бесплатно рефераты
 

ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

интеллектуальной собственности, равно как и политики в области сферы

обслуживания.

На первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его

рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется для ответов на эти

вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что Секретариат Всемирной торговой

организации готов оказать необходимую техническую и организационную помощь

Казахстану. Об этом сообщил генеральный директор ВТО Майк Мур на встрече с

министром экономики и торговли РК Мажитом Есенбаевым, которая состоялась в

Женеве в рамках очередного раунда двухсторонних переговоров по условиям

вступления республики в эту международную организацию.[33]

По информации МИД РК, контрпартнерами по переговорам выступили

Европейский союз и 12 стран-членов рабочей группы по вступлению Казахстана

в ВТО: Япония, Канада, Австралия, Швейцария, Польша, Болгария, Пакистан,

Латвия, Грузия, Бразилия, Куба и Мексика.[34]

“Переговоры были сосредоточены на предметном обсуждении условий

доступа на казахстанские рынки товаров и услуг, мер поддержки

отечественного сельского хозяйства”, говорится в сообщении.

При этом подчеркивается в информации МИД РК, казахстанская делегация

“закрепила ранее достигнутые договоренности” и “получила заверения в

поддержке вхождения Казахстана в ВТО”.

Главным итогом работы казахстанской делегации в Женеве, подчеркивается

в сообщении, стала “открывшаяся перспектива перевода переговорного процесса

на практические рельсы с последующим активным вовлечением в него всех

основных партнеров по переговорам”. Следующий тур двусторонних переговоров

по вступлению Казахстана в ВТО состоится в апреле текущего года. [35]

В рамках возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим

заявки, имеет приоритетное значение”.[36] Это могут быть курсы обучения или

семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в

области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО.

Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в

ВТО курс интенсивного обучения.

Таким образом, путь Казахстана в ГАТТ/ВТО связан с длительным и

нелегким процессом разработки условий участия России в мировой торговле.

Прежде всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась

десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой

отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно. Перед

Казахстаном же стоит задача внедрения всей совокупности системы ГАТТ/ВТО в

течение короткого промежутка в несколько лет.

3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран

вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации.

Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования

тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин,

устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене

товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит

процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько

ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.

И здесь показателен пример Китая, который более полутора десятка лет

готовился к вступлению в эту многостороннюю торговую систему. Итоги этих

лет впечатляющи: по производству электроэнергии, цветных металлов, сахара,

химических волокон и удобрений Китай вошел в число крупнейших

производителей, а по абсолютным показателям производства зерна, хлопка,

растительного масла, цемента, пряжи занял первое место в мире. По объемам

торговли - девятое. Причем более 85% экспорта страны приходится на

промышленную продукцию, товары первичной переработки составляют лишь

13%.[37]

Вместе с тем, Китай методично добивался уступок ВТО в различных сферах

взаимоотношений. Но даже такой длительный подготовительный период не

гарантирует Поднебесной безоблачного будущего. Так, по мнению многих

экспертов, присоединение Китая к ВТО приведет к тому, что в ближайшее

пятилетие в стране ежегодно около 1,5 млн. фермеров будут терять работу

(хотя согласованные размеры субсидий на сельское хозяйство составят 8,5%

ВВП). Снижение тарифов поставит под угрозу сотни тысяч рабочих мест в

автомобильной промышленности. Высокие таможенные пошлины на импорт (в

частности, на многие американские товары они превышают 25%) позволяют

сегодня поддерживать конкурентоспособность такой высокотехнологичной

продукции как компьютеры. Однако лидеры Китая полагают, что вхождение в ВТО

оживит слабеющий экспорт (доля китайских товаров на мировых рынках

возрастет как минимум вдвое - до 7%), привлечет дополнительные инвестиции,

и это позволит компенсировать возможные потери.

Безусловно, вступление Казахстана в ВТО также имеет свои плюсы и

минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских

предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства,

возможности защиты от антидемпинговых исков. К примеру, пакет соглашений

этой организации включает в себя такие положения как генеральное соглашение

по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным

изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам,

договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и

т.д. Эти соглашения и открытость экономики будут способствовать развитию

внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит

отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.

Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в

ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко

растет экспорт услуг.[38] В Казахстане экспортно-импортная структура

совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в

импорте - готовая продукция и услуги.

В первом полугодии 2001 г. при увеличении объема внешнеторгового

оборота на 19,5% к соответствующему периоду прошлого года темпы роста

импорта превысили темпы роста экспорта почти в 8 раз, что ведет к снижению

положительного сальдо внешнеторгового оборота. Так, если в январе - июне

2000 г. оно сложилось в размере $2019,7 млн., то за аналогичный период

текущего года составило всего $1263,9 млн. Торговое сальдо со странами СНГ

оказалось отрицательным и составило -409,5 млн. долл., тогда как в

аналогичном периоде прошлого года -22,8 млн. долл., увеличившись, таким

образом, почти в 18 раз![39]

Поэтому противники вхождения в ВТО считают, что это несет угрозу

экономической безопасности страны и предлагают сначала создать эффективную

экономику. Несомненно, вступление Казахстана в ВТО при крайне низкой доли

экспорта готовой продукции и услуг сильно ударит по неконкурентоспособным

отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно

отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта

раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство

нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и к

сокращению доходов от транзита товаров.

По мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является

одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства

оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые

страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что

вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего

товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и

объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту

организацию).

В этой связи туманной остается перспектива встраивания отечественных

предприятий в транснациональные технологические цепочки. Во-первых,

предприятия, технологический уровень которых соответствует потребностям

ТНК, уже включены в их состав и вступление Казахстана в ВТО практически

никак на них не отразится. Во-вторых, так или иначе, войдя в состав ТНК,

эти предприятия так и не ощутили бурного притока инноваций и инвестиций.

Потери же казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований

(в частности, по экспорту урана, антидемпинговым санкциям США по

казахстанской горячекатаной стали) по сравнению с общим объемом экспорта не

настолько велики, чтобы стать одним из приоритетов государственной

политики: в этом отношении стране значительно проще и выгоднее сократить

(например, вдвое) невозвращение экспортной выручки.

Как уже отмечалось, вхождение в ВТО требует длительного

подготовительного периода. История же независимого Казахстана показывает,

что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки аналогичные

китайским по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так,

уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать

конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран

перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в

Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает

наоборот.

Вместе с тем, защита отечественных товаропроизводителей (особенно в

аграрном секторе экономики) должна сочетаться с режимом благоприятствования

прямым иностранным инвестициям и защитой внутреннего рынка от экспансии

недобросовестных торговых партнеров, что будет способствовать созданию как

можно большего количества рабочих мест в республике.

Кроме того, для присоединения к ВТО Казахстану придется отменять

жизненно необходимые трансферты регионам и низкие тарифы на услуги

естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут

рассматриваться как субсидирование экспорта. Понятно, что ничего хорошего

нам это не принесет.

Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях

глобализации все большее число стран ориентируется именно на нее. В

качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА

(объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС. Набирает силу ШОС.

В условиях усиления регионального протекционизма перестает быть

редкостью пренебрежение правилами ВТО и игнорирование ее решений. В такой

ситуации Казахстан, вступив в ВТО и открыв себя глобальной конкуренции,

гарантированно получит лишь потери, поскольку не сможет предложить

практически ничего кроме сырья. Положение усугубится и вступлением в ЕС

(куда идет основной поток казахстанского экспорта) ряда стран Восточной

Европы (еще часть отечественного экспорта). Все это неминуемо приведет к

негативным последствиям для экономики Казахстана: сокращение экспорта, рост

импорта и выплата внешних долгов сократят золотовалютные запасы республики

и создадут угрозу масштабной девальвации. Выход будет один - новые внешние

займы с крайне тяжелыми экономическими и политическими последствиями для

страны.

Таким образом, вывод становится однозначным: нам не следует

торопиться, поскольку сегодня поспешное вхождение в ВТО создает крайне

высокую угрозу экономической безопасности страны. Китайская пословица

гласит: "Дверь может быть открыта в ту или иную сторону, но никогда в обе

одновременно". Поэтому необходимо еще не один раз все тщательно взвесить,

сопоставив возможные позитивные и негативные последствия этого

ответственного шага. Кроме того, странам СНГ вступать в ВТО следует не по

одиночке, как это происходит сейчас, а группами, предварительно согласовав

экономические параметры внутри существующих интеграционных объединений

(например, ЕврАзЭС).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенно важным итогом перестройки экономики и режима торговли

становится обновление многосторонней системы торговли Казахстана через ВТО.

Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось

решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции,

основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой

концепции для Казахстана сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает

Казахстану перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему.

Укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения

спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые

ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ

экономики Казахстана.

Казахстанское правительство признало это, сделав официальную заявку на

присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен

сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное

начало должно убедить иностранных инвесторов в казахстанской приверженности

реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в

одном направлении с казахстанскими экономическими реформами, нацеленными на

построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет

реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении

процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли,

недоступных за пределами системы ВТО.

Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в Казахстане

в рамках проблемы присоединения Казахстана к системе ГАТТ/ВТО, обобщим

стоящие перед ним цели:

1. Приоритетное применение ценовых методов и механизмов в

регулировании внешней торговли. В регулировании импорта основным

инструментом должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта

существующие экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные

пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой

ценой.

2. Упразднение правительственных закупок. После отмены

централизованного импорта, практика централизованного экспорта должна быть

также исключена, равно как и разрешительные процедуры для экспортеров.

3. Приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям.

4. Расширение экспорта и диверсификация его географической и товарной

структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих

экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных

пошлин.

5. Формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта.

Недавнее увеличение импортных пошлин свидетельствует о тревожной тенденции

к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах.

Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем

принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных

тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению.

6. Отказ от использования инструментов регулирования внешней торговли

в других, не связанных с этой сферой деятельности, целях. В частности,

поддержание приемлемого уровня бюджетных поступлений не может

осуществляться за счет увеличения ставок таможенных тарифов и других,

связанных с торговлей, налогов и сборов.

Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой

политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом,

достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства.

Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен

со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической

ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед

общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в

Казахстане стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки

хозяйства.

Казахстан, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди

наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то,

что Казахстану, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с “мертвой

точки”, процесс его превращения в полноправного участника международных

экономических отношений еще потребует значительных усилий. Трудности, с

которыми придется столкнуться Казахстану в этом направлении очевидны, равно

как и его способность преодолеть эти трудности.

Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит,

безусловно, на правительстве Казахстана. Однако большое значение имеет

международная поддержка процесса интеграции Казахстана в многостороннюю

систему международной торговли, прежде всего за счет улучшения условий

доступа казахстанской продукции на западные рынки.

Список использованной литературы:

Монографии

1. Быков О.Н. “Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес”, Многотомник,

Институт мировой экономики и международных отношений РАН,

М.:Республика. - 1992 г. - 336 стр.

2. Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”,

Редколлегия журнала ‘Вестник Санкт-Петербургского Государственного

Университета’, Серия: Философия и социально-экономические науки, СПб.

- 1992 г. - 48 стр.

3. Чернышев С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ”, Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно-

исследовательский Конъюнктурный Институт, М. - 1991 г. - 71 стр.

4. Bronkers M. “WTO implementation”, Hearing before the US Senate, 104th

Congr., Washington.: Government Print. - 1995. - 75 p.

5. “Regionalism and the world trading system”, World Trade Organization,

Geneva. - 1995. - 91 p.

Статьи и публикации:

6. Быков А. “Передел мирового рынка и Россия”, Внешняя торговля, М. -

1994 г. №11, стр. 2-7.

7. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ в международно экономической интеграции”,

Экономика и коммерция, М. - 1995 г. №3, стр. 95-106.

8. Дюмулен И. “Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые

нормы и правила”, Внешняя торговля, М. - 1993 г. №7/8, стр. 34-44.

9. Купалов И.В. “Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в

рамках ГАТТ”, Московский журнал международного права, М. - 1994 г. №1,

стр. 85-99.

10. Куттнер Р. “Единому рынку - общие правила”, Бизнес уик, М. - 1992 г.

№12, стр. 2-5.

11. Монгуш Т.Ф. “Регулирование международного обмена услугами”, США:

Экономика. Политика. Идеология., М. - 1992 г. №8, стр. 37-43.

12. Овчинников К. “Что ждет Россию в ГАТТ?”, Экономика и жизнь, М. - 1994

г. №52, стр. 2.

13. Полуэктов А. “Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда”, Внешняя торговля, М. - 1994 г. №4, стр. 23-36.

14. Полуэктов А. “Важнейший этап на пути на мировой рынок”, Внешняя

торговля, М. - 1995 г. №7/8, стр. 11-18.

15. Сабельников Л.В. “Генеральное соглашение по торговле услугами”, БИКИ,

М. - 1995 г. №84, стр. 1-7.

16. Сазерленд П. “Россия и Всемирная Торговая организация”, Международная

жизнь, М. - 1995 г. №9, стр. 118-124.

17. Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным

участником международной торговли”, Joint Ventures, М. - 1994 г. №3,

стр. 1-4.

18. Смирнова Е.В. “ГАТТ - завершение “уругвайского” раунда”, БИКИ, М. -

1994 г. №5, стр. 1-8.

19. Тайгунов А. “Как вступают в ГАТТ”, Внешняя торговля, М. - 1990 г. №6,

стр. 23-29.

20. Ушачев И. “Проблемы интеграции России в мировое сообщество”, АПК:

экономика, управление, М. - 1996 г. №1, стр. 14-20.

21. Charnovitz S. “The World Trade Organization and social issues”,

Journal of world trade, Geneva. - 1994, #5, pp. 17-33.

22. Charnovitz S., Wickham J. “Non-governmental organizations and the

original trade regime”, Journal of world trade, Geneva. - 1995, #5,

pp. 111-122.

23. Sabelnikov L. “Russia on the way to the World Trade Organization”,

International Affairs. - 1996, #5, pp. 345-355.

24. Sanford J. “World Trade Organization opens global markets”, Business

America, Washington. - 1995, Jan., pp. 4-10.

25. Russia and the World Trade Organization, Materials of Seminar in

Carleton University, Ottawa, Canada. - Nov. 4-14, 1996.

26. Overview of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations

27. Designing new trade policies in the New Independent States: The Case

of Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 39-63)

28. Trade Barriers in the Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 43-

58)

29. Смирнов С. - “ВТО: Проблемы вступления”

http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html.

Используемые сайты:

30. www.wto.org - Сайт Всемирной Торговой Организации. (англ.)

31. www.wto.ru - Сайт Всемирной Торговой Организации. (рус)

32. www.kisi.kz – Сайт Казахстанского института стратегических

исследований при Президенте Республики Казахстан.

33. www.prof.msu.ru - Ассоциация "Профессионалы за сотрудничество"

34. www.khabar.kz – ЗАО“Хабар”

35. http://news.central.kz - Интернет-служба “Центральный Казахстан”

36. www.diasp.ru - Сайт представляет информацию, новости, культуру,

музыку, традиции русскоязычных диаспор бывших республик СССР.

37. www.dn.kz – Электронная версия газеты “Деловая неделя”

38. www.krrk.kz - Конфедерация работодателей Республики Казахстан

39. www.continent.kz - Электронная версия журнала “Континент”

-----------------------

[1] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 23.

[2] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.

Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 2.

[3] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.

[4] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.

Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 6.

[5] Chavronitz S., Wikham J. Non-governmental organizations and the

original trade regime.

Journal of world trade, Geneva. -1995, #5, p. 112.

[6] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 12.

[7] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 15.

[8] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы

и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 39.

[9] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 26.

[10] Там же., стр. 27.

[11] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 41.

[12] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 43.

[13] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 57.

[14] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые

нормы и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 42.

[15] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые

нормы и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 44.

[16] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.

[17] Chavronitz S. The World Trade Organization and social issues.

Journal of world trade, Geneva. -1994, #5, p. 20.

[18] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 27.

[19] Быков А., Передел мирового рынка и Россия.

Экономика и жизнь., М. - 1994 г., №52, стр. 2.

[20] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 64.

[21] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 120.

[22] Russia and the World Trade Organization.

Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada, Overview of the

Uruguay Round of MTN.

[23] http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6

[24] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm

[25] http://www.continent.kz/2002/10/index.html

[26] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm

[27] www.krrk.kz

[28] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm

[29] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm

[30] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 32.

[31] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые

нормы и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 43.

[32] www.dn.kz

[33] www.khabar.kz

[34] http://news.central.kz

[35] http://www.diasp.ru

[36] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 123.

[37] http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html

[38] http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html

[39] http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.