бесплатно рефераты
 

Культура России 9 - 20 вв.

|культуры |стороны при |радио (1897г.) |драматургии |Формируется творчество В.В. |гос-во должны |вершино|

|осуществля|АлександреIII |Проводились |А.Н. |Вере-щагина, И.И. Шишкина, И.К. |находиться в |й |

|л-ся |поя-вились |крупные гео. |Островский |Айвазовского. |неразрывной |многове|

|процесс ее|негативные |экспедиции: |(«Гроза», |Скульптор М.О.Микешин создал |связи. Но |-ковой |

|демократиз|явления. Был |П.П.Семен-ова, |«Бес-приданн|памятник «1000-летие России», |несмотря на то |культур|

|а-ции, |издан закон «О|Н.М.Прожевальского|ица», Братья|«Багдан Хмельнийкий».М.М. |что церковь все|ы |

|борьба с |кухарки-ных |, |Карам-зины).|Антокольский известен скульптурами|сильнее |России.|

|реакцией и|детях» - |Н.Н.Миклухо-Маклая|Развива-ется|ПетраI, Ермака, Вольтера. В |«оказенивалась»| |

|консервати|запре-щавший |. Ис-следование |творчество |архитектуре наблюдался размах |, мн-огие ее | |

|з-мом. |принимать в |Сибири провел |А.П. Чехова |строительства, украшения под |представите-ли | |

| |гимназии детей|золотопромышленник|(«Ванька», |старину – эклектика. К.А. Тон |(в основном | |

| |прачек, лакеев|А.М. Сибиряков. |«Ионыч», |возвел Большой Кремлевский дворец,|рядо-вые монахи| |

| |и пр. |Значительный вклад|«Палата |Оружейную палату, Николаевский и |и священ-ники) | |

| |Ужесточилась |в развитие |№6»), А.К. |Московский вокзалы, Храм Христа |пользовались | |

| |цен-зура, |исторической науки|Толстого. |Спасителя (строился 46 лет), В.О. |громадным | |

| |усилилось |внес С.М. Соловьев| |Шервуд – автор Историч-еского |авторите-том и | |

| |влияние |(29 томов «Истории| |музея, а Д.Н. Чичагов – здания |влиянием в | |

| |церкви, |России с | |московской городской думы., где в |русском народе.| |

| |ликвидировалас|древнейших | |советское время размещался музей |Это говорило о | |

| |ь |времен»). Его дело| |В.И. Ленина. |том, что | |

| |университетска|продолжил | | |православная | |

| |я ав-тономия. |В.О.Клю-чевский(«Р| | |церковь | |

| | |усская правда», | | |обладала | |

| | |«Курс русской | | |большим | |

| | |истории»). | | |возможностями | |

| | | | | |нра-вственного | |

| | | | | |влияния. | |

Культура

России в начале XX в. Комаровской

А.В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |НОВЫЕ ВИДЫ |ВЫВОДЫ |

|истори-чески|ОБРАЗОВА-НИЯ | | | |ИСКУССТВА | |

|х | | | | | | |

|условий | | | | | | |

|Начало XXв. |Грамотность с|Наука выдвинула |Завершается |В музыке достигло |Весьма |Расцвет |

|– переломное|21% (1897г.) |всемирно известных |твор-чество |вершины твор-чество |влиятельным видом|куль-туры |

|время в |повысилась до|ученых. И.П.Пав-лов |Л.Н. Толстого|Н.А.Римского-Корсакова |стал |в этот |

|политической|27% к 1914г. |разработал учение об |(«Воскресенье|(оперы «Царская |кинематог-раф. В |период был|

|и |Значительно |условных и |», «Живой |невеста», «Золо-той |1896г. в Москве, |беспреце-д|

|социально-эк|уве-личилось |безусловных |труп», |петушок»). Известными |Питере и Нижнем |ентен. Он |

|ономической |количес-тво |рефлексах., за что в |«Хаджи-Мурат»|ком-позиторами стали |Новгороде |охватил |

|жизни |начальных |1904г. по-лучил |). В 1901г. |А.К. Глазунов |появились первые |все виды |

|России. |школ. |Нобелевскую премию. |писатель был |(«Раймонд»), С.В. |иллюзионы, где |твор-ческо|

|Война с |Ставился |И.И. Мечников |отлучен от |Рахманинов- «Алеко», |демонстрировались|й |

|Японией и |вопрос о |обосновал теорию |церкви. А.П. |И.Ф. Стравинский. В |фильмы. В 1911г. |деятельнос|

|первая |введении |иммунитета. К.А. |Чехов в |живописи продолжают |вышел первый |ти, |

|миро-вая |всеобщего |Ти-мирязев создал |последние |творить И.Е.Репин и В.А.|полнометражный |породил |

|война, |началь-ного |русскую школу |годы жизни |Серов. Создается |фильм «Оборона |выдающиеся|

|революции, |образования, |физиологии растений. |создал «Три |объединение «Мир |Се-вастополя». |художестве|

|политический|который так и|В.И. Вернадский – |сестры», |искусства» (Н.К. Рерих, |Режиссер Я.А. |н-ные |

|и |не был |один из основателей |«Вишневый |Е.Е.Лансере и др.) |Протазанов |произве-де|

|экономически|осуществлен в|геохимии, учения о |сад». |вы-ступающее против |поста-вил |ния и |

|й кризис. |царской |биосфере и экологии. |Раскрывается |передвижников. |талантливые |научные |

|Вот в каких |России. |Большой вклад |талант В.Г. |В это время творят |фильмы «Пиковая |открытия, |

|тяжелых |Открывались |отечес-твенную |Короленко |художники-символисты: |дама», «Отец |от-крыл |

|условиях |ко-ммерческие|психиатрию внесли |(«Дети |М.А. Врубель («Де-мон»),|Сергий». Звездой |плеяду |

|развивалась |учи-лища, |С.С. Керсаков и его |подземелья»),|К.С. Малевич(«Черный |рус-ского экрана |блестящих |

|культура |техникумы. |ученик П.Б. |М. Горького |ква-драт»). В 1898г. был|была актриса Вера|имен, |

|России. |Увеличилась |Ганнушкин. Теорию |(«Мат-ь»), |открыт Мос-ковский |Холодная К 1914 |ставш-их |

|После |сеть ВУЗов |практической |Л.Н. Андреева|театр, созданный |г. в стране было |гордостью |

|Октябрь-ской|(220 шт.). |космонавтики развил |(«Бездна»), |К.С.Ста-ниславским и |построено около |не только |

|революции |Действовали |К.Э. Циолковский. |А.И. Куприна |В.И.Немиро-вичем-Данченк|4-х тыс. |русской, |

|деятели |сотни научных|Е.Е.Жуковскому |(«Поеди-нок»,|о. В труппу входили В.И.|кинотеатров. |но и |

|куль-туры |обществ. |принадлежит |«Олеся»), |Качалов, И.М.Москвин и |Всемирную |мировой |

|русского |Большую роль |разработка основ |И.А. Бунина и|др. В Ма-лом театре |известность |культуры, |

|зарубежья |играло |аэродина-мики. Начало|др. Это время|продолжает выступать |завоевал русский |науки и |

|внесли |книгоиздатель|русского |характерно |М.Н.Ермо-лова В Питере |балет. В немалой |техники. |

|большой |ство (И.Д. |самолетостроения |целой плеядой|создается Драм. театр. |степени этому |Этот |

|вклад в |Сытин). |положил И.И. |русских |На сцене театра С.И. |способствовала |социо-куль|

|мировую |Возникли |Сикорский. П.И. |поэтов – А.А.|Мамонтованачал выступать|его реформа, |турный |

|культуру, |незави-симые |Лебедев существенно |Блока, В.Г. |Ф.И. Шаляпин. С.П. |проведенная |феномен |

|тогда как в |культурно-про|продвинул теорию |Брю-сова, |Дягилев проводит |А.А.Горским и |вошел в |

|новой России|светительные |физики. В |Н.С. |«русские сезоны» в |М.М. Фокиным. Они|историю |

|культура все|центры. В |обществен-ных науках |Гуми-лева, |Париже. В архитектуре |стали оформлять |под |

|больше |1897г. |видное место |А.А. |утвердилась эклипти-ка: |балетные |названием |

|идеологизиро|А.Л.Шанявский|принадлежит историкам|Ахмато-вой, |(фасад Третьяковки[по |спектакли |«серебряно|

|ва-лась, |на свои |В.О.Ключевскому |С.А. Есенина,|эскизу В. Васнецова], |красочными |го века» |

|обслуживая |средства |П.И.Милю-кову, С.Ф. |И.Северянина,|Казанский собор [А.В. |декорациями, |русской |

|режим |открыл |Платонову. |В.В. |Щусев]). Но на смену |привлекая лучших |культуры. |

|Советскго |народный |Продолжаются |Маяковск-ого,|эклип-тики постепенно |отечественных | |

|государства.|университет, |различные экспедиции:|К.Ф. |приходит свобод-ный |художников. | |

| |куда |В.К. Козлов |Бальмон-та, |модернизм |Органи-зованные | |

| |принимались |исследовал Монголию и|М. Волошина, |(Метрополь,1903 – арх. |С.П.Дягилевым | |

| |лица всех |Тибет; |О.Э. |Валькотт; Ярославский |зарубежные | |

| |званий и |Г.Я.Седовизучил устье|Мандельшта-ма|вокзал, Художественный |гастроли русского| |

| |сословий, |реки Коломы, а в |, М.И. |театр, дом Рябу-шинского|балета завое-вали| |

| |незави-симо |1912-1914гг. |Цвета-евой. |– автор Ф.О.Шехтель.) |сердца | |

| |от |предпринял экспедицию| |Строится много |взыскатель-ных | |

| |нацио-нальнос|к Северному полюсу. | |невыразительных, |европейцев. | |

| |ти и пола. | | |помпезных домов для | | |

| | | | |буржуазии. | | |

Культурные преобразования в 20-е

– 30-е годы XX века Комаровской А.В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО |БОЛЬШЕВИКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ |ВЫВОДЫ |

|истори-чески|ОБРАЗОВАНИЯ | | | | |

|х | | | | | |

|условий | | | | | |

|В 20-х г |Вопрос о народном|Советская власть |Внедрялся метод |Начало 20-х гг. И.А. Бунин |Политика |

|против |образовании |привлекала к |«социа-листического |назвал сумерками |советского |

|деятелей |всегда был в |активному |реализма», где |«серебряного века». Деятели|руководства|

|рус-ской |центре внимания |сотрудничеству старую|преобладало |русской культуры, превыше |того |

|культуры и |большевиков. В |интеллигенцию. |прославление пар-тии, |всего ценившие свободу |времени |

|науки были |1919г. издан |Мно-гие из этих людей|ее вождей, героики |творчества, не смирились с |получила |

|при-нят ряд |декрет «О |были не согласны с |рево-люции, |тем, что были поставлены |наз-вание |

|кора-тельных|ликви-дации |политикой |строительства |под контроль новой власти. |культур-ной|

|мер. В УК |неграмотности». |боль-шевиков, но |социа-лизма. Среди |Поэтому многие из них |революции |

|СССР была |Массово создаются|считали своим долгом |писателей выдви-нулись |эмигрировали: И.А. Бунин, |Она |

|введена |шко-лы, курсы, |служить России. Это |А.Н. Толстой, М.А. |А.И. Куприн, К.А. Бальмонт,|повысила |

|статья, |избы-читаль-ни. В|были ученый-авиатор |Шо-лохов, А.А. Фадеев, |Ф.И. Шаляпин, С.С. |культурный |

|карающая |результате |Н.Е. Жуковский, |А.Т. Твар-довский, |Прокофьев К.А. Коровин и |уровень |

|смерт-ной |уровень |биохимик В.И. |Д.Фурманов, И. Бабель, |даже А.М. Горький |наро-да, но|

|казнью или |грамотности к |Вернадский, химик |С.Я. Маршак, К.И. |(мотивируя болезнью). Но |с другой |

|высылкой за |1929г. составил |Н.Д. Зе-линский, |Чуйковский, сатирики М.|были и такие, кто остался в|стороны |

|пропаганду |40%. В начале |изобретатель К.Э. |Зощенко, И. Ильф и Е. |Советской России, - А.А. |укреп-ление|

|или |20-х г. создается|Циолковский, физиолог|Петров. В |Блок, А.А. Ахматова, В.Г. |идеи |

|агитацию, |2-х ступенчатая |И.П. Павлов, генетик |документальном ки-но |Коро-ленко, М.А. Булгаков и|марксизма-л|

|содей-ствующ|средняя школа. В |Н.И.Вавилов, |работал Д. Ветров, Л. |др., некоторые приняли |енинизма и |

|ую |школе прово-дятся|физик-атомщик И.В. |Новицкий. С помощью д\ф|революцию – В.В. |идеологичес|

|бур-жуазии. |различные |Курча-тов, физик П.Л.|в массах поддерживался |Маяковс-кий, В.Я. Брюсов, |-кие догмы |

|В 30-е г. |экспе-рименты по |Капица, работающий в |трудовой энтузиазм и |К.С. Петров-Водкин. |ока-зали |

|политический|методике |области низких |радостное ощуще-ние |В 1922г. в Петрограде в |отрица-тель|

|и |преобразования. |температур и |жизни. И все таки в это|измене Родине отменили |ноеи |

|идеологическ|Созда-ются |магнитных полей. Но в|время были создано |известных писателей и |влия-ние на|

|ий гнет еще |рабфаки. Стала |начале 30-х гг. |немало замечательных |ученых. Следствие ничего не|все науки, |

|больше |создаваться |Сталин заявил, что |фильмов: «Подру-ги», |доказало. но суд приговорил|особенно |

|усилился. |советская |все! Науки носят |«Чапаев», «Трактористы;|к смертной казни десятки |на |

|Это было |интеллигенция. |полит. характер. |музыкальные комедии – |человек; среди них был |гуманитарны|

|вызвано |Но 30-е г. вместо|Нача-лись гонения на |«Весе-лые ребята», |расстрелян поэт Н. Гумилев.|е. |

|стремлением |2 ступеней |генетику, социологию,|«Волга-Волга». Под |Летом 1922г. был учрежден |Достижения |

|власти до |вводится |психологию, приведшие|сталинской редакцией |цензурный комитет. 160 |деятелей |

|конца |на-чальная, |к прекращению их |выходили исторические |оппозиционно настроен-ных |нау-ки, |

|ликвидироват|неполная сред-няя|развития. Особое |фильмы: «ПетрI», «Иван |деятелей культуры. В 1932г.|культуры и |

|ь идейную |средняя школа. На|внимание Сталин |Грозный». В музыкальном|по указанию ЦК партии были |искусства |

|оппози-цию, |всех ступенях |уделял истории, |искусстве большую роль |созданы творческие союзы |со-седствов|

|утвердить |обязатель-ным |которую необходимо |играли вкусы самого |писателей, художни-ков, |али в это |

|господство |было изучение |было контролировать и|Сталина, которому не |композиторов, архитекторов |время с |

|ком-мунистич|марксизма, |использо-вать в своих|нравились новаторства |с целью установления |жестким |

|еской |максимально |целях. В нежный |Д.Д. Шостоковича, С.С. |партийного контроля над |партийным |

|идеологии. |упрощенного и |момент цари и герои |Прокофьева. Популярны |деятельностью творческой |контролем, |

|Страна была |доступ-ного для |русской истории |были песни И. |интеллигенции. Членов |репрессиями|

|отрезана от |понимания. |возносились на |Дуна-евского, Б. |союзов, «духов-но» |и |

|рус-ского |Семилетнее |пьедестал: Иван |Мокроусова, |поддерживающие власть, |гонениями. |

|зарубежья, |образование стало|Грозный – чтобы |прослав-лявшие Родину и|получали материальные блага| |

|имена многих|обязательным. |показать неизбежность|Сталина. Перед |(дачи, мастерские, | |

|деятелей |Усиливается |наказания врагов |художниками была |гонорары). Отклонение от | |

|куль-туры |воспита-тельная |государства; ПетрI – |поставлена задача |партийной линии вело к | |

|предава-лись|роль школы: |величие замыслов |показывать светлую |исключению из союза к | |

|забвению. |обязанность чтить|вождя. Исторические |жизнь. Прославились |лишениу права печатать свои| |

| |вождя, |фильмы призваны были |К.С. Мале-вич, А.В. |призве-дения В сталинских | |

| |разоблачать |формировать |Лентулов. Создавалось |лагерях погибли И. Бабель, | |

| |врагов народа, |определенный |огромное кол-во |Н. Клюев, О. Мандельштам. | |

| |даже если это |психологичес-кий |скульптур и бюстов | | |

| |касалось членов |настрой в обществе. |Ленина и Сталина. | | |

| |ее семьи. | | | | |

Культура России в годы

Великой Отечественной войны Комаровской А.В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ВЫВОДЫ |

|истори-чески|ОБРАЗОВАНИЯ | | | | |

|х | | | | | |

|условий | | | | | |

|Культура |Необходимым условием|Советские ученые |С началом войны |Основной темой в | Особую |

|страны |успешного развития |разработали новые образцы |основной в советской |кинема-тографе была |роль в |

|развивалась |промышленности и |военной техники. В.Ф. |литературе стала |тема героической |противобор-|

|в тяжелейших|сель-ского хозяйства|Болховитиков изобрел |патриотическая тема. В |борьбы советского |стве с |

|условиях |страны являлась |первый реак-тивный |июне 1941г. в |народа против |гитле-ровца|

|Война внесла|непрерывная |истребитель Би-1 с |центральных газетах |агрессора. На |ми сыграла |

|серьезные |подготовка новых |жидкостным двигателем. |печатались и звучали по|фронтах работали |советская |

|коррективы в|кадров в вузах и |Е.О. Патон изобрел новые |радио стихи Н.Н.Асеева,|фронтовые |культура. |

|деятельность|техникумах. Обучение|методы сварки, А.П. |М.В. Исаковс-кого, А.А.|киногруппы. За годы |Годы войны |

|научных |в школах, вузах и |Александров получил |Суркова, статьи А.Н. |войны было отснято |стали |

|учреж-дений |техникумах не |эффективный метод защиты |Толстого, А.А. Фадеева |около 5 млн. метров |временем |

|страны. |прекраща-лось ни на |кораблей от магнитных мин.|М.А. Шолохова. |пленки., в |смелых и |

|«Участие в |секунду. Учебные |М.Т. Калашников с 1942г. |Создаются «Окна ТАСС», |последствии |оригинальны|

|разгроме |занятия прихо-дилось|занимался разработкой |рассказывающие об |использовав-шиеся в |х |

|фашиз-ма – |проводить в |автоматичес-кого |обстановке на фронтах. |многочисленных |технических|

|самая |несколь-ко смен в |стрелкового оружия, создал|В годы войны многие |документальных |решений, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.