бесплатно рефераты
 

роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике России

относительно безопасным образом. Вся организация рынков капитала в целом и

фондовых рынков в частности требует создания сложной инфраструктуры,

включающей процедуры расчетов, системы оплаты, ответственное хранение

ценных бумаг, нормативно-правовое обеспечение и широкий спектр

взаимоотношений, которые сегодня отсутствуют на развивающихся рынках.

Общие черты развивающихся стран:

1. Низкий уровень жизни из-за низких доходов, высокой степени

неравенства, плохого здоровья населения и неудовлетворительной

системы образования.

2. Низкая производительность.

3. Высокие темпы роста населения и тяжелое бремя содержания

нетрудоспособной части.

4. Высокий растущий уровень безработицы и неполной занятости.

5. Значительная зависимость от сельскохозяйственного производства и

экспорта топлива и сырья.

6. Подчиненное положение, зависимость и уязвимость в системе

международных отношений

Жизненный уровень большинства населения развивающихся стран остается

крайне низким, причем это проявляется в сравнении не только с развитыми

государствами, но и с малочисленными элитными группами в своих странах.

Количественные и качественные показатели подтверждают это плачевное

положение: низкий уровень доходов (нищета), плохие жилищные условия,

неудовлетворенное здоровье, недостаточное образование или его отсутствие,

высокий уровень младенческой смертности, низкие показатели средней

продолжительности жизни и занятости, апатия и чувство безнадежности.

Рассмотрим некоторые важные показатели:

Доход на душу населения, темпы роста.

Валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения часто

используют как обобщенный показатель для сравнения уровня жизни в различных

странах. Он также чаще всего применяется и в качестве универсального

измерителя экономической активности. ВНП рассчитывается сложением

добавленной стоимости, произведенной в стране и за рубежом, использованной

без вычета амортизации, и населением этой страны.

Валовой внутренний продукт (ВВП) показывает стоимость конечной

продукции, предназначенной для потребления и произведенной в стране как ее

гражданами, так и нерезидентами.

Таким образом, ВНП состоит из ВВП плюс разница между зарубежными

доходами резидентов за оказанные там услуги (рабочая сила и капитал) и

минус выплаты нерезидентам за их вклад в национальную экономику.

Для многих развивающихся стран характерен не только более низкий

уровень дохода на душу населения, чем в развитых государствах, но и более

медленный рост ВНП. В 80-х гг. Развивающиеся страны существенно замедлили

свой экономический рост, а реальный доход на душу населения в 1990г.

сократился на 0,2% и продолжал уменьшаться в 1991г., что видно из

следующего рисунка:

Рис.2.1.

[pic]

Распределение национального дохода.

Неравенство в распределении доходов является в той или иной мере

актуальной проблемой для всех стран как развитых, так и развивающихся. Но

разрыв в развивающихся странах, как правило, значительно больший, чем в

более развитых странах.

Масштабы бедности и здоровье.

Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами: 1)

уровнем дохода на душу населения и 2) степенью равномерности его

распределения. Чем выше неравномерность в распределении достигнутого уровня

доходов, тем больше масштабы нищеты. Соответственно при сложившейся системе

распределения чем ниже уровень дохода, тем шире распространение нищеты.

Многие жители развивающихся стран страдают не только от низких

доходов, но и от недоедания, болезней, неудовлетворительного физического

состояния.

Низкий уровень производительности.

Кроме низкого жизненного уровня, развивающиеся страны характеризуются

и низкой производительностью труда. Концепция производственной функции,

выражающая системную зависимость между объемом производства и комбинацией

создающих его факторов при существующем уровне технологии, часто

используется для описания путей, посредством которых общество удовлетворяет

свои материальные потребности. Однако эта концепция технической

зависимости должна дополняться более широким подходом, который учитывал бы

и другие компоненты- искусство управления (менеджмент), мотивацию труда

рабочих и гибкость институциональных структур. Производительность труда в

развивающихся странах (выпуск в расчете на одного рабочего) очень низка в

сравнении с развитыми государствами.

Концепция снижающейся предельной производительности утверждает, что

добавление сверх определенного количества переменного фактора (труда) к

другим фиксированным факторам производства (капиталу, земле, материалам и

т.п.) ведет к сокращению полученного в результате его использования

дополнительного (предельного) продукта. Причина заключается в снижающейся

предельной производительности данного переменного фактора. Таким образом,

низкая производительность труда вызвана отсутствием или жестким дефицитом

дополнительных факторов производства (физического капитала, управленческого

опыта).

Согласно этой концепции для повышения производительности необходимо

мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для

инвестирования в материальные средства производства и в человеческий

капитал (например, для повышения качества управления) путем улучшения

систем общего и специального образования, а также осуществить

институциональные изменения во многих сферах. Эти изменения могут включать

реформу землевладения и корпоративного налогообложения, совершенствование

кредитной и банковской систем, формирование и консолидацию независимого и

эффективного административного аппарата, перестройку систем общего и

специального образования для приведения их в соответствие с потребностями

развивающихся обществ.

Зависимость от развитых стран.

Внешняя независимость- состояние и сочетание экономических,

политических и военных факторов, которые обеспечивают государственность,

цели и интересы нации при самостоятельном принятии решений относительно

взаимоотношений с иностранными партнерами и использования зарубежных

ресурсов и опыта. Обратное состояние- внешняя зависимость, когда

обеспечение национальных целей и интересов с разной степенью глубины и

интенсивности оказывается под влиянием, исходящим из-за рубежа. Внешняя

зависимость может навязываться силой- военной и дипломатической; может

явиться результатом развития событий внутри страны вследствие недооценки

национальных возможностей или пренебрежения ими; наконец, может быть

сочетанием того и другого, когда внешние силы целенаправленно пользуются

внутренними слабостями для установления отношений послушания и подчинения.

В последнее время многие страны открыто выступили с осуждением своей

зависимости, осознав, что они слишком зависят от сбыта одного первичного

продукта или от одной страны в качестве потребителя и поставщика. Поскольку

хозяйства развивающихся стран имеют небольшие размеры, они обычно

значительно больше зависят от конкретной промышленно развитой страны, чем

эта страна зависит от них. Например,60% экспорта и импорта Мексики связаны

с США, а в с США эти взаимосвязи составляют менее 5%. Таким образом,

политика США может значительно сильнее повлиять на Мексику, чем политика

Мексики- на США. Этот вид зависимости развивающейся страны от промышленно

развитой приводит к широко распространенному убеждению, что она тормозит

прогресс развивающихся стран. Боязнь зависимости привела многие

развивающиеся страны к попыткам изменения структуры производства и

торговли.

На следующем рисунке показано, что в 21 из 22 промышленно развитых

стран (кроме Исландии) на ведущую позицию экспорта приходится менее 25%

всех экспортных поступлений. Однако 57% развивающихся стран получают не

менее 25% своих экспортных поступлений от одного вида товара.

Рис.№ 2.2.

Зависимость экспортной прибыли от ведущего вида товара.

[pic]

[pic]

Из 22 промышленно развитых стран ни одно не получает свыше половины и

только одна получает между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего

экспортного товара. Из 28 развивающихся стран 7 стран получают свыше

половины и 9-между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего

экспортного товара.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран от одного товара

показана в следующей таблице:

Таблица № 2.2.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся

стран от одного товара.

|Развивающаяся |Товар |Доля экспорта развивающейся|

|страна | |страны |

|Колумбия |Кофе |59,9 |

|Куба |Сахар |77,1 |

|Габон |Нефть |76,1 |

|Гана |Какао |58,3 |

|Ямайка |Руды основных |65,3 |

| |металлов | |

|Либерия |Сырьевые |90,3 |

| |(нефтяные) | |

| |материалы | |

|Макао |Одежда |56,8 |

|Мали |Хлопок |55,7 |

|Мавритания |Железная руда |49,1 |

|Нигер |Руды урана и тория|83,2 |

|Руанда |Кофе |71,5 |

|Сьерра-Леоне |Полудрагоценные |70,4 |

| |камни и сырьевые | |

| |материалы | |

|Сомали |Живые животные |89,7 |

Развивающиеся страны также сильнее зависят от одного торгового

партнера, чем промышленно развитые. Покажем это на рисунке 2.3.

Рис.№ 2.3.

Зависимость от основного партнера по экспорту.

[pic]

[pic]

Торговый партнер, от которого обычно зависит развивающаяся страна, почти

всегда относится к категории промышленно развитых стран. Некоторые примеры

приведены в следующей таблице (см. таблицу 2.3.)

Таблица № 2.3

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран

от торгового партнера

|Развивающаяся страна |Экспортный рынок |Доля экспорта |

| | |развиваю-щейся |

| | |страны, % |

|Бруней |Япония |61,2 |

|Центральноафриканская|Франция |44,1 |

|Республика | | |

|Маврикий |Великобритания |43,5 |

|Мексика |США |64,7 |

|Сомали |Саудовская Аравия |86,5 |

2)Социально- экономическое развитие России.

В период макроэкономической стабилизации в России многие

исследователи (особенно зарубежные) высказывали мнение о том, что по ее

завершении страна перейдет к экономическому росту. Подобные ожидания

базировались на опыте других стран с переходной экономикой. Практически

речь шла о том, что либерализованная экономика при условии жестких

бюджетных ограничений и подавлении инфляции немедленно поворачивает к

росту. Возникло представление о повороте к росту как о естественной награде

за глубокие рыночные реформы. Оно отчасти повлияло и на официальные

прогнозы, что видно из следующей таблицы

Таблица №2.4.

Динамика макроэкономических показателей и

прогнозы[14]

(темпы прироста в %)

|1992г |104,9 |2,8 |0,7 |

|1993г |103,7 |9,0 |0,3 |

|1994г |108,6 |11,3 |0,5 |

|1995г |103,0 |17,4 |0,9 |

|1996г |100,8 |24,2 |0,9 |

|1997г |97,8 |33,0 |0,7 |

|1998г[15] |95,0 |55,0 |1,2 |

Ситуация, при которой государственные заимствования требовали

значительно больше ресурсов, чем составляла величина внутренних ликвидных

сбережений, предопределила решение о допуске нерезидентов на рынок

внутреннего государственного долга. По данным Минфина РФ , в апреле 1998г.

доля нерезидентов составляла около 28% рынка. Доступ нерезидентов на рынок

внутреннего государственного долга позволил решить задачу снижения

процентных ставок в российской экономике, тем самым уменьшая нагрузку на

бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга.

Одновременно широкое участие иностранных инвесторов в финансировании

дефицита государственного бюджета резко усилило зависимость экономики

России от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Но существенное ослабление контроля за иностранными капиталом и

соответствующее снижение стоимости обслуживания государственного долга

создали у правительства иллюзию отсутствия проблем с обеспечением

финансирования дефицита государственного бюджета, по крайней мере в

среднесрочной перспективе. С этой точки зрения допуск нерезидентов на рынок

внутреннего долга увеличил риск выбора мягкой бюджетной политики, не

предполагавшей резкого снижения бюджетного дефицита и соответственно

потребностей в государственных заимствованиях.

После кризисного обвала российская экономика постепенно приходит в

себя. Однако перспективы оживления инвестиционных рынков, похоже,

отодвинуты весьма и весьма надолго. Здесь ситуация гораздо хуже и не

внушает особого оптимизма.

Во-первых, неконтролируемая девальвация и спровоцированная ей инфляция

разом обесценили ранее сформировавшийся потенциал сбережений и накоплений

отечественной экономики. А ведь именно из этих ресурсов формируется спрос

на рынке капитала, в том числе на инвестиции в реальные активы.

Вторая причина - это замораживание внутреннего долга, что по сути дела

вывело значительную часть ресурсов сбережений из хозяйственного оборона,

усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны.

В-третьих, значительная часть финансовых ресурсов оказалась жестко

связана низкой платежеспособностью, по сути дела параличом банковской

системы и потребностями обслуживания внутреннего и внешнего долга и

практически не может использоваться в виде источника финансирования

инвестиций реального сектора.

Во многом ситуация оказалась адекватной началу либерализации экономики

в 1992 году. В итоге падение инвестиционного спроса после августовских

событий значительно ускорилось. В целом по итогам года сокращение

инвестиций, согласно прогнозу, составит порядка 8-10 процентов.

В сложившихся условиях падение спроса на инвестиции в текущем году

могло бы быть значительно больше. Ведь по имеющимся оценкам, в результате

инфляции и трехкратной девальвации рубля совокупный платежеспособный спрос

в экономике с учетом структуры денежной массы сократился, как минимум,

втрое.

В ситуации общего сжатия спроса в экономике прежде всего страдают

инвестиции, поскольку происходит закономерное перераспределение ресурсов от

инвестирования к потреблению.

Однако тот факт, что капитальное строительство в последние годы

реально работает не на живых деньгах, а преимущественно на квазиплатежных

инструментах - бартере, зачетах и т.д., - сделал отечественные рынки

инвестиций не столь чувствительными к катаклизмам на финансовых рынках в

сравнении с аналогичной ситуацией в развитом рыночном хозяйстве.

Хуже другое - то, что углубление кризисных процессов на инвестиционном

рынке в виде отклика на летний обвал наиболее сильно может проявиться в

1999 году. Темпы углубления кризиса в этот период в решающей мере будут

определяться тремя критическими параметрами: темпами вероятной девальвацией

рубля, уровнем инфляции на внутреннем рынке и уровнем реальной процентной

ставки.

Как показывают расчеты, пороговым значением среднемесячной инфляции,

за которым обычно начинается регрессия объемов сбережений граждан и, как

результат, падение инвестиционного спроса, является рост цен на уровне 8-10

процентов в месяц, что составляет около 250-310 процентов в год. Кстати,

именно такая ситуация имела место быть в 1992-94 годах в период высоких

темпов инфляции.

Сегодня, даже если абстрагироваться от роста цен в сентябре (почти 40

процентов), угроза инфляционного разогрева экономики сохраняется. Уровень

инфляции (например, в ноябре почти 6 процентов) оказывается весьма близок к

критическому рубежу, инициирующему усиление спада инвестиций.

Инфляция составляет важную часть экономики в связи с ее воздействием

на процентные ставки, обменные курсы, стоимость жизни и общее доверие к

политической и экономической системам страны.

В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать будущую

деятельность и вести прибыльные операции. Компании должны менять цены почти

ежедневно, чтобы сохранить достаточный поток наличности для возмещения

товарно-материальных запасов и поддержки деятельности фирмы. Точный прогноз

инфляции труден, поэтому фирмы выпускают продукцию с заниженной или

завышенной ценой, что приводит к нехватке денежных средств или к такой

цене, которая оказывается слишком высокой, чтобы можно было сохранить свою

долю рынка.

Инфляция приводит к политической дестабилизации. Если правительство

пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные

доходы населения снижаются и наступает безысходность. Если правительство

решает ничего не предпринимать, страна рискует ухудшить экономику до такой

степени, что реальные доходы все равно уменьшатся. Введение финансовых

ограничений ставит правительство в уязвимую позицию и, самое главное,

трудно осуществимо.

Изменение цен по секторам экономики России в 1998г. приведены ниже:

Таблица 3.2.

Изменение цен по секторам экономики России.

на конец года в процентах

| |К предыдущему месяцу|Октябрь 1998г. |Справочно |

| | |к | |

| |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабр|октябрь |

| |т |рь |ь | |ю |97г. к |

| | | | |1997г |1997г.|декабрю |

| | | | | | |96г. |

|Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.