бесплатно рефераты
 

Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

конверсионных проектов. Авиастроительное предприятие КБ им. Яковлева и

крупнейший израильский промышленный концерн «ИАИ» осуществляют подготовку к

современному производству и продаже на мировых рынках самолета для

бизнесменов ЯК-48, способного, по предварительным оценкам , завоевать

четвертую часть мирового рынка аппаратов данного класса. Кооперирование в

авиационной промышленности поможет российскому авиастроению сертифицировать

производственные участки по международным стандартам, что в свою очередь,

увеличит количество и объем заказов зарубежных фирм.47

Со своей стороны израильтяне проявляют огромный интерес к российским

научно-техническим разработкам в области ядерной энергетики, производства

точных измерительных приборов, оптических инструментов. Был заключен

контракт на приобретение созданных петербургскими учеными химических

технологий, которые будут использоваться при переработке сырья, добываемого

в районе Мертвого моря. Одним из крупнейших проектов поставок российского

оборудования и технологий стало строительство в Израиле магниевого завода,

которое осуществляет российское предприятие «Саянстрой».

Оба государства активно обмениваются технологиями в области

строительства. Израильтяне возводят в России гостиницы, здания рынков и

другие сооружения. Так фирма «Шаши Черушалайм» оказалась победительницей

международного конкурса на право участия в реставрации Успенского собора в

Москве. Израильтяне получили заказ на облицовку фасада здания, ими также

были выложены новые полы. Стоимость работ оценивается в один миллион

долларов США.48 российские подрядчики в свою очередь делятся опытом

производства быстросборных строительных конструкций, что в какой-то мере

помогает Израилю решать проблему расселения новых иммигрантов.49

К сожалению, в августе 1998 года Россия попала в ситуацию дефолта, что

серьезно ударило по некоторым израильским компаниям, и заставило их

задуматься о целесообразности сотрудничества с российскими фирмами. В такой

ситуации министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский, человек

всегда отстаивавший позицию активного сотрудничества с Россией, совершил

блиц-поездку в Москву. А за неделю до визита в Иерусалиме состоялось

совещание, на котором рассматривался комплекс проблем, связанных с кризисом

в России. По результатам совещания один из его участников Дов Мишор

сообщил, что, несмотря на переживаемые экономические трудности, Россия

потенциально остается важным торговым партнером Израиля. Однако, он

заметил, что создавшаяся ситуация в России не может не привести к

определенной корректировке тактики израильско-российских коммерческих

отношений.50

Несмотря на некоторые потери израильских бизнесменов в России во время

кризиса, можно с уверенностью сказать, что их потери гораздо меньше, чем у

их европейских и американских коллег. Как же так произошло? Дело в том, что

в январе 1998 года была создана Компания по страхованию внешнеторговых

рисков (БАСАСАХ), которая должна была страховать израильские компании на

случай политических и торговых рисков, связанных со сделками в России,

кредитуемыми на короткий период( до полугода) . страхованию должен был

подлежать как торговый риск (неполучение израильским партнером оплаты по

независящим от него причинам, на связанные с нарушениями условий договора),

так и политический (войны, государственные перевороты и прочие форсмажорные

обстоятельства). Эта программа должна была позволить страховать

краткосрочные кредиты под экспортные сделки в Росси. Общим объемом в 50

млн.долларов и обеспечить израильским экспортерам значительное расширение

страховых покрытий. Наличие такой программы снизило реальный уровень риска

и оказало сильное психологическое воздействие на израильских бизнесменов.

Создание БАСАСАХ позволило израильским фирмам избежать огромных потерь и

продолжать активную работу на российском рынке, несмотря на чрезвычайные

обстоятельства.

Если говорить в целом о динамике внешней торговли Израиля с Россией ,

то прирост объема импорта составил 494,5%, а прирост стоимостного экспорта

–990,4%.

Данные о товарной структуре экспортно-импортных операций между Россией

и Израилем, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Товарная структура израильско-российских

экспортно-импортных операций.

|Группа товаров |Экспорт из Израиля |Импорт в Израиль |

| |1996 г. |1997 г. |1996 г. |1997 г. |

|Продукты питания и табачные|71 393 |33 255 |1 421 |2 187 |

|изделия | | | | |

|Машины и оборудование |58 443 |80 515 |4 281 |4 070 |

|Продукция животноводства |( |1 840 |( |366 |

|Продукция земледелия |27 029 |19 875 |3 307 |6 884 |

|Ювелирные изделия, |19 769 |16 489 |63 004 |96 994 |

|драгоценные камни | | | | |

|Изделия из пластмассы и |15 088 |12 194 |1 244 |481 |

|резины | | | | |

|Бумажная продукция |12 655 |11531 |2 597 |2 774 |

|Металлопродукция |11 958 |31 500 |5 701 |7 207 |

|Точные измерительные |( |10 414 |( |986 |

|приборы | | | | |

|Текстиль |1 754 |2 796 |753 |702 |

|Постельное белье |10 563 |( |1 156 |( |

|Транспортные средства |1 616 |3 062 |324 |553 |

|Изделия из камня и стекла |1 113 |( |351 |( |

|Древесина и уголь |695 |121 |4 180 |6 950 |

|Прочие товары |4 869 |6 313 |1 191 |1 453 |

|Всего |262 113 |258 789 |92 179 |134 426 |

Источник: Израильский экспорт. 11.1997, 08. 1998.51

По данным таблицы 1 экспорт из Израиля в Россию достаточно

диверсифицирован, а российский экспорт составляют в основном драгоценные

камни и ювелирные изделия. Таким образом, исключая алмазодобывающую

промышленность, все остальные отрасли, в основном связанные с

производством готовой продукции, не находят для себя ниши на израильском

рынке.

На основе анализа в результате рассмотрения состояния торгово-

экономических отношений между Россией и Израилем можно сделать следующие

выводы.

Заинтересованность в торгово-экономических отношениях присуща в равной

степени обоим государствам. Объясняется это тем, что такие связи открывают

широкие перспективы сотрудничества в научно-технической и торгово-

экономической областях. Россия и Израиль могут получить новые рынки сбыта

для своих товаров, помочь друг другу проникнуть на рынки третьих стран.

Сотрудничество не замыкается в узких рамках, а открывает широкий

спектр направлений. Уже подписан ряд соглашений, а именно: по торгово-

экономическому сотрудничеству, таможенному контролю, связи и

телекоммуникациям, сельскому хозяйству и энергетике.

Главные направления сотрудничества – осуществление совместных проектов

в энергетике, радиоэлектронике и вычислительной технике, медицине и

туризму.

Потенциал прямого сотрудничества России с Израилем в промышленности,

сельском хозяйстве и становлении российских финансов и инфраструктуры

чрезвычайно велик. В большей степени они основан на возможности внедрения

в России израильских технологий и использования разработанных в Израиле

механизмов привлечения инвестиций, в меньшей – на использовании в

изральской промышленности технологий российских.

Оценивая перспективы развития российско-израильского экономического

сотрудничества, следует отметить, что потенциал хозяйственного сближения

двух стран раскрыт не полностью. Конечно, не все начинания увенчаются

успехом. Между израильскими и российскими фирмами ожидается жесткая

конкурентная борьба. Двум странам предстоит в дальнейшем огромная работа по

развитию и совершенствованию не только торгово-экономических, но и других

взаимоотношений.

Глава III.

Попытки кабинета Б.Нетаниягу урегулировать отношения с Иорданией и

Палестинской Национальной автономией.

3.1 Реализация иордано-израильского мирного договора 1994 года.

Иордания в течение трех десятилетий была наиболее умеренным из всех

арабских соседей Израиля, несмотря на значительное число беженцев в стране

– постоянных жителей и беженцев. В то же время это отражало скорее позицию

правящей династии и лично короля Хусейна, чем настроения иорданской «улицы»

52, в том числе истеблишмента. Опираясь на харизматический авторитет шерифа

(потомка Пророка), король стремился, взяв за основу традиционные ценности,

проводить сбалансированную политику с учетом весьма сложных реалий

окружающей обстановки ( проблема легитимации режима в условиях конфронтации

в регионе; непростая экономическая ситуация в стране; палестинский фактор).

53 но укрепление авторитета королевской власти, взвешенная и результативная

внутренняя политика позволили активизировать израильское направление

иорданской дипломатии.

Отношения Израиля с Иорданией развивались достаточно успешно. Сам

Нетаниягу заявлял, что «в целях упрочнения «стратегической конвергенции»,

наметившейся между двумя странами связи с Иорданией будут укрепляться». Но

в отношениях с королевством было не все так гладко. Хотя 26 октября 1994

года Израиль и Иордания после длительных и сложных переговоров подписали

договор о мире, реализация этого договора проходила в трудной и сложной

обстановке.

Отказавшись от конфронтации с Израилем, Иордания перестала быть

участницей конфликта, но встала в один ряд с коспонсорами урегулирования,

получила возможность более эффективно действовать в интересах всей

«арабской нации».

В 1996 году Иордании был предоставлен статус «основного ненатовского

союзника» США, а в 1997г. США активизировали финансовую поддержку

королевству. Из 225 млн. долл., полученных от США в 1998 г., 75 млн. долл.,

были предназначены для военных программ. Амман заручился обязательством США

о выделении в течение трех лет дополнительно 200 млн. долл., на программы,

связанные с региональной безопасностью. В 1998 г. США завершили поставку

самолетов F-16 для иорданских ВВС.

Между Иорданией и Израилем ведется координация усилий по борьбе с

терроризмом. Представители иорданских военных на Западном берегу р. Иордан

успешно предотвращают проникновение террористов через границу. В начале

августа 1997 г. иорданцы задержали группу боевиков экстремистской

организации «Приверженцы ислама», готовивших диверсии в Израиле. Со

времени подписания договора Иорданию посетили более 200 тыс. израильтян, и

никто из них не стал жертвой терактов. 54 В 1999г. по инициативе высшего

руководства Иордании на территории страны были закрыты все

представительства террористической группировки исламского толка «ХАМАС», а

ее руководство арестовано. Укрепление безопасности и борьба с терроризмом

не только повысили стабильность в регионе, но и позволили надеяться на

перераспределение финансовых ресурсов для более успешного решения блока

экономических проблем.

Иордано-израильский договор создавал основу для региональной

экономической кооперации. Реализация достигнутых договоренностей

представляла практическую возможность экономического взаимодействия,

пространством для которого становились палестинские территории, Израиль,

Египет и Иордания.

В 1997 г. стороны подписали соглашение о создании свободной

экономической зоны в пограничном с Израилем муниципалитете Ирбид. В 1998г.

израильтянам удалось добиться преференциального режима для проведенных в

Ирбиде товаров на американском и ряде европейских рынков. Сформирован

совместный иордано-израильский комитет по торговым связям.

Но основной проблемой иордано-израильских отношений является – проблема

водных ресурсов. Проблема воды всегда оказывала неоднозначное влияние на

события на Ближнем Востоке, часто служила источником напряженности во

взаимоотношениях между странами. Ведь эти страны зависят от трех больших

речных систем: Нила, Иордана и бассейна Тигра и Евфрата. Все три водные

артерии пересекают границы различных государств, которые нередко являются

политическими противниками. Климатические и географические условия,

нехватка водных ресурсов при росте населения и развитии современных

экономических систем сделали проблему воды жизненно важной для всех

государств региона. И если многие годы арабо-израильской конфронтации этот

вопрос был дополнительным генератором конфликтности, то реальное его

разрешение стало возможным в результате сближения позиций двух сторон в

ходе развития мирного процесса. Стороны осознали выгодность, при «водной

взаимозависимости», взаимного сотрудничества, развития и рационального

использования региональных водных резервов.

Наглядным подтверждением этому как раз и стал Иордано-израильский

мирный договор, который предусматривал компромисс по столь щекотливому

«водному вопросу».

Согласно договору, Хашимитское королевство получило 215 млн. куб. м.

Воды в год из объема, использовавшегося Израилем, а также согласие на

утилизацию той части воды, которая не использовалась ни одной их сторон и

считалась безвозвратно утерянной. В этой связи один из ведущих иорданских

специалистов в области водных ресурсов Мунзер Хаддадин заявил, что иорданцы

получили даже больше, чем они хотели изначально. 55

В рамках мирного договора предусматривался целый комплекс мер по

рациональному использованию водных ресурсов, их защите от загрязнения,

несанкционированного изъятия чьей-либо квоты; специально обговаривались

вопросы водохранения; выдвигалась идея регионального и международного

сотрудничества по проблеме воды; обосновалась необходимость совместного

мониторинга и обмена информацией. 56

Помимо раздела имеющихся водных ресурсов, обе стороны добивались

определенного прогресса и в налаживании сотрудничества в поиске и

разработке новых альтернативных источников воды. В соответствии со ст. VII

Приложения II к мирному договору был создан совместный комитет по водным

ресурсам, в который вошли по три представителя от Израиля и Иордании. Его

задачей было обеспечение контроля за реализацией достигнутых

договоренностей и дальнейшего взаимодействия сторон по соответствующей

проблеме.

Для Иордании пунктов мирного договора, касающиеся водных ресурсов,

имели и крайне важное внутриполитическое значение. Увеличение водных

запасов страны было реальным результатом мирного договора и должно было

способствовать более широкому его положительному восприятию среди простых

иорданцев и , следовательно, поддержке политики официального Аммана.

В то же время нельзя учитывать, что около 70 % потребляемой воды

Израиль получает с Западного берега р. Иордан. Представители израильских

правящих кругов крайне болезненно реагируют на уступки по «водному»

вопросу, сравнивая их с «самоубийством государства». 57( В этом, кстати,

заключается одна из причин, по которой Израиль настаивает на сохранении

автономного статуса для Западного берега и сектора Газы, а ООП требует

признания палестинской государственности.)

Израильтяне выступили против ранее согласованного строительства Сирией

и Иорданией плотины «Аль-Вахда» на р. Ярмук. Министр экологии и сельского

хозяйства в кабинете Б.Нетаниягу Р. Эйтан заявил, что строительство плотины

противоречит положениям договора о мире. 58 Позиция иорданцев же в этом

вопросе была прямо противоположной. Даже если такое заявление Израиля было

адресовано прежде всего Сирии ( поскольку именно на сирийском направлении

не наблюдалось продвижения по миру), отношения Аммана и Тель-Авива в

результате отнюдь не улучшились.

В ноябре 1996 г. израильский министр инфраструктуры А.Шарон заявил о

своем негативном отношении к тем уступкам, которые сделал Израиль Иордании

в сфере водных ресурсов. Израиль интерпретировал положение мирного договора

так, что источником дополнительных 50 млн. куб/м воды в год, которые были

обещаны Иордании, станут плотины и заводы по опреснению воды, которые

иорданцам необходимо построить. 59

В ответ Амман заявил, что «иордано-израильский мирный договор- это

соглашение между государствами, а не Иорданией и одной из израильских

партий, и поэтому необходимо выполнять все его положения, которые были

ратифицированы и приняли юридический характер в обеих странах» 60.

Частично урегулировать этот вопрос удалось лишь в мае !997 г. в ходе

переговоров между Хусейном и Нетаниягу. Израиль согласился поставлять 25

млн. куб/м в год сразу и оставшиеся 25 млн. куб.м через три года, когда

будет создана система для задержания и использования паводковых вод.

Создавать ее было решено совместными усилиями с привлечением иностранного

капитала. Был также согласован вопрос о поступлении для Иордании

дополнительных 30 млн. куб.м воды из Тивериадского озера.

В середине 1998 г. качество воды, поступающего из Тивераидского озера,

стало вызывать большие нарекания. Израильтяне предприняли новую попытку

ревизии мирных соглашений, заявив в начале 1999г., что малое количество

выпавших осадков не джает Тель-Авиву возможности соблюсти обязательства

перед Иорданией в сфере водоснабжения.

Иордания настаивала на абсолютном выполнении Израилем своих

обязательств. Ряд депутатов иорданского парламента потребовал даже

немедленного аннулирования мирных соглашений с Израилем, а более умеренные

предполагали «заморозить» договор до тех пор, пока Израиль не выделит

положенную квоту.

В свою очередь израильтяне выразили готовность Хашимитскому королевству

содействие в использовании вод сезонных рек, восточных притоков р. Иордан и

источников, впадающих в Мертвое море, а также повторной утилизации воды.

Стороны пришли к договоренности о совместном61 обращении к ЕС с просьбой о

выделении 400 млн. долл. на финансирование проектов в области водных

ресурсов.

Таким образом, несмотря на во многом уникальный для региона потенциал

иордано-израильского договора о мире в части, касающейся распределения

водных ресурсов, этот аспект взаимоотношений двух стран, пожалуй, один из

наиболее проблемных.

Таким образом, нормализация двусторонних отношений позволила двум

ближневосточным государствам перейти во второй половине 90-х годов к

конструктивному сотрудничеству по самому широкому кругу вопросов: политики,

безопасности, экономики, водных ресурсов и т.д. Договор стал основой

коспонсорского участия Хашимитского королевства в деле всеобщего примирения

в регионе.

Смена высшего политического руководства в Аммане существенно не

повлияла на характер израильского направления внешней политики страны.

Незадолго до кончины Хусейн произвел своего рода «династический переворот»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.