бесплатно рефераты
 

Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

выплат. На уровне района главной функцией прожиточного минимума является

обоснование размеров пособий по бедности и субсидий по компенсации расходов

по оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным семьям.

Основными факторами, определяющими размеры прожиточного минимума

являются: утвержденные Министерством труда и социального развития на основе

рекомендаций медицинских учреждений нормативы потребления продуктов

питания; розничные цены и тарифы на услуги, регистрируемые органами

статистики на местах.

Структура прожиточного минимума утверждается один раз в пять лет по

Российской Федерации, в ее субъектах — законодательными (представительными)

органами по представлению органов исполнительной власти. Прожиточный

минимум рассчитывается с учетом влияния на его стоимость природно-

климатических условий региона, местных особенностей потребления

материальных благ и услуг отдельными социально-демографическими группами.

Величина прожиточного должна определяться ежеквартально в среднем на душу

населения и по социально-демографическим группам.

Базовые социальные нормативы устанавливаются федеральными законами по

представлению Правительства Российской Федерации после консультаций с

объединениями профсоюзов, исходя из поэтапного (в течение 5 лет)

приближения указанных социальных нормативов к прожиточному минимуму.

Размеры пенсий, стипендий и других социальных выплат устанавливаются в

соотношении с соответствующими базовыми нормативами.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой

(доход которого)ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте

Российской Федерации, считается малообеспеченной и имеет право обратиться

за государственной социальной помощью, оказываемой в виде денежного пособия

и различных видов натуральной помощи, социальных услуг и льгот.

Максимальный размер денежного пособия равен разнице между среднедушевым

доходом семьи(гражданина) и величиной прожиточного минимума в субъекте

Российской Федерации.

Финансирование расходов по выплате государственных социальных пособий

должно осуществляться из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской

Федерации, исходя из величины прожиточного минимума, установленного

органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при

рассмотрении соответствующих бюджетов на предстоящий год и закрепляться

договором между Российской Федерацией и ее субъектом.

В случае, если величина прожиточного минимума, установленного

органами исполнительной власти субъекта РФ, выше величины, рассчитанной на

основе методических указаний Министерства труда и социального развития,

выплата той части социального пособия, которая образуется за счет

превышения, производится только за счет бюджета соответствующего субъекта

Российской Федерации.

При анализе культуры и искусства следует определить степень

удовлетворения его потребностей в услугах детских дошкольных учреждений,

средних общеобразовательных школ, ПТУ, клубных учреждений, музеев,

выставочных залов, театров, библиотек и т.п.

Анализ состояния коммунального хозяйства включает определение объема

услуг, предоставляемых коммунальными службами населению, включая

водопроводно-канализационное и энергетическое обеспечение. В процессе

анализа состояния водопроводно-канализационного хозяйства определяются

объемы водопотребления и канализационного водоотведения сточной жидкости,

а также достигнутый уровень водоснабжения и канализации по сравнению с

нормативным. Для оценки надежности систем водоснабжения и канализации

учитывается степень бесперебойной подачи воды и отведения стоков в

соответствии с действующими стандартами. Определяется потребность сетей и

сооружений в капитальном ремонте, реконструкции, замене. Эти данные

сопоставляются с объемом ремонтно-реконструктивных и строительных работ,

оценивается необходимость и возможность расширения объемов водопотребления

и отведения стоков, повышения надежности работы инженерных систем, а также

потребность в их расширении.

Аналогично производится мониторинг степени развития коммунальной

энергетики. В частности, рассматривается достигнутый уровень электро-, газо-

и теплоснабжения, определяется степень удовлетворения потребностей в

использовании тепла, газа и электроэнергии, состояние сетевого хозяйства и

сооружений.

Анализ обеспеченности населения услугами бытового характера включает

определение объема реализации платных услуг в расчете на одного жителя,

исследование наличия и доступности, в том числе финансовой, для населения

услуг предприятий бытового обслуживания в разрезе основных видов

деятельности: ремонт и индивидуальный пошив обуви, швейных, меховых

изделий; ремонт бытовых машин и приборов, техническое обслуживание

транспортных средств; химчистка, услуги прачечных, фотоателье,

парикмахерских, бань и душевых; ремонт и изготовление мебели; услуги

прокатных пунктов, ритуальные услуги и т.п.

Анализ обеспеченности населения услугами транспорта и связи

основывается на определении следующих основных индикаторов: "насыщенность

транспортной сети (трамвайной, троллейбусной, автобусной, метрополитена);

объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта, в т.ч. автобусами

общего пользования, трамваями, троллейбусами, метрополитеном; удельный вес

перевозок пассажиров отдельными видами транспорта; объем грузооборота;

наполняемость общественного транспорта по видам); среднее время поездки;

емкость существующих АТС и т.п.

При мониторинг уровня жизни населения в современных условиях

экономического реформирования особенно важное значение приобретают вопросы,

связанные с состоянием защиты его социально уязвимых групп[34].

Социальная защита трудоспособных слоев населения должна выражать ся

преимущественно в расширении их возможностей зарабатывать на достойное

существование в поддержке их инициативы и предпринимательства. В особую

группу необходимо выделить трудоспособных граждан которые в результате

экономических преобразование потеряли работу или могли оказаться в числе

временно высвобожденных, беженцев из стран «ближнего зарубежья», лиц,

освободившихся из мест заключения, лиц БОМЖ. Иначе решаются вопросы

социальной защиты тех слоев населения, которые по объективным причинам не

могут самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход – многодетные,

молодые и неполные семьи, дети, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды.

Обобщенную оценку социальной защищенности инвалидов, пенсионеров,

студентов, молодежи, членов молодых, неполных и многодетных семей можно

провести с использованием показателя реальной покупательной способности

средней пенсии (стипендии, пособия). Средний размер пенсии исчисляется

исходя из суммы пенсий работающих пенсионеров, по старости, по

инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий

и т.п. с учетом единовременных ежемесячных выплат. Средний размер пособий

определяется исходя из суммы выплат пособий многодетным и одиноким матерям,

по беременности и родам, на рождение, потребление, на детей в

малообеспеченных семьях и т.п., единовременных выплат. При определении

среднего размера стипендии учитываются все виды стипендий учащимся высших и

средних специальных учебных заведений, профессионально- технических школ и

училищ, курсов, институтов усовершенствования, аспирантам и т.д.,

выплачиваемых за счет государственного бюджета, средств предприятий и

организаций.

Как известно, функции социальной защиты населения осуществляются на

уровне федерации, органов регионального и муниципального управления,

трудового коллектива. В условиях становления местного самоуправления особо

значимой становится деятельность по защите социально уязвимых групп

населения на уровне отдельных муниципальных образований. Именно здесь

имеются наиболее благоприятные условия для организации адресной социальной

поддержки.

Обусловлено это следующими соображениями. На уровне региона, федерации

могут приниматься "в среднем" совершенно правильные решения по социальной

защите пенсионеров, инвалидов и т.п. Вместе с тем, качество жизни

пенсионеров, например, в настоящее время определяется не только собственно

размерами пенсионной обеспечения , но и рядом других причин: состоянием

здоровья , желанием и возможностью работать, наличием или отсутствием

семьи, родных, близких, характером внутрисемейных отношений, жилищными

условиями, социальными интересами, возможностью самостоятельного

обслуживания себя в быту и т.п.

Аналогичные соображения можно привести применительно и к другим

социально слабозащищенным группам населения. Поэтому следует стремиться при

организации аналитических работ в сфере социальной поддержки населения

оценку и анализ проводить не только в целом по муниципальному образованию,

но в разрезе конкретных групп социально незащищенного населения, а в

пределе - отдельных индивидуумов.

2.1.3 Образ жизни населения.

Важной структурной составляющей качества жизни населения является

также образ жизни. Образ жизни - понятие, характеризующее ценностные

установки и особенности их реализации в повседневной жизни в сфере

трудовой деятельности, быта, использования свободного времени,

удовлетворения духовных потребностей.[35] Мониторинг образа жизни

целесообразно проводить в рамках основных социальных групп населения.

В условиях становления рыночной экономики мониторинг образа жизни

населения в значительной мере связан с исследованием уровня занятости

населения, процессов обеспечения общественного порядка и личной

безопасности, поддержания благоприятного социально-психологического климата

в обществе, формирование у населения, в первую очередь у молодежи,

ценностных ориентации, соответствующих общечеловеческим нравственным нормам

и т.п.

Анализ занятости предполагает исследование не только количественных и

качественных показателей рынка труда (числа вакантных мест, в том числе, в

сфере общественных работ, уровня безработицы, половозрастного и социально-

профессионального состава безработных), но и структуры занятости по

секторам экономики; выявление тенденций перераспределения высвобождаемых из

отраслей материального производства, в том числе, отраслей оборонно-

промышленного комплекса; определение возможностей создания мест

профессионального обучения и переподготовки кадров и т.п.

Необходимо осуществлять наблюдение за такими характеристиками

занятости как общая численность работающих, в том числе: в госсекторе и в

частном секторе, из них в разрезе отраслей и видов численности; число

вакантных рабочих мест, в том числе по секторам экономики, в сфере

общественных работ, из них: для рабочих, для работников профессий

интеллектуального труда; уровень безработицы, в % (отношение численности

безработных к рабочей силе); численность граждан не занятых трудовой

деятельностью в том числе: трудоспособных, ищущих работу, из них: признано

безработными получающими пособие по безработице; заявленная предприятиями и

организациями потребность в работниках; структура безработных:

половозрастной состав; уровень застойной безработицы (удельный вес среди

безработных с периодом безработицы >0.5 года, более 1 года)[36].

Анализ состояния правопорядка и безопасности граждан связан с

проведением аналитических работ по определению уровня и характера

преступности, эффективности предпринимаемых усилий, направленных на

улучшение положения дел в этой сфере, с использованием следующих основных

показателей: уровень преступности в расчете на 10000 населения);

преступления, зарегистрированные по линии уголовного розыска и выявленные

аппаратом ОБЭП (по видам), ед.; количество преступлений совершенных в

общественных местах, ед.; количество преступлений, совершенных лицами в

состоянии алкогольного опьянения, ед.; число лиц совершивших преступления

связанные с наркотиками, ед.

Выяснение социального самочувствия населения предполагает выявление

его отношения к уровню своего материального благополучия, состоянию

здоровья, степени личной безопасности, ходу экономических реформ, ценностям

и идеям рыночной экономики, готовности и способности активно адаптироваться

к новым условиям жизнедеятельности, оценки степени социальной напряженности

в обществе, политическим свободам и т.п.

Информационной основой мониторинга социального самочувствия населения

региона являются данные специальных социологических опросов различных

демографических и социально- психологических групп населения, специалистов.

Подходы к анализу состояния социального благополучия, развиваемые

сотрудниками Кембриджского университета, рассмотрим на примере отношения

населения к политической свободе. В числе индикаторов политических свобод,

которые , по мнению авторов, не менее важны, чем показатели дохода, свобода

от полицейского ареста, задержания, содержания в тюрьме без предъявления

обвинения; свобода вероисповедания; свобода публиковать, издавать и читать

книги любого содержания и политической направленности; право поиска

информации и пропаганды идей; свобода от политической цензуры; свобода от

полицейского обыска в жилом помещении без официальной санкции; свобода

передвижения в пределах собственной страны; свобода радио- и телевизионных

передач от государственного контроля; право женщин на равенство.

Для оценки степени политической свободы авторы предложили

семибалльную систему[37]. Оценкой в один балл оценивались политические

системы, в которых большинство граждан и семей имеют право и возможность

участвовать в выборах, а политические партии могут быть свободно созданы

для борьбы за власть; в два балла -политические системы, где не всегда

реализуются возможности политической свободы из-за исключительной бедности

населения, феодальной социальной структуры, социальных волнений или других

ограничивающих обстоятельств; в три балла - когда, несмотря на возможность

свободного выбора лидеров или представителей власти, существует большой

риск государственных переворотов, крупномасштабного вмешательства в

результаты выборов и частых недемократических акций; в четыре балла - когда

всеобщие демократические выборы блокируются конституционно или играют

незначительную роль в распределении власти; в пять баллов - когда выборы

полностью контролируются или ограничиваются, а результаты имеют малое

значение; в шесть балов - когда отсутствуют выборы или проводятся при

единственном кандидате, причем суть голосования сводится к демонстрации

всенародной поддержки системы; в семь баллов - вариант диктатуры, а также

политической системы, навязанной извне.

Также по семибалльной системе авторы оценивают наличие гражданских

прав у населения. Одним баллом оценивается положение, когда законность

утвердилась, свобода выражения мнения возможна и реализуется в средствах

массовой информации; двумя - страны, стремящиеся к определенному уровню

гражданских прав, однако не достигшие желаемого из-за противоречий в

обществе, невежества людей или отсутствия средств массовой информации и

ограничения их деятельности законом; тремя - системы с "парадным мундиром"

гражданских свобод и правительствами, с которыми можно дискутировать или

которые могут быть под угрозой импичмента, хотя политические проблемы в

этих странах могут решаться введением военного положения, арестами и

заключением в тюрьмы и т.д.; четырьмя - страны с широким спектром

гражданских свобод, но где, однако, существуют нелегальные партии и

учреждения; многие страны этой группы прошли стадию революционной ситуации;

пятью -страны, где гражданские права часто отменяются без основания,

средства массовой информации слабы и контролируются правительством и

цензурой; шестью - страны, где нет гражданских прав, хотя и предполагается,

что они имеют приоритет, а критика власти дозволена в ограниченном объеме;

семью - страны, о политической системе которых внешний мир никогда не был

информирован, где критика власти невозможна и граждане не имеют никаких

прав.

Одной из важнейших структурных составляющих образа жизни населения

является социальная напряженность в обществе, анализ которой особенно важен

в современном периоде политических и экономических трансформаций.

Социальную напряженность принято описывать в различных терминах:

противоречия, конфликты, неудовлетворенность, столкновения, противостояние,

недоверие и др. He сложилось еще единого мнения об ее факторах,

механизмах, формах проявления и развития. Тем не менее, уже сегодня можно

рекомендовать следующую систему индикаторов для анализа и оценки социальной

напряженности[38]: степень осознания группой (общностью) своих основных

потребностей как таковых; степень удовлетворенности принятыми и доступными

данной группе способами реализации потребностей и распределения благ;

уровень притязаний (требований) на дополнительные материальные и другие

блага, оценка деятельности социальных, и прежде всего, государственных

институтов по организации регулирования удовлетворения потребностей и

реализации интересов; требования к государственным институтам по изменению

системы способов реализации потребностей и распределения благ данной группы

и (или) всего общества.

Все перечисленные индикаторы отражают отношение групп населения к

своим потребностям и интересам, к социальным институтам. Это отношение

сопровождается определенной совокупностью чувств и настроений, которые

также необходимо рассматривать в качестве важнейших направлений анализа

социальной напряженности. Среди этой группы показателей можно выделить:

чувства, настроения по поводу удовлетворения основных потребностей и

реализации интересов; чувства, настроения по поводу действующих способов

удовлетворения потребностей, распределения благ; чувства, настроения по

поводу деятельности институтов, отвечающих за обеспечение способов

реализации потребностей и интересов.[39]

Дополнительно к отмеченным показателям социальной напряженности

рекомендуется использовать индикаторы, характеризующие готовность

социальных групп защищать и отстаивать свои основные потребности и

интересы. Причем, особенно важным представляется аспект готовности,

связанный с формированием в социальной группе поведенческих установок к

определенным массовым общественным действиям в защиту своих интересов,

прежде всего по отношению к соответствующим государственным институтам.

Именно эта форма готовности защищать интересы может порождать наиболее

опасные для социальной стабильности ситуации, что обуславливает включение

этого индикатора в сферу мониторинга образа жизни населения.

Итак, мы ознакомились с подробной характеристикой основных направлений

мониторинга качества жизни населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.