| |||||
МЕНЮ
| Мониторинг качества жизни населения муниципального образования2.2 Система показателей оценки качества жизни населения. Информационный фонд мониторинга качества жизни населения в общем случае представляет собой систематизированные за ряд лет данные о состоянии здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая система показателей для количественной оценки качества жизни населения- этого важнейшего ориентира социального развития. Такое положение обусловлено новизной и сложностью проблемы и безусловно затрудняет формирование комплекса показателей на местном уровне, однако попытки создания подобной системы уже совершались, результат одной из них мы и рассмотрим[40]. Следующий комплекс показателей оценки качества жизни населения в значительной мере ориентирован на действующую систему государственной и ведомственной статистической отчетности, а также на утвержденную в 1998 г. постановлением Госкомстата России "Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования", и только в отдельных случаях предполагает использование специальных методов получения данных. Он включает первичные и сводно- групповые показатели, представленные соответственно в таблицах 1 и 2. Сводно-групповые показатели, определяющиеся на основе первичных, редназначены для получения оценки отдельных аспектов качества жизни населения. ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ЖИЗНИ В МО «ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН» В рамках научно-исследовательской работы, проводимой в 1997 году в Муниципальном Образовании « Всеволожский район » ( в соответствии с договором № Н-1 от 31 декабря 1996 между Институтом социально-экономических проблем Российской Академии наук и Администрацией муниципального образования) в ряде других был проведен также мониторинг уровня жизни населения, сделаны выводы на основании полученных результатов, даны практические рекомендации и намечены пути развития. В связи с тем, что перед исследователями не стояла задача детального исследования непосредственно качества жизни населения, проанализированы в основном статистические показатели уровня жизни населения без учета ценной субъективной информации, которую могли бы дать социологические опросы. Но, даже, единственный опрос – экспертный (среди депутатов собрания представителей, работников районной администрации, руководителей предприятий и организаций района)-по определению сравнительной остроты проблем района показал, что самой острой оказалась проблема низкого уровня жизни населения). Однако данная работа наглядно показывает о реальности и необходимости проведения подобных исследований, а также дала муниципальному образованию поистине бесценную информацию о направлениях его социального и экономического развития в данных условиях на период 1997-2005 годы. В связи с долгосрочностью сделанных прогнозов результаты проведенной работы полезны для рассмотрения и в данный момент. Ценность составляет также то, что полученные в результате данные представляются в сравнении: - с показателями за последние несколько лет, то есть, показана динамике, - с показателями по Ленинградской области в целом, а также Санкт- Петербурга. В данной дипломной работе данная информация ценна еще и тем, что показывает, каким образом и в какой мере результаты мониторинговых исследований могут быть востребованы и использованы для принятия конкретных управленческих решений и разработки соответствующих программ, нацеленных на улучшение ситуации в той или иной сфере. 3.1 Уровень жизни населения 3.1.1 Доходы и цены Основным фактором, определявшим уровень жизни населения в условиях кризисного развития экономики, являлись темпы инфляции, выражающиеся в росте цен и тарифов на товары и услуги. Согласно данным Санкт- Петербургского комитета государственной статистики за 1995 г. по отношению к 1990 г. цены на товары и тарифы на услуги выросли в Ленинградской области в 4477 раз, в том числе на продовольственные товары (без алкоголя) в 4358 раз, на непродовольственные товары — в 2516 раз и платные услуги в 14163 раза. В результате за этот период реальная заработная плата рабочих и служащих Всеволожского района снизилась в 3 раза (составив 32% от уровня 1990 г.). В последние годы темпы роста инфляции резко упали, что видно из следующих данных (табл. 6.1). Это явилось следствием не экономического роста, а главным образом ограничений в области потребления (задержек выплат по заработной плате, пенсиям, низкого уровня минимальных доходов). Таблица 3.1 Динамика цен и тарифов на товары и услуги в Ленинградской области, раз. | |1991 к|1992 к|1993 к|1994 к|1995 к|1996 к| | | | | | | | | | |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 | |Всего товары и платные |3,61 |21,96 |7,6 |3,22 |2,3 |1,22 | |услуги | | | | | | | |Все товары |3,73 |22,37 |6,53 |2,9 |2,2 |1,19 | | Продовольственные товары |3,77 |25,77 |3,39 |3,12 |2,2 |1,08 | |(без алкоголя) | | | | | | | | Непродовольственные товары|3,67 |17,36 |6,73 |2,63 |2,2 |1,23 | | Платные услуги | | | | | | | Вместе с тем, было приостановлено падение реальной заработной платы (табл. 3.2). Таблица 3.2 Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих Всеволожского района | |Единицы |Годы | | |измерения|1995 |1996 | |Средняя заработная плата вместе с |тыс. руб.|425,8 |644, 0 | |социальными выплатами — всего | | | | |Индекс цен на товары и услуги за 9 |% |100,0 |118,0 | |месяцев 1996 г. | | | | |Индекс реальной заработной платы |% |100,0 |128,0 | |Бюджет прожиточного минимума (БПМ) |тыс. руб.|278,1 |359,0 | |Приходится БПМ на заработную плату |раз |1,53 |1,79 | |К Ленинградской области: | | | | | номинальная заработная плата |% |91,0 |88,8 | | реальная заработная плата |% |91,1 |91,3 | |Место среди районов области по: | | | | | номинальной заработной плате |единиц |10 |8 | | реальной заработной плате |единиц |9 |7 | |Минимальный размер оплаты труда: | | | | | в декабре 1995 г. |тыс. руб.|60,5 |- | |в декабре 1996 г. |тыс. руб.|- |75,9 | Заработная плата по отраслям экономики характеризуется следующими данными (табл. 3.3). Таблица 3.3 Средняя заработная плата работников, занятых в экономике Всеволожского района в 1995-1996 гг.,(тыс. руб.) | |Удельный |Средняя |1996 г.| | | |зарплата | | | |вес |1995 |1996 |в % к | | |занятых в | | |1995 г.| | |1995 г. | | | | |Всего в экономике района, в том |100,0 |391,8 |608,7 |155,3 | |числе: | | | | | | промышленность |17,4 |402,7 |485,1 |120,5 | | сельское хозяйство |14,4 |422,4 |718,9 |170,2 | | транспорт и связь |5,2 |358,1 |908,7 |253,7 | | строительство |7,1 |623,6 |692,7 |111,1 | | торговля и материально-техническое |10,7 |241,3 |195,7 |81,1 | |снабжение | | | | | | жилищно-коммунальное хозяйство |6,7 |444,8 |785,9 |176,7 | | здравоохранение, физкультура и |8,8 |328,9 |502,6 |152,8 | |социальное обслуживание | | | | | | образование |12,1 |279,4 |481,9 |172,5 | | банки и кредитные учреждения |0,7 |... |1300,2 |... | | управление и прочие организации |16,2 |... |976,9 |... | Характерна низкая заработная плата в промышленности, в отраслях бюджетной сферы и особенно в торговле, что свидетельствует об утрате ее стимулирующей и воспроизводящей роли. Соотношение в уровнях оплаты труда работников с самой низкой и наиболее высокой заработной платой выросло с 1:4 в начале 90-х годов до 1:26 в настоящее время. В условиях резкого сокращения реальной заработной платы угрожающий характер приняли задержки выплаты заработной платы. Другим важнейшим источником денежных доходов населения являются пенсии (табл. 3.4). Таблица 3.4 Пенсионное обеспечение Всеволожского района в 1996 г. | |Факт |В % к | | | |области | |Средний размер пенсий, тыс. руб. |258,7 |90 | |Минимальная пенсия, тыс. руб. |219,6 |100 | |Бюджет прожиточного минимума пенсионера, тыс. |220,5 |100 | |руб. | | | |Приходится БПМ пенсионера (раз) на: | | | | среднюю пенсию |1,2 |80 | | минимальную пенсию |0,996 |100 | |Удельный вес пенсионеров в общей численности | | | |населения: | | | | Всеволожский район |23,0 |- | | Ленинградская область |21,9 |- | Ситуацию с пенсионным обеспечением следует рассматривать как кризисную. Действующая пенсионная система не обеспечивает тесной увязки трудового вклада и размера пенсий, не вызывает материальной заинтересованности работников в формировании пенсионного фонда. Низкий размер пенсий у подавляющей части пенсионеров не позволяет им иметь доходы даже на уровне прожиточного минимума. На среднюю пенсию пенсионер может приобрести товаров и услуг, равноценных по Важным источником денежных доходов населения района являются денежные сбережения. Имеет место их значительный рост. В 1996 г. по отношению к 1994 г. денежные сбережения выросли в 6,3 раза и составили 95,8 млрд. руб. Средний вклад в 1996 г. достиг 433143 руб. Однако отрицательные социальные последствия обесценивания вкладов выражаются в неуверенности людей в будущем (ожидание очередной реформы) и отсутствии веры, что государство вернет те денежные сбережения, которые они потеряли в результате инфляции. Поэтому наиболее обеспеченная часть населения предпочитает расходовать свои деньги на приобретение долларов. В 1996г. средний вклад в долларах составил 1000 или 5600000 в рублевом эквиваленте. Реализация денежных доходов отражается в их структуре: по Ленинградской области 75% всех доходов приходится на покупку товаров и услуг. 3.1.2 Потребительский рынок На развитие потребительского рынка влияют три основных фактора: цены на товары и тарифы на услуги; размеры производства товаров народного потребления на местном рынке и импорт товаров. Для исключения влияния цен на товары и тарифов на услуги, стоимость потребления 1994 г. оценивалась в ценах и тарифах 1995 г. (табл. 3.5). Таблица 3.5 Структура и темпы роста материальных благ и услуг населения Всеволожского района в 1995 г. (в %) | |Структура потребления |1995 г. в % к 1994 г. | | |Ленинград-|Всеволож-с|Ленинград-|Всеволож-с| | |ская |кий район |ская |кий район | | |область | |область | | |Весь объем материальных |100,0 |100,0 |114,2 |103,2 | |благ и услуг, всего | | | | | |в том числе: | | | | | | розничный товарооборот |84,2 |86,2 |114,3 |99,6 | | платные услуги |15,8 |13,8 |113,6 |132,1 | В 1995 г. Всеволожский район входил в тройку районов, где производство товаров народного потребления по отношению к 1994 г. было увеличено (в районе — на 9,8%). В условиях кризисного развития экономики страны чрезмерное значение для потребительского рынка получил импорт. По оценке Петербургкомстата, в 1995 и 1996 гг. соотношение на потребительском рынке импортных и отечественных товаров в Ленинградской области составляло 65 и 35% соответственно. Таким образом, рост доходов населения и создание устойчивого потребительского спроса на производимую конкурентоспособную продукцию и услуги отечественного производства — главные условия роста потребления в перспективе. 3.1.3 Обеспеченность жильем и его комфортность Всеволожский район характеризуется незначительным отставанием по уровню жилищной обеспеченности от средних показателей по области в целом. Однако по обеспеченности населения он занимает лишь 12 место (общей площадью жилья) и 15 место (жилой площадью) среди 17 районов области (табл. 3.6). Таблица 3.6 Показатели обеспеченности жильем населения Всеволожского района в 1995 г. | |Едини- |1995 год |В про- |1995 г в % к 1991 | | |цы из- |Всево- |Ленин- |центах |Всево- |Ленин- | | |мерения|лож- |град- |к Лен. |лож- |град- | | | |ский |ская |области|ский |ская об- | | | | |об- | | | | | | |район |ласть | |район |ласть | | | | | | | | | |Обеспеченность общей |кв. м |19,1 |20,4 |93,6 |124,81 |109,71 | |площадью |на чел.| | | | | | |Обеспеченность жилой |кв. м |11,6 |12,7 |91,3 |120,81 |107,61 | |площадью |на чел.| | | | | | |Число квартир в |единиц |58665 |690851 |- |166,1 |148,0 | |городах и поселках | | | | | | | |городского типа и в | | | | | | | |сельской местности, | | | | | | | |в том числе: | | | | | | | |коммунальные квартиры|единиц |4334 |21049 |- |230,6 |110,4 | |отдельные квартиры |единиц |54331 |669802 |- |162,4 |141,7 | |коммунальные квартиры|единиц |4334 |21049 |- |230,6 |110,4 | |Удельный вес |% |7,4 |3,0 |- |- |- | |коммуналь-ных квартир| | | | | | | 1К 1990г. Уровень жилищной обеспеченности остается низким, несмотря на заметные темпы ее роста по отношению к 1990 г. (на 21-25% против 8-10% по области). Существенно ухудшились качественные показатели жилья. Если в 1991 г. средний размер квартиры составлял 48,1 м2, то в 1995 г. — 37,5 м2. Удельный вес коммунальных квартир соответственно увеличился с 5,3% до 7,4%, что выше чем по области в 2,5 раза. Сокращающиеся объемы строительства во Всеволожском районе (в 1995 г. на 31% меньше по сравнению с 1990 г. и на 13% по сравнению с 1994 г.) не позволяют удовлетворить потребности населения в жилье. В 1995 г. в районе количество семей (902 семьи), получивших жилую площадь составило к общему числу семей, стоящих на учете на ее получение — 13,6%; по области соответственно — 9035 семей или 16,1%. По уровню благоустройства жилья, особенно в городах и рабочих поселках, район отстает не только от среднеобластных показателей, но и, в значительной степени, от других районов (табл. 3.7). Таблица 3.7 Уровень комфортности жилья во Всеволожском районе в 1995г., в % | |Степень благоустройства |Место | | | |занимае- | | |Всеволожский|Ленинградская|мое среди | | |район |область |районов | | | | |области | |Удельный вес жилищного фонда| | | | |в городах и рабочих поселках| | | | |оборудованного: | | | | | водопроводом |78,3 |81, 2 |11 | | канализацией |77,2 |79, 8 |10 | | центральным отоплением |81,4 |81, 8 |10 | | ваннами |69,0 |75, 7 |12 | | газом |78,0 |81, 6 |11 | | горячим водоснабжением |61,0 |64, 7 |11 | |в сельской местности | | | | | водопроводом |58,8 |48,0 |4 | | канализацией |56,3 |46,9 |4 | | центральным отоплением |67,3 |48,7 |3 | | ваннами |51,1 |44,4 |5 | | газом |59,4 |65,1 |10 | | горячим водоснабжением |41,2 |37,7 |8 | Следовательно, Всеволожский район отстает от наилучшего уровня благоустройства жилья в городской местности в 7.25 раза, а в сельской местности- в 3.7 раза. 3.1.4 Тарифная политика Особое место в анализе уровня жизни населения занимают расходы по квартирной плате и коммунальным услугам. Так, в Санкт-Петербурге тарифы на квартплату, эксплуатационные расходы и горячую воду с 1 февраля 1997 г. повышены в 2 раза. Поскольку прежние тарифы на эти услуги в Ленинградской области были выше, чем в Санкт- Петербурге, то с февраля тарифы на квартплату и коммунальные услуги в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|