| |||||
МЕНЮ
| Мониторинг качества жизни населения муниципального образованиядает возможность отобрать оптимальный для имеющихся в городе условий вариант.[19] В комплексном использовании всего арсенала источников данных о социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации – текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей, социально-демографических обследований и т.п., так и специально организованных исследований, опросов населения для реализации целей управления и состоит сущность социального мониторинга. 1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной России 1.3.1 Сущность мониторинга В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого воздействия. В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно длительно и систематично (экологические исследования, исследования технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно- практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими исследованиями.[20] Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом социально-экономической ситуации понимают организационное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую современной наукой[21], в соответствии с которой под социально- экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории. Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени. 1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга. Организация социального мониторинга преследует следующие основные цели: - определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города, - возможность проведения ранней диагностики негативных процессов, связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения городского сообщества, - выработка сценариев развития и совершенствования городской социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города, - долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития города в целом или его отдельных районов, - выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в продвижении решений администрации до населения, - совершенствование системы управления социально-экономической жизнью города. Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к следующим: - Организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов; - Оценка и системный анализ полученной информации, выявление причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических процессов; - Обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономический мониторинга. Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления и власти. Главная же функция системы социально-экономического мониторинга состоит в обеспечении соответствующих органов территории полной, достоверной и своевременной информацией о процессах, происходящих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.[22] Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной системы. Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований. Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во- вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики, смягчение социальной напряженности. Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо отметить: - непрерывность наблюдения за объектами, - периодичность снятия информации о происходящих изменениях, - сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени, - развитие системы социально-экономического мониторинга территории на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения, - расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов. Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности. 1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых в современной России. Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально- экономической политике. В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них[23]: 1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ) 2.Всероссийское панельное исследование 3.Бюджетное исследование Госкомстата 4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи, опубликованный Министерством труда и социального развития 5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС) Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее см. Приложение 1). 1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и его роль в принятии управленческих решений В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в результате проведения мониторинга, является необходимым условием организации эффективного управления муниципальным образованием. Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных параметрах их изменения в перспективном периоде. Интересны и актуальны предположения о формировании управленческих рекомендаций на основе мониторингового диагностирования и прогнозирования, широком привлечении для достижения этих целей специальных методов наблюдения и обработки данных. Но стройная научно обоснованная система взглядов по теории и практике социального мониторинга отсутствует фактически.[24] На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым в статистическом контексте, как это имеет место в русском языке( во многих публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно этих переменных). Термин “мониторинг” не так нов в английском языке, как в русском. Раньше он употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным глоссариям, то мы увидим, что этому термину приписываются следующие значения: 1. наблюдение 2. отслеживание 3. надзор 4. управление В последние годы управленческий аспект мониторинга (control) наложился на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг” подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он может быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять политическим деятелям предвидеть события. Социальная функция мониторинга имеет ряд следствий, касающихся положения и задач тех лиц, которым поручено ведение инструментами мониторинга, сбор статистической информации, проведение обследований, анализ доступной информации и т.д.: - мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения, - мониторинг связан с проблемами принятия решений, - мониторинг не может быть централизованным, - мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается. В связи с этим встает вопрос: какова же тогда роль специального подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной структуре. Многие министерства или другие административные структуры имеют такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга. Что касается децентрализованного подхода: когда мы говорим, что мониторинг не может быть централизованным, это не меняет чего-либо в круге задач специальных отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные подразделения, принимающие решения, сами решают, в какой области проводить мониторинг и использовать полученные результаты для принятия соответствующих решений, можно обеспечить реальную пользу деятельности специализированных отделов. Их вклад заключается в том, чтобы определять, как проводить мониторинг, а не в том, что должно быть предметом мониторинга и не в определении характера использования результатов. Они играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом, службы, которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации, одновременно обеспечивая ее качество. Это важная и незаменимая функция: создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно отслеживали последствия своих действий.[25] Итак, измерение качества жизни населения имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении социальными процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи, замыкающей контур управления (рис.3). Соответственно, такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу и должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является разновидностью социального мониторинга.[26] Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении и обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития муниципального образования. |внешняя среда | |факторы и условия | |жизнеобеспечения | |функционирующие | |подсистемы | |жизнеобеспечения | |усиление социальной | |направленности | |социальных институтов | |объектив| |Субъект| |перераспределение | |ная | |ивная | |ресурсов | |составля| |составл| | | |ющая | |яющая | | | |качества| |качеств| | | |жизни | |а жизни| | | | | | | | | | | | | |корректировка | | | | | |целей и задач | |оценка | |качества жизни | | | |анализ | |тенденций | |развития | | | |принятие | |решений | Рис.1.3. Качество жизни как функция социального менеджмента Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города. Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема разработки комплексной социально-экономической программы перспектив развития. Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде очертить действительное состояние всех управленческих систем города, наметить точки роста или пробелы в управлении. Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния городского сообщества, и необходимо внедрение мониторинга. Результаты социологического мониторинга могут служить базой для создания комплексного плана социального развития, который охватывает все структурные элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности, предусматривает поэтапное решение поставленных задач. В то же время принятый администрацией план не является жесткой структурой, всегда возможна его корректировка. Планирование и прогнозирование развития городского сообщества позволяет раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать цели и задачи органов управления с потребностями населения… 1.3.5 Обеспечение мониторинга И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни населения и его основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.[27] Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных. Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих: - здоровье населения; - уровень жизни населения; - образ жизни населения; - социально-экономический потенциал территории и т. д. Информационной основой социально-экономического мониторинга территории могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно – эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д. Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей. Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|