бесплатно рефераты
 

ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и

переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем

рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения

которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Остановимся кратко на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены

изложенные выше принципы, а также другие основополагающие положения.

Режим наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во

многом ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны-участницы

должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это

положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые

операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным

операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в

отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с

внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними

связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования

(вместе с национальным режимом) распространяется на внутренние налоги и

сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу

товаров на внутренних территориях стран-участниц.

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I,

носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять

эту статью в ее полном объеме: “В отношении таможенных пошлин и сборов

всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на

перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении

метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил

регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое

преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов,

предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару,

происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой

страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному

товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному

для всех других стран-участниц”.[6]

ГАТТ содержит ряд исключений из режима наибольшего

благоприятствования. Крупнейшее из них - это разрешение создавать зоны

свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы,

предоставляемые, а рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое

важное положение - это разрешение развивающимся странам пользоваться на

постоянной основе в виде исключения из принципа наибольшего

благоприятствования четырьмя категориями торговых льгот (тарифные

преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие

в отношениях между развивающимися странами; более льготные

дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений, заключенных

в ходе “токийского” раунда; специальный режим в отношении наименее развитых

стран).

Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в

Статье III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных

и национальных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товарам

иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в

области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных

законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно

подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-

политических целях внутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого

ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о

присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме государственных закупок,

появившемся в итоге ”токийского” раунда.

Таможенно-тарифное регулирование. При создании ГАТТ предполагалось,

что основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования

экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства (хотя

на практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни

одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с

территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта

любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы,

никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или

экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или

других сборов”[7].

ГАТТ содержит ряд положений, регулирующих на многосторонней основе

таможенно-тарифную политику. В Соглашении, прежде всего, говорится о

намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения

таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. Статья I

Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей

страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования.

Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны

согласовывать списки тарифных уступок.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также

процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются

статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ,

на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому

вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами

переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного

таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке

тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения.

Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из

участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и

транзитных сборов.

За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных

вопросов, значительно расширились за счет многочисленных поправок и

дополнений. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей

XXXVI и XXXVII, в которых признается право развивающихся стран повышать

таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется

обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся

государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года)

рекомендовала всем странам-участницам принять меры для скорейшего

применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для

тарифных и статистических целей.[8]

Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Статья VI ГАТТ определяет

демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны

поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих

товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII,

посвященных субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ

(Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс). Смысл рассматриваемой статьи

заключается в создании юридических оснований для принятия странами-

участницами защитных мер против “нечестной практики” компаний или

правительств стран экспортеров. При этом еще в период разработки

Генерального Соглашения было достигнуто понимание, что Статья VI ГАТТ

относится только к ценовому демпингу. В целях устранения демпинга, который

“причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности

Договаривающейся Стороны,[9]” любая страна-участница, осуществив

предварительное расследование факта демпинга, может налагать на любой

поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не

превышающем демпинговую разницу. Последняя определяется как разница между

демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”, которая рассчитывается в

соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса. Обычно это цена, по

которой аналогичный товар продается в стране-экспортере. Термин

“аналогичный товар” трактуется как “продукт, подобный во всех отношениях

рассматриваемому продукту, а в случае отсутствия такового, другой продукт,

свойства которого имеют близкое сходство со свойствами рассматриваемого

продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.[10]

В соответствии со Статьей VI ГАТТ компенсационная пошлина может

налагаться на импортируемые товары в размере, эквивалентном дотации или

субсидии, которая представлена прямо или косвенно на производство или

экспорт этих товаров в стране происхождения или экспорта, причем в случае

явного применения экспортных субсидий Кодекс по субсидиям и компенсационным

пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины без доказательств

наличия или угрозы материального ущерба.

Статья VI запрещает квалифицировать освобождение от пошлин или сборов

аналогичных товаров, когда они предназначены для потребления в стране

происхождения или экспорта, как субсидирование, а, следовательно, и взимать

по этим причинам рассматриваемые пошлины.

Таможенная оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания

таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы

определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара

должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на

базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного

происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот

или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и

в таком месте, которое определяется законами страны импортера.

В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о

применении Статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке). Его положения

широко применяются в международной торговле. Принцип таможенной оценки,

положенный в основу этого Соглашения, заключается в использовании так

называемой цены сделки. Цена сделки - это цена, которая реально уплачена за

импортируемый товар. В эту цену может включаться ряд дополнительных

расходов покупателя (комиссионные, брокерские, расходы на лицензионное

вознаграждение, стоимость упаковки, оплата услуг, предоставляемых

экспортером). В случае невозможности определения цены сделки для таможенных

целей могут последовательно применяться четыре других способа: 1) цена

идентичного товара; 2) цена аналогичного товара; 3) цена за единицу

идентичного или аналогичного товара, везенного в то же время; 4) расчетная

цена товара.

Статья IX Соглашения указывает на необходимость использования курса

валют, опубликованного компетентными органами страны-импортера, который

должен, насколько это, возможно, реально отражать соотношение паритетов

валют по текущим коммерческим операциям.

Количественные ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим

правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь

то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме

таможенных пошлин, налогов и других сборов”.[11] Это общее правило, однако,

сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение

количественных ограничений: 1) в случае ограничения экспорта в целях

предотвращения нехватки продовольствия; 2) в случае ограничений в связи с

применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации

товаров, обращающихся в международной торговле; 3) в случае ограничений на

импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства,

необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке

положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях

устранения перепроизводства); 4) в случае ограничений в целях равновесия

платежного баланса.[12]

Важным является положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое

устанавливает недискриминационное применение количественных ограничений, то

есть в отношении количественных ограничений применяется режим наибольшего

благоприятствования.

Субсидии. ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования, как

производства, так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого

запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными

требованиями.

Во-первых, каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о

любых субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо

(субсидирование экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а

также консультироваться по вопросам применения субсидий, если того требуют

другие участники Соглашения. Во-вторых, страны не должны применять субсидии

на экспорт сырьевых товаров таким образом, чтобы в результате их применения

страна получила необоснованно высокую долю на мировом рынке данного товара.

Как и в ряде других статей ГАТТ для оценки величины обоснованной доли

используются данные за предшествующий период, а также принимаются во

внимание такие факторы, как повышение производительности, улучшение

качественных характеристик.

В ходе переговоров “токийского” раунда ГАТТ было разработано

Соглашение о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о

субсидиях), часть II которого целиком посвящена субсидиям. В частности,

конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам

требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более подробно

разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения,

ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует

положениям Статьи XVI. К числу запрещенных субсидий Кодексом, в частности,

отнесены: прямые правительственные субсидии фирме или отрасли

промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы удержания валюты

или любая аналогичная практика, которая предусматривает надбавки (премии)

за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные

транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на

льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок)

товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные

виды льгот при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по

заниженным ставкам.

Несмотря на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ

предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются

наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения.

Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров. Статья XIX

ГАТТ устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте

отдельных товаров. Она предусматривает, что “если в результате

непредвиденных обстоятельств и выполнения, взятых на себя какой-либо

Договаривающейся Стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-

либо товар импортируется на территорию этой Договаривающейся Стороны в

таких возросших количествах и при таких условиях, что они причиняют или

угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных

или непосредственно конкурирующих с ним товаров, Договаривающаяся Сторона

имеет право в отношении этого товара приостановить обязательство полностью

или частично, или аннулировать уступку, или внести в нее изменения в такой

степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения

или устранения ущерба”.[13] Реализация права стран-участниц на чрезвычайные

меры в отношении импорта отдельных товаров должна осуществляться на основе

принципа наибольшего благоприятствования.

Общие исключения. Статьи XX и XXI ГАТТ образуют группу исключений

общего для всех стран-участниц характера. Применяя их страны должны

соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны применяться на

недискриминационной основе, и, во-вторых, они не должны иметь характер

скрытых ограничений торговли. При соблюдении этих условий ничто в

Соглашении не должно трактоваться как препятствие принятию или

осуществлению какой-либо страной-участницей мер: необходимых для защиты

общественной морали; необходимых для охраны жизни и здоровья человека,

животных и растений; относящихся к импорту или экспорту золота и серебра;

необходимых для обеспечения соблюдения законов и постановлений (не

находящихся в противоречии с положениями ГАТТ), в том числе о выполнении

таможенного законодательства, законодательства о торговых монополиях, об

охране патентов, торговых марок и авторских прав; относящихся к товарам,

производимым трудом лиц, находящихся в заключение; принимаемых для охраны

национальных сокровищ художественной, исторической или археологической

ценности; относящихся к предотвращению истощения природных ресурсов, если

подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего

производства и потребления; связанных с ограничением экспорта отечественных

материалов, необходимого для обеспечения этими материалами отечественной

обрабатывающей промышленности; существенных для приобретения или

распределения товаров, дефицитных для отдельных районов или повсеместно.

Важное значение для обеспечения национальной безопасности стран-

участниц ГАТТ имеют положения Статьи XXI.[14]

Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано:

- как требование к какой-либо стране-участнице предоставлять такую

информацию, раскрытие которой она может рассматривать как противоречащее

интересам ее безопасности, или

- как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее

предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для охраны

существенных интересов своей безопасности а) в отношении расщепляемых

материалов или материалов, из которых они получаются, б) в отношении

торговли оружием, боеприпасами и военной техникой, в) если эти действия

предпринимаются в военное время или других чрезвычайных обстоятельствах,

или

- как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее

предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на

основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.

Таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья XXIV ГАТТ

устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы

Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья

определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий

одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и

создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли

определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все

или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что

целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть

облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в

торговле для других стран-участниц”.[15] Страны-участницы ГАТТ могут на

сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли

созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и

будет ли их создание содействовать развитию международной торговли. Эти

положения ГАТТ послужили основой решений в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ и

ряда других зон свободной торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.