996. №24. С. 26. 9 Декларация о принципах подписана 13 сентября 1993 года между Израилем и Организацией освобождения Палестины, явившееся итогом секретных переговоров, которые проходили в Норвегии с января 1993г. 11 августа 1995г. в египетском городе Таба главы палестинской и израильской делегации парафировали, а 28 сентября в Вашингтоне подписали Временное соглашение между ООП и Израилем. Соглашением предусматривалось расширение географических границ палестинского самоуправления на западном берегу реки Иордан и избрание на пятилетний переходный период ( считая с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон», т. е. С 4 мая 1994г.) палестинского совета в составе 82 человек. В соответствии с Декларацией о принципах Временным соглашением подтверждалось, что переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ и др., должны начаться не позднее 4 мая 1996 г. и завершиться к 4 мая 1999г. 10 Горелик М. Война и мир, территории и террор.// Новое время.1996. .№24.С.- 27. 11 см.: приложение 1. 12 Горелик М. Война и мир, территории и террор.// Новое время.1996. .№24.С.- 28. 13 речь премьер-министра Бениямина Нетаниягу на представлении правительства Кнессету. Internet: server Likud USA// www. likud.org. 14 Can Israel rekindle peace? // The Economist October 5th -11th , 1996. P. 11. 15 речь премьер-министра Бениямина Нетаниягу на представлении правительства Кнессету. Internet: server Likud USA// www. likud.org. 16 Смирнов В.Ю. Израиль. Что за горизонтом?// Международная жизнь.№7.1996. С.-21. 17 RTRS-Netanyahy urges Clinton to intervene on deal.// Reuters: News 2000- 1998.-02 Dec. 12:59 GMT. 18 Новое время. 1996. № 46. С. 30 19 Там же. 20 Флоден Г.« Мирный процесс на Ближнем востоке.»//SIPRI Yearbook, World Armaments & Disarmament. Oxford University Press,1998.С.- 223. 21 Подробнее об этом см.: “The role of the European Union in the Middle East peace process and its future assistance”, 16 Jan. 1998, URL < http:// europa. eu. Int/ rapid/ start/ cgi/ guesten. ksh?p-action.gettxt=g&doc- IP/98/37>, version current on 26 Jan.1998 22 Речь была произнесена 6 августа1997 г. в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. US Department of State, “The Israeli-Palestinian ptact process”, URL< http:/ secretary.stat.gov/www/statements/970806.html>.version current on 24 Feb.1998. 23 В своей речи Олбрайт выразила ту мысль, говоря о необходимости для Израиля прекратить «бессмысленные односторонние шаги, что имеет ключевое значение для сохранения взаимного доверия». Однако во время визита в регион Олбрайт публично потребовала, чтобы Израиль воздержался о расширения или строительства новых еврейских поселений на спорной территории в целях создания нормального климата для переговоров 24 конференция собрала далеко не всех предполагаемых участников. Многие арабские страны, включая такие влиятельные державы, как Египет и Саудовская Аравия, отказались от участия в ней. Присутствовали лишь немногие министры; министр иностранных дел Израиля Леви оставался в стороне, а госсекретарь США Олбрайт появилась лишь ненадолго. Несмотря на заключение деловых соглашений, политические цели мирного процесса в более широком смысле не были достигнуты. Конференция завершилась опубликованием коммюнике, в котором впервые не было названо место проведения следующей встречи, что заставляло задуматься о том, будет ли она вообще проводиться. 25 Флоден « Мирный процесс на Ближнем востоке.»//SIPRI Yearbook, World Armaments & Disarmament. Oxford University Press,1998.С.- 227. 26 Леви ушел в отставку 4 января 1998г.Б вскоре после этого министр обороны Ицхак Мордехай также пригрозил уйти в отставку, если в ходе мирного процесса не будут достигнуты ощутимые успехи. 27 Супонина Е. Кэмп-Дэвид-2. Новое время. №43-44. 1998.С. 32. 28 Эхо планеты. № 5.1998.С.- 11 29 См.: приложение 1. 30 Супонина Е. Кэмп-Дэвид-2. Новое время. №43-44. 1998.С. 32. 31 Там же. 32 James H.Noyes. Does Washington Really Support Israel? – Foreign Policy. Spring 1997,№. 106, cc. 146-148. 33 Актуальные проблемы Ближнего Востока. М., 1998. С. 69. RTRS-Netanyahy urges Clinton to intervene on deal.// Reuters: News 2000- 1998.-02 Dec. 12:59 GMT. 34Новое время . № 41.1997. С. 16. 35 Примаков Е.М. Годы в большой политике. Москва, 1999.С. 379. 36 Там же. 37 Там же. С.380 38 11 RTRS-Gulf Arab states call for Palestinian statehood.// Reuters: News 2000-1998.-01 Dec. 12:31 GMT 39 10-12 марта 1997 года состоялась встреча премьер-министра Б.Нетаниягу с президентом РФ Б.Н.Ельциным, председателем правительства России В.С.Черномырдиным и министром внутренних дел Е.М.Примаковым. 40 Эггерт К. Нетаниягу не верит в либерализацию иранского режима.// Изрестия.-1998.-14 март. 41 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.-336. 42 Якубов О. Бизнес против политики. Новое время. №48. 1997. С.- 29. 43 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.335. 44 Новгородова М.А. Институт экспорта Израиля: становление и современный этап. Востоковедный сборник. Выпуск 2. Москва .2001. С.-285. 45 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.337. 46 Шелищ П. Дума-Кнессет.// Международная жизнь. 1997.-№10.-С. 24-25. 47 Федорченко А.В. Российско-израильские экономические связи: итоги и перспективы.// МэиМо.- 2000.- №2.-С.19-22. 48 Там же. 49 Федорченко А.В. Экономика переселенческого общества. – Москва.1998.- С.329-330 . 50 Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.340. 51 Там же. С.-345. 52 Сатановский Е.Я. Израиль в современной мировой политике. Москва.2001г. 53 Акжигитов А.Д. Иордано-израильский договор о мире: результаты реализации. Востоковедческий сборник. Выпуск 2. Москва. 2001г. С -18. 54 Jordan dairy.- Amman, 1997. P57 . См.: там же. С. -17 55 Jordan dairy.- Amman, 1997. P57 . См.: там же. С.- 17 56 Там же. С.- 124. 57 Современные международные отношения. Москва. С.- 411. 58 Хамзин К.З. Водные ресурсы бассейна реки Иордан и арабо-израильский конфликт.-Москва., 1998.– С.- 126. 59 Акжигитов А.Д. Иордано-израильский договор о мире: результаты реализации. Востоковедческий сборник. Выпуск 2. Москва. 2001г. С.-20. 60 Аш-Шарк аль-Аусат. 21.11.1996. См.: Акжигитов А.Д. Иордано-израильский договор о мире: результаты реализации. Востоковедческий сборник. Выпуск 2. Москва. 2001г. С.- 20. 61 Там же. С.- 21. 62 Jordan dairy. Amman, 2000.-С.-99. См.: Там же. С.-22 63 24 июня Б. Нетаниягу заявил по Радио Израиля, что «мир может быть достигнут без предварительных условий… . Попытка создавать прецеденты и диктовать предварительные условия, которые подрывают безопасность Израиля, не совместима с мирным процессом. Цитировалось в: Mideast Mirror, 24 June 1996. P.- 2. 64 Мирский Г. «Израиль и Палестинцы: самый длительный конфликт.»// Мировая экономика и международные отношения .2001.№4.С.-67. 65 Егорин А.З. Война за мир на Ближнем Востоке. Москва. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1995. С.- 47. 66 Financial Times, 4 Oct. 1996, P.- 21. 67 График был результатом компромисса, выработанного Арафатом и Нетаниягу. Первоначально ПА требовала, чтобы вывод был завершен к сентябрю 1997г., как предусмотрено Промежуточным соглашением, в то время как Израиль предложил его до мая 1999г. 68 Самым важным достижением Израиля было письмо Уоррена Кристофера , занимавшего в то время пост госсекретаря США, в котором признавалось право Израиля самому определять территорию и масштабы передислокации в ходе последующих трех этапов. 69 “ Israel & the Palestinians: A matter of confidence.”// The Economist., April 6th 1996.P-13. 70Усова Е.Ю. «Израиль на пороге пятидесятилетия: внешнеполитическая традиция и проблемы выработки нового курса.» материалы конференции Москва, 30.01.98. С.- 68 71 Супонина Е. Полстакана по-восточному.// Новое время . 1998.- №30.С.-29 †††††††††††††††††††††††††????? |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|