бесплатно рефераты
 

Экологическая экспертиза

Нарушение указанных правил, создающее угрозу здоровью человека

химическим загрязнением ОС, влечет за собой запрещение проектируемых и

реализуемых мероприятий по производству, хранению, транспортировке,

применению соответствующих химических препаратов по решению гос. органов.

Требования охраны окружающей природной среды от вредного биологического

воздействия (ст. 52) необходимо учитывать и соблюдать при размещении,

проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации

предприятий, сооружений и иных объектов, технологий, оказывающих вредное

воздействие на окружающую природную среду. Также должны соблюдаться

нормативы предельно допустимых концентраций в природной среде микробов,

грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ,

которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными

органами РФ в области санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).

Должны также обеспечиваться условия для экологически безвредного

производства, хранения, транспортировки, использования и удаления

микроорганизмов и биологических веществ, разрабатываться и осуществляться

мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и

ликвидации последствий вредного биологического воздействия на ОС, здоровье

человека и его генетический фонд. Запрещается применение и разведение

биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а

также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер

предотвращения их неконтролируемого размножения.

Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем биологического

воздействия на окружающую природную среду осуществляются специально

уполномоченными на то государственными органами РФ в области санитарно-

эпидемиологического надзора (Минздрава РФ). Превышение установленных

нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на ОС,

нарушение порядка производства, хранения, использования биологических видов

микроорганизмов и веществ влечет за собой приостановление или прекращение

проектирования или работы предприятий, иных объектов, являющихся

источниками данного загрязнения по предписанию специально уполномоченных на

то государственных органов РФ в области санэпиднадзора (после

соответствующей экспертизы).

Требования охраны окружающей природной среды от шума, вибрации,

магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст.53)

прпредназначены для предупреждения вредного воздействия и устранения

интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия

магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую

природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах,

во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных

зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких

зверей и птиц.

Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней

воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду

производственного и транспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных

вредных физических воздействий. Меры, гарантирующие соблюдение указанных

нормативов, разрабатываются при планировке и застройке городов, других

населенных пунктов, проектировании строительства и реконструкции

предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой

техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного,

водного и воздушного транспорта.

Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем воздействия на

окружающую природную среду физических факуторов осуществляются специально

уполномоченными на то государственными органами контроля и надзора РФ

(Госкомэкологии, Минздрава, Госатомназдора и др.). Нарушение указанных

нормативов влечет за собой приостановление или прекращение соответствующими

гос. органами проектирования или работы предприятий, цехов, агрегатов,

иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников

вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных

физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков.

Требования охраны окружающей природной среды от производственных и

бытовых отходов (ст.54) также учитываются при планировании, пректировании и

осуществлении хозяйственной деятельности. При этом органы местного

самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны

принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации,

складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать

действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические

нормы и правила.

Складирование и захоронение отходов должно производиться в местах,

определяемых органами местного самоуправления по согласованию со специально

уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС,

санэпиднадзора (Минздрава РФ). Запрещается сброс отходов и канализационных

стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов также должно

производится с разрешения специально уполномоченных на то государственных

органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с

органами Мнздрава РФ. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе

отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других

населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,

рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для

здоровья населения и состояния ОС.

Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет

за собой ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и

реализации деятельности предприятий и иных объектов по предписанию

специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны

окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора

(Минздрава РФ).

Существуют специальные экологические требования к военным и оборонным

объектам, военной деятельности (ст.55), которые в полной мере относятся к

военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на

территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых

ситуаций), точно также как и обычные требования - к проектированию,

размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации обычных

предприятий, сооружений и иных объектов.

В соответствии с законодательством РФ военные органы обязаны не

допускать, а в случае его возникновения - возместить вред, причиненный

окружающей природной среде и здоровью человека.

Требования по охране озонового слоя Земли (ст.56) должны соблюдаться

как при проектировании, так и при хозяйственной деятельности. Их выполнение

обеспечивается: планированием и организацией наблюдения, учета и контроля

изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной

деятельности и иных процессов; установлением и соблюдением нормативов

предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние

климата и озонового слоя; регулированием производства и использования в

быту химических веществ, разрушающих озоновый слой; применением мер

ответственности за нарушение указанных требований.

В соответствии с международными соглашениями министерства и ведомства,

предприятия, учреждения, организации обязаны планировать и сокращать, а в

последующем полностью прекратить производство и использование химических

веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих

на состояние озонового слоя Земли, утверждается и контролируется специально

уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, о

чем сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, учреждениям,

организациям. Нарушение установленного порядка производства или

использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние

озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение

проектирования и деятельности предприятий, учреждений, организаций или

отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по

предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в

области охраны окружающей природной среды (после ГЭЭ).

Требование запрета разработк и реализация проектов, существенно

влияющих на окружающую природную среду (ст.57) является одним из наиболее

общих и важных экологических требований, касающихся экологической

эеспертизы. В соответствии с ним запрещается разработка и реализация

народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением

высокопродуктивных естественных экологических систем и природного

равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли,

уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других

необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.

Все перечисленные выше экологические требования базируются на системе

нормирования, регламентируемой в общем виде в разделе IV обсуждаемого

закона, в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (ПДК,

ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий -

ПДВ, ПДС, ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и

других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или

прекращены (после соответствующей ГЭЭ) по предписанию специально

уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОС и

санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).

К данным нормативам относятся: нормативы предельно допустимых

концентраций вредных веществ (ст.26), предельно допустимых выбросов и

сбросов (ст.27), предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных

полей и иных вредных физических воздействий (ст.28), в т.ч. радиационных

(ст.29), а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в

сельском хозяйстве (ст.30), нормативы предельно допустимых остаточных

количеств химических веществ в продуктах питания (ст.31), экологические

требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам

(ст.32), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду

(ст.33) и нормативы санитарно-защитных зон (ст.43).

Фактически процедура нормирования относится к виду послепроектной

государственной ЭЭ (экологическому аудиту), хотя данное направление ЭЭ

законодательно не определено как таковое и рассматривается как функция

экологического контроля. Оно затрагивает кроме объектов промышленности

также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики,

городское строительство, деятельность, связанную с использованием

радиоактивных материалов, а также химических и биологических веществ в

народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно

объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и

оборонные объекты. Сюда же законодательство относит деятельность, связанную

с образованием вредных веществ, воздействующих на состояние климата

(потепление) и озоновый слой.

Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе,

группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам,

соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым

относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное

обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории

(предпроектная стадия); обоснования в проектной документиации; обоснования

сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий

разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная

стадия).

Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных

таким образом экологических требований к обосновывающим документам,

является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной

деятельности. Ограниченный объем данного учебного пособия на позволяет

подробно останавливаться на конкретных требованиях, но электронный текст

Инструкции прилагается к пособию для самостоятельного изучения.

Кроме данного документа общего характера существует ещё несколько

десятков ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные

экологические и другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования.

Структурированный перечень этих документов приводится в приложении к

Программе по данному курсу, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в

приложении к приказу Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397.

Глава 2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

(ОВОС)

Тема № 5. ОВОС КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Российское законодательство содержит требование разработки оценки

воздействия на окружающую среду (ОВОС) до реализации любого проекта, так

или иначе влияющего на состояние элементов окружающей среды. В связи с этим

безусловно можно утверждать, что цели разработки ОВОС - превентивные меры,

вполне отвечающие по смыслу термину "охрана окружающей среды".

Для предотвращения любых негативных последствий различной человеческой

деятельности необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и

оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия.

Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности,

формально включает в себя несколько этапов, начиная с декларации о

намерениях, прединвестиционного обоснования, технико-экономического

обоснования (ТЭО) и расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием.

Фактически сюда же следует относить и планирование послепроектной стадии.

Согласно закону "Об экологической экспертизе" (ст. 3 и 14) любой этап

разработки проекта должен сопровождаться разделом, имеющим характер ОВОС.

При этом на каждом из этапов осуществляемые оценки отличаются друг от друга

как степенью (глубиной) проработки проекта, так и характером выводов,

завершающих ОВОС. На этапах, когда требуется только обосновать

необходимость данной деятельности, цель ОВОС - показать экологическую

возможность её осуществления и сформулировать экологические предпосылки

возникновения тех или иных экологических проблем, связанных как с

региональными особенностями территории, так и с отраслевой спецификой

деятельности.

Соответственно, проектная стадия, когда известны и качественные и

количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных

количественных (или экспертных - качественных) оценок возможных

последствий, с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические

решения, которые позволяют или избежать или свести к минимуму нежелательные

последствия.

Согласованные таким образом с проектными решениями оценки составляют

сущность раздела ОВОС, являющегося неотъемлемой частью проекта, и вместе с

ним представляются на ГЭЭ.

Сопоставление двух понятий. вынесенных в название курса, сделанное во

Введении показывает их принципиальное отличие: "экологическая экспертиза"

(обычно воспринимаемая как ГЭЭ) - это контрольная проверка результатов

исследований и прогнозов, чем по сути и является ОВОС.

Процедура ОВОС в общем виде закреплена в Положении об ОВОС в РФ, а

более подробно описывается в Руководстве по проведению ОВОС и в специальном

письме Госкомэкологии РФ.

Тема № 6. СТРУКТУРА ОВОС И МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА

Хотя ОВОС является составной частью предпроектной (или проектной)

документации, одновременно этот раздел представляет собой законченное

исследование, которое должно быть понятно как специалистам, так и широким

кругам заинтересованных лиц (администрация и население района деятельности)

даже без обращения к технико-технологическим подробностям проекта.

Во многом это достигается правильной структуризацией содержания, где

каждое структурное подразделение логически связано с другими. Такая четкая

логическая последовательность достигается путем некоторых общих принципов,

проверенных опытом работы над ОВОСами.

Различается два аспекта структуры ОВОС. Горизонтальная структура

предполагает последовательное рассмотрение всех элементов и факторов,

взаимодействие которых ожидается в результате осуществления проекта. Сюда

относятся как виды и источники возможного воздействия, так и факторы

природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биота), так и социальной среды

Смысл вертикальной структуры заключается в том, чтобы проанализировать

и понять природные (спонтанные) закономерности многочисленных процессов,

протекающих в данном регионе, оценить существующий уровень нарушений и

изменений, что будет служить исходным фоном для планирования деятельности.

Затем на основе этого анализа требуется сделать прогнозные оценки, что,

собственно и является главной задачей разработки ОВОС. Таким образом,

вертикальная структура каждого "горизонтального" раздела ОВОС включает в

себя 3 уровня:

спонтанные особенности и закономерности существующее состояние

прогноз.

В каждом разделе рассматриваются как прямые воздействия, так и

опосредованные другими факторами, из чего вытекает необходимость

использования данных и выводов каждого раздела для всех остальных, чем и

достигается комплексность оценок.

Возвращаясь к идее о включении послепроектной стадии в сферу

экологической экспертизы и ОВОС, необходимо особое внимание заострить на

анализе и оценке аварийных ситуаций на действующих объектах, а также

соответствующих прогнозах. Действительно, данный вид информационно-

управленческой деятельности явно выходит за пределы традиционного

экологического контроля и требует всё того же аналитического подхода,

свойственного экспертизе.

Основные подходы к оценке безопасности промышленного объекта

представлены в следующих нормативно-правовых документах: Положение о

декларации безопасности промышленного объекта, а также в документах о

Порядке разработке декларации безопасности промышленного объекта РФ и о

Порядке её экспертизы.

Тема № 7. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ

Атмосфера - один из элементов окружающей среды, который повсеместно

подвержен воздействию человеческой деятельности. Последствия такого

воздействия зависят от многих факторов и проявляются в изменении климата и

химического состава атмосферы. Эти изменения, безразличные для самой

атмосферы, являются существенным фактором влияния на биотическую

составляющую среды, в том числе на человека.

Атмосфера, или воздушная среда, оценивается в двух аспектах.

1. Климат и его возможные изменения как под влиянием естественных

причин, так и под влиянием антропогенных воздействий вообще (макроклимат) и

данного проекта в частности (микроклимат). Эти оценки предполагают также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.