бесплатно рефераты
 

ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ В IV – XV ВВ.Курсовая работа по курсу «История стран Азии, Африки, Латинской Америки»

прихода к власти Иоанна VI Кантакузина были подтверждены Кантакузином.

Однако Венеции удалось склонить императора на свою сторону и настроить его

против генуэзцев, что и привело к возникновению открытой войны, в которую

оказались втянуты почти все наиболее крупные державы Средиземноморья. Мы

остановимся лишь на тех фактах, которые непосредственно предшествовали

заключению мира между Генуей и Византией.

В 1351 г. конфликт перерос локальные рамки и распространился на все

Средиземноморье. В союзе против Генуи объединились Венеция, Каталаны и

Византия. Согласно взятым на себя обязательствам, Венеция отправила на

Восток 22 галеры под командованием Николо Пизани. В ответ Генуя собрала и

вооружила флотилию из 60 галер под предводительством адмирала Поганино

Дориа. Флотилия в июне 1351 г. уже осаждала Негропонт, в котором был

заперт венецианский флот. Однако Поганино Дориа был вынужден отступить к

Хиосу, чтобы избежать встречи с объединенным венето-каталанским флотом.

Лишь осенью 1351 г. генуэзская эскадра добирается до Перы, опустошив по

дороге Тенедос и Гераклею на Мраморном море, после чего наступает

длительная пауза: в Константинополе ждет помощи своих венецианских и

каталанских союзников император, в Пере, ощущая нехватку снаряжения,

занимают выжидательную позицию генуэзцы. С прибытием в Константинополь в

первых числах февраля 1352 г. союзнического флота на Босфоре завязывается

сражение. Обе стороны несут в нем большие потери, за исключением греков,

которые играли роль наблюдателей. Венецианцы и каталанцы вынуждены были

оставить поле сражения и в апреле 1352 г. покидают Константинополь,

оставив один на один генуэзцев и византийцев. Блокировав с помощью турок

столицу империи, генуэзцы вынудили Кантакузина сложить оружие: 6 мая 1352

г. между Византией и Генуей был заключен мирный договор, значительно

расширявший торговые привилегии генуэзцев на Леванте. Это событие

интересно в отношении его документального оформления, т.е. с точки зрения

дипломатии. Оригинал договора в настоящее время утерян. О нем можно

составить ясное представление из тех латинских копий, которые дошли до

наших дней и сохранили текст договора. Самой известной из них является

латинская копия, которая до сих пор храниться в частном архиве генуэзской

семьи Скипола. Это очень несовершенная, неофициальная (не заверенная

нотарием) копия, изобилующая ошибками и сохранившая текст договора не

полностью. Именно таким предстает этот документ Лодовико Саули,

осуществлённом на основе копии из архива Скипола.

Изданный Саули текст документа, был в 1857 г. напечатан Цахариэ фон

Лингенталем. В том же году появилось издание Фикоттиуса, громоздкое и

неудобное для пользования но, тем не менее более надежное, так как оно

основывалось на хорошо сохранившейся, добротной, заверенной нотарием

латинской копии середины XIV в. Этот документ дошел до нас в составе

сборника официальных генуэзских актов и договоров. Вот краткое изложение

некоторых статей договора:

1. Подтверждаются все ранее заключенные договоры, новые и старые.

2. Его царственность «из милости» дает генуэзцам Галаты в качестве дара

земельный участок в том месте, где проходит ров шириной в 100 локтей,

расположенный между Галатой и замком Санта Кроче и простирающийся от замка

до башни Траверия; запрещается возводить на этом месте какое-либо

латинское или греческое строение.

3. Не разрешается предоставлять снаряжение или пристанище судам каталанов

или венецианцев на время войны ни на пристани Константинополя, ни в других

укрепленных местах, если последние в состоянии защитить себя; если же нет,

то захват венецианскими или каталанскими судами продовольствия не ведет к

разрыву договора.

4. Если Константинопольская пристань на время войны будет предоставлена

судам венецианцев или Каталанов с байлом или послом на борту, то это не

противоречит статьям настоящего договора.

5. Не разрешается взимать пошлину с грека, если он покупает товары у

генуэзца и наоборот.

6. В случае нарушения мира одной из сторон другая сторона через

специального посла заявляет протест и уведомляет о разрыве договора, но в

течение 8 месяцев с момента конфликта не может начинать враждебные

действия; лишь по истечении 8 месяцев стороны могут считать себя

свободными от условий договора.

7. Греческие суда не должны плавать в Тану или в море Таны, когда туда не

плавают суда генуэзцев; в каждом таком случае их ритор должен направлять к

дожу посольство за получением особого разрешения.

8. Запрещается на время войны греческим судам посещать места каталанов и

венецианцев; исключение может быть сделано только в том случае, если

император по каким-либо собственным причинам захочет послать туда военный

корабль.

9. Долговые отношения между греками и генуэзцами восстанавливаются в том

виде, какими они были до войны; из вестария ничего не возвращается.

10. В отношении Хиоса и Фокеи между императором и дожем Генуи должны

состояться специальные переговоры.

Реакция византийского общества на унию православной и католической

церквей, заключенную на соборе во Флоренции в 1438-1439 гг. была

неоднозначной.

Будучи центральным достижением внешней политики императора Иоанна VIII

Палеолога (1422-1448 гг.), призванным обеспечить консолидацию сил

христианских государств для борьбы против турок, Флорентийская уния

породила трагический раскол в Константинопольском патриархате и была почти

единодушно отвергнута широкими слоями населения империи.

В XV в. среди владений Византии - не считая Константинополя - наибольший

вес имел Морейский деспотат. Так принято называть византийские владения на

Пелопоннесе, которыми с 1348 г. управляли младшие члены императорской

фамилии, имевшие статус деспотов.

После падения Фессалоник (1430 г.), столица деспотата Мистра стала вторым

по значению городом империи. Поэтому нельзя говорить о судьбе

Флорентийской унии в Византии, не принимая во внимание того, как она была

встречена в Пелопоннесе.

Ко времени Ферраро-Флорентийского собора Морейский деспотат фактически

утратил административное единство. Юго-восточная часть Пелопонесса, где

находилась Мистра, управлялась сыновьями императора Мануила II - деспотами

Феодором II (до 1443 г.), Константином (1443-1449 гг.) и Димитрием

(1449-1460 гг.). Северо-западными областями полуострова, недавно

отвоеванными у латинян, все это время, вплоть до захвата Пелопонесса

турками в 1460 г., управлял их брат деспот Фома - отец Софьи Палеолог,

второй жены великого князя Московского Ивана III. Срок и объем полномочий

этих правителей был практически не ограничен. Успех или неуспех унии на

Пелопоннесе зависел от того, какую религиозную политику они станут

проводить.

Феодор II был религиозен и не чужд мыслей об отречении от мира, однако

именно его брак с Клеопой Малатеста был осуществлен как символ

готовившегося компромисса между православной и католической церковью. По

договоренности с папой Мартином V, достигнутой в 1418 г. усилиями

императора Мануила II, этот брак считался законным при сохранении каждым

из супругов своего вероисповедания, так что при дворе деспота в Мистре для

жены должна была быть предоставлена часовня, где совершались бы

католические богослужения. Впоследствии Клеопа Малатеста перешла в

православие.

Едва ли деспот Феодор II мог искренне сочувствовать унии, но так же

маловероятно его активное сопротивление ей.

В отличии от деспота Феодора II пришедший ему на смену деспот Константин и

управляющий западными областями Пелопоннеса деспот Фома снискали себе

твердую репутацию сторонников Флорентийской унии. Внешняя политика Фомы

характеризовалась постоянными поисками союзников на католическом Западе, в

том числе в 1454 и 1459 гг. в Риме, что подразумевало с его стороны

формальную поддержку унии в его владениях.

С именем Константина Палеолога, который был последним императором ромеев,

папа Евгений V еще в 1442 г. связывал основные надежды на реализацию

постановления Ферраро-Флорентийского собора в Византии. Управляя

деспотатом, Константин проявил отношение к унии таким образом, что Иоанн

Евгеник, имевший возможность наблюдать его в Мистре, в 1449 г., сразу

после того, как Константин стал императором, отказался молиться за него во

время богослужения.

Для выявления действительных успехов унии на Пелопоннесе очень

показательны сведения о занятии униатами епископских кафедр полуострова,

которые содержатся в письме Иоанна Евгеника, озаглавленном «О церкви

Христовой». Это письмо имело целью побудить деспота Димитрия содействовать

изгнанию из его владений четырех епископов униатов.

Считается, что главным носителем антиуниатских настроений в Византии в XV

в. было монашество. В монашеской среде Византии в середине XIV в.

утвердилось господство исихатского учения, которое было принципиально не

согласно с католическим учением. Григорий Палама, завершивший богословское

обоснование исихазма, был автором известных сочинений против латинян, а на

Ферраро-Флорентийском соборе император Иоанн VIII во избежание осложнений

запретил греческой делегации касаться вопросов связанных с исихазмом.

Между тем, на северо-западе Пелопоннеса, в Элиде и Ахате, дольше всех

находившихся под властью латинян, позиции православного монашества были

существенно ослаблены. Монастырские центры этих земель, Влахернский

монастырь, монастырь Св. Николая, Гироколийский монастырь Богоматери,

оставались в руках католического монашества даже после завоевания

деспотатом. Что касается православных монастырей деспотата, то известно,

что в 20-30 г.г. XV в. на Пелопоннесе монашествовали Виссарион Никейский и

Исидор Киевский, впоследствии ставшие кардиналами католической церкви и

активнейшими сторонниками унии.

Интеллектуальные интересы, которыми жили образованные подданные деспотата,

как клирики, так и миряне, способствовали выдвижению на первый план

политических мотивов при формировании их отношения к унии. Именно на это

предпочтение «человеческого» «божественному» указывали заступники

православия как на характерную черту униатов. В 1460 г., когда деспотат

был окончательно завоеван турками, манемвасиоты добровольно передали свой

оставшийся непокоренным город в управление папской курии.

Таким образом флорентийская уния встретила на Пелопоннесе более

благоприятную почву чем в Константинополе, мнение о почти единодушном

неприятии ее духовенством и народными массами в отношении Марейского

деспотата не верно.

Распространению латинского влияния в деспотате могли способствовать его

победы над княжеством Ахейским, но следует сознавать, что успех унии на

Пелопоннесе был все же ограничен. Ее успеху препятствовала не столько

сопротивление паствы и духовенства, как в Константинополе, сколько

недостаток в людях, готовых ее проповедовать. Их число в Морее было

большим, чем в других областях, подчиненных Константинопольскому

патриархату.

Положение сторонников унии на Пелопоннесе значительно осложнилось после

прихода к власти в Мистре деспота Димитрия. Известие о его религиозной

политике, достигшее Рима, были таковы, что в 1451 г. кардинал Исидор в

числе срочных мер, необходимых для усиления унии в Византии, советовал

папе Николаю V отправить в Морею легата, который убедил бы деспота не

чинить ей препятствий. Трактат против латинян, датируемый концом 1449 -

началом 1450 г. Георгий Гелеист Плифон написал реагируя на изменение

религиозной политики в деспотате. Это связано с прибытием на Пелопоннес

нового правителя, а также рукоположением Иоанна Евгеника митрополитом в

Лакедемон. Хотя лакедемонская кафедра была незначительна по рангу,

реальное ее значение было выше номинального, ибо она располагалась в

столице деспотата. Императоры, сперва Иоанн VIII, а затем Константин XI

должны были иметь веские причины для назначения такого неудобного, с их

религиозной точки зрения человека, как Иоанн Евгеник. Такой причиной могло

стать покровительство деспота Димитрия. Возможно, что это назначение было

одной из договоренностей между Константином и Димитрием Палеологами, по

которой Димитрий согласился оставить престол и отправиться в отдаленную от

столицы провинцию. В этом случае Иоанн Евгеник должен был вернуться на

Пелопоннес вместе с Димитрием 1 сентября 1449 г.

По прибытии Иоанн Евгеник начал активные действия против униатов. Довести

эту борьбу до конца, Иоанн Евгеник, умерший в 1454 г., не смог, нет

оснований полагать, что после его смерти Димитрий проводил жестокую

антиуниатскую политику.

Правление деспота Димитрия протекало в сложной внутриполитической

обстановке: война с братом Фомой в 1450 г. и восстание албанских племен,

возглавленное Михаилом Кантакузином и сыном последнего князя Ахейского

Иоанном Асегием Дзаккария в 1452-1453 гг. делали опасным увеличение числа

недовольных за счет наступления на сторонников унии.

Падение Константинополя в 1453 г. и возведение на патриарший престол

Геннадия Схолария положили конец расколу в Константинопольском

патриархате, вызванному Флорентийской унией. Однако на Пелопоннесе, где

оппозиция унии была гораздо менее ожесточенной, чем в столице, конец этот

был менее ярким. Он носил характер не столько решительной победы

сторонников православия над униатами, сколько нового компромисса и

забвения прежних разногласий.

Захват Константинополя турками 29 мая 1453 г. не был случайным

историческим событием. Он был подготовлен всем ходом предшествующего

исторического развития. Уже при султане Баязиде (1389-1402г.г.)

непосредственные владения турок в Европе простирались от Эгейского моря до

Дуная. Сербия и Валахия представляли собой зависимые владения, равно как и

области, номинально еще являвшиеся византийскими. Константинопольское

население, в массе своей обедневшее, разъединенное острыми социальными

противоречиями, деморализуемое духовенством, не могло оказать решительного

сопротивления врагам. Разгром Тамерланом турок при Анкаре в 1402 г. на

полстолетия задержал окончательное падение Византии. В ней не было

достаточно сил для противостояния туркам. Турки оправившись от поражения,

нанесенного им Тамерланом, уже в 1422 г. восстановили свои позиции. В 1453

г. они захватили Константинополь, уже через 5 лет отняли у «франков» Афины

и вскоре овладели всей Грецией и Пелопоннесом; в 1461 г. был захвачен

Трапезунд, почти в то же время подчинены остатки Эпирского деспотата.

Византийская империя пала не вследствие особой силы турок, а прежде всего

вследствие собственной слабости. Уже к началу XIII в Византия переживала

экономический упадок. Этим воспользовались западно-европейские феодалы,

которые нанесли ей решительный удар. Византийское государство было легко

ликвидировано участниками IV Крестового похода (1202-1204 г.г.). В 1204 г.

огромный город с превосходной системой укреплений, войсками,

многочисленным населением сделался добычей 2-3 десятков тысяч

крестоносцев. Правда, латинские завоеватели обнаружили полную

неспособность удержать захваченные позиции. Созданная на развалинах

Византии Латинская империя влачила жалкое существование, и в 1261 г.

Византийская империя была восстановлена, но она являлась слабым феодальным

государством, представлявшим легкую добычу для своих соседей.

Восстание народных масс, нашедшее свое выражение в «фессалоникийской

коммуне» (1342-1349), могло бы и в этот момент спасти Византию от гибели

при условии победы народа. Создавшаяся в Фессалонике своеобразная

республика продержалась недолго.

Разгром фессалоникийских зелотов при помощи иностранной - турецкой и

сербской - интервенции лишил Византию последней надежды на спасение. При

том она должна была выдерживать не только турецкий натиск с Востока, но и

противопоставить Западу, который в лице генуэзцев и венецианцев, захватил

в свои руки всю левантийскую торговлю и торговлю на Черном море.

Византийское государство, истощенное в военном и финансовом отношении,

было бессильно оказывать противодействие этому двойному натиску - с

азиатского Востока и Западной Европы. Естественно, что при этих

обстоятельствах туркам не стоило большого труда и усилий добить это

ослабленное государство, являвшееся тенью старой могущественной Византии.

Первым последствием захвата византийской столицы турками была потеря

Константинополем его значения главного посредника в торговле Востока и

Западной Европы. В XIV в и в первой половине XV он все еще оставался

крупнейшим международным рынком, на котором обменивались товары Азии и

Европы. Хотя торговля была сосредоточена не в византийских руках, сюда

приезжали купцы из многочисленных городов Италии, Франции, Испании, стран

Балканского полуострова, Малой Азии, Северного Причерноморья. Турецкое

завоевание разом прекратило эту международную торговлю.

Не смотря на то, что Византия давно потеряла свою торговую гегемонию и

находилась в состоянии экономического спада, она в указанное время

сохраняла довольно высокую культуру; об этом свидетельствуют сохранившиеся

памятники литературы и искусства. Центром византийской культуры оставался

Константинополь. В то же время он являлся местом общения греков, южных

славян, русских и Грузинов. Это общение сосредотачивалось теперь в сфере

церковных отношений, но продолжали поддерживаться и дипломатические, и

культурные, и торговые связи.

Турецкие завоеватели не принесли на Балканы ни более передовой техники, ни

более передовых производственных отношений, ни более передовой культуры.

Турецкое государство складывалось как военно-феодальное и грабительское.

Турки частично уничтожили, частично вытеснили господствующие классы

завоеванных городов, и только небольшой их части, вследствие принятия

ислама, удалось влиться в ряды турецких феодалов. Турецкий феодальный

режим заимствовал очень многое у греков, арабов, сербов, но навязывал

побежденным народам свои специфические черты, вследствие чего завоеванные

народы были поставлены в такие условия, которые не давали им возможности

дальнейшего экономического развития.

Со второй половины XVIII в Турция стала расплачиваться военными

поражениями за то, что не сумела преодолеть феодальную раздробленность и

создать единое централизованное государство.

Как следует из вышеизложенного, восстановление Византийского государства в

1261 г. не привело к возрождению его былого могущества. Правящая династия

Палеологов не сумела подчинить центральной власти крупных землевладельцев.

В XIV в Византия стала ареной борьбы за власть различных клик крупных

феодалов. В XV в Византия оказалась перед лицом турецкой угрозы:

отсутствие внутреннего единства, а также недальновидная своекорыстная

политика византийских императоров, сделали Византию легкой добычей турок.

В 1452 г. Константинополь был захвачен Мехметом II. Вслед за этим турки

завоевали остальные греческие территории (Морея - 1460 г., Трапезунд -

1461 г.), таким образом Византийская империя прекратила свое

существование, а ее земли вошли в состав Турецкого государства.

Заключение.

Византия в течение всей своей истории находилась в центре международной

борьбы. Именно сложная обстановка выковала дипломатическую систему столь

высокого образца. Внешняя политика Византии отличалась умением сочетать

тайную дипломатию с утонченной пышностью ритуала. Особенно искусно умели

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.