бесплатно рефераты
 

Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

Израилем. Сложилась парадоксальная ситуация, когда при достаточно сложных

дипломатических отношениях, товарооборот между нашими странами увеличивался

в среднем на 15-29% в год.

Обратимся к вопросу о дипломатических отношениях между Российской

Федерацией и государством Израиль. Объективно нельзя характеризовать эти

отношения, как однозначно напряженные. Без сомнения, существует целый ряд

действительно серьёзных противоречий, но в последнее время все четче

обозначаются пути сближения. Основным направлением такого сближения и

израильским и российским политикам и дипломатам видится угроза исламского

фундаментализма. Ещё в марте 1996 года на «саммите миротворцев» борьба с

международным и в частности исламским терроризмом была признана Б.Н.

Ельциным одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности

России. А в мае 1997 г. М.Л.Багданов – посол Российской Федерации в Израиле

заявил, что в борьбе с терроризмом интересы Израиля и России полностью

совпадают. По его словам, вопросы координации усилий по борьбе с

международным терроризмом регулярно обсуждаются в рамках российско-

израильских политических консультаций; на этом направлении осуществляется

взаимополезное сотрудничество правоохранительных структур двух стран. 34

Раунд российско-израильских встреч прошел в 1996г., когда российский

министр иностранных дел Е.М.Примаков дважды посетил Израиль: 21 апреля (

ещё во время премьер -министерства Ш.Переса) - по поручению президента

России с целью разрешения вооруженного конфликта между Израилем и ливанской

организацией «Хезболла» и 31 октября – для обсуждения вопросов расширения и

укрепления двусторонних связей в различных областях. Поездка 31 октября

оказалась наиболее сложной, как вспоминает Е.М.Примаков. В МИДе России были

предварительно проведены серии совещаний со специалистами в ходе которых

было решено придерживаться определенных «правил поведения», которые

позволили бы удержать процесс урегулирования и создать условия для его

оживления. 35 В таких условиях нужно было вначале сосредоточиться на том,

чтобы миротворческий процесс не повернулся вспять, а для этого всем

сторонам конфликта договориться по двум вопросам:

Во-первых, об обязательствах соблюдать преемственность в достигнутых

при их предшественниках договоренностях – с учетом длительного характера

процесса урегулирования это приобретает стратегическое значение не только

для арабов, но и для Израиля, который тоже не может не думать о

необходимости преемственности политики при грядущей смене руководителей ООП

и в некоторых арабских странах;

Во-вторых, о параллельном продвижении по всем направлениям

урегулирования с учетом вовлеченности всех арабских участников конфликта.

МИДом РФ был подготовлен документ, который они предлагали подписать в

рабочем порядке, не собираясь для этого всем вместе. При этом учитывался

тот факт, что в Израиле начали ратовать за созыв конференции Мадрид-2, а за

этим было нетрудно разглядеть попытку ревизовать решения мадридской

конференции, которая у некоторых стояла как «кость в горле» . 36 Президент

Мубарак и министр иностранных дел Египта Муса полностью согласились с

идеей, содержанием и инициативой в целом ( инициатива называлась «крестом»:

по вертикали – преемственность, по горизонтали – одновременность

продвижения), но для Израиля этот вариант был неприемлем. Нетаниягу не

возражал против необходимости соблюдения и «вертикали» и «горизонтали» в

процессе урегулирования. Вместе с тем он ставил все в зависимость от того,

получит ли Израиль в его понимании безопасность. Его было трудно убедить в

том, что безопасность Израиля создаст не наличие его войск на Галанских

высотах, а мир с Сирией, который невозможен без эвакуации израильской

армии. Естественно при этом, что вывод войск может и должен быть сопряжен с

условиями, создающими стабильность в отношениях двух стран и их

безопасность. Нетаниягу сказал в личной встрече Примакову: « Послушайте,

почему бы вам не объявить, что вы будете согласны вывести свои войска с

Галан при многих «если». Сформулируйте эти «если» по вопросам безопасности

Израиля – пусть их будет много, но их выполнение должно быть заранее

связано с вашей готовностью полностью уйти с оккупированных высот».

37Нетаниягу не мог переступить через себя. Не помогла даже ссылка на то,

что покойный Рабин через американцев уже дал соответствующее заверение

сирийцам. Настороженность к словам Примакова у Нетаниягу оставалась главным

рычагом его действий. Это объяснялось проарабской политикой России

выразившаяся в последнем кризисе вокруг Ирака.

Уже несколько лет Российская Федерация в соответствии с контрактом с

Исламской Республикой Иран осуществляет строительство ядерного реактора в

Г. Бушер. Кроме того, по некоторым данным, которыми якобы располагал

Израиль, помимо официального бушерского контракта существует соглашение, по

которому Россия поставляет Тегерану технологии баллистических ракет

среднего радиуса действия СС-4. Израильская сторона серьезно озабочена

перспективами появления ракетно-ядерного потенциала в распоряжении

Исламской Республики Иран . По мнению премьер-министра Нетаниягу, Ирану для

осуществления ракетно-ядерной программы потребуется не менее десяти лет, но

при активной помощи из вне ( здесь имеется в виду Россия) эти

сроки существенно сокращаются. 38 Вопрос о ядерном контракте с Тегераном

неоднократно обсуждался на встречах официальных лиц двух стран. В частности

на встрече президента РФ Б.Н. Ельцина и Нетаниягу в 1997. 39 Б.Н.Ельцин

опроверг заявление израильских официальных лиц о наличии соглашения на

поставку Ирану технологии ракет СС-4 и заверил Б.Нетаниягу, что реакторы

поставляемые на АЭС в г.Бушере могут быть использованы исключительно в

мирных целях. На сегодняшний день конфронтация по данному вопросу

продолжается. Требования Израиля о приостановлении ядерного контракта с

Тегераном звучали на Всемирном форуме в Г. Давос (Швейцария) и в ходе

визита в Россию Натана Щаранского, не имея документального подтверждения

наличию каких-либо контактов между Россией и Ираном по ракетным

технологиям, в Израиле заговорили о «безответственных элементах»,

российского ВПК, не контролируемых государством и возможно имеющих тесные

контакты с Тегераном. По этому поводу глава ФСБ РФ Николай Ковалев заявил,

что российское руководство делает все возможное для предотвращения утечки

ракетных технологий. По вопросу о бушерском контракте основным аргументом

России является не принципиальность вопроса о стране – поставщике реакторов

. московские ближневосточники заявляют: «Посмотрите на ситуацию в

Афганистане. США хотят провести трубопровод из Туркмении в Пакистан через

афганскую территорию, и что же они делают? Вооружают талибов, а те

устанавливают свой контроль над частью территории страны, через которую

планируется перекинуть трубу. Интересный союз? Это ведь даже не хомейнисты,

у которых мусульманский фундаментализм хоть как-то соотносится с реалиями

XX века. тут уж речь идет о настоящем средневековье, но фанатизм и

чудовищная жестокость талибов никого в Вашингтоне не смущает. Когда на

повестке дня стоит выгода американских нефтегазовых корпораций, госдеп

готов дружить с самим дьяволом. А вы хотите уверить нас в том, что если бы

не Россия, никто не продал бы реакторы Ирану». 40

Другой проблемой российско-израильских отношений является, доставшаяся

в наследство от бывшего СССР вместе с аппаратом МИДа, проарабская политика

Москвы. Она достаточно четко прослеживается во многих заявлениях и

действиях российских дипломатов. Так министр иностраных дел РФ Е.М.Примаков

неоднократно заявлял, что мир на Ближнем Востоке не будет устанвлен до тех

пор, пока «Израиль не вернет все оккупированные территории и не подпишет

мирные соглашения с Ливаном и Сирией». Евгений Максимович призывает Израиль

придерживаться в мирном диалоге принципа «территории в обмен на мир».

Особенно ярко проарабская позиция российского МИДа выразилась в последнем

кризисе вокруг Ирака. Жесткая, конфронтационная линия российской дипломатии

стала главным препятствием на пути американской политики в ближневосточном

регионе. Россия впервые за долгие годы открыто поддержала арабскую сторону,

находящуюся в напряженных отношениях с Западом, но являющуюся политическим

союзником Москвы. Кроме того Россия получила поддержку арабских государств.

Совет послов арабских государств , аккредитованных в Москве, опубликовал

совместное заявление, выражающее «высокую оценку усилий, предпринимаемых

руководством и политическими деятелями России для мирного разрешения

конфликта». Израиль остро отреагировал на сам факт поддержки арабской

страны, которая имеет весьма натянутые с ним отношения. Но уже после

кризиса в израильской прессе стали слышаться голоса, выражающие

благодарность Москве за погашенный (хотя бы временно) очаг напряженности на

Ближнем Востоке. В политическом плане Израиль совсем не заинтересован в

свержении Саддама Хусейна, так как это может привести к глобальному

изменению ситуации в регионе и неизвестно как отразится на самом еврейском

государстве. Таким образом, Израиль и Россия имеют точки соприкосновения

даже в таком сложном вопросе , как ситуация вокруг Ирака.

Особо стоит подчеркнуть, что незадолго до иракского кризиса 23 января

1998 года премьер-министр Израиля Нетаниягу направил послание министра

иностранных дел Эйтану Бенцуру, в котором указал на важность развития

отношений Израиля с Россией и назначил Натана Щаранского ответственным за

выработку стратегии этих отношений. То есть, впервые отношения с Россией

выведены на уровень стратегического планирования. В рамках этого процесса

на состоявшемся в феврале международном экономическом форуме в Давосе Натан

Щаранский встретился с заместителем премьер-министра РФ Яковом Уринсоном,

лидером фракции «Яблоко» Григорием Явлинским, помощником главы

администрации президента РФ -Александром Лифшицем, а кроме того с Борисом

Березовским и Владимиром Гусинским. Таким образом налицо попытки Израиля

найти пути сближения с Россией, благо есть положительный опыт во

внешнеэкономической деятельности. 41

2.2.2.Активное внешнеэкономическое сотрудничество Израиля и России.

Расширение экономического сотрудничества Государства Израиль и

Российской Федерацией связано с именем Авигдора Либермана. В 1992году

Либерман становится генеральным секретарем «Ликуд». С Б.Нетаниягу

А.Либерман познакомился в 1987 году и сал по мнению многих самым близким

ему человеком. Достаточно вспомнить истории с видеокассетой, где будущий

премьер-министр был запечатлен с любовницей. Этой видеокассетой Давид Леви

(экс-министр иностранных дел в правительстве Нетаниягу) шантажировал Биби,

и только благодаря совету Либермана не закончилась корьера молодого

политика. Либерман посоветовал Нетаниягу выступить по телевидению и

публично признаться в адюльтере. В мае 1996 г. Либерман становится

директорм министерства главы правительства. По мнению ивритоязычной прессы

Либерман в это время был самым влиятельным человеком в Израиле. Но несмотря

на стойкость Лдибермана и его влияние на премьер-министра 23 ноября 1997 г.

генеральный директор канцелярии заявил, что уходит в отставку. Агрессивная

компания в ивритоязычной прессе о влиянии Либермана на членов «Ликуд» по

вопросу о системе прамериз и нападки ликудовских «принцев» Лимора Ливната

(министра связи), Михаэля Эйтана( министра науки), Эхуда Ольмерта (мэра

Иерусалима) и Рони Мило (мэра Тель-Авива) в результате которой Нетаниягу

согласился создать комиссию о расследовании деятельности ген.директора

канцелярии на Ликудовской конференции, свалили «серого кардинала». Но уход

Либермана из правительства не означает его крушения. На своей последней

пресс-конференции он заявил: «Только теперь я намерен вплотную заняться

политикой в рамках «Ликуда», разумеется до сегодняшнего дня мои руки были

связаны рядом ограничений и постом генерального директора».7 42 о

сохранившемся влиянии Либермана говорит и тот факт, что связанное с его

именем активное развитие израильско-российского сотрудничества продолжилось

и более того после 23 января 1998 г. перешло на качественно новый уровень.

Либерман ратовал за развитие отношений вовсе не потому, что он очень

любит Россию, он любит Израиль и понимает, что развитие системы отношений с

Россией отвечает его интереса. Так идея одного из самых масштабных

совместных проектов – идея газопровода Россия-Турция- Израиль принадлежит

Авигдору Либерману. В июне 1997 г. между министром национальной

инфрастуктуры А.Шароном , премьер-министром В.С.Черномырдиным и

председателем РАО «Газпром» были проведены переговоры в Москве относительно

поставок российского природного газа в Израиль. Также в рамках этой

программы 7 июля 1997 г. в Израиль прибыла группа экспертов российского

концерна «Газпром». Эта гуппа определила стоимость газа, который будет

поставляться еврейскому государству в рамках контракта между Россией и

Израилем до 2000 года. Так же в рамках этого визита обсуждалась

возможность прокладки по морскому дну газопроврда из России в Израиль. Все

израильские эксперты однозначно подтвердили, что российский газ при своём

великолепном качестве, сравнительно дешев, кроме этого Россия гарантировала

Израилю отсутствие зависимости между поставками газа и политической

ситуацией на Ближнем Востоке.

Нужно также отметить, что сотрудничество между Россией и Израилем стало

набирать новые обороты еще с 1994г. Именно этот год можно считать началом

полномасштабного развития двусторонних отношений. При официальном визите

И.Рабина в Москву была выражена обоюдная готовность продолжить работу над

формированием широкой договорно-правовой базы сотрудничества. Договор о

торгово-экономическом сотрудничестве положил начало реальному

межгосударственному сотрудничеству между Израилем и Россией. После его

подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по

торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Ее

первая сессия прошла в июне 1995 года. в Москве. Была достигнута

договоренность о сотрудничестве в области медицины и медицинской

промышленности, агропромышленного комплекса, алмазного бизнеса, научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), космических

исследований и авиационной промышленности, телекоммуникаций, строительства

объектов инфраструктуры и участия в тендерах. В 1996 году сопредседателями

совместной комиссии с российской и израильской стороны были назначены

соответственно председатель Государственного комитета по науке и

технологиям России В.Фортов и министр промышленности и торговли Израиля

Н.Щаранский.несмотря на активное начало, работу комиссии вряд ли можно

назвать интенсивной, так как вторая сессия состоялась лишь в ноябре 1997

году.43 причиной этому послужила обеспокоенность российской и израильской

сторон за будущее торгово-экономических связей между двумя странами.

По результатам работы комиссии был подписан совместный протокол.

Главным же итогом встречи можно было считать решение израильского

правительства предоставить России кредит в 50 млн.долл. для развития

проектов в области технологии, сельскохозяйственной и медицинской техники,

имеющих общенациональное значение.44 На встрече также была достигнута

договоренность между израильским Институтом экспорта и российским МИДом

относительно постоянного обмена актуализированной бизнес-информацией. Было

принято решение начать работу над заключением договора о сотрудничестве в

области промышленных исследований и разработок, который заменит и усилит

договор о поощрении и защите инвестиций.

Заседание комиссии прошло конструктивно, о чем свидетельствует то, что

на нем было положено начало многим экономическим проектам. Встрече

предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1997 года в Москве

были проведены переговоры с израильской делегацией во главе с Н.Щаранским

по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во время визита были

подписаны два соглашения: с Российским союзом промышленников и

предпринимателей и между Всероссийским научно-исследовательским

конъюнктурным институтом (ВНИКИ) и Израильским институтом экспорта.

Состоялись встречи бизнесменов двух стран, в том числе занимающихся

алмазным бизнесом. Н.Щаранский заявил на пресс-конференции, что российские

и израильские производители и обработчики алмазов установили «независимые

контакты» и обсудили перспективы своих отношений с корпорацией «ДеБирс».45

Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о

высших органах законодательной власти двух стран –Государственной Думе и

Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между

двумя странами. В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная

депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что

свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная

комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года.

ее возглавлял Рафаэль Эйтан. После выборов в Думу в 1996 г. российская

комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее

координатором был избран П.Шелищ. эта комиссия установила тесные отношения

с израильским посольством в Москве. Посол Израиля Ализа Шенхар

приветствовала инициативу комиссии активно сотрудничать с Кнессетом.

Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей

сотрудничества с Израилем: 1) заимствование опыта государственной и

общественной поддержки социально-экономической адаптации новых репатриантов

в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста;

2) социальная защита пожилых людей; 3) заимствование опыта израильских

центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с

российскими инновационными фирмами; 4) содействие израильских фирм в деле

привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики;

5) взаимная торговля между нашими странами; 6) возврат в Россию незаконно

вывезенных в Израиль капиталов. По работе комиссии отчетливо видна ее

заинтересованность в расширении российско-израильского сотрудничества. В

комиссии Кнессета такая заинтересованность тоже ясно просматривается в

связи с тем, что в ее новый состав после выборов вошли 25 депутатов из

120.46 Все это говорит об обоюдной заинтересованности двух стран в развитии

отношений.

Значительный интерес к сотрудничеству проявили представители одной из

наиболее наукоемких отраслей современной экономики – авиационной

промышленности. В марте 1997 г. в Москве было подписано российско-

израильское соглашение, в соответствии с которым российские истребители и

пассажирские самолеты «Илюшин» будут модернизировать на исчисляться сотнями

миллионов долларов. Компании обеих стран приступили также к реализации ряда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.