бесплатно рефераты
 

Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

дает возможность отобрать оптимальный для имеющихся в городе условий

вариант.[19]

В комплексном использовании всего арсенала источников данных о

социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации

– текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей,

социально-демографических обследований и т.п., так и специально

организованных исследований, опросов населения для реализации целей

управления и состоит сущность социального мониторинга.

1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной

России

1.3.1 Сущность мониторинга

В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков

привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных

объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной

среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается

необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в

социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски

комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их

адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого

воздействия.

В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно

длительно и систематично (экологические исследования, исследования

технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно-

практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в

зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных

свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими

исследованиями.[20]

Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом

социально-экономической ситуации понимают организационное системное

наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике,

связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется

более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую

современной наукой[21], в соответствии с которой под социально-

экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и

прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на

территории.

Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и

прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору

показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.

1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга.

Организация социального мониторинга преследует следующие основные

цели:

- определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную

информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города,

- возможность проведения ранней диагностики негативных процессов,

связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и

жизнеобеспечения городского сообщества,

- выработка сценариев развития и совершенствования городской

социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города,

- долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития

города в целом или его отдельных районов,

- выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в

продвижении решений администрации до населения,

- совершенствование системы управления социально-экономической

жизнью города.

Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к

следующим:

- Организация наблюдения, получение достоверной и

объективной информации о протекании на территории социально-экономических

процессов;

- Оценка и системный анализ полученной информации, выявление

причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических

процессов;

- Обеспечение в установленном порядке органов управления,

предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и

форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении

социально-экономический мониторинга.

Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных

и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов

управления и власти.

Главная же функция системы социально-экономического мониторинга

состоит в обеспечении соответствующих органов территории полной,

достоверной и своевременной информацией о процессах, происходящих в

различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.[22]

Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга

является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга

должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое

следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой

информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной

избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной

системы.

Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на

рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной

общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными

звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности,

обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.

Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития

территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во-

вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности

задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная

от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки

рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики,

смягчение социальной напряженности.

Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо

отметить:

- непрерывность наблюдения за объектами,

- периодичность снятия информации о происходящих изменениях,

- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,

- развитие системы социально-экономического мониторинга территории на

основе совершенствования используемого методического

инструментария, технического оснащения,

- расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.

Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных

требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее

полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.

1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых

в современной России.

Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он

позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко

сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией

рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе

информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает

структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к

социально- экономической политике.

В России в настоящее время существует достаточно большое число

исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических

проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется

особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами

ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них[23]:

1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский

Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного

состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)

2.Всероссийское панельное исследование

3.Бюджетное исследование Госкомстата

4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи,

опубликованный Министерством труда и социального развития

5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)

Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных

методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все

проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее

см. Приложение 1).

1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и

его роль в принятии управленческих решений

В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем

экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в

результате проведения мониторинга, является необходимым условием

организации эффективного управления муниципальным образованием.

Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными

об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в

материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных

параметрах их изменения в перспективном периоде.

Интересны и актуальны предположения о формировании управленческих

рекомендаций на основе мониторингового диагностирования и прогнозирования,

широком привлечении для достижения этих целей специальных методов

наблюдения и обработки данных. Но стройная научно обоснованная система

взглядов по теории и практике социального мониторинга отсутствует

фактически.[24]

На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым

в статистическом контексте, как это имеет место в русском языке( во многих

публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого

числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно

этих переменных).

Термин “мониторинг” не так нов в английском языке, как в русском.

Раньше он употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным

глоссариям, то мы увидим, что этому термину приписываются следующие

значения:

1. наблюдение

2. отслеживание

3. надзор

4. управление

В последние годы управленческий аспект мониторинга (control) наложился

на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно

устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга

различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление

событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует

смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг”

подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со

своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в

социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он может

быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными

целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли

положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по

его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять

политическим деятелям предвидеть события.

Социальная функция мониторинга имеет ряд следствий, касающихся

положения и задач тех лиц, которым поручено ведение инструментами

мониторинга, сбор статистической информации, проведение обследований,

анализ доступной информации и т.д.:

- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения,

- мониторинг связан с проблемами принятия решений,

- мониторинг не может быть централизованным,

- мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается.

В связи с этим встает вопрос: какова же тогда роль специального

подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной

структуре. Многие министерства или другие административные структуры имеют

такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга.

Что касается децентрализованного подхода: когда мы говорим, что

мониторинг не может быть централизованным, это не меняет чего-либо в круге

задач специальных отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные

подразделения, принимающие решения, сами решают, в какой области проводить

мониторинг и использовать полученные результаты для принятия

соответствующих решений, можно обеспечить реальную пользу деятельности

специализированных отделов. Их вклад заключается в том, чтобы определять,

как проводить мониторинг, а не в том, что должно быть предметом

мониторинга и не в определении характера использования результатов. Они

играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом, службы,

которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует

инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации,

одновременно обеспечивая ее качество. Это важная и незаменимая функция:

создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно

отслеживали последствия своих действий.[25]

Итак, измерение качества жизни населения имеет смысл только в том

случае, когда его результаты используются в управлении социальными

процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в

проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по

статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится

элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае

процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи,

замыкающей контур управления (рис.3). Соответственно, такие замеры

должны производиться с определенной периодичностью и завершаться

относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу и

должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является

разновидностью социального мониторинга.[26]

Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом

социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему

периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях

жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального

самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к

складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении и

обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на

государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного

самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для

принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития

муниципального образования.

|внешняя среда |

|факторы и условия |

|жизнеобеспечения |

|функционирующие |

|подсистемы |

|жизнеобеспечения |

|усиление социальной |

|направленности |

|социальных институтов |

|объектив| |Субъект| |перераспределение |

|ная | |ивная | |ресурсов |

|составля| |составл| | |

|ющая | |яющая | | |

|качества| |качеств| | |

|жизни | |а жизни| | |

| | | | | |

| | | | |корректировка |

| | | | |целей и задач |

|оценка |

|качества жизни |

| |

|анализ |

|тенденций |

|развития |

| |

|принятие |

|решений |

Рис.1.3. Качество жизни как функция социального менеджмента

Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по

социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации

перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить

комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а

также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию

инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города.

Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема

разработки комплексной социально-экономической программы перспектив

развития.

Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде

очертить действительное состояние всех управленческих систем города,

наметить точки роста или пробелы в управлении.

Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния

городского сообщества, и необходимо внедрение мониторинга.

Результаты социологического мониторинга могут служить базой для

создания комплексного плана социального развития, который охватывает все

структурные элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности,

предусматривает поэтапное решение поставленных задач.

В то же время принятый администрацией план не является жесткой

структурой, всегда возможна его корректировка.

Планирование и прогнозирование развития городского сообщества

позволяет раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать

цели и задачи органов управления с потребностями населения…

1.3.5 Обеспечение мониторинга

И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни

населения и его основных задач предполагает организационное,

информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны

органов местного самоуправления.[27]

Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен

представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической

и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в

разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные

материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.

Укрупнено информационный фонд может состоять из данных,

характеризующих:

- здоровье населения;

- уровень жизни населения;

- образ жизни населения;

- социально-экономический потенциал территории и т. д.

Информационной основой социально-экономического мониторинга территории

могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти,

органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций;

специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и

физическим развитием населения, за обеспечением санитарно –

эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные

государственной статистической отчетности, материалы обследований,

программ, проектов и т.д.

Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна

осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств,

функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование,

обновление и актуализацию показателей.

Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно

осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы

взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления,

учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.