бесплатно рефераты
 

Основы бухгалтерского учета, анализа и аудита

p align="left">В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии и других странах международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных. В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями. Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, -- стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д. Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

МСА представляют собой сборник документов, в который входят: Введение; Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов; Глоссарий терминов; Международные Стандарты Аудита.

МСА состоят и 10 разделов, которые четко структурируют финансовый аудит по основным аспектам, ориентируясь на процедуру как важный элемент аудита. Четкое структурирование является важной отличительной чертой МСА. МСА классифицируются по следующим основным разделам, которые характеризуют их структуру: 1 - Вводные аспекты; раздел 2 - Обязанности; 3 - планирование; 4 - внутренний контроль; 5 - аудиторские доказательства; 6 - использование работ третьих лиц; 7 - аудиторские выводы и подготовка отчетов и заключений; 8 - специальные области аудита; 9 - сопутствующие услуги; 10 - Положения по Международным аудиторским проверкам.

11. Письмо-обязательство и договор при проведении аудиторской проверки

Письма об аудиторском задании готовятся аудиторской организацией согласно Международному стандарту аудита МСА 210, а также российскому федеральному правилу (стандарту). Письму-обязательству должно предшествовать официальное обращение экономического субъекта, содержащее просьбу об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными аудиторской организацией. Если подтверждение получено, условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки. Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо-обязательство может не составляться либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта. Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Форма и содержание письма-обязательства аудиторской организации определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей аудиторской проверки и пожеланиями экономического субъекта об оказании дополнительных услуг, сопутствующих аудиту.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания: по условиям аудиторской проверки; по обязательствам аудиторской организации; по обязательствам экономического субъекта.

По условиям аудиторской проверки письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания: об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия; должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний: о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит; о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита. По обязательствам аудиторской организации письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания: о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы; об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги; о соблюдении аудиторской организацией коммерческой тайны; о наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта. По обязательствам экономического субъекта письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания: об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки; о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (не подтверждении) ими соответствующей задолженности; о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма-обязательства: общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах; примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов; общую характеристику применяемых методов проведения проверки; условия оплаты аудита; предложение об использовании услуг других аудиторов (резидентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми; согласие экономического субъекта на использование результатов предшествующей аудиторской организации; описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации; рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению; предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

До заключения договора аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и работе аудируемого лица и определить, может ли он получить необходимый объем информации о деятельности аудируемого лица для проведения аудита. После заключения договора аудитору следует расширить объем и степень детализации информации, поэтому в ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.

12. Виды и содержание аудиторского заключения

Порядок подготовки аудиторского заключения регламентируется Международными стандартами аудита МСА 700 и MCA 700А, а также Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Согласно федеральному закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности этой отчетности в форме безоговорочно-положительного или модифицированного мнения. Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" аудиторские заключения можно подразделить в зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности на безоговорочно-положительные и модифицированные. Безоговорочно-положительное заключение содержит мнение аудиторов без всяких замечаний и оговорок. Безоговорочно-положительное мнение в аудиторском заключении должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к выводу о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли: факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности; факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. Аудитор в случае необходимости должен модифицировать аудиторское заключение посредством включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица. Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно- положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности: а) имеется ограничение объема работы аудитора; б) имеется разногласие с руководством. Обстоятельства, указанные в пунктах, могут привести к выражению мнения с оговоркой; к отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно- положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отрицательное мнение следует выражать только в том случае, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно- положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

13. Аудиторская проверка формирования финансовых результатов организации

Целью проверки становится оценка финансовых результатов деятельности предприятия, финансового состояния фирмы в указанном для проверки периоде, а также определяется потенциал в дальнейшей перспективе. В рамках такой аудиторской проверки устанавливается насколько финансово устойчивым является предприятие, как быстро оно может за счет собственных средств покрыть средства, вложенные в другие предприятия, не допустить возникновения необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности, расплатиться по своим обязательствам перед партнерами.

Аудиторские процедуры проверки формирования финансовых результатов для целей бухгалтерского и налогового учета: рассмотрение прибыли (убытков) от реализации продукции, товаров, работ, услуг; реализации основных средств; реализации ценных бумаг; деятельности со специальными налоговыми режимами; деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств. Рабочие документы аудитора: опросный лист по проверке правильности применения ПБУ 18/02; рабочие документы аудитора по доходам и расходам организации; анкета (контрольный лист) по проверке доходов от обычных видов деятельности, прочих доходов; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности; анкета (контрольный лист) по проверке расчетов по оплате труда; рабочие документы аудитора по разделам аудита.

Источники информации: данные аналитического и синтетического учета по сч. 90, 91, 99, а также данные отчета о прибылях и убытках (форма №2). Этапы проведения аудита:

-как в учетной политике предприятие предусмотрено учитывать финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), - по методу начисления или по кассовому методу.

-проверяет аналитические документы, регистры учета, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков.

-проверяет правильность: перевода валюты в рубли; отнесения курсовых разниц на счет 91.

-проверяется финансовый результат от прочих видов деятельности (субсчет99-2 "Финансовый результат от прочих видов деятельности") включают результаты от реализации ОС, ТМЦ. НМА, ЦБ и т.п., отражаемых на сч 91. Проверка осуществляется аудитором по данным, проведенным по сч 91, и устанавливается правильность отнесения и списания сумм, отражения НДС и др.

Аудитор должен учесть, что балансовая прибыли - это кредитовое сальдо по сч. 99, которое показывает превышение общей суммы прибыли и доходов над общей суммой потерь и убытков за отчетный период. Балансовый убыток - это дебетовое сальдо по сч 99.

Результатом такой проверки становится аудиторский отчет, в котором не только содержатся выводы по текущему финансовому положению предприятия, но и даются профессиональные рекомендации по устранению слабых мест и неблагоприятных тенденций, а также указываются сильные стороны бизнеса, на которые можно опираться, планируя дальнейшее развитие.

Аудит финансовых результатов деятельности считается самым важным из всех видов аудита. Это связано с тем, что по его итогам выстраивается дальнейшая политика предприятия, проводится оптимизация доходов и расходов. Такой аудит проводят, как правило, при смене руководства компании, реструктуризации, выходе на новые рынки или, напротив, в ситуации кризиса. Аудит финансовых результатов предприятия позволяет верно оценить его рентабельность, результативность принимаемых мер и принять верные управленческие решения.

ПРОВОДКИ:

Начислен налог на прибыль Д 99 К 68

Списаны убытки отчетного года Д 84 К 99

Отражена прибыль от продажи различного имущества Д 90,91 К 99

Списан фин.рез. от обычных видов деят. (прибыль)Д 90/9 К 99

Списан фин.рез. от обычных видов деят. (убыток)Д 99 К 91/9

14. Аудиторская проверка продажи товаров, работ, услуг

Целью аудиторской проверки является установление соответствия между реальным состоянием учета и действующими нормативным документам. Задачи: подтверждение объемов реализованной продукции (работ, услуг); подтверждение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Источники информации: учетная политика, главная книга, карточки складского учета готовой продукции, договоры на поставку продукции, счета фактуры, накладные, доверенности покупателей, ведомости остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения, выписки с расчетных счетов, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры 20, 21, 23, 43,45,62,90.

В начале проверки аудиторы выясняют способ оценки готовой продукции, который должен быть зафиксирован в учетной политике. В ходе аудита продажи товаров, работ, услуг должна быть оценена достоверность отражения операций, расчетов, составления бухгалтерских проводок, записей аналитического и синтетического учета, а также наличие и правильность оформления необходимых документов (кассовые чеки, товарные накладные, счета-фактуры, договоры на реализацию и т.д.). Также должна быть проведена проверка наличия заключенных договоров по реализации и их соответствия действительности, проверка правильности оформления документов по отгрузке (накладные, акты сдачи-приемки и т.д.), установления отпускных цен, организации работы и движения товаров на складе, достоверности отражения операций по отгрузке и реализации.

Для проверки объема производства продукции используются данные первичных документов и производственных отчетов, актов инвентаризации незавершенного производства, регистров синтетического и аналитического учетов. Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах.

Аудиторы могут применять для проверки данного участка учета такие приемы как прослеживание, проверка документов, арифметический контроль.

Поскольку операции по реализации продукции носят систематический характер и являются типичными, они могут контролироваться выборочно. В выборку следует включать операции из разных отчетных периодов, по различным покупателям и разнообразной продукции.

Правильность определения себестоимости реализованной продукции выясняют путем арифметического пересчета соответствующих показателей, а так же путем составления товарного баланса в натуральном и стоимостном выражении по отдельным видам продукции.

Типичные ошибки: неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции, несоответствие способа учета установленном в учетной политике.

ПРОВОДКИ :

15. Аудиторская проверка калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг)

Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ) и всей товарной продукции называется калькуляцией. Задача калькулирования - определить издержки, которые приходятся на единицу продукции. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляции. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, нормативную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей. Таким образом, объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного вида продукции.

Аудитору необходимо проверить:

- правильность классификации затрат: на производство продукции (основные и накладные); по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные); по составу (одноэлементные и комплексные); по отношению к объему производства (условно-переменные и условно-постоянные); по периодичности возникновения (текущие и единовременные);

- правильность учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции;

- правильность ведения синтетического и аналитического сводного учета затрат на производство;

- правильность применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

- правильность составления бухгалтерских проводок по учету затрат на производство;

- соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым счетам 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" записям в Главной книге и балансе.

16. Аудиторская проверка расчетов по оплате труда

Целью аудиторской проверки является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда действующем в РФ в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бух отчетности.

Задачи аудиторской проверки: оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности, оценка состояния синтетического и аналитического учетов операций по оплате труда, оценка полоты отражения совершенных операций в учете, проверка соблюдения организации налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Информационной базой служат документы, трудовой договор, контракт, коллективный договор, приказы, распоряжения руководителя, табель, штатное расписание, личные карточки, расчетные платежные ведомости, книга учета депонированной заработной платы, расходные кассовые ордера, заявления работников, акты о браке, карточки счетов 50, 68, 70, 73, 76.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.