| |||||
МЕНЮ
| ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ В IV – XV ВВ.Курсовая работа по курсу «История стран Азии, Африки, Латинской Америки»ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ В IV – XV ВВ.Курсовая работа по курсу «История стран Азии, Африки, Латинской Америки»МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК Кафедра международных отношений ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ В IV - XV ВВ. Курсовая работа по курсу «История стран Азии, Африки, Латинской Америки» Студентки II курса Бариновой Н. А. Научный руководитель - Соколовский Т. В., ассистент. Одесса - 2003 Содержание Введение ……………………………………………………………………………. 3 Раздел 1. Дипломатия Византии в IV - 1-ой пол. VI вв. ………………………… 5 Раздел 2. Дипломатия Византии во 2-й пол. VI - 1-ой пол. XIII вв. …………….18 Раздел 3. Дипломатия Византии во 2-й пол XIII - XV вв. ……………………….40 Заключение...………………………………………………………………………....59 Список изученных источников и литературы …………………………………….61 Введение. Данная работа посвящена изучению дипломатии Византии, империи, которая в период своего наивысшего расцвета олицетворяла политическую и военную мощь, была символом православия для всего Востока. Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие которых Византия стала одним из самых могущественных государств рассматриваемого периода и каким образом она утратила былое могущество на международной арене. Задачи, которые перед собой ставит автор, это проследить эволюции дипломатических отношений Византийской империи с момента ее выделения из Великой Римской империи вплоть до завоевания ее турками. Рассматриваемое государство на протяжении многих веков не только являлось символом для подражания с одной стороны, но также было объектом для нападения со стороны кочевых племен (варваров) с другой, так как занимало выгодное географическое положение и владело огромными богатствами. Этому так же способствовали размеры Византийской империи, окраины которой часто были плохо защищены от набегов. Для автора данная тема представляет особый интерес, поскольку древние говорили: «без прошлого, нет будущего», а Византия, как известно, являлась законодательницей многих дипломатических приемов, которые используются по сегодняшний день: начиная от статуса неприкосновенности посла и заканчивая разработкой дипломатического этикета. При изучении данной темы огромное значение имеет правильная подборка литературы, что представляет определенного рода проблемы, так как ее достаточно много, а уделить внимание нужно основным направлениям разносторонней внешней политики данного периода, соблюдая необходимый объем всего курсового проекта. В работе использовано 28 источников и литературы. Большой инте6рес представляют работы В.П.Степаненко Киликийский вопрос в международных отношениях 50 - 70 гг. XII в., О причинах и датировке передачи Васпуракана Византии, Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке (1071-1170 гг.), как наиболее фундаментальные исследования в области взаимоотношений Византии с Ближнем Востоком. Эволюция взаимоотношений Византии с Западом прекрасно представлено в работах А. А. Чекаловой Византия между державой Сасанидов и Варварскими королевствами Запада в IV - 1-й половине VII вв., В. К. Ронина Византия в системе внешнеполитических представлений Раннекаралингских писателей, А.Р. Корсунского К вопросу о византийских завоеваниях в Испании V- VII вв. и др. Наиболее полный анализ военных конфликтов между Византией и Грузией был сделан Н.Ю. Ламоури в работах: К истории взаимоотношений Лазского царства и Византии в V в., Иранские походы императора Ираклия и Грузия. Не менее важными для автора были и другие неупомянутые работы. Данная работа представлена на 62 листах машинописного текста. Она включает введение, три главы - «Дипломатия Византии в IV - 1-ой половине VI вв.», « Дипломатия Византии во 2-ой половине VI - ой половине XIII вв.», «Дипломатия Византии во 2-ой половине XIII - XV вв.», заключение, список литературы и источников, которые включают 28 пунктов. В первой главе была рассмотрена дипломатия Византии с момента возникновения государства (395 г.) до 560 гг. - период наивысшего могущества. Во второй главе автором рассматривается период ослабления могущества империи, утрата значительной части территории, что в конце концов приводит исследуемые государства к временному распаду в 1204 г. (4 крестовый поход 1199 - 1204 гг. был организован Папой Иннокентием III). В результате этого на Малоазийской территории Византии образовались Никейская и Латинская империи Трапезундское царство, Ахайское княжество, Морейская деспотия, Фессалонийское королевство, Эпирское царство. Автором не была рассмотрена дипломатия данных государственных образований, поскольку они не являлись наследниками Византии, а лишь образовались на ее территории. В третьей главе рассматривается период с 1261 года по 1453 гг. Восстановление Византийской империи никейским императором Михаилом Палеологом (1261 - 1282 гг. как император Византии), что не привело к возрождению былого могущества Византии, вплоть до захвата Мехметом II Константинополя в 1453 году. В след за этим турки завоевали остальные греческие территории. Таким образом, Византия прекратила свое существование, а ее земли вошли в состав Турецкого государства. ГЛАВА 1. Дипломатия Византии в IV- 1-ой половине VI веках. Одной из основных причин окончательного разделения Римской империи на Западную и Восточную была проблема готов в 60-70 г.г. IV в. Валент (император восточной части империи в 364-378 г.г.) в 366-369 г.г. вел войну с готами, закончившуюся победой Империи и заключением выгодного для нее мира. Однако обстановка на Дунае резко обострилась в середине 380 годов. Теснимая гуннами и аланами, основная масса вестготов, жившая к северу от Дуная, попросила у императора Валента разрешение на поселение в границах империи, обещая взамен служить римским интересам в качестве вспомогательных войск. Такое разрешение было дано в 376 г., и они поселились во Фракии. Однако, притеснения римских чиновников, искусственно вызванные трудности с доставкой продовольствия (готы не занимались земледелием и были вынуждены покупать продовольствие у местных жителей) вызвали общее восстание вестготов против римской власти. Восстание было поддержано беглыми рабами, рабочими с рудников и беднейшим населением. Небольшие римские отряды посланные против восставших, были разбиты. Готское восстание ширилось и приобретало грозный характер. Опасность оказалась столь велика, что император Валент был вынужден снять несколько легионов с восточного фронта, прибыл их Антиохи в Константинополь и лично возглавил армию, выступившую против готов. На помощь Валенту двигалась из Италии армия западного соправителя Грациана. Около Адрионополя, в кровопролитной битве, римская армия была полностью разбита, а сам Валент погиб (378 г.). Гибель императора и его армии поставило восточную половину Империи в очень тяжелое положение. Вестготы безнаказанно опустошали провинции Балканского полуострова. Опасаясь за судьбу западной половины империи, император Грациан отвел свои войска на запад, а для борьбы с грозными готами назначил августом Востока и своим соправителем одного из лучших полководцев империи Феодосия (379 г.). Новым императором были приняты энергичные меры по укреплению римской армии, был объявлен большой рекрутский набор, в армию призывались все боеспособные мужчины, кроме рабов, слуг и поваров. Вместе с тем, Феодосий начал политику заигрывания с готской знатью, соблазняя их заманчивой перспективой влиться в ряды господствующего класса империи. Вскоре была собрана достаточно боеспособная армия. Благодаря этому, а так же щедрым обещаниям готской знати, Феодосию удалось привести вестготов к повиновению и заключить сними мирный договор (382 г.): готы были признаны федератами Империи, они были размещены сначала в Мезии и Фракии, а затем в Иллирике. Им выплачивалось жалование из имперской казны, они получали продовольствие и снаряжение из государственных складов, освобождались от налогов, могли исповедовать свою религию (готы были ариане), подчинялись не имперским чиновникам, а своим племенным вождям. Взамен они должны были выставлять вооруженные дружины по приказу императора. Сложное внешнее и внутреннее положение государства заставило правительство Феодосия принять ряд мер по укреплению Империи: был объявлен строгий розыск беглых холопов и рабов, они возвращались землевладельцам, которые приступали к возделыванию пустующих земель. В интересах сенаторского сословия была учреждена должность защитника сенаторов, который следил за охраной привилегий этого сословия. Опытный политик, Феодосий понимал, какую напряженность в государстве создают ожесточенные церковные споры, в частности ариан и никейцев, столкновение монахов и различных еретиков. Феодосий, правоверный католик-никеец, в своем эдикте «О католической вере» (380 г.) объявил об обязательности католического вероисповедания, арианство жестоко преследовалось. Особенно беспощадным было отношение к язычеству, которое усугубилось языческой политикой узурпатора Евгения. В 393 г. были проведены последние Олимпийские игры - символ античной языческой религии и культуры, а Олимпийские храмы разрушены. Стремясь показать свое благочестие, Феодосий, абсолютный монарх, доминус римлян, подчинился церковному отлучению архиепископа Милана Амвросия, наложенного на него за беспричинное избиение жителей города Фессалоники (390 г.). В 395 г. Феодосий, прозванный Великим, умер. Согласно его завещанию, Империя была разделена: августом Запада стал 11-летний Гонорий, августом Востока - 18-летний Аркадий. В IV-VI веках главным соседом и соперником Византии являлась мощная держава Сасанидов, во главе которой в иные времена оказывались такие видные государственные деятели, как шахи Шапур II, Кавад, Хосров I, Ануширван. Яблоком раздора, приводившим к длительным изнурительным войнам меду двумя государствами, служили Армения, Лазика, Месопотамия. Обе державы к тому же имели под своим контролем соседствующих с ними арабов и стремились включить в сферу своего влияния области Красного моря и Абессинию. И все же не только военные конфликты, какими бы глубокими и длительными они ни были, определяли отношения между Византией и Ираном. Два государства часто пребывали в добрососедских отношениях, что находило свое выражение в давно сложившихся дипломатических связях с тщательно разработанным этикетом. Со стороны персов важную роль в византийско-иранских отношениях в VI веке, особенно во второй его половине, играл Йазд-Гушнапс из рода Зикхов. Особым вниманием Юстиниана и его супруги пользовался другой вельможа из Персии - Заверган. Оставив в стороне изощренные закулисные интриги, столь характерные при дворах древних держав, отметим, что близость послов к венценосным особам, с которыми они вели переговоры, не могла не сказаться на многих сторонах взаимоотношений Византии и Ирана, а также на вкусах и моде в обоих государствах. Существенное значение в усилении взаимных влияний Византии и Ирана имела практика усыновления главой одной из держав наследника государя другой. В 408 г. иранский шах Иездигерд I (399-421 г.г.) усыновил по просьбе умирающего императора Аркадия его малолетнего сына - императора Феодосия II. В воспитатели Феодосию был дан перс Антих. Именно потому, что существовала подобная практика, умирающий шах Кавад обратился в 531 г. с просьбой к императору Юстиниану I (518-527) усыновить его младшего сына Хосрова, которому он мечтал оставить шахский престол. Юстиниан внял просьбе Кавада, однако согласился совершить полагающийся при этом обряд не с оформлением грамот, а с вручением оружия и доспехов, как было принято в общении с варварами. И старик-шах, и юный Хосров почувствовали себя смертельно оскорбленными, что отнюдь не способствовало добрососедским отношениям Византии и Ирана. Внук Хосрова I, Хосров II Парвиз, был усыновлен в конце VI в. императором Маврикием. Тогда судьба Византии и Ирана переплеталась особенно тесно, а Хосров был даже женат на христианке Ширин. Одной из жен Хосрова II была, вероятно, и дочь Маврикия Мария. Практика усыновления главой одной державы наследника престола другой основывалась на теории братских отношений между двумя государствами. Эти отношения были впервые установлены официально в 283 г. между Ираном и Римом, наследницей которого являлась Византия. Братом Юстиниана называл посол Руфин шаха Кавада. В свою очередь, шах Хосров I Ануширван, согласно сообщению Менандра Протиктора, обращался к византийскому басилевсу как к брату. Итак, отражая реально соотношение сил двух могучих держав, принцип равенства утвердился в практике их дипломатических связей и вошел в политическую идеологию обоих государств. Находясь в постоянном и длительном общении, все время, проявляя живейший интерес друг к другу, пристально следя за всем, что происходит на земле соседа, вникая и даже вмешиваясь в дела друг друга, зная обо всех интригах в сопредельной стране, а то и создавая их, Константинополь и Ктесифон жили каждый своей, но вместе с тем и какой-то общей жизнью, как это бывает при давнем, тесном соседстве. Даже их армии, часто воюя между собой, не только хорошо изучили друг друга, но имели и черты сходства. Безусловно, именно войны грозили особенно большим ущербом обоим государствам, и поэтому каждая из противоборствующих сторон стремилась досконально вызнать военные тайны противника. Неожиданности в тактике врага воспринимались почти как курьез, достойный воспоминания историка или летописца. Когда в битве при Даре тогда еще молодой полководец Велисарий необычным образом выставил войска Византийцев, персы, по словам Прокопия, пришли в страшное замешательство, совершенно не зная, что им предпринять. Как правило, благодаря хорошо налаженной разведке и активной деятельности шпионов, персы и византийцы обычно заранее знали о подготовке друг друга к войне. В конечном счёте для тех же целей византийцы брали к себе на службу персов, порой в весьма малом возрасте, а персы - византийцев. В свою очередь, влияние византийцев на персов было также значительным, глубоким и разнообразным. В 540 г. шах Хосров увел тысячи пленных византийцев, для которых построил недалеко от своей столицы особый город - «Антиохию Хосрова», в обиходном языке называвшийся Румаган («город греков») или «Сад Хосрова». Город был построен по образцу «Афин востока» (как нередко величали Антиохию), с использованием мрамора и мозаик, доставленных из Сирии. И город воздвигнутый в самом центре Ирана, и трудившиеся в нем ремесленники, мастера и художники, несомненно, внесли свой вклад в распространение в Иране изделий византийского образца, а вместе с тем и художественного вкуса Византии. Большой популярностью пользовались в Иране византийские врачи, которые выступали не только в роли лекарей, но нередко в роли посредников при ведении переговоров с византийцами. Однажды одним из условий заключения очередного договора Хасров I поставил присылку к нему врача по имени Трибун. Этот врач пользовался большой благосклонностью шаха отличавшегося от природы слабым здоровьем. Как-то, после того как Трибун избавил его от болезни, Хосров стал предлагать врачу любые дары, а тот, отказавшись от сокровищ, попросил отпустить пленных византийцев, что шах и исполнил. Заступником за византийцев перед шахом выступил и врач Стефан. Особенно глубокое влияние на культуру и идеологию персов (в частности на их религию) оказало распространение в Иране христианства. Первоначально христиане, как адепты религии соперничающей с Ираном державы жестоко преследовались. Шах Фируз (459-484 г.г), выбирая, видимо, из двух зол меньшее, решил пойти на мудрый, с его точки зрения, шаг: воспользовавшись дипломатическими спорами между христианами, он поддержал гонимых в Византии несториан. С тех пор несторианство стало господствующим течением среди христиан Ирана и Средней Азии. Хосров I, хотя и являлся горячим приверженцем зороастризма, испытывал известное почтение к христианскому культу. При нем христиански епископы получили возможность обращаться непосредственно к самому шаху. Влияние христианских священнослужителей, преодолевавших огромные расстояния и трудности в общении с иноверцами, стало особенно заметным в VI в. Именно тогда христианские епископы выступали посредниками на переговорах между Ираном и Византией, зачастую оказывались главными представителями Византии при встречах с шахом, являясь горячими заступниками плененного шахом населения византийских городов. О большой терпимости Хосрова к христианству свидетельствует то обстоятельство, что ставшую одной из жен великого шаха плененную им византийку-христианку не заставили отречься от своей веры. А сын Хосрова, Хормизд IV (579-590 г.), когда к нему обратились маги с жалобами на усиливающееся влияние христианства, заявил, что как его престол не может держаться на одних только передних ножках, так и его держава не может опираться на одних только исповедующих зороастризм. Хармист разрешил христианские (несторианские) сборы. При Хосрове II положение христиан в Иране еще более укрепилось. Сам шах был женат на христианке Ширин «проповедовавшей Евангелие во дворце», а другой его женой являлась, возможно, дочь византийского императора Маврикия христианка Мария. Христиане получили привилегию благословлять трапезу шаха. Сам же шах однажды одел на пир присланные ему в дар от Маврикия одежды, украшенные крестом. Вряд ли отношения Хосрова к христианству было продиктовано серьезными интересами к этому вероисповеданию, хотя он слал дары в христианские храмы, это не помешало ему однажды въехать верхом на коне в одну из церквей Дары. Но как бы то ни было, несторианская церковь в Иране во второй половине VI в заметно усилилась став достаточно мощной в экономическом отношении организацией. Христианство было довольно широко распространено в торгово-ремесленной среде и даже в военных кругах. Под актами одного из соборов стояли подписи 2 персидских военачальников. При самом Сасанидском дворе увлечение христианством достигло такой степени, что здесь стали устраиваться (наподобие состязаний афинских риторов) публичные споры о религиях. Отношение к христианству в различных слоях населения Ирана было различным. Для самих шахов их политика по отношению к христианству определялась характером взаимоотношений с Византией, использовалась нередко как ставка в дипломатической игре. Показательно, что Хосров II когда нуждался в помощи сильного соседа, всячески покровительствовал христианам и даже издал указ, запрещавший гонения на христиан. Когда же необходимость в союзе с Византией для него отпала, он стал проявлять меньше терпимости к христианам и даже преследовать их. Однако, очевиден тот факт, что христианство пустило в Иране достаточно глубокие корни, и хотя оно не могло стать господствующим вероисповеданием, историческая роль его была велика. Способствуя упадку зороастризма, христианство как монотеистическая религия проложило в Иране Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|