бесплатно рефераты
 

ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ В IV – XV ВВ.Курсовая работа по курсу «История стран Азии, Африки, Латинской Америки»

ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ В IV – XV ВВ.Курсовая работа по курсу «История стран Азии, Африки, Латинской Америки»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра международных отношений

ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ В IV - XV ВВ.

Курсовая работа по курсу «История стран Азии, Африки, Латинской Америки»

Студентки II курса Бариновой Н. А.

Научный руководитель - Соколовский Т. В.,

ассистент.

Одесса - 2003

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Раздел 1. Дипломатия Византии в IV - 1-ой пол. VI вв. ………………………… 5

Раздел 2. Дипломатия Византии во 2-й пол. VI - 1-ой пол. XIII вв. …………….18

Раздел 3. Дипломатия Византии во 2-й пол XIII - XV вв. ……………………….40

Заключение...………………………………………………………………………....59

Список изученных источников и литературы …………………………………….61

Введение.

Данная работа посвящена изучению дипломатии Византии, империи, которая в

период своего наивысшего расцвета олицетворяла политическую и военную

мощь, была символом православия для всего Востока.

Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие

которых Византия стала одним из самых могущественных государств

рассматриваемого периода и каким образом она утратила былое могущество на

международной арене.

Задачи, которые перед собой ставит автор, это проследить эволюции

дипломатических отношений Византийской империи с момента ее выделения из

Великой Римской империи вплоть до завоевания ее турками.

Рассматриваемое государство на протяжении многих веков не только являлось

символом для подражания с одной стороны, но также было объектом для

нападения со стороны кочевых племен (варваров) с другой, так как занимало

выгодное географическое положение и владело огромными богатствами. Этому

так же способствовали размеры Византийской империи, окраины которой часто

были плохо защищены от набегов.

Для автора данная тема представляет особый интерес, поскольку древние

говорили: «без прошлого, нет будущего», а Византия, как известно, являлась

законодательницей многих дипломатических приемов, которые используются по

сегодняшний день: начиная от статуса неприкосновенности посла и заканчивая

разработкой дипломатического этикета.

При изучении данной темы огромное значение имеет правильная подборка

литературы, что представляет определенного рода проблемы, так как ее

достаточно много, а уделить внимание нужно основным направлениям

разносторонней внешней политики данного периода, соблюдая необходимый

объем всего курсового проекта.

В работе использовано 28 источников и литературы. Большой инте6рес

представляют работы В.П.Степаненко Киликийский вопрос в международных

отношениях 50 - 70 гг. XII в., О причинах и датировке передачи Васпуракана

Византии, Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке

(1071-1170 гг.), как наиболее фундаментальные исследования в области

взаимоотношений Византии с Ближнем Востоком. Эволюция взаимоотношений

Византии с Западом прекрасно представлено в работах А. А. Чекаловой

Византия между державой Сасанидов и Варварскими королевствами Запада в IV

- 1-й половине VII вв., В. К. Ронина Византия в системе внешнеполитических

представлений Раннекаралингских писателей, А.Р. Корсунского К вопросу о

византийских завоеваниях в Испании V- VII вв. и др. Наиболее полный анализ

военных конфликтов между Византией и Грузией был сделан Н.Ю. Ламоури в

работах: К истории взаимоотношений Лазского царства и Византии в V в.,

Иранские походы императора Ираклия и Грузия. Не менее важными для автора

были и другие неупомянутые работы.

Данная работа представлена на 62 листах машинописного текста. Она включает

введение, три главы - «Дипломатия Византии в IV - 1-ой половине VI вв.», «

Дипломатия Византии во 2-ой половине VI - ой половине XIII вв.»,

«Дипломатия Византии во 2-ой половине XIII - XV вв.», заключение, список

литературы и источников, которые включают 28 пунктов.

В первой главе была рассмотрена дипломатия Византии с момента

возникновения государства (395 г.) до 560 гг. - период наивысшего

могущества. Во второй главе автором рассматривается период ослабления

могущества империи, утрата значительной части территории, что в конце

концов приводит исследуемые государства к временному распаду в 1204 г. (4

крестовый поход 1199 - 1204 гг. был организован Папой Иннокентием III). В

результате этого на Малоазийской территории Византии образовались

Никейская и Латинская империи Трапезундское царство, Ахайское княжество,

Морейская деспотия, Фессалонийское королевство, Эпирское царство. Автором

не была рассмотрена дипломатия данных государственных образований,

поскольку они не являлись наследниками Византии, а лишь образовались на ее

территории. В третьей главе рассматривается период с 1261 года по 1453 гг.

Восстановление Византийской империи никейским императором Михаилом

Палеологом (1261 - 1282 гг. как император Византии), что не привело к

возрождению былого могущества Византии, вплоть до захвата Мехметом II

Константинополя в 1453 году. В след за этим турки завоевали остальные

греческие территории. Таким образом, Византия прекратила свое

существование, а ее земли вошли в состав Турецкого государства.

ГЛАВА 1. Дипломатия Византии в IV- 1-ой половине VI веках.

Одной из основных причин окончательного разделения Римской империи на

Западную и Восточную была проблема готов в 60-70 г.г. IV в. Валент

(император восточной части империи в 364-378 г.г.) в 366-369 г.г. вел

войну с готами, закончившуюся победой Империи и заключением выгодного для

нее мира. Однако обстановка на Дунае резко обострилась в середине 380

годов. Теснимая гуннами и аланами, основная масса вестготов, жившая к

северу от Дуная, попросила у императора Валента разрешение на поселение в

границах империи, обещая взамен служить римским интересам в качестве

вспомогательных войск. Такое разрешение было дано в 376 г., и они

поселились во Фракии. Однако, притеснения римских чиновников, искусственно

вызванные трудности с доставкой продовольствия (готы не занимались

земледелием и были вынуждены покупать продовольствие у местных жителей)

вызвали общее восстание вестготов против римской власти. Восстание было

поддержано беглыми рабами, рабочими с рудников и беднейшим населением.

Небольшие римские отряды посланные против восставших, были разбиты.

Готское восстание ширилось и приобретало грозный характер. Опасность

оказалась столь велика, что император Валент был вынужден снять несколько

легионов с восточного фронта, прибыл их Антиохи в Константинополь и лично

возглавил армию, выступившую против готов. На помощь Валенту двигалась из

Италии армия западного соправителя Грациана. Около Адрионополя, в

кровопролитной битве, римская армия была полностью разбита, а сам Валент

погиб (378 г.). Гибель императора и его армии поставило восточную половину

Империи в очень тяжелое положение. Вестготы безнаказанно опустошали

провинции Балканского полуострова.

Опасаясь за судьбу западной половины империи, император Грациан отвел свои

войска на запад, а для борьбы с грозными готами назначил августом Востока

и своим соправителем одного из лучших полководцев империи Феодосия (379

г.). Новым императором были приняты энергичные меры по укреплению римской

армии, был объявлен большой рекрутский набор, в армию призывались все

боеспособные мужчины, кроме рабов, слуг и поваров. Вместе с тем, Феодосий

начал политику заигрывания с готской знатью, соблазняя их заманчивой

перспективой влиться в ряды господствующего класса империи. Вскоре была

собрана достаточно боеспособная армия. Благодаря этому, а так же щедрым

обещаниям готской знати, Феодосию удалось привести вестготов к повиновению

и заключить сними мирный договор (382 г.): готы были признаны федератами

Империи, они были размещены сначала в Мезии и Фракии, а затем в Иллирике.

Им выплачивалось жалование из имперской казны, они получали продовольствие

и снаряжение из государственных складов, освобождались от налогов, могли

исповедовать свою религию (готы были ариане), подчинялись не имперским

чиновникам, а своим племенным вождям. Взамен они должны были выставлять

вооруженные дружины по приказу императора. Сложное внешнее и внутреннее

положение государства заставило правительство Феодосия принять ряд мер по

укреплению Империи: был объявлен строгий розыск беглых холопов и рабов,

они возвращались землевладельцам, которые приступали к возделыванию

пустующих земель. В интересах сенаторского сословия была учреждена

должность защитника сенаторов, который следил за охраной привилегий этого

сословия.

Опытный политик, Феодосий понимал, какую напряженность в государстве

создают ожесточенные церковные споры, в частности ариан и никейцев,

столкновение монахов и различных еретиков. Феодосий, правоверный

католик-никеец, в своем эдикте «О католической вере» (380 г.) объявил об

обязательности католического вероисповедания, арианство жестоко

преследовалось. Особенно беспощадным было отношение к язычеству, которое

усугубилось языческой политикой узурпатора Евгения. В 393 г. были

проведены последние Олимпийские игры - символ античной языческой религии и

культуры, а Олимпийские храмы разрушены. Стремясь показать свое

благочестие, Феодосий, абсолютный монарх, доминус римлян, подчинился

церковному отлучению архиепископа Милана Амвросия, наложенного на него за

беспричинное избиение жителей города Фессалоники (390 г.). В 395 г.

Феодосий, прозванный Великим, умер. Согласно его завещанию, Империя была

разделена: августом Запада стал 11-летний Гонорий, августом Востока -

18-летний Аркадий.

В IV-VI веках главным соседом и соперником Византии являлась мощная

держава Сасанидов, во главе которой в иные времена оказывались такие

видные государственные деятели, как шахи Шапур II, Кавад, Хосров I,

Ануширван. Яблоком раздора, приводившим к длительным изнурительным войнам

меду двумя государствами, служили Армения, Лазика, Месопотамия. Обе

державы к тому же имели под своим контролем соседствующих с ними арабов и

стремились включить в сферу своего влияния области Красного моря и

Абессинию. И все же не только военные конфликты, какими бы глубокими и

длительными они ни были, определяли отношения между Византией и Ираном.

Два государства часто пребывали в добрососедских отношениях, что находило

свое выражение в давно сложившихся дипломатических связях с тщательно

разработанным этикетом. Со стороны персов важную роль в

византийско-иранских отношениях в VI веке, особенно во второй его

половине, играл Йазд-Гушнапс из рода Зикхов. Особым вниманием Юстиниана и

его супруги пользовался другой вельможа из Персии - Заверган. Оставив в

стороне изощренные закулисные интриги, столь характерные при дворах

древних держав, отметим, что близость послов к венценосным особам, с

которыми они вели переговоры, не могла не сказаться на многих сторонах

взаимоотношений Византии и Ирана, а также на вкусах и моде в обоих

государствах. Существенное значение в усилении взаимных влияний Византии и

Ирана имела практика усыновления главой одной из держав наследника

государя другой. В 408 г. иранский шах Иездигерд I (399-421 г.г.) усыновил

по просьбе умирающего императора Аркадия его малолетнего сына - императора

Феодосия II. В воспитатели Феодосию был дан перс Антих. Именно потому, что

существовала подобная практика, умирающий шах Кавад обратился в 531 г. с

просьбой к императору Юстиниану I (518-527) усыновить его младшего сына

Хосрова, которому он мечтал оставить шахский престол. Юстиниан внял

просьбе Кавада, однако согласился совершить полагающийся при этом обряд не

с оформлением грамот, а с вручением оружия и доспехов, как было принято в

общении с варварами. И старик-шах, и юный Хосров почувствовали себя

смертельно оскорбленными, что отнюдь не способствовало добрососедским

отношениям Византии и Ирана. Внук Хосрова I, Хосров II Парвиз, был

усыновлен в конце VI в. императором Маврикием. Тогда судьба Византии и

Ирана переплеталась особенно тесно, а Хосров был даже женат на христианке

Ширин. Одной из жен Хосрова II была, вероятно, и дочь Маврикия Мария.

Практика усыновления главой одной державы наследника престола другой

основывалась на теории братских отношений между двумя государствами. Эти

отношения были впервые установлены официально в 283 г. между Ираном и

Римом, наследницей которого являлась Византия. Братом Юстиниана называл

посол Руфин шаха Кавада. В свою очередь, шах Хосров I Ануширван, согласно

сообщению Менандра Протиктора, обращался к византийскому басилевсу как к

брату. Итак, отражая реально соотношение сил двух могучих держав, принцип

равенства утвердился в практике их дипломатических связей и вошел в

политическую идеологию обоих государств.

Находясь в постоянном и длительном общении, все время, проявляя живейший

интерес друг к другу, пристально следя за всем, что происходит на земле

соседа, вникая и даже вмешиваясь в дела друг друга, зная обо всех интригах

в сопредельной стране, а то и создавая их, Константинополь и Ктесифон жили

каждый своей, но вместе с тем и какой-то общей жизнью, как это бывает при

давнем, тесном соседстве. Даже их армии, часто воюя между собой, не только

хорошо изучили друг друга, но имели и черты сходства. Безусловно, именно

войны грозили особенно большим ущербом обоим государствам, и поэтому

каждая из противоборствующих сторон стремилась досконально вызнать военные

тайны противника. Неожиданности в тактике врага воспринимались почти как

курьез, достойный воспоминания историка или летописца. Когда в битве при

Даре тогда еще молодой полководец Велисарий необычным образом выставил

войска Византийцев, персы, по словам Прокопия, пришли в страшное

замешательство, совершенно не зная, что им предпринять. Как правило,

благодаря хорошо налаженной разведке и активной деятельности шпионов,

персы и византийцы обычно заранее знали о подготовке друг друга к войне. В

конечном счёте для тех же целей византийцы брали к себе на службу персов,

порой в весьма малом возрасте, а персы - византийцев. В свою очередь,

влияние византийцев на персов было также значительным, глубоким и

разнообразным. В 540 г. шах Хосров увел тысячи пленных византийцев, для

которых построил недалеко от своей столицы особый город - «Антиохию

Хосрова», в обиходном языке называвшийся Румаган («город греков») или «Сад

Хосрова». Город был построен по образцу «Афин востока» (как нередко

величали Антиохию), с использованием мрамора и мозаик, доставленных из

Сирии. И город воздвигнутый в самом центре Ирана, и трудившиеся в нем

ремесленники, мастера и художники, несомненно, внесли свой вклад в

распространение в Иране изделий византийского образца, а вместе с тем и

художественного вкуса Византии.

Большой популярностью пользовались в Иране византийские врачи, которые

выступали не только в роли лекарей, но нередко в роли посредников при

ведении переговоров с византийцами. Однажды одним из условий заключения

очередного договора Хасров I поставил присылку к нему врача по имени

Трибун. Этот врач пользовался большой благосклонностью шаха отличавшегося

от природы слабым здоровьем. Как-то, после того как Трибун избавил его от

болезни, Хосров стал предлагать врачу любые дары, а тот, отказавшись от

сокровищ, попросил отпустить пленных византийцев, что шах и исполнил.

Заступником за византийцев перед шахом выступил и врач Стефан.

Особенно глубокое влияние на культуру и идеологию персов (в частности на

их религию) оказало распространение в Иране христианства. Первоначально

христиане, как адепты религии соперничающей с Ираном державы жестоко

преследовались. Шах Фируз (459-484 г.г), выбирая, видимо, из двух зол

меньшее, решил пойти на мудрый, с его точки зрения, шаг: воспользовавшись

дипломатическими спорами между христианами, он поддержал гонимых в

Византии несториан. С тех пор несторианство стало господствующим течением

среди христиан Ирана и Средней Азии. Хосров I, хотя и являлся горячим

приверженцем зороастризма, испытывал известное почтение к христианскому

культу. При нем христиански епископы получили возможность обращаться

непосредственно к самому шаху. Влияние христианских священнослужителей,

преодолевавших огромные расстояния и трудности в общении с иноверцами,

стало особенно заметным в VI в. Именно тогда христианские епископы

выступали посредниками на переговорах между Ираном и Византией, зачастую

оказывались главными представителями Византии при встречах с шахом,

являясь горячими заступниками плененного шахом населения византийских

городов. О большой терпимости Хосрова к христианству свидетельствует то

обстоятельство, что ставшую одной из жен великого шаха плененную им

византийку-христианку не заставили отречься от своей веры. А сын Хосрова,

Хормизд IV (579-590 г.), когда к нему обратились маги с жалобами на

усиливающееся влияние христианства, заявил, что как его престол не может

держаться на одних только передних ножках, так и его держава не может

опираться на одних только исповедующих зороастризм. Хармист разрешил

христианские (несторианские) сборы. При Хосрове II положение христиан в

Иране еще более укрепилось. Сам шах был женат на христианке Ширин

«проповедовавшей Евангелие во дворце», а другой его женой являлась,

возможно, дочь византийского императора Маврикия христианка Мария.

Христиане получили привилегию благословлять трапезу шаха. Сам же шах

однажды одел на пир присланные ему в дар от Маврикия одежды, украшенные

крестом. Вряд ли отношения Хосрова к христианству было продиктовано

серьезными интересами к этому вероисповеданию, хотя он слал дары в

христианские храмы, это не помешало ему однажды въехать верхом на коне в

одну из церквей Дары. Но как бы то ни было, несторианская церковь в Иране

во второй половине VI в заметно усилилась став достаточно мощной в

экономическом отношении организацией. Христианство было довольно широко

распространено в торгово-ремесленной среде и даже в военных кругах. Под

актами одного из соборов стояли подписи 2 персидских военачальников.

При самом Сасанидском дворе увлечение христианством достигло такой

степени, что здесь стали устраиваться (наподобие состязаний афинских

риторов) публичные споры о религиях. Отношение к христианству в различных

слоях населения Ирана было различным. Для самих шахов их политика по

отношению к христианству определялась характером взаимоотношений с

Византией, использовалась нередко как ставка в дипломатической игре.

Показательно, что Хосров II когда нуждался в помощи сильного соседа,

всячески покровительствовал христианам и даже издал указ, запрещавший

гонения на христиан. Когда же необходимость в союзе с Византией для него

отпала, он стал проявлять меньше терпимости к христианам и даже

преследовать их. Однако, очевиден тот факт, что христианство пустило в

Иране достаточно глубокие корни, и хотя оно не могло стать господствующим

вероисповеданием, историческая роль его была велика. Способствуя упадку

зороастризма, христианство как монотеистическая религия проложило в Иране

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.