бесплатно рефераты
 

Культура России 9 - 20 вв.

Культура России 9 - 20 вв.

Культура Киевской Руси в IX – XIII вв.

Комаровская А.В.

|Характеристика |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОС-ТИ |ВЫВОДЫ |

|исторических |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | |

|условий | | | | | | |

|данного периода| | | | | | |

| | | | | | | |

|времени | | | | | | |

|Культура Руси |После принятия |У |Появились переводы |Зодчество. Вплоть до X в. |Люди жили в |Русская |

|этого времени |христианства на |славян |греческих и |На Руси строили |городах (20-30|культура |

|отражает период|Русь пришла |были |болгарских книг, |исключительно из дерева. С |тыс. чел.), |накануне |

|перехода от |славянская |достато|исторические |христианством на Русь |селах и |монгольско|

|союзов племен к|письмен- ность, |ч-но |сочинения |приходит ка-менное |деревнях. |го |

|единой |созданная |об-ширн|(«Академия»). Книги|зодчество. Начали строить |Основным типом|вторжениян|

|древнерусской |Кириллом и |ые |были рукописными и |каменные храмы по |жилища была |аходилась |

|народности, от |Мефодием. Среди|познани|стоили очень дорого.|византийскому образцу. |усадьба, дом –|на очень |

|ранне- |князей и бояр, |я в |Большинство книг |Самая древняя постройка |бревенчатый |высоком |

|феодального |купечества и |геогра-|были богослужебные. |Киева – церковь |сруб. |уровне |

|общества к |горожан, |фии, |Одним из важнейших |Богородицы-Десятин-ная. При|Киев был |развития, |

|более |начинает |получен|литературных |Ярославе был построен |большим и |не уступая|

|развитому, где |распространяться|-ные из|памятников Древней |Киевский Софийский собор. |богатым |куль-туре |

|укреплялись |грамотность. |книг в |Руси являются |Подобные соборы были |городом: |передовых |

|феодаль-ные |Были открыты |результ|летописи. За их |построены также в |дворцы, |стран |

|отношения от |первые школы при|ате |составление брались |Новго-роде и Полоцке. |соборы, терема|Европы и |

|единой Руси с |церквях, |путешес|лишь самые грамотные|Владимир был окружен |бояр, богатых |активно с |

|центром в Киеве|монастырях, в |-вий. |и знающие люди. |каменной стеной с Золотыми |купцов, |ней |

|к |городах. Ярослав|Им были|Многие предания |воротами. |духовенства. |взаимодейс|

|раздробленности|Мудрый создал в |хорошо |вошли в летопись |Искусство. Получила |Во дворцах |твия. |

|. В это время |Новгороде школу |известн|«Повесть временных |распространение иконопись. |проходили |Хотя |

|господ-ствовали|для детей |ы |лет», написанную |Древнейшим дошедшим до нас |пиры, женщины |накопленны|

|сначала |духовных лиц. |четыре |монахом Нестором в |памятником является икона |сидели наравне|е знания |

|язы-ческие, а |Сестры Моно- |действи|1113г. Ему же |«Влади-мирской Богоматери».|с мужчинами. |еще не |

|затем |маха в Киеве |я |принадлежат |Высокого уровня достигла |Любимая забава|обоб-щалис|

|христианские |устроили школу |арифме-|«Сказание о Борисе и|резьба по дереву, камню, ею|богатых – |ь, и не |

|религи-озные |для девушек. |тики, |Глебе» и «Житие |украшались дворцы князей и |охота. Для |получали |

|представления. |Посадские люди, |дроби, |Феодосия». Помимо |жилища бояр. Русские |простого люда |научного |

| |как правило, |начала |истори-ческих |ювелиры использовали |– скачки, |обьяснения|

|Культура второй|были грамотны. |геометр|сочинений создаются |сложную технику – скань, |кулачные бои, |. Во |

|половины XIIIв.|Об этом говорят |ии и |и другие жанры. |чернь, зернь. |игрища. Одежда|второй |

|связа-на с |найденные в |астро-н|В1049 г. митрополит |Великолепная чеканка и |шилась из |половины |

|ослаблением |Пскове и |омии. |Илларион напи-сал |изящная худо-жественная |домотканого |XIIIв. |

|Руси в период |Новгороде | |«Слово о законе и |отделка оружия ставили |холоста или |были |

|раздроблен-ност|берестяные | |благо-дати». В конце|русских мастеров в один ряд|сукна. Основой|разгромлен|

|ь, |грамоты – | |XI в. «Память и |с западно-европейскими. |костюма была |ы многие |

|монголо-татарск|письма, судебные| |похвала Владимира» –|Музыка. Древнейший жанр |рубаха. В пищу|куль-турны|

|им нашест-вием,|решения, | |монаха Иакова. |русской музыки – обрядовые |употребляли |е |

|нападением |прошения, | |Широко известно |и трудовые песни, |хлеб, мясо, |ценности, |

|западноевропейс|хозяйственные | |«Поучение детям» В. |«старины». Музыкальные |рыбу, овощи. |убиты или |

|ких |доку- менты, а | |Моно-маха. Великим |инструменты: бубны, гусли, |Пили квас, |уведены в |

|захватчиков. |также граффити –| |памятником |трубы, рога. |мед, вино. |плен |

| |надписи на | |древнерусской |Устное народное творчество |Новорожденным |ремесленни|

| |стенах церквей | |литературы является |нашло отражение в русском |давали имена |ки, |

| |(жалобы, | |«Слово о полку |фольклоре: заго-ворах, |по церковному |мастера. |

| |молитвы). | |Игореве». |заклинаниях, пословицах, |кален-дарю. | |

| | | |Единственная |загад-ках, которые были | | |

| | | |дошедшая до Нового |связаны с земледелием и | | |

| | | |времени рукопись |бытом славян. Особое место | | |

| | | |«Слова…». |занимают «старины» - | | |

| | | | |былины, особенно киевского | | |

| | | | |героического цикла Их герои| | |

| | | | |– Киев, Днепр, князья | | |

| | | | |Владимир Красное Солнышко и| | |

| | | | |Моно-мах, русские богатыри.| | |

Русская

культура в XIV – XVI вв.

Комаровской А.В.

|Характеристи-к|РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОСТИ |ВЫВОДЫ |

|а исторических|ОБРАЗОВА-НИЯ | | | |БЫТА | |

| | | | | | | |

|условий | | | | | | |

| К XIV в. в |Центрами |Научные |В литературе |Живопись все больше |Сильная |Нашествие |

|условиях |грамотности и |знания носили|главными темами |отходит от церковных |само-державна|монголо-татарск|

|раздробленност|просвещения в |прик-ладной |были |канонов. В XIV в. |я власть, |их полчищ |

|и появились |XVIв. |характер. |географи-ческая и|Феофан Грек расписал |усиление |на-несло |

|особенности в |оставались |Митрополит |биографическая. |храмы в Новгороде и |позиции |страшный удар |

|языке, |монастыри, |Зосима |Например «Житие |Москве. До нашего |церкви в |развитию |

|обычаях, |церкви, где |составил |свято-го |времени дошли иконы |сфере |русской |

|культуре у |создавались |пасхалии. |Александра |«Деисус» в |духовной |культуры. С |

|народов разных|училища, |Сочине-ния |Невского» Много |Благовещенском соборе. |жизни, борьба|осво-бождением |

|частей Руси. |имелись |«Шестокрыл», |произведений |В росписи собора |иосифлян с |русских земель |

|Народность |библиотеки. |«Космография»|рассказывают о |участвовал и Андрей |нестяжателями|от ордынского |

|распа-лась на |Появляются |позволили |борьбе с Ордой – |Рублев. Самая извесная |. Вот в какой|ига постпенно |

|три: русскую, |первые |вы-числять |«Задонщина», |работа – «Троица». Он |обстановке |начи-нает |

|укра-инскую, |учителя. |лунные фазы, |«Тохтамышево |создал роспись в |росли новые |складываться |

|белорус-скую. |Ученики |затмения. |разоре-ние |Троице-Сергиевском |поколения. |общерусская |

|Период |осваивали |Знания в |1382г.» В житиях |монастыре, в Кремле и |Много |культура. В |

|XIV-XVвв. |сначала |области |Петра, Алексея |др. Живо-пись XVIв. |информации о |XVв. при |

|связан с |азбуку, |физики, |прослав-ляется |связана с творчеством |быте людей |господстве |

|борьбой против|Псалтырь, |техники |деятельность |Дионисия, работавшего в|того времени |церков-ных |

|ордынского ига|счет. Обучение|требовались |эт-их |Успен-ском соборе, в |мы можем |представлений и|

|и его |велось с |литейщикам, |митрополитов. В |храме Рождества |узнать из |старых обычаев |

|свержением, с |розгой. |оружейникам. |конце XIIIв. |Богородицы и др. |книги |все больше |

|формированием |Появляются |В 1586г. был |возобно-вляется |Развитие архитектуры |бытового |исполь-зовались|

|Российского |первые |организован |местное |связано с |жанра |светские |

|единого |учебники – |Пушечный |летопи-сание в |восстановлением |протопопа |элементы. |

|государ-ства |«Начало |двор. А. |Ростове, Рязани, |каменного |Сильвестра |Проис-ходит |

|вокруг Моск-вы|грамоты |Чохов |Твери, Пскове, |строительства. При |«Домострой» |своеобразное |

|и укреплением |русской», |отливает |Новгороде. |Иване III возводятся |Она содержала|возрождение |

|феодальных |«Арифметика, |Царь-пушку. |Устное народное |стены Кремля, Успенский|целый кодекс |культуры. Но |

|отношений. |циферная |Путешественни|твор-чество |(построенный в 1979г. |житейских |общий подъем, |

|Cере-дине |муд-рость». |ки, дипломаты|XIV-XVв.- песни, |итальянцем Аристотилем |правил, |в середине |

|XVIв. связана |Книгопечатанье|состав-ляли |былины, |Фиоравантием), |требовав-ший |XVIв. сменился |

|с |До середины |карты. |пословицы, сказки|Архангельский, |беспре-кос-ло|заметным |

|самодержавной |XVIв. все |Выходили |– отражало |Благовещенские соборы, |вного |спадом. Период |

|тиранией Ивана|книги были |словари – |пред-ставление |Гран-овитая палата. В |подчине-ния |Ливонской войны|

|Грозного, с |рукописными. В|«Славянские |русских людей о |Россию приглашаются |мужу, отцу. |и опричнины был|

|оприч-ниной, с|1553г. |слова», «Толк|своем прошлом. |итальянские мас-тера |«Домострой» |неблагопри-ятны|

|усилением |возникает |языка» и др. |Веду-щей темой |Руффо, Солярио и др. В |содержал |м временем для |

|фиодальной |Московский |Большой |становится борьба|XVIв. появляется |также |русской |

|зави-симости. |пе-чатный |популяр-ность|против |московский стиль |полезные |культуры. Все |

|Значи-тельно |двор. В 1564г.|ю |монголо-татар, |шатровых храмов, |советы в духе|было строго |

|выросла |дьяк Иван |пользо-валась|выделяются |например храм Василия |христианской |подчинено идеи |

|тер-ритория, |Федоров и его |немецкая |сказа-ния о |Блаженного, построенный|морали. |церковно – |

|укрепи-лись |помощник Петр |книга |рязанском |зодчими Бармой и |Здесь |рели-гиозного |

|связи с Зап. |Мстиславец |«Ветро-град».|богаты-ре Евпатии|Постником по приказу |рассказывалос|влияния. |

|Европой. |издали первую |В ней |Коловрате, о |Ивана Грозного в честь |ь когда |Серьезный урон |

| |печатную книгу|содержались |битве на Калке и |взятия Казани. При |надлежит |на-несла |

| |«Апостол», |начальные |др. Появляется |Елене Глинской строится|поститься, |строгая |

| |затем |ме-дицинские |новый жанр – |Китай-город. Крепостные|какие кушанья|регла-ментация |

| |последовали |знания. |исторические |стены возводятся в |и напит-ки |творческой |

| |«Частослов» и | |песни. |Нижнем Новгороде, Туле,|употреблять. |мысли. |

| |др. | |Фольклорные |Серпухове. | | |

| | | |записи XVIв. не | | | |

| | | |сохранились, но о| | | |

| | | |народных песнях и| | | |

| | | |сказках | | | |

| | | |упоминается | | | |

| | | |например в | | | |

| | | |Стоглаве. | | | |

Культура России в XVII в.

Комаровской А.В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕН-НОСТИ|ВЫВОДЫ |

|историч-ких |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | |

|условий | | | | | | |

|Начало |Серьезные |Научные знания |Проявляются три |В живописи большую роль |Основой |XVIIв, |

|XVIIв. |изменения |продолжали |направ-ления: 1) |сыграл Симон Ушаков, 30 |костю-ма |являясь |

|связано с |происходят в |носить |хвалебное – поэзия|возглавлявший русскую |посадского |периодом |

|серьезными |XVII в. в |прикладной |Симеона Полоцкого,|школу иконописи. Его |человека |быст-рого |

|со-циальными|системе |практи-ческий |прославля-ющего |кисти принадлежат иконы |оста-ется |развития |

|кон-фликтами|образования. |характер. |правление Алексея |«Спас нерукотворный», |длинно-полое|древнерусско|

|Смут-ного |Причем эти |Сос-тавленный |Михайловича. 2) |«Вседержатель» и др. В |платье и |й культуры, |

|времени, |изменения не |О.Михай-ловым |народно-обличитель|его работах уже заметны |сапоги. |но в то же |

|воцарения |только |«Устав…» давал |ное - «Житие |реалистические |Боль-шинство|время и ее |

|Романовых. В|количественные, |практические |протопопа |тенденции, инте-рес к |мужчин |завершением.|

|середине |но и |сведения по |Аввакума»; сатиры |изображению |носили |Сохраняя |

|века |качественные: |геометрии, |«Повесить о Ерше |человеческого лица. |длинную |основ-ные |

|укрепляется |наряду с |механике, |Ершовиче», |Появляются портреты |бороду, |черты |

|са-модержави|индивидуальным |физике, химии. |«Повесть о Куре и |(парсуны), пейзажи, |считая ее |традиционног|

|е, |обучением |В Аптекарском |Лисе» и др.; 3) |использова-вшиеся фоном |образом |о уклада, |

|происходит |появляются |приказе обучали|русский роман – на|для икон. |Божьим. |русское |

|цер-ковный |настоящие |фармацевтов и |смену исторической|Первый театр возник при |Знатные |общество |

|раскол, |учебные |врачей. Книга |личности приходит |царе Алексее |русские |начинает |

|крупные |заведения. |астранома |вымышленный герой,|Михайловиче. Одним из |женщины того|транс-формир|

|народ-ные |Е.Славинецкий |Гевелия |собирательный |его создателей был |времени вели|оваться в |

|волнения. |создал школу при|«Селенография» |образ – «Повесть о|Симеон Полоцкий. Все |затворническ|направлении,|

|Усиление |Крем-левском |зна-комила с |горе-злочастии», |роли исполняли мужчины. |ий образ |ко-торое в |

|влия-ние |Чудовом |системой |«Повесть о Савве |Первые спектакли были |жизни. |послед-ствии|

|западноевро-|монастыре. |Коперника. |Грудцыне, |поставлены на |Церковные и |найдет свое |

|пейской |Симеон Полоцкий |Ученяе |«Сказа-ние» |легендарно-истори-ческие|судебные |наивысшее |

|культу-ры |стоял при школе |научились |Авраамия Палицына.|и библейские сюжеты. Но |по-рядки для|выражение в |

|оказали |Спасского |извлекать | |после смерти царя, |дворянской |реформах |

|глубокое |мо-настыря. |кубические и |В фольклоре того |театр, по настоянию |сре-ды и для|Петра |

|влия-ние на |С 1621г. |квад-ратные |времени отразились|церкви, был закрыт. |простых |Великого. |

|развитие |издается первая |корни, |основные |В архитектуре для |людей |Россия |

|русской |рукописная |изме-рять |по-литические |украшения храмов |начинают |стояла на |

|культуры. |газета |площади. |события тех лет: |использовались изразцы, |иметь разный|пороге |

|XVIIв. стал |«Куранты». |Накап-ливались |борьба с |фигурный кирпич, белый |стандарт. |нового |

|для нее |В 1687 г. в |географи-ческие|интер-вентами, |камень в сочетании с |Некоторые |времени. В |

|переломным. |Москве было |знания. Был |восстание |красным (узорочье). |люди подчас |куль-туре |

|На |открыто первое в|составлен |кресть-ян, |Развивалось нарышкинское|начинают |отчетливо |

|протяжении |России высшее |«Большой |произвол служивых |барок-ко, отличавшееся |восставать |выделяются |

|всего |учебное |чертеж»(карта).|людей. |многоярусно-стью, |про-тив |две |

|столетия шел|заведение |Земле-проходцы |Преодолевается |пышностью, строгостью |вековых |тенденции: |

|активный |Славяно-греко-ла|осваивали |разрыв между |про-порций (Храм Троицы |традиций и |про-никновен|

|процесс |ти-нская |Сибирь. Семен |фольклором и |в Никитниках, церковь |церковных |ие |

|осво-бождени|академия. |Ремезов |письменностью. |Покрова в Филях). |догм, но они|западноевроп|

|я ее от |Обучение |составил |Делаются первые |Выдающимся памятником |не в |ей-сих |

|церковного |включало курсы |«Чертежную |записи пословиц, |деревянного зодчества |состоянии |влияний и |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.