бесплатно рефераты
 

Свобода и счастье человека

отдельно взятым индивидом; эти факторы и определяют развитие тех его черт,

которые имеют большую пластичность.

Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы,

превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо

властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в

которых ему приходится жить. Это вовсе не значит, что он не может

стремиться вместе с другими к каким-то экономическим и политическим

переменам;

но первоначально его личность формируется определенным образом жизни,

поскольку семья всегда имеет характерные признаки своего общества или

класса, так что ребенок неизбежно сталкивается с ними (6) .

Физиологические потребности - это не единственная необходимо присущая,

императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая;

она не коренится в физиологических процессах, но составляет самую сущность

человеческого бытия - это потребность связи с окружающим миром, потребность

избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому

разрушению, так же как физический голод - к смерти. Эта связанность с

другими не идентична физическому контакту. Индивид может быть физически

одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или

хотя бы социальными стандартами - и это дает ему чувство общности и

"принадлежности". Вместе с тем индивид может жить среди людей, но при этом

испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую-то

грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.

Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы

можем назвать моральным одиночеством. И можем утверждать , что моральное

одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое

одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за

собой и одиночество моральное.

Духовная связанность с миром может принимать самые различные формы:

отшельник в своей келье, верящий в бога, или политзаключенный в одиночке,

чувствующий единство с товарищами по борьбе, - они не одиноки морально.

Английский джентльмен, не снимающий смокинга в самой экзотической

обстановке, или мелкий буржуа, оторванный от своей среды, - они чувствуют

себя заодно со своей нацией или какими-то ее символами. Связанность с миром

может носить возвышенный или тривиальный характер, но, даже если она

основана на самых низменных началах, все равно она гораздо предпочтительнее

одиночества. Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки

- даже самые нелепые и унизительные, - спасают человека, если связывают его

с другими людьми, от самого страшного - изоляции.

Насущная потребность спастись от моральной изоляции ярко описана Бальзаком

в "Страданиях изобретателя" (7).

"Так запомни же, запечатлей это в своем еще столь восприимчивом мозгу:

человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего

одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с богом, они

пребывали в самом населенном мире, в мире духовном... Первая потребность

человека, будь то прокаженный или каторжник, отверженный или недужный, -

обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает

все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души. Не будь этого

всепожирающего желания, неужто сатана нашел бы себе сообщников? Тут можно

написать целую поэму, как бы вступление к "Потерянному раю", этому

поэтическому оправданию мятежа".

Попытка ответить на вопрос, почему в человеке так силен страх перед

изоляцией, увела бы нас далеко от темы, которую мы исследуем в этой книге.

Но чтобы читатель не подумал, что в этом стремлении быть заодно с другими

есть что-то мистическое, я хотел бы наметить направление, в котором можно

искать ответ.

Важная сторона дела состоит в том, что человек не может жить без какого-то

сотрудничества с другими. В любом мыслимом обществе человек должен

объединяться с другими, если вообще хочет выжить, либо для защиты от врагов

и опасностей природы, либо для того, чтобы иметь возможность трудиться и

производить средства к жизни. Даже у Робинзона был свой Пятница, без

которого он, наверно, не только в конце концов сошел бы с ума, но и умер.

Необходимость в помощи особенно ощутима в раннем детстве. Младенец не в

состоянии самостоятельно выполнять важнейшие жизненные функции, поэтому

связь с другими людьми - для него вопрос жизни и смерти. Оказаться в

одиночестве - это серьезнейшая угроза самому существованию ребенка.

Однако есть еще одна причина, по которой принадлежность к общности

становится столь насущно необходимой: это субъективное самосознание.

Способность мыслить позволяет человеку - и заставляет его - осознать себя

как индивидуальное существо, отдельное от природы и от остальных людей. Как

будет показано в следующей главе, степень этого осознания может быть

различной, но оно существует всегда. И в результате возникает сугубо

человеческая проблема: сознавая свою отдельность, сознавая - пусть даже

очень смутно - неизбежность болезней, старости и смерти, человек не может

не чувствовать, как он незначителен, как мало значит в сравнении с

окружающим миром, со всем тем, что не входит в его "я". Если он не

принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то

смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой, ощущение

собственной ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность

отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и

придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в

конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить.

Прежде чем продолжать исследование, полезно резюмировать наш общий подход к

проблемам социальной психологии. Человеческая натура - это не сумма

врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный

слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в

синтезе с определенными врожденными механизмами и законами. Натуре человека

присущи некоторые неизменные факторы: необходимость удовлетворять

физиологические потребности и необходимость избегать морального

одиночества. Мы видели, что индивид вынужден принять образ жизни,

коренящийся в системе производства и распределения, свойственной каждому

данному обществу. В процессе динамической адаптации к этому образу жизни в

индивиде развивается ряд мощных стимулов, мотивирующих его чувства и

действия. Эти стимулы могут осознаваться индивидом, а могут и не

осознаваться, но в обоих случаях они являются сильными факторами его

психики и, однажды возникнув, требуют удовлетворения. Стремление к

удовлетворению этих новых потребностей побуждает людей к определенным

поступкам и таким образом в свою очередь становится активной силой,

воздействующей на процесс общественного развития. Как именно

взаимодействуют экономические, психологические и идеологические факторы и

какие общие выводы можно сделать в отношении этого взаимодействия, это мы

рассмотрим ниже, при анализе Реформации и фашизма (8) .

В основу нашего исследования будет положена главная идея этой книги:

человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными

людьми, человек становится "индивидом" - и чем дальше заходит этот процесс,

тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь

воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти

себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают

его свободу и индивидуальность.

(1) Я употребляю термин "фашизм" для определения диктатуры типа итальянской

или германской. В случае рассмотрения именно германской системы будет

употребляться термин "нацизм".

(2) John Dewey. Freedom and Culture. G.P. Putham`s Sons. New York, 1939.

(3) Психоаналитический подход, хотя и основанный на фундаментальных

достижениях теории Фрейда, но отличающийся во многих важных аспектах от

концепций самого Фрейда, можно найти в работах К. Хорни "Новые пути в

психоанализе" и Г. Салливена "Концепции современной психиатрии". Хотя

подходы этих авторов в ряде отношений различны, наша точка зрения имеет

много общего с их взглядами.

(3) Ср.: Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. I. СПб., 1905,

с. 171 и сл.

(4) Там же, с. 299 и сл.

(5) Ср. работы социологов Р. Бенедикт, Дж. Хэлловела, Р. Линтона, М. Мид,

Э. Сэпира, а также приложение понятий психоанализа к этнологии,

принадлежащее А. Кардинеру.

(6) Я хочу предостеречь от одной ошибки, которая часто возникает в связи с

этой проблемой. Экономическая структура общества, определяя образ жизни

индивида, действует лишь как совокупность внешних условий, при которых

развивается его личность. Эти экономические условия нельзя смешивать с

субъективными экономическими мотивами. Например, стремление к материальному

богатству часто считают определяющим мотивом поведения людей; эта точка

зрения высказывалась многими, начиная от авторов эпохи Возрождения и до

некоторых последователей Маркса, которые не сумели понять основных

концепций своего учителя. НА самом деле всепоглащающая страсть к богаству

характерна лишь для определенных культур, а другие условия могут создать

характеры, питающие отвращение к материальному богаству или безраличные к

нему.

(7) "Страдания изобретателя" - 3-я часть романа "Утраченные иллюзии". -

Прим. перев.

(8) Более подробно общая проблема взаимоотношения между психологическими и

социально-экономическими факторами будет рассмотрена в Приложении.

Глава 2

ОБОСОБЛЕНИЕ ИНДИВИДА И ДВОЙСТВЕННОСТЬ СВОБОДЫ

Прежде чем перейти к основной нашей теме - к вопросу о том, что означает

свобода для современного человека, почему и как он стремится избавиться от

нее,- мы должны обсудить концепцию, которая может показаться несколько

отвлеченной. Однако ее понимание очень важно для анализа свободы в

современном обществе. Я имею в виду утверждение, что свобода определяет

человеческое существование как таковое, а кроме того, что понятие свободы

меняется в зависимости от степени осознания человеком себя самого как

независимого и отдельного существа.

Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния

единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего

мира и от других людей. В течение долгого времени это осознание было весьма

смутным. Индивид оставался тесно связанным с природным и социальным миром;

уже сознавая себя как отдельное существо, он в то же время чувствовал себя

частью окружающего мира. Процесс растущего обособления индивида от

первоначальных связей - мы можем назвать этот процесс "индивидуализацией",-

по-видимому, достиг наивысшей стадии в Новое время, то есть от эпохи

Возрождения и до наших дней.

В истории жизни каждого индивида мы видим тот же процесс. Родившись,

ребенок уже не составляет единого целого с матерью и становится

биологическим существом, отдельным от нее. Однако, хотя такое биологическое

разделение является началом индивидуального существования человека, ребенок

в течение долгого времени сохраняет функциональное единство с матерью.

Пока и поскольку индивид, фигурально выражаясь, не порвал пуповину,

связывающую его с внешним миром, он не свободен; но эти узы дают ему

ощущение принадлежности к чему-то, как бы гарантируют ему безопасность

существования за счет корней в какой-то почве. Я предлагаю назвать эти узы,

существующие до того, как процесс индивидуализации приводит к полному

обособлению индивида, "первичными узами". Они органичны - в том смысле, что

являются естественным фактором нормального человеческого развития. Они

предполагают отсутствие индивидуальности, но дают индивиду уверенность и

жизненную ориентацию. Эти узы связывают ребенка с матерью, первобытного

человека с его племенем и с природой, а средневекового - с церковью и с его

сословием. Когда достигается полная индивидуализация, когда человек

освобождается от этих первичных уз, перед ним встает новая задача:

сориентироваться и укорениться в мире, найти для себя какие-то новые

гарантии, которые просто не были нужны при его прежнем существовании. При

этом свобода приобретает другое, новое содержание. Здесь мы должны

остановиться и уточнить эти понятия, рассмотрев их более подробно в связи с

индивидуальным и общественным развитием.

Относительно быстрый переход от внутриутробного к собственному

существованию, обрыв пуповины обозначают начало независимости ребенка от

тела матери. Но эту независимость можно понимать лишь в грубом смысле

разделения двух тел. В функциональном смысле младенец остается частью тела

матери. Она его кормит, ухаживает за ним и оберегает его. Постепенно

ребенок приходит к осознанию того, что его мать и другие объекты - это

нечто отдельное от него. Одним из факторов этого процесса является

психическое и общее физическое развитие ребенка, его способность схватывать

объекты - физически и умственно - и овладевать ими. Ребенок осваивает

окружающий мир через посредство собственной деятельности. Процесс

индивидуализации ускоряется воспитанием. При этом возникает ряд фрустраций,

запретов, и роль матери меняется: выясняется, что цели матери не всегда

совпадают с желаниями ребенка, иногда мать превращается во враждебную и

опасную силу (1) . Этот антагонизм, который является неизбежной частью

процесса воспитания, становится важным фактором, обостряющим осознание

различия между "я" и "ты".

Проходит несколько месяцев, прежде чем младенец вообще начинает

воспринимать других людей как других и становится способен реагировать на

них улыбкой, но лишь через годы он перестанет смешивать себя с миром (2) .

До тех пор ребенок проявляет специфический, свойственный детям эгоцентризм,

который вовсе не исключает интереса и нежности к другим людям, но "другие"

еще не вполне осознаются как действительно отдельные от него. По той же

причине отношение к власти в ранние детские годы и в последующее время

принципиально отличается своим содержанием. Родители - или кто-то другой,

кто олицетворяет власть,- еще не осознаются как совершенно отдельные

существа: они являются частью мира ребенка, а весь этот мир еще является

частью его самого. Поэтому подчинение родителям - это совсем не то

подчинение, какое имеет место, когда ребенок становится по-настоящему

отдельным существом.

Р. Хьюз в романе "Сильный ветер на Ямайке" (3) замечательно описал, как

десятилетний ребенок внезапно осознает свою индивидуальность.

"И тут с Эмили что-то случилось, очень важное. Она вдруг поняла, кто она.

Трудно сказать, почему это не произошло за пять лет до этого или не могло

бы произойти еще через пять; и уж совсем непонятно, почему это пришло как

раз в тот день. Только что она играла в дом, на самом носу корабля, в

укромном уголке за брашпилем (на нем висел чертов палец вместо дверного

молотка). Потом игра эта ей как-то наскучила, и она пошла на корму, просто

так. И по дороге что-то думала про пчел и про сказочную принцессу, и вдруг

в мозгу у нее сверкнуло, что она - это она. Эмили остановилась как

вкопанная и стала оглядывать себя всю - все, что можно было увидеть. Видно

было не так уж много - платье спереди да руки, когда подняла их, чтобы

рассмотреть,- но этого оказалось достаточно, чтобы составить представление

о маленьком теле, про которое она вдруг поняла, что это - ее тело.

Она рассмеялась, даже с издевкой, пожалуй. Подумала: "Вот это да! Это ж

надо, что тебя - из всех людей как раз тебя - вот так поймали! И теперь

ведь никуда не деться, не вылезть. Во всяком случае, не скоро: это надо

вырасти, прожить всю жизнь, состариться - тогда только избавишься от этого

дурацкого наряда!"

Дело было исключительно важное: она решила уберечься от возможных помех и

полезла по выбленкам на свою любимую смотровую площадку у самого верха

мачты. Лезть было совсем просто, но каждый раз, как она двигала ногой или

рукой, ее снова и снова изумляло, до чего послушно они двигаются. Память

ей, конечно, подсказывала, что так было всегда, но раньше она не замечала,

насколько это удивительно. Устроившись на своей площадке, она занялась

изучением кожи на руках и делала это чрезвычайно внимательно: ведь эта была

ее кожа. Потом высвободила плечо из-под платья, заглянула себе за пазуху -

убедиться, что под одеждой она тоже есть, и при этом коснулась плечом щеки.

Когда теплая ямка голого плеча коснулась лица, ощущение было такое, будто

ее приласкал кто-то добрый-добрый. Но откуда пришло это ощущение - от щеки

или от плеча-и кто кого погладил - щека плечо или плечо щеку,- этого она

никак не могла понять.

Окончательно убедившись в том потрясающем факте, что теперь она - Эмили Бас-

Торнтон (откуда взялось это "теперь", она не знала; уж конечно, ей не

приходила в голову такая чушь, будто раньше она была кем-то другим), она

стала размышлять, что же теперь

будет".

По мере роста ребенка - по мере того, как рвутся первичные связи,- у него

развивается стремление к свободе и независимости. Но что происходит с этим

стремлением, это мы можем понять лишь в том случае, если примем во внимание

диалектический характер процесса растущей индивидуализации. Этот процесс

имеет два аспекта.

Прежде всего, ребенок становится сильнее и физически, и эмоционально, и

интеллектуально; активность и энергия развиваются в каждой из этих сфер. В

то же время эти сферы все больше интегрируются; развивается определенная

структура, руководимая волей и разумом индивида. Если мы назовем эту

структуру - совокупность черт характера, стремлений, разума и воли индивида

- личностью, то можно сказать, что первым аспектом растущей

индивидуальности является развитие личности. Границы роста индивидуализации

и развитие личности в какой-то мере определяются и индивидуальными

условиями, но в основном - социальными. Различия между индивидами в каждом

обществе кажутся значительными, но в любом обществе существует определенный

предел индивидуализации, за который нормальный индивид выйти не может.

Другой аспект процесса индивидуализации - растущее одиночество. Первичные

узы обеспечивают фундаментальное единство с окружающим миром и ощущение

безопасности. По мере того как ребенок обособляется от этого мира, он

начинает осознавать свое одиночество, свою отдельность от других. Эта

отделенность от мира, который в сравнении с индивидуальным существом

представляется ошеломляюще громадным, мощным - а иногда и опасным,

урожающим,- порождает чувство беззащитности и тревоги. Пока человек был

неотделимой частью мира, пока не осознавал ни возможностей, ни последствий

индивидуальных действий, ему не приходилось и бояться его. Но,

превратившись в индивида, он остается один на один с этим миром,

ошеломляющим и грозным.

Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство

одиночества и беспомощности, а для этого - слиться с окружающим миром,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.