бесплатно рефераты
 

Лекции по курсу Культурология

в значительной степени под влиянием буддизма, к тому же она впитала в себя

достижения великих культур Азии.

Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет

сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.

Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены

гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом

торгашеских европейцев, считает японский ученый Какузо Ока кура. По его

мнению, “Япония — музей азиатских культур, и даже больше, чем музей”. Во-

вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна

исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что

нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями

основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут

играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо

Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни:

“Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме

аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в

наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были

продуктом просвещения Сун”. Это значит, что Япония сохраняет истинно

азиатскую душу, хотя она и “вплетает” ее в современные силы.

Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она

насыщена контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная

вежливость, гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с

другой стороны — острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к

самопожертвованию, которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом

воинов ислама. Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и

глубокой преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы;

необычное даже для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором

сочетаются скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды,

убранства, интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти

душевный покой в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре

крохотным двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать

и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое,

национальное, своеобразное, японское. Достаточно указать на дзэн-буддизм

как чисто японское явление в отличие от китайского дзань-буддизма.

Синто — путь богов. Это древняя японская религия, и хотя ее истоки до сих

пор не установлены, все исследователи единодушны в том, что она возникла и

развивалась в Японии независимо от китайского влияния. Синто представляет

собой род древней мифологии, ибо в раннем, буддийском синтоизме речь идет о

сверхъестественном мире — мире богов и духов (коми), которые издревле

почитались японцами. Известно, что истоки синтоизма восходят к глубокой

древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы

верований и культов — тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей

и т.д. Подобно другим народам, древние японцы одухотворили все окружающие

их явления природы и с благоговением относились к посредникам с миром духов

и богов — к магам, колдунам и шаманам. Только позже под влиянием буддизма

первобытные синтоистские шаманы стали жрецами, которые совершали ритуалы в

честь различных богов и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

Буддизм, как известно, проник в Японию еще до нашей эры, однако решительное

влияние на психологию японцев она стала оказывать только в V—VI вв., когда,

в Японию стали прибывать буддийские монаху, а вместе с ними и священные

буддийские книги, написанные на китайском языке. И хотя среди историков нет

до сих пор единогласия в объяснении причин успешного проникновения буддизма

в японское общество, тем не менее, почти полуторатысячелетняя история его в

Японии — своеобразный ренессанс после второй мировой войны (в виде так

называемых “новых религий”) свидетельствует о том, что буддизм нашел в этой

стране благодатную почву. Достаточно отметить, что буддизм явился

теоретической основой управления государством и именно в Японии в полной

мере воплотился принцип сэйкё-итти — единства политики и религии.

Древняя Греция. Веками классическая культура Древней Греции занимала

воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей

древневосточных культур, только приобрела новые черты и стала колыбелью

европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры

является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер.

Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-

запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а

около XVI в. до н.э. завоевали Крит. Именно на Крите, в Пилосе, обнаружено

и расшифровано линейное письмо, которое является уже греческим. Однако

культура ахейцев все еще слишком была зависима от критской культуры. В

результате взаимопроникновения возникла культура, представлявшая собой

своеобразную мешанину критской и архейской культур, остатки которой еще

можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и

Тиринфе. Завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык.

Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов,

также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами,

это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного

Причерноморья. Именно из сокровищницы архейской культуры с ее развитой

мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая

прекрасные произведения европейской литературы.

Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым

выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика.

Благодаря чему греки одерживали победы в битвах и победоносно завершили

персидские войны; первым применил эту технику афинянин Мильтидат под

Марафоном, затем спартанец Леонид под Фермопилами. Если в войнах Гомера

главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то

греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного

воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным

выражением интерактивной культуры греческих городов-государств (полисов). В

этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась

античная рабовладельческая демократия.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры.

Государство не существовало “вне” и “над” гражданами, они сами в своей

живой совокупности и были государством со всеми его культовыми,

гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере

свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека.

Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и

эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального,

которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической

культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в

сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело

уже с иной культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является

пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание,

восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух

полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их

шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата,

разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках

трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между

тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое

значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою

классическую форму в Олимпийских играх.

И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой

культуры, как энтропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер

провозглашает знаменитое изречение “человек есть мера всех вещей”, а в

софокловской “Антигоне” лучше всего выражено удивление свершениями

человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом

всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный

к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной

темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками.

Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм

характерен и для других сфер классической греческой культуры.

Древний Рим. До сих пор широко распространено представление о том, что

древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались

подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все

перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие

исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь

она представляет собой определенное единство, возникшее в результате

сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не

следует забывать того существенного момента, что древнеримская и

древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной

гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей,

которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким

ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской

общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея

верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и

героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в

Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии,

науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет

значение и отсутствие жреческой касты.

Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для

взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры

на римскую. Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом

отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого

начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями,

что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и

историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в

центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те,

кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь

помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к

римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских

добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности,

гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но

и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои

особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное

значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их

противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны

использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к

праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной

стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала

ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания

их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в

религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества.

Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой

культуры.

Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом — если

греческое искусство и литература благополучно были “пересажены” на римскую

почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика

перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как

бы “засыхали” в силу интеллектуального уровня “потребителей” римской

культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение

развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны

поверхностность и путаница в терминологии. Все это объясняется спецификой

римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота,

массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни,

факт, а не воображение доминируют в искусстве; беспощадно реалистичный

портят в живописи, величественная скульптура характерны для нее. “Сила,

облеченная в величие”, — вот римский идеал, который блокировал развитие

логики и математики. Ясно, что постепенно формировавшаяся греко-римская,

античная культура по мере увеличения римской державы, превратившейся в

Римскую империю, не только распространилась в римских провинциях, но и сама

вобрала в себя достижения культур этрусков, западных и восточных народов.

Однако, впитывая иные культурные ценности и образцы, римская культура

эволюционирует в своей социальной логике, сохраняя на разных этапах

эволюции свою целостность и, заимствуя лишь то, что этой целостности не

противоречит.

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней

античности и рождения средневекового общества в результате разделения

Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной

Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора

и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности

уцелели только на Востоке — в Византийской империи. В ранний период

наивысшего расцвета она достигла в правление императора Юстиниана 1

(527—565). Увеличение территории Византийской империи почти вдвое, широкие

законодательные и административные реформы, развитие ремесла и торговли,

расцвет науки и других сфер культуры — все это знаменовало превращение

Византии при Юстиниане вновь в самое могущественное государство

Средиземноморья.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух

континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на

области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и

Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение

азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то

одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-

римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь,

государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство

византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во

многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и

особенности ее культуры.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации

принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность,

внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего

тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие

греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр

своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в.

Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни

и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась

впереди всех стран средневековой Европы.

Особенности византийской культуры состоят в следующем: 1) синтез западных и

восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни

общества при господствующем положении греко-римских традиций; 2) сохранение

в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой

развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую

культуру эпохи Ренессанса; 3) Византийская империя в отличие от

раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические

доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при

все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское

художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что

проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных

теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности

православной церкви, в системе христианских этических и эстетических

ценностей Византии.

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко

противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания

идеологии византийского общества, оформления системы христианского

миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими,

эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира.

В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия

Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна

Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского

богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической

философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым

идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий

Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии.

Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского

мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как

блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и

человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

24. Античный человек и античная культура. Основы: мифология и философия.

Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным к

равному себе. Немалая заслуга в развитии правосознания принадлежала

философам, платным и бесплатным учителям софистам, чье искусство в условиях

гласности было неотъемлемой частью просвещенной общественной жизни. Театр,

поэзия, изобразительное искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным

достоянием народа, облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания

служило также и религиозное сознание, ориентированное на пантеон богов

Олимпа.

Вся повседневная жизнь древнего грека классической культуры пронизана

искусством: не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей —

живописные фрески на стенах, статуи, ковры, художественно украшенная

мебель, керамические сосуды, живопись которых представляет весь древний

мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Немалый интерес

представляет повседневная жизнь свободных граждан, которую лучше всего

рассмотреть на примере афинян.

Афинец пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце;

затем потчевал себя кубком вина и куском хлеба и выходил из дома. За

исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в

лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра. Его толкал на

улицы города, прежде всего интерес к происходящему в мире. Вопрос “Что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.