бесплатно рефераты
 

ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

Но все же гармонизация законодательно-нормативной базы и торговой

практики стран СНГ с нормами ВТО необходима, т.к. она будет одновременно

способствовать их сближению и развитию взаимовыгодной торговли. Соблюдение

единых подходов и правил в таких сферах, как стандарты, санитарно-

фитосанитарные меры, применение субсидий и государственной поддержки,

определение страны происхождения, лицензирование, осуществление

государственных закупок и т. д., позволит развивать как международную

торговлю в целом, так и торговлю между странами СНГ.

Во вступлении в ВТО есть как положительные, так и отрицательные

стороны.

Отрицательные стороны.

Какие же существуют негативные моменты вступления в ВТО? Ясно, что

мы имеет конкурентоспособный сектор только в области выработки первичных

продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли нашей

экономики неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского

хозяйства и легкой промышленности. Казахстан хотел бы вступить во Всемирную

торговую организацию, но это едва ли принесет ему пользу. По словам

министра экономики Жаксыбека Кулекеева это приведет к некоторым болезненным

явлениям в экономики страны. Придется открыть внутренние рынки для

иностранцев и государство лишиться таких важных рычагов защиты внутреннего

рынка как квотирование и лицензирование. По мнению некоторых экспертов,

вступление в ВТО может обернуться для Казахстана полной ликвидацией

некоторых отраслей народного хозяйства. При этом казахстанская продукция

сельского хозяйства может оказаться "лишней" на внешних рынках. Впрочем,

вступление в ВТО даст республике режим благоприятной торговли со 140

странами-участницами организации. Но Казахстану придется проводить

согласованную политику со своими партнерами по ЕврАзЭс. До присоединения к

56 основным соглашениям ВТО страна будет подвергаться разного рода

экономической дискриминации.[27] Также от Казахстана требуют снижения

уровня таможенных тарифов с потерей права в дальнейшем их повышать.

Понятно, что это будет сильнейшим испытанием для бюджета нашей страны. Но

либерализация торговли товарами - это еще полбеды. Согласно Всеобщему

соглашению по торговле услугами, будут отменены таможенные барьеры примерно

на 100 различных видов услуг. В декабре 1997 г. было также подписано

соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого

стали 102 государства. Этот глобальный рынок охватывает 38 трлн. банковских

кредитов, 18 трлн. долл. ценных бумаг и 2 трлн. долл. страховых вкладов. И

мы тоже будем вынуждены снять все преграды в сфере услуг, в первую очередь

финансовых. Но отечественные финансовые институты весьма нестабильны и

неконкурентоспособны., что показал недавний финансовый кризис, А страховой

бизнес у нас только начинает зарождаться.

До нас еще толком не дошло, что вступление в ВТО может грозить полной

ликвидацией некоторых отраслей народного хозяйства. Во многих странах эту

опасность чувствуют острее, особенно в странах Восточной Европы, чья

сельхозпродукция оказывается "вдруг" не нужна. Поэтому необходимо принимать

соответствующие меры до того, как политики приняли решения и подписали

документы. Для Республики Казахстан не может считаться справедливым, если

обязательства по вступлению в ВТО будут основаны на сокращении уровня

внутренней поддержки, оказываемого государством аграрному сектору. В 1990

г. сельское хозяйство занимало 34% в ВВП, но за годы реформ уровень

сельскохозяйственного производства сократился в 2,5 раза, и теперь его доля

в ВВП составляет лишь 8,4%. Уровень правительственной поддержки

сельскохозяйственных производителей в Казахстане значительно отличается от

сложившегося в развитых странах. Так, отношение размера дотаций к размерам

агропродукции составляет 80% в Швейцарии, средний уровень в странах

Европейского Союза - около 45%. В Казахстане же его среднее значение по

данным за 1995-1997 гг. было ниже 20%. Страны же ЕС и Япония продолжают

защищать свои продовольственные рынки от американских товаров. Европейский

Союз тратит половину госбюджета на субсидию сельскому хозяйству, в том

числе 7 млрд. долл. на поощрение сельскохозяйственного экспорта. В этих

условиях Казахстану также необходимо добиваться специальных мер защиты

внутреннего производства сельского хозяйства. Но требования ВТО таковы, что

если страна хочет применить подобные меры, нужны серьезные исследования,

чтобы доказать, что производителю будет нанесен ущерб импортом. [28]

По мнению противников ВТО - эта организация поддерживает интересы

транснациональных корпораций и не проявляет заботы о простых людях. США

активно использует посредничество ВТО для защиты своих интересов. Из 24

случаев, когда Вашингтон обращался за помощью к ВТО, в 22 эта организация

поддерживала американскую позицию. Соединенные Штаты получили поддержку ВТО

и в вопросе генетически измененных продуктов. США также намерены добиваться

установления общемировых стандартов в сфере трудовых отношений. Не трудно

догадаться, что, например установление минимума зарплаты, резко подорвет

конкурентоспособность слаборазвитых стран на мировых рынках. Не случайно

против этого решительно выступает Китай. Одновременно администрация США

выступает за активизацию ВТО в сфере охраны окружающей среды, что также

будет играть ей на руку, т.к. в США установлены более высокие стандарты,

чем в большинстве стран мира, которые не способны удовлетворить

американские экологические требования.

В число приоритетов США входит также всемирное соглашение о

транспарентности в государственных закупках. Этот рынок ежегодно поглощает

свыше 3 трлн. долл. Под видом борьбы с коррупцией американская

администрация стремится обеспечить доступ на этот рынок. Но экономические

соперники Вашингтона не собираются сдаваться без боя. Особое раздражение у

многих вызывают американское антидемпинговое законодательство и практика

санкций под надуманными предлогами ("защита дельфинов и черепах").

Другой аргумент противников глобализации: она нивелирует культурное

своеобразие стран, превращая их всех в бледную копию Запада. Во многом это

справедливо, но здесь, прежде всего, следует спросить самих жителей стран,

что для них важнее: повышение уровня жизни или возможность жить в

живописных юртах и исполнять на голодный желудок народные танцы?

Положительные стороны.

Главный положительный фактор - открытие новых возможностей по

доступу на мировые рынки. Разительный пример - город Бангалор в Индии,

выросший на контрактах американских корпораций в один из крупнейших в мире

центров разработки программного обеспечения.

Не секрет, что членство в ВТО существенно повышает инвестиционную

привлекательность страны, т.к. одним из основных принципов этой организации

является принцип "транспарентности", т.е. полной открытости страны,

прозрачности законодательной базы. Естественно, что иностранцы, уверенные в

защищенности своих инвестиций, более охотно будут вкладывать свои деньги в

экономику данной страны.

Острое соперничество между региональными блоками приводит к регулярным

"банановым войнам". Но ВТО стала инструментом, благодаря которому торговые

войны не приводят к настоящим военным конфликтам. Это особенно важно в

сегодняшнее неспокойное для Казахстана и многих стран СНГ время.

Без вступления в ВТО Казахстан неизбежно будет подвергаться разного

рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке

устанавливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка

Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан,

будут продолжаться, пока мы не станем полноправным участником

международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов полностью

открыть свой рынок для более сильных конкурентов. Наша промышленность,

сельское хозяйство, финансовый сектор нуждаются в протекционистской защите.

Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных идеях

- и что характерно, неверны обе. Первая заключается в том, что свободная

торговля понижает уровень жизни в развитых странах, стимулируя утечку

рабочих мест и создавая торговый дефицит. Вторая - в том, что свобода

торговли расширяет экономическую пропасть между богатыми и бедными

странами. Для того чтобы и то, другое было правдой, богатые страны должны

терять рабочие места и одновременно становиться еще богаче, тогда как

развивающиеся страны должны приобретать рабочие места, развиваться быстрее

и одновременно становиться еще беднее. Предположим, что вы свободно

торгуете с другими странами, то есть без тарифов и ограничений. Наибольшим

спросом будет пользоваться именно тот продукт страны, который она

производит лучше и дешевле, чем все остальные. В результате потребители

всех стран-партнеров имеют самые лучшие товары по самой сходной цене. Но

это самая простая и понятная ситуация. А что произойдет, если все остальные

страны введут высокие тарифы на импорт, и только вы останетесь без

таможенных барьеров? Не получится ли так, что ваша промышленность, не имея

возможности экспортировать, захиреет под наплывом дешевого и качественного

импорта? Парадокс свободной торговли состоит в том, что даже в этом случае

ваша страна окажется в самом выгодном положении. Прежде всего, теперь

только ваши потребители будут иметь доступ ко всем самым дешевым и

качественным товарам на рынке. А ваша собственная промышленность под

максимальным давлением конкурентов перестроится настолько, что, в конечном

счете, станет эффективнее и рентабельнее, чем конкуренты. Примером может

служить Новая Зеландия, которая, являясь страной-импортером

сельхозпродукции и, имея очень низкие тарифы, породила внутреннюю

конкуренцию, и сейчас эта страна является примером громадного роста. А вот

дела в других странах будут обстоять гораздо хуже. Их население теперь

должно за все платить больше, в том числе за отечественные товары - ибо в

отсутствие конкурентного стимула цены неизбежно поднимутся. Их

промышленность будет обречена на застой.

Существует также мнение, что ущерба отечественной промышленности

нанесено, не будет, и Казахстан только выиграет от вступления по следующим

причинам: во-первых, из-за того, что казахстанская промышленность сегодня

насыщена большим количеством импортных комплектующих и потому несет потери

от пошлин на ввозимую продукцию; во-вторых, соотношение низкой цены и

плохого качества, которое демонстрирует отечественная промышленность, не

может предложить ни одна иностранная фирма, ибо дорожит своей репутацией.

При этом низкий курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные

пошлины.

Для Казахстана большое значение имеет условие ведения торговли между

участниками ВТО на недискриминационной основе, в связи с большой

вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов,

природного газа, электроэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам

режим наибольшего благоприятствования с 144 странами-участницами и даст ряд

преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения

антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать

росту внешнеэкономической активности государства. Присоединение к ВТО

является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в

качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода

законодательства республики на современный международный уровень.

Что же касается негативных сторон, то можно предположить, что

краткосрочные потери, которые несут вновь вступающие страны при сокращении

тарифов, будут с лихвой компенсированы долгосрочными доходами от вхождения

в мировой рынок. ВТО дает нам только правила торговли и благоприятную

среду, т.е. даются возможности, а как отдельная страна будет развивать свой

экспорт, зависит от нее самой. Если правительство будет вести грамотную

политику и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и повышение

экспорта. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы стать в XXI

веке в числе лидеров мирового развития. Гигантские природные ресурсы,

научный потенциал, квалифицированная рабочая сила - все это может сделать

нас вполне конкурентоспособными в глобальной экономике.

Хотелось бы закончить мысль словами Генерального Секретаря ООН,

который сказал, что "в сегодняшнем неспокойном мире больше всего

проигрывает тот, кто остался незащищенным от глобализации. Это те, кто

остался за бортом:".[29]

3.2 Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и

торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране

мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не

участвующее в этом Соглашении, или правительство, действующее от имени

отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении

своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим

соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени

той территории на условиях, которые будут согласованы между таким

правительством и Договаривающимися Сторонами”.[30] Причем решение о

вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц

Соглашения.

Сама процедура вступления в ГАТТ состоит из нескольких общих моментов:

1. После получения заявления на имя Генерального директора ГАТТ Совет

представителей образует рабочую группу для изучения заявления на базе

основных документов, представленных правительством страны-заявительницы,

включая, в частности, описание режима внешней торговли, доказательства

соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам

и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

2. Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ, отвечает на

полученные от государств-членов вопросы, касающиеся не только

внешнеторгового режима, но и большинства аспектов экономической жизни -

макроэкономической политики, финансовой и кредитной систем, механизма

налогообложения.

3. Рабочая группа, изучив все вопросы, представляет в Совет доклад с

рекомендациями и, возможно, проект протокола о присоединении страны-

заявительницы.

4. Страны-члены ГАТТ обсуждают доклад или проект протокола, на основании

которого на своей очередной сессии выносят решение. В правовом плане

протокол о присоединении может рассматриваться как своеобразное

соглашение между вступающей страной и государствами-участниками

Соглашения.

По подобной схеме развивались взаимоотношения Казахстана с ГАТТ. СССР

в 1986 году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году

СССР получает в ГАТТ статус наблюдателя.[31] Практика установила, что

страны наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных

условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и

участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной

основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального

соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не

несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

Советскому Союзу получил статус наблюдателя для участия на регулярной

основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета

ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Казахстан наряду с 16

государствами нечленами ГАТТ и 28 международными организациями обладает

этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ дает право участвовать в

работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты по бюджету,

финансовым и административным вопросам, а также комитеты и советы,

созданные в итоге “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров.

В январе 1996 года РК подала официальную заявку в секретариат ВТО, с

тех пор состоялись 4 заседания рабочей группы и 4 раунда двусторонних

встреч. В стране проведена значительная работа по преобразованию

законодательной базы в соответствии с правилами ВТО, снижены тарифы на

импорт промышленных и сельскохозяйственных товаров.

В прошлом году работа значительно активизировалась. В настоящее время

переговоры ведутся с 15 странами, с каждой из них непосредственно

оговариваются условия вступления. Вполне возможно, что Казахстан станет

членом ВТО уже в ближайшие год-два. Однако есть ли смысл форсировать

события? Не повторим ли мы горький опыт Киргизии?

В июне 1996 года Межведомственная комиссия (МВК) подготовила и

направила в секретариат ВТО меморандум о внешнеторговом режиме Казахстана и

другие обязательные документы.

В течение прошлого года в Женеве состоялось два заседания рабочей

группы по вступлению Казахстана в ВТО. На них особое внимание обращалось на

вопросы, касающиеся таможенных пошлин, косвенного налогообложения экспортно-

импортных операций, закона о таможенном деле, регулирования естественных

монополий, процессов приватизации в республике, планов правительства по

изменению действующих и принятию новых законов в парламенте.

Особое место в вопросе вступления Казахстана в ВТО занимает

согласование подходов стран - участниц Таможенного союза. На сегодняшний

день все государства, входящие в союз, уже приступили к этой работе, однако

нельзя не отметить тот факт, что они находятся на разных этапах вступления

в ВТО.

На заседании правительства РК был представлен план мероприятий по

вступлению РК во Всемирную торговую организацию. Он предусматривает

следующее: разработку мер по защите внутреннего рынка, определение условий

по доступу на рынок республики иностранных товаров и услуг, принятие новых

законов в соответствии с соглашениями ВТО, внесение изменений и дополнений

в действующее законодательство для приведения его в соответствие с

международными нормами и правилами, проведение переговоров по вступлению в

ВТО.

Кроме того, во время работы заседания был утвержден новый состав

Межведомственной комиссии, рабочим органом было определено Агентство по

стратегическому планированию и реформам РК. На Межведомственную комиссию

была возложена очень ответственная роль - определить стратегию и тактику

переговоров, обсудить политические и экономические аспекты вступления в

ВТО, а также согласовать в рамках Таможенного союза темпы вступления в

организацию.

По итогам же обсуждения на заседании, а также с учетом замечаний и

предложений будут приняты соответствующие постановления правительства

РК.[32]

Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и

намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли,

включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и

экспорту товаров.

Другие вопросы касаются отношений Республики Казахстан с другими

странами СНГ, выполнения Казахстаном положений Соглашения по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.