бесплатно рефераты
 

ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

переговоров.

Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в

многосторонних торговых переговоров “уругвайского” раунда в рамках

Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее

значительных международных событий, основным результатом, которого стало

создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы

многосторонних торговых отношений.

Однако очевидно, что достигнутые договоренности являются лишь

юридическим закреплением новой системы международной торговли. Поэтому при

всей значимости результатов “уругвайского” раунда не меньшее значение

приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного

рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую

Организацию (ВТО).

2.2. Создание ВТО

Принимая решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны

руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым

значением, которое придается развитию международной торговли с точки зрения

роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам

справедливой и свободной торговли; и, в-третьих, той исключительной ролью,

которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных

возможностей для участников международной торговли.

Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки зрения

статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания

Международной Торговой Организации потерпели неудачу. Особенно явно этот

недостаток Генерального Соглашения проявлялся при возникновении проблем,

связанных с разрешением споров и соблюдением обязательств странами-членами

Соглашения.

Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы

ГАТТ новой, интегрированной международной организацией, наделенной

полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил

международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров.

Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой

организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в

результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической

точки зрения практическое применение результатов “уругвайского” раунда,

учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей

“токийского” раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно.

Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все

договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров,

являются неотъемлемой частью Генерального Соглашения - а, следовательно, и

ВТО - и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все

содержащиеся в нем обязательства.

Система ВТО призвана выполнять следующие функции:

- она действует как комплекс согласованных на многосторонней основе

правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле. По

существу, это правила поведения государств и их торгующих субъектов на

мировых рынках;

- она выполняет роль форума для торговых переговоров, направленных на

либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости либо путем

открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих

правил;

- она выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам

стран-членов ВТО разрешать споры между собой.

До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые

приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия

и Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей

ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации.

Кроме того, примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне,

также ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.[22]

Структура ВТО.

Место расположения: Женева, Швейцария

Основана: 1 января 1995 г.

Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)

Членство: 144 страны (по состоянию на январь 2002 года.)

Бюджет: 127 млн. швейцарских франков (примерно 80 млн. долл. США).

Штат Секретариата: 500 сотрудников

Глава: генеральный директор

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она

созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров

торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает

полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам,

например, касающимся новых раундов многосторонних переговоров.

Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения

и министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается

несколько раз в год в Женеве. Как правило, в Генеральный совет входят послы

или главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также

входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и

проведение периодических обзоров их торговой политики.

Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных органов:

- Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за

выполнением Генерального соглашения о торговле товарами;

- Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за

выполнением Генерального соглашения о торговле услугами;

- Совета по интеллектуальной собственности, который осуществляет

наблюдение за выполнением Соглашения о торговых аспектах прав

интеллектуальной собственности.

Помимо вышеперечисленных органов, в составе ВТО действуют рабочие и

экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в

рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних

соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран-

участниц, к примеру, касающихся правил конкуренции, инвестиций, действия

региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды

и приема новых членов.

ВТО представляет из себя сложный и разветвленный механизм, в котором

участвуют сотни переговорщиков, экспертов в различных областях экономики и

права, и который находится в постоянном движении и развитии. Особенность

ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том,

что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате

устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно

затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний.

ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила

международной торговли для обеспечения ее максимально возможной

предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между

странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых

барьеров.[23]

Подводя итог, следует подчеркнуть, что система ГАТТ/ВТО занимает

центральное место в регулировании системы международных экономических

отношений, а устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу,

международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства,

не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение

аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие

правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО.

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО.

3.1 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА (ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО)

Борьба за свободу торговли - одна из главных тенденций мировой

экономики второй половины уходящего века.

Это движение за свободу торговли в последние годы получило название

глобализации. Глобализация подразумевает мировую свободу передвижения не

только товаров, но и капитала, а, в конечном счете, даже квалифицированной

рабочей силы. Глобализации - это в основном политические деятели развитых

промышленных стран, которые часто поддерживают собственную глобализацию в

ущерб чужой. Есть у глобализации и враги.

Источник: ежегодный отчет ВТО за 2000 г. [pic]

В 90-е годы объем мировой торговли ежегодно увеличивался в среднем

почти на 7%, в то время как темпы роста ВВП планеты были в два с лишним

раза ниже - примерно 3% в год. Динамика изменения мировой торговли в 99 г.

требует отдельного обзора. Во второй половине 99 г. наблюдалось

существенное усиление глобального выпуска и торговли, оказавшее позитивное

влияние для развивающихся стран, экспорт товаров и услуг которых увеличился

в среднем вдвое по сравнению со среднемировым уровнем. В 1999 г. на

развивающиеся страны приходилось 27,5% мирового экспорта товаров и 23%

экспорта коммерческих услуг.[24] Все это дает перспективы для более высоких

темпов роста мировой торговли в будущем, а кто не участвует в борьбе за

место под солнцем на глобальном рынке, тот может оказаться на обочине

мирового развития.

Глобализация не обошла стороной и Казахстан. С января 1996 г.

республика имеет статус наблюдателя во Всемирной Торговой Организации

(ВТО), которая пришла на смену Генеральному Соглашению по Тарифам и

Торговле (ГАТТ). Но в республике почему-то не уделяется этому должного

внимания. Например, последняя встреча в Сиэтле (где также обсуждались

проблемы вступления новых государств в ВТО) в Казахстане осталась почти

незамеченной. Неужели нас не волнуют условия интеграции нашей республики в

мировой рынок? На встрече в Сиэтле Билл Клинтон призывал "придать

человеческое лицо глобальной экономике". 30 лет назад мы не захотели

понять, что такое "социализм с человеческим лицом". Сегодня это нас тоже не

интересует. Если так будет продолжаться и дальше, то мы обречены на

превращение в заброшенную провинцию в глобализующемся мире. Бросается в

глаза разница в подходе к вступлению в ВТО Китая и Казахстана. Примером

поистине неудержимого желания вступить в ВТО может служить Китай – его

принятию в ряды организации в конце прошлого года предшествовали 15 лет

изматывающих переговоров.

Зато теперь считается, что для страны с агрессивной внешнеторговой

политикой открыт поистине бескрайний рынок. Нет сомнений, что КНР сполна

воспользуется своим новым статусом и благодаря падению торговых барьеров,

китайские товары станут еще более дешевыми и всепроникающими.

Собственно, поэтому странам-участницам и понадобилось столько лет,

чтобы максимально защитить от экспансии Китая своих производителей. В обмен

на членство в ВТО Поднебесной пришлось принять ряд очень жестких условий и

обязательств, некоторые из которых никогда не предъявлялись другим странам.

Хотя Китаю и удалось при вступлении добиться статуса развивающейся

страны, (это дает ему теоретическое право в течение нескольких лет

сохранять высокими импортные таможенные пошлины и другие меры защиты рынка)

все же средний уровень таможенных пошлин в стране снизился весьма

значительно. В то же время страны – члены ВТО будут применять в отношении

китайского экспорта особые меры защиты своих рынков еще в течение 12 лет!

Еще одним ущемлением китайского самолюбия является то, что в ближайшие

15 лет, при проведении антидемпинговых расследований, КНР будет считаться

государством с «нерыночной экономикой», а это означает, что решения,

вынесенные арбитражными органами ВТО не в пользу Китая, последнему будет

очень трудно оспорить.

Таким образом, радужные перспективы, которые предвещало Поднебесной

членство в ВТО, по крайней мере, в ближайшем будущем, вряд ли оправдаются.

По мнению китайских аналитиков, уже совсем скоро от выполнения требований

ВТО пострадают не только отдельные предприятия, но и целые отрасли

экономики, увеличится разрыв между состоятельными и малоимущими слоями

населения, а также между восточными (относительно более развитыми) и

западными районами. Но особенно беззащитной категорией производителей

станут сельчане, ведь субсидирование экспорта их продукции отныне полностью

прекращается.

Долгосрочные перспективы более заманчивы. Постепенно, когда торговые

барьеры против Китая будут устранены, членство страны в ВТО начнет все

более положительно сказываться на ее развитии. Но уже и в 2005 году, по

расчетам Центра исследований проблем развития при Госсовете КНР, за счет

вступления в ВТО показатель роста национального ВВП увеличится на 1,5

проц., прирост потребления составит 0,6, экспорта – 26,9, импорта – 25,8,

инвестиций – 1,8 проц. А Всемирный банк прогнозирует, что к 2020 году

внешнеторговый оборот Китая достигнет 10 процентов общемирового (второе

место в мире после США).[25]

Осознали необходимость вступления в ВТО и страны постсоветского

пространства. За исключением Таджикистана и Туркменистана, все остальные

республики давно направили заявки на членство, а Молдова и Грузия уже

вступили в ряды организации. Но легкость, с которой эти страны подписали

соглашение – по сути, определяющее все будущее их экономик, – наталкивает

на мысль, что они безоговорочно приняли все предложенные условия, не

задумываясь над последствиями.

Яркий пример – наш ближайший сосед Киргизия, ставшая первым

полноправным членом ВТО среди стран СНГ. Причем, киргизстанцы добились

желаемого менее чем за три года – впятеро быстрее китайцев.

В результате столь активных переговоров Киргизии пришлось резко

снизить таможенные пошлины, а на ряд товаров отменить их вообще, упразднить

лицензирование, установить предельно низкий уровень субсидирования

сельского хозяйства, ввести единый законодательный режим для местных и

зарубежных предпринимателей.

В конечном итоге отечественная продукция, которая была практически

неконкурентоспособной и до вступления в ВТО, после оформления членства была

окончательно вытеснена с внутреннего рынка. В то же время воспользоваться

снижением таможенных барьеров и наладить хоть какой-то экспорт для страны

нереально. Иностранные инвестиции, на которые так уповала Киргизия при

вступлении в ВТО, так и не пришли из-за неблагоприятного инвестиционного

климата.

Вот Киргизия и вынуждена сейчас проводить повторные, не менее

утомительные переговоры по пересмотру условий членства в ВТО – иначе страна

должна будет выплатить компенсацию другим странам – членам ВТО за

несоблюдение условий торговли и расстаться с организацией. Впрочем,

крохотный внутренний рынок Киргизии вряд ли представляет повышенный интерес

для мирового сообщества, которое в связи с этим, возможно, и пойдет на

некоторые уступки. А вот страны покрупнее, с емким внутренним рынком и

развитым экспортом, вряд ли смогут рассчитывать на подобные поблажки.

Не за горами вступление в ВТО России. После присоединения Китая она

осталась единственной крупной державой, находящейся вне рамок торговой

системы. Правда, похоже, наши соседи более обдуманно подходят к этому шагу,

просчитывая все возможные выгоды и потери.

В отличие от Киргизии России есть что защищать, поэтому переговоры

идут очень тяжело. Между сторонами существуют серьезные разногласия, члены

ВТО выдвигают очень жесткие требования. Наряду с традиционными вопросами

режима торговли, тарифов и субсидирования сельского хозяйства наиболее

сложными оказались проблемы права интеллектуальной собственности и

деятельности государственных торговых предприятий.

Кроме этого, ВТО настойчиво требует от РФ присоединения и к

необязательным соглашениям, так называемым «секторальным инициативам»

(касающимся правительственных закупок, гармонизации пошлин на химические

товары, торговли гражданской авиатехникой, информационных технологий).

Российское законодательство еще не приведено в полное соответствие с

нормами ВТО. Но если многим соискателям предоставлялась возможность

постепенно видоизменять законы, уже являясь членами организации, России

предложено за несколько месяцев внести поправки в законодательство,

определяющее экономическую деятельность страны.

И все же позиция Российской Федерации однозначна: вступать. Но не

любой ценой, а лишь на приемлемых условиях. Впрочем, непонятно, удастся ли

достигнуть консенсуса при столь серьезных разногласиях и в такие сжатые

сроки – планируется оформить членство уже к 2004 году.

Часто задается такой вопрос, не является ли вхождение Казахстана в ВТО

преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России,

например, английскими экономистами было подсчитано, что при вступлении в

ВТО она сэкономит более миллиарда долларов. Конечно же, вхождение во

Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую

подготовительную работу.

Казахстан придерживается жесткой позиции в вопросе вступления в ВТО.

Как заявил председатель агентства по стратегическому планированию и

реформам Ержан Утембаев: "Стратегическая цель Казахстана - вступить во

всемирную торговую организацию (ВТО) на "достаточно хороших для страны

условиях".[26] С одной стороны эта позиция правильная - речь, в частности,

идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды

- сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить,

как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.

Координация политики СНГ.

Глобальный рынок формируется, прежде всего через создание

региональных коалиций, которые созданы ведущими торговыми державами. Для

стран Европейского союза на долю внутриблоковой торговли приходится 62%

экспорта, а для стран НАФТА - 51%.

На сегодняшний момент в ВТО преобладают голоса высокоразвитых стран,

таких как США, Япония и ЕС, которые и ведут переговоры с целью получения

наибольшей выгоды. Возможно, вступление Китая немного изменит эту ситуацию,

но голоса остальных стран все еще не слышны - среди развивающихся стран нет

силы, которая могла бы уравновесить их влияние. Ситуацию может изменить

координация переговорной политики вступающих в ВТО стран СНГ. Создав такую

общую политику, возможно, удастся добиться каких-то лучших условий по

вступлению, дополнительных привилегий в этой организации и т. д. Об этом

высказался и Президент 24 сентября в Астане, после заседания Совета глав

правительства Таможенного союза. По его словам, вступать в ВТО собираются

все страны Таможенного союза. "Но мы договорились, что все будем вступать

согласовано", - сказал президент. "ВТО заставляет открывать внутренние

рынки, без ограничения ввозить иностранные товары, в результате этого

останавливаются все предприятия внутри Таможенного союза", - отметил он.

Но, думаю, будет крайне сложно достичь согласованной политики, - хотя

страны СНГ и унаследовали от СССР сильную экономическую взаимозависимость,

интересы стран во многих аспектах не совпадают. Подобные попытки могут

затянуть процесс вступления в ВТО, поскольку взаимного согласия нет даже в

рамках зоны свободной торговли. Поэтому Грузия, к примеру, посчитала для

себя более целесообразным воздержаться от такой всеобщей переговорной

политики и вести переговоры самостоятельно, решив, что затягивание процесса

вступления, вероятно, будет связано с еще более сложными требованиями со

стороны ВТО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.