бесплатно рефераты
 

Курс лекций и семинаров История России: 1861-1995 гг.

возникновения языка и рас до начала исторических культур. Здесь мы

соприкасаемся с тайной человеческой сущности...

2.История охватывает события приблизительно пяти-тысячелетней

давности в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе.

3.С возникновением в наши дни глобального единства мира и

человечества фактически начинается универсальная история земного шара,

мировая история. Её подготовили эпоха великих географических открытий,

начало её относится к нашему веку.

Вернёмся к схеме мировой истории... Человек четыре раза как бы

возвращался от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной

нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда,

умения пользоваться огнём), когда он только становится человеком. Во

втором случае, от возникновения великих культур древности. В третьем, от

осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его

духовной открытости миру. В четвёртом - от научно-технической эпохи, чьё

преобразующее воздействие мы испытываем на себе.

К.Ясперс. Смысл и назначение истории.—М.:1994.С.32-53,92-93.

А. Д.Тойнби. Постижение истории. 1961 г.

В наш век в сознании общества главным является осмысление себя как

части более широкого универсума. Каково умопостигаемое поле исторического

исследования? Пространственная протяжённость “умопостигаемого поля” шире

пределов распространения отдельной нации, но (уже всей освоенной

человечеством поверхности Земли и длительность его во времени больше, чем

срок жизни любой отдельной нации, но в то же время меньше срока,

отпущенного человеку в целом. Общество, а не государство есть тот

социальный “атом”, на котором следует фиксировать своё внимание

историку.

В свете этих выводов можно сделать ряд заключений, подходя к истории

как исследованию человеческих отношений. Её подлинный предмет - жизнь

общества, взятая как во внутренних, так и во внешних её аспектах.

Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в

последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его

общин. Внешний аспект - это отношения между отдельными обществами,

развёрнутые во времени и пространстве.

Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим

предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием

является степень удалённости от того места, где данное общество

первоначально возникло. Попытаемся вывести единую классификацию.

Получается последовательность:

египетское + андское

китайское + минойское + шумерское + майянское

сирийское

индское + хетское + эллинское

западное

православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее,

Японии)

православное христианское (основное) + дальневосточное (основное)

иранское

арабское = индуистское

мексиканское

юкатанское

вавилонское.

Эти общества ничего не объединяет, кроме лишь того, что они

предстают как “интеллигибельные поля исторического исследования”,

образуя род, вбирая в себя 21 общество одного вида. Общества этого вида

принято называть “цивилизациями”, чтобы отличать их от “примитивных

обществ”. Известных примитивных обществ значительно больше,

приблизительно 650 таких обществ.

Тезис о “единстве цивилизации” является ложной концепцией, весьма

популярной среди западных историков. Тезис об унификации мира на базе

западной экономической системы как закономерном итоге единого и

непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим

искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора.

Подобный взгляд на современный мир следует ограничить только

экономическими и политическими аспектами социальной жизни, но никак не

распространять его на культуру, которая не только глубже первых двух

слоёв, но и фундаментальнее.

Они попросту игнорируют истории других цивилизаций, если те не

вписываются в их общую концепцию, опуская их как полу варварские, или

“разлагавшиеся”, или, относя их к Востоку, который фактически исключался

из цивилизации.

Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило

оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции,

нарост этот атрофировался и исчез, подобно тому, как у головастика

отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку. Что же

касается трёх других не западных цивилизаций - исламской, индуистской,

дальневосточной, - они вообще отвергаются как “туземные” по отношению

к колеснице западного общества.

В сравнении с периодом жизни отдельного индивида период жизни

цивилизации столь огромен, что нельзя и надеяться измерить его кривую,

пока не окажешься на достаточном удалении. А получить эту перспективу

можно только исследуя умершее общество. Историк никогда не сможет

освободиться от того общества, в котором живёт. Брать на себя смелость

утверждать, что ныне существующее общество - итог человеческой истории,

значит, настаивать на правильности вывода, исключив возможность его

проверки.

Цивилизации ещё очень молоды. Если возраст человечества равняется

приблизительно 300 тыс. лет, то возраст цивилизаций равен менее чем 2%

данного отрезка. На этой временной шкале жизни все выявленные нами

цивилизации распределяются не более чем в три поколения обществ и

сосредоточены в пределах менее пятой части времени всей жизни

Человечества. С философской точки зрения жизнь их протекает в одно и то

же время.

Стоит ли, преодолев заблуждение относительно уникальности своей

цивилизации, вновь впадать в старый грех, настаивая, что одна цивилизация

может быть значимее другой? Ценность, подобно времени, относительна.

Чтобы построить для сравнения оценочную шкалу, которая была бы в

известной степени абсолютной, необходимо сравнивать цивилизации не только

друг с другом с учётом конечной целевой установки каждой, но и с

примитивными обществами, необходимо определить, сколь далеко они

продвинулись в достижении своей и общей цели и насколько отстоят от

наиболее низкого уровня, достигнутого примитивными обществами. Лишь

осуществив эти измерения, можно будет говорить о значимости каждой

отдельной цивилизации, и попытаться установить высшую точку развития их,

поскольку цивилизации представляют собой не статические формации, а

динамические образования эволюционного типа. Они не только не могут

пребывать в состоянии покоя, но не могут и произвольно менять

направление, как если бы они двигались по улице с односторонним

движением.

Если провести эмпирическое исследование фактов человеческой жизни,

отражённых в истории цивилизаций, то обнаружится регулярность и

повторяемость их, что открывает возможность использовать для анализа

сравнительный метод.

Приступая к исследованию генезиса цивилизаций, подумаем, с чего

начать?: с мутации примитивных обществ в независимые цивилизации или с

появления родственно связанных цивилизаций. Второй способ возникновения

цивилизаций встречается в истории чаще и будущее, по нашему мнению,

принадлежит ему. Однако мутация приводит к гораздо большим изменениям.

Глубина мутации примитивного общества, становящегося цивилизацией,

отражена в различиях между двумя видами обществ. Они не в наличии или

отсутствии институтов, ибо институты, будучи регуляторами межличностных

отношений, представляют собой атрибуты всего рода, а, следовательно могут

быть обнаружены в обществах обоих видов.

Не представляется возможностей провести различие между цивилизациями

и примитивными обществами на основании разделения труда, потому что

рудименты процесса разделения труда можно заметить и у примитивных

обществ.

Дополнением или противоположностью разделения труда является

социальное подражание, или мимесис, что можно определить и как

приобщение через имитацию к социальным ценностям. Мимесис - общая черта

социальной жизни. В примитивных обществах мимесис ориентирован на

старшее поколение и на уже умерших предков, авторитет которых

поддерживается старейшинами, в свою очередь, обеспечивая влияние и

престиж власти. В обществе, где мимесис направлен в прошлое, господствует

обычай, потому такое общество статично. В цивилизациях мимесис

ориентирован на творческих личностей, которые оказываются

первооткрывателями на пути к общечеловеческой цели. В обществе, где

мимесис направлен в будущее, обычай увядает, и общество динамично

устремляется по пути изменений и роста.

Динамичное движение характерно для цивилизаций, тогда как статичное

состояние свойственно примитивным обществам. Начав с мутаций,

преобразовавших примитивные общества в цивилизации, мы обнаружили процесс

перехода от статичного состояния к динамичной деятельности. Эта же

формула характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации -

через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее

существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее

меньшинство такого рода обществ статично и отделение пролетариата

представляет собой динамичную реакцию именно на эту статичность, что, в

конечном счёте оказывается главным условием возникновения нового

общества.

Негативный фактор - сила инерции, воплощённая в обычае, хорошо

объясняет задержку человечества на примитивном уровне приблизительно на

300 тыс. лет. Однако почему же примерно 6000 лет назад некоторые индивиды

направили свои усилия на то, чтобы преодолеть эту инерцию?

Эту неизвестную силу мы исследуем, определив её пока как позитивный

фактор.

Введённый нами закон камня на камне не оставляет от того ошибочного

предположения, что какой-то особый расовый признак определённой части

человечества послужил тем позитивным фактором, который на протяжении

последних 6000 лет мобилизовал человечество. Генезис цивилизации требует

творческих усилий более чем одной расы.

Фактор Среды может рассматриваться как положительный фактор,

обусловивший появление цивилизаций. Гипотеза, согласно которой

своеобразие православного христианства - продукт русских лесов, рек и

зимы, может быть опровергнута указанием на то, что аналогичные условия не

породили цивилизации в Канаде. Причина генезиса цивилизаций кроется не в

единственном факторе, а в комбинации нескольких.

Общество в своём жизненном процессе сталкивается с рядом проблем и

каждая из них есть вызов. Функция “внешнего фактора” заключается в том,

чтобы превратить внутренний творческий импульс в постоянный стимул,

способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций.

Если в качестве примера внешнего фактора взять климатические и

географические условия, то мы обнаружим, что наше утверждение

согласуется со словами Хантингтона: «Относительно частые шторма и

продолжительные ежегодные циклоны, очевидно, были характерны для тех

мест, где цивилизации достигли высокого уровня развития».

Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории,

были сделаны дельтами рек - Нила, Иордана, Тигра, Евфрата. В нильской

долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Тигра и

Евфрата - шумерской. По окончании ледникового периода афразийская

территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело

к иссушению земель. Процесс иссушения - вызов, ответом на который стало

возникновение цивилизаций. Общины охотников и собирателей афроазиатской

саваны, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего

образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые

изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно

ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками

Афразийской степи.

Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за

циклонным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед

другим вызовом — вызовом северного холода—, и сумели дать ответ; между

тем общины, ушедшие от засухи на юг, в пояс муссонов, попали под

усыпляющее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые

ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая

двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих

примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и

шумерскую цивилизации. Строптивость природы была покорена трудом

человека.

Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию.

Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и

географические условия, безусловно способствуют общественному развитию,

оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что

слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к

природе, прекращение всякого роста. Цивилизации существуют благодаря

постоянным усилиям человека.

Стимулы роста цивилизации можно разделить на два основных вида:

стимулы природной Среды и стимулы человеческого окружения. Среди

стимулов природной Среды можно выделить стимул “бесплодной земли”, “новой

земли”, “суровых стран”, “новых земель”, особый стимул “заморской

эмиграции”, “ударов”, “давлений”.

21 развитая цивилизация и 4 неродившихся (дальнезападная,

христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, сирийская) не

исчерпывают списка цивилизаций. Продолжив исследование, мы обнаружим

третий класс цивилизаций - примеры обществ, которые родились, но были

остановлены в своём развитии. Таких обществ можно назвать полдесятка.

Среди цивилизаций, родившихся в результате ответа на вызов природной

Среды - и полинезийцы, и эскимосы, и кочевники. А среди цивилизаций,

родившихся в результате ответов на вызовы социального окружения -

некоторые специфические общины типа османов в православно-христианском

мире, или спартанцев в эллинском мире, ответ которых был интенсивен, но

не продолжителен в силу чрезмерной суровости этих вызовов.

Все задержанные цивилизации потерпели фиаско, пытаясь преодолеть

возникшие препятствия рывком. Неподвижность - их неизменное состояние,

пока они живы. В конце концов, они гибнут, либо потому, что

отважились всё-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в

неудобной позе.

Рост цивилизации по своей природе является поступательным движением.

Цивилизации развиваются благодаря прорыву, который влечёт их от вызова

через ответ к дальнейшему вызову, от дифференциации через интеграцию и

снова к дифференциации. Этот процесс не имеет пространственных координат,

ибо прогресс, который мы называем ростом, представляет кумулятивное

поступательное движение, и кумулятивный характер его проявляется как во

внутреннем, так и во внешнем аспектах. В макрокосме рост проявляется как

прогрессивное и кумулятивное овладение внешним миром, в микрокосме - как

прогрессивная и кумулятивная внутренняя само детерминация и

самоорганизация.

Прогрессивное и кумулятивное завоевание человеческого окружения

напрямую связано с территориальной экспансией, направленной от

географического центра цивилизации к периферии, но это ни в коей мере не

может считаться правомерным показателем роста цивилизации. Единственным

социальным последствием территориальной экспансии можно считать

ретардацию, или замедление роста. Территориальные завоевания приводят не

к росту, а к распаду.

Ветвь православно-христианского общества в России обладает схожими

историческими чертами. В этом случае также имел место перенос власти из

центра, который самобытная православная культура создала в бассейне

Днепра в Киеве, в новую область, завоёванную русскими лесными жителями

из варварских финских племён в бассейне Верхней Волги. Перенос центра

тяжести с Днепра на Волгу - из Киева во Владимир - сопровождался

социальным надломом. Социальный спад и здесь оказался ценой

территориальной экспансии. Московское государство сумело объединить

разрозненные русские княжества под единой властью универсального

государства (условной датой создания российского универсального

государства можно считать 1478 г., когда был покорён Новгород),

экспансия русского православного христианства продолжалась с

беспрецедентной интенсивностью и в невиданных масштабах. Московитам

потребовалось менее столетия, чтобы распространить свою власть и культуру

на Северную Азию. К 1552 г. восточная граница русского мира пролегала в

бассейне Волги западнее Казани. К 1638 г. граница была продвинута до

Охотского моря. Но и в этом случае территориальная экспансия

сопровождалась не ростом, а упадком. Милитаризм является наиболее общей и

распространённой причиной надломов цивилизации.

Эмпирический обзор показывает, что не существует какого-либо

соответствия между прогрессом в области техники и прогрессом в развитии

цивилизации в целом. Железный меч, равно как и стальной танк, подводная

лодка, бомбардировщик или любая другая машина уничтожения может быть

символом победы, но не символом культуры.

По мере роста всё меньше и меньше возникает вызовов, идущих из

внешней Среды, и всё больше и больше появляется вызовов, рождённых внутри

действующей системы или личности.

Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным

движением за счёт творческого меньшинства. Характерным типом индивида,

действия которого превращают примитивное общество в цивилизацию является

сильная личность, “гений”, “медиум”, “сверхчеловек”, но в растущем

обществе представители этого типа всегда находятся в меньшинстве. Они

лишь дрожжи в общем котле человечества. Подтягивание нетворческого

большинства растущего общества до уровня творческих пионеров на практике

решается благодаря свободному мимесису. Если в примитивном обществе

мимесис сориентирован на старшее поколение и на образы предков, то в

обществах растущих образцом для подражания, эталоном становится

творческая личность, лидер, прокладывающий новый путь.

Догматически твердить вслед за Шпенглером, что каждому обществу

предопределён срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы

каждая пьеса состояла из одинакового числа тактов.

А теперь обратимся к ещё одной гипотезе предопределения, согласно

которой цивилизации следуют одна за другой по закону природы, заданному

космосом в бесконечно повторяющемся цикле чередований рождения и смерти.

Применение теории циклов к истории человечества было естественным

следствием сенсационного астрономического открытия, сделанного в

вавилонском мире в конце третьего тыс. до н.э. Открытие это сводилось к

тому, что три астрономических цикла - смена дня и ночи, лунный месячный

цикл и солнечный годовой - есть проявления космической взаимосвязи,

значительно более широкой, чем солнечная система. Из этого проистекало,

что вегетационный цикл, полностью определяемый солнцем, имеет свой аналог

в космическом чередовании рождений и смерти.

Индуистские мыслители развили циклическую теорию времени, цикл стал

наззываться “кальпе” и был равен 4320 млн. земных лет. Кальпа разделена

на 14 периодов, по истечении каждого из которых Вселенная возрождается.

По этой теории мы находимся в седьмом из 14 периодов нынешней кальпы.

Каждый период подразделяется на 71 Большой промежуток, а каждая из этих

частей разделена на 4 Юги, или периода времени. Юги содержат

соответственно 4800 , 3600, 2400, 1200 божественных лет (один

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.