бесплатно рефераты
 

Лекции по курсу Культурология

царстве духов соответствует земной. Синкретизм этого искусства,

нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных

функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни

архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков,

различными фетишами, масками, так как и те и другие наделены

сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат

предметом поклонения.

13. Художественная и научная картина мира как следствие разных способов

познания мира.

|Рациональное |Иррациональное |

|Однозначная причинная |Не требует однозначной |

|связь. |причинной связи. |

|На любой вопрос – один |На любой вопрос несколько |

|истинный ответ. |истинных ответов, |

| |зависящих от точки зрения,|

| |имеющихся фактов, |

| |субъективного опыта. |

|Объективная достоверность |Субъективная достоверность|

|и проверяемость. Требуется|и непроверяемость. |

|достоверный опыт, точная, |Достаточно субъективного |

|проверенная информация. |убеждения. От |

|Важен источник информации |недостоверной, выдуманной |

|и их количество для 100 % |информации можно получать |

|достоверности. |удовольствие – пьесы, |

| |спектакли, сериалы. |

Искусство – универсальная, образная модель жизнедеятельности человечества.

Искусство призвано воспринимать, анализировать, концентрировать и

транслировать ценностный опыт культуры. Искусство имеет право на искажение.

Важнейшие функции искусства:

1. Аксиологическая (ценностная) –искусство это играющая иллюзия,

концентрированное изображение жизни, дает нам новое видение жизни.

2. Воспитательная.

3. Коммуникативная – художник-автор, автор-публика, публика-критик, криьтик-

автор.

4. Познавательная - можно прожить много жизней, приобрести чужой жизненный

опыт (не всегда верный).

5. Отдых и развлечение.

6. Эстетическая: жизнь прекрасна, хочется подражать герою; жизнь

отвратительна, так жить нельзя!

На западе 1, реже 2. В России все наоборот («чернуха»): К. Муратова «Три

истории», «Абсинентный синдром». Эстетическая функция заключается в

приукрашении жизни, безобразное не желательно, даже смерть красива («Лаокон

и змей»), иначе нам неприятно.

7. Мифологическая.

И еще 10-15 функций.

14. Художественный образ. Полифункциональность искусства, классификация

искусств.

Художественный образ это очень противоречивое понятие, определяется как

инструмент многозначного осмысления мира. Художественный образ используется

для духовного осмысления окружающего нас мира, в отличии от понятия –

однозначного, научного осмысления мира.

Типичное для науки это нечто среднее.

Типичное для искусства это самое лучшее, высокое, прекрасное.

В художественном образе у героя показываются яркие, привлекательные

качества.

Художественный образ часто выражается в сравнении, метафорично.

Метафоричность это загадка через образное описание (сидит красна девица в

темнице, а коса на улице).

Классификация искусств:

1. По типу восприятия:

а) слуховые

б) зрительные

в) зрительно-слуховые

2. Пространственные:

а) двухмерные (картины, гравюры, рисунки)

б) трехмерные (скульптура, архитектура)

в) трехмерные (театр)

3. Массовые искусства:

а) искусство одного

б) искусство многих

4. По форме создания:

а) муссические (не опосредованные техникой, талант человека)

б) технические (опосредованные через инструмент)

15. Массовые виды искусства. Живое и опосредованные через технику

искусства.

Современной среде культуры, ввергнутой в производство благодаря

расширенному кругу институционализации, программирования, может

соответствовать горизонт зрелища, с присущими ему чертами. Прежде всего,

горизонт зрелища подвижен, ибо события, модели, проекты возникают и тотчас

ускользают. Для того чтобы событие, модель или проект имели какую-то

устойчивость, для того чтобы можно было попытаться высказаться о них,

исходя из своих намерений и всей своей жизни, им необходима точка опоры в

среде. Когда в среде человека, в его повседневной жизни все становится

относительным, ему ничего не остается — только смотреть на эту скользящую

перед ним относительность, наблюдать ее, словно спектакль. Если невозможно

включиться в множащиеся и сталкивающиеся события, то нужно сесть на обочине

дороги истории и смотреть, как проходит мимо череда актеров, политиков,

артистов, ученых и иногда философов.

С этим связана и вторая черта горизонта зрелища: зрелище побуждает к тому,

чтобы на него смотрели, оно заставляет не думать. Еще Аристотель заметил по

поводу театра, что он дает человеку возможность испытывать страсти, которые

не угрожают его собственной жизни. Почему бы не распространить эта

проницательное замечание на культуру, целиком превратившуюся в зрелище?

В течение тысячелетий горизонты культуры изменялись неоднократно в тесной

связи с преобразованиями среды и изменениями верований. Но никогда не было

такой культуры, которая представляла бы собой лишь хрупкую модель

поведения; никогда не было культуры, сведенной лишь к технике действия,

знания, толкования. Если нравы и идеалы производят, подобно тому, как

производят лен и полотно, зачем думать о них? Не остается ли смотреть, как

их производят?

И, наконец (это третья черта горизонта зрелища), в подобной ситуации

существенную роль играют посредничество и посредники. Между культурой как

средой и культурой как горизонтом продолжают существовать посредничество и

посредники, влияние которых значительно возросло: священник, мудрец,

проповедник, философ, ученый, критик в области искусства и литературы,

учитель, профессор... Наши школы и наши университеты, наши церкви и наши

партии, наши академии и наши парламенты основываются на этом постулате.

Промежуток между культурой как средой и культурой как горизонтом занимает

педагогика в самом широком смысле этого слова.

Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен

“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи,

музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной

неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного”

вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в

структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных

миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура

представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов,

которые требуется синтезировать в единое целое.

В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что она

отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных

разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями

традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе

с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре

широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко

эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя

это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два

века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура

рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература

получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой

толкучего рынка”.

16. Революция театра в 20 веке и искусства рожденного техникой. Кино.

Театр –его истоки в глубокой древности, в обрядовой практике.

Греческий театр возник из обрядов посвященных богу Дионису, праздновавшихся

с 24 марта, в течение 10 дней (свита бога - сатиры). Люди одевались в

костюмы, готовили сценарии, тексты. Затем стали создаваться театральные

постановки – комедии и трагедии. Они шли в следующем порядке: 3 трагедии

(«козлиная песня»), затем 1 комедия.

В России возникновение театра также связано с обрядовой практикой (в

Заонежье до начала 20 в. сохранились пародийные свадьбы, «розыгрыши»). 1805

г. в Карелии появился первый любительский театр.

Екатерина Великая – «народ, который поет и пляшет, не мыслит худого». При

ней активно развивались театрализованные маскарады, праздничные гуляния,

театры создавались в крупных поместьях.

20 век – профессиональный театр в Петрозаводске. 16 актеров из Питера и

несколько местных жителей из любительских театров. Делали по 3 премьеры в

месяц.

Революция театра в России:

А) Станиславский и Немирович-Данченко – правдо- и жизнеподобие.

Б) Брехт, Маяковский, Мейерхольд – отстранение, гротеск, буффонада.

Петрозаводск – 1918 –профессиональный театр, революционные идеи; 1930 –

национальный финский театр.

17. Телевидение – от средства доставки информации к искусству.

Как всякое массовое искусство несет 3 функции: развлечение, отдых,

мифологическая (обнадеживающая).

Минусы телевидения: «жвачка для ума», «ящик для дураков», отсутствие живого

звука, сопричастности, сопереживания, которые присутствуют в кино и

концертном зале, а также в театре.

Плюсы телевидения: иллюзия непосредственного участия, доверительного

контакта (не ты идешь к кому-то, а кто-то пришел к тебе).

Телевидение дает поверхностную, оглушающую информацию, крайне редко можно

увидеть серьезные вещи (как правило, это классика кино и театра, отдельные

публицистические и литературные программы).

18. Понятие контркультуры.

Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен

появился раньше.

Массовая культура Элитарная культура

(упрощенная) (усложненная)

Контркультура

2 группы художников:

а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество –

заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad

marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством

не дает им возможности заработать на жизнь.

б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не

дают им это сделать.

|Культура |Контркультура |

|Признается государственная|Отрицание всех старых |

|система, правовые |структур власти, |

|учреждения, экономическая |судопроизводства, |

|система |экономики. Анархизм. |

|Политические и |Отказ от политики и |

|идеологические доктрины |идеологии. Деполитизация и|

| |деидеологизация общества. |

|Система образования и |Отказ от старой системы |

|воспитания |образования; отрицание |

| |всякой системы в |

| |воспитании и образовании |

|Искусство |Нетрадиционное искусство: |

| |поп-рок, панк-искусство |

|Религия |Нетрадиционные формы |

| |религии: мистика, |

| |восточные культы |

19. Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры.

Вспомним песню В. Высоцкого «Охота на волков», люди которые не вписываются

в окружающую действительность – отстреливаются, не имеют права на

существование. Но если преодолеть страх перед красным флажком, есть шанс

выбраться из этого круга.

Разрешение вопроса – «как вырваться из круга?» – задача, которую решает

антитоталитарное искусство.

Еще современники Маркса критиковали его за то, что в основу общественного

богатства он положил – капитал, труд, природные ресурсы. А где интеллект,

мысль, талант, гений?

Накопление творческого потенциала человека стало цениться выше, таланты и

гении поощряются, награждаются, вызывают гордость и желание добиться того

же.

20. Массовая и элитарная культура. Культура и массовые коммуникации.

Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое

явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не

культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”. Здесь нет места

искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении

посредством искусства, ни о собственно художественном наслаждении. Нет

смысла рассуждать о “художественном качестве”, “эстетической ценности” и

тому подобном. Все эти слова — из словаря высокой культуры. Но именно

высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в

европейском художественном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась

в их тени.

Сегодня кое-кто желает считать масскульт “фольклором промышленной эпохи”.

Но фольклор, народное искусство, потому и зовется “народным”, что всегда

зарождается в низах общества, в народных глубинах. Напротив, масскульт

создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами

(эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры, и

сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное

художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру,

паразитирует на ней. Достаточно вспомнить многочисленные оперетты и

мюзиклы, использующие классические сюжеты и тексты, экранизации и

инсценировки классики, поражающие безвкусицей.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы

олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна

из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры,

слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного

искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям

Индостана. Двести лет — срок слишком малый для зарождения и развития

общенационального фольклора, тем более в столь разноязыком и разнородном

обществе, которое образовалось в американских промышленных городах

вследствие обильной иммиграции со всего света.

Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои

эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих

поколений, культурное сознание. Зарождались эти сказания у оседлых народов

среди крестьян, живших миром, общиной, являвшейся некой культурной и

экономической общностью.

Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы

быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой

национальной традиции.

Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации

европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие

европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и

телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.

Главную роль здесь, безусловно, играют достижения в области электронных

средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения и передачи

информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску, кабельному

телевидению и пр. Печатные материалы в виде книг, журналов и газет

экономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи

последних известий и развлекательных программ по радио и телевидению.

Компьютеры и высокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно

стирают различие между печатной и визуальной информацией. Информационное

сообщение все чаще поступает от записывающей аппаратуры репортера

непосредственно на воспринимающий аппарат редактора, а оттуда на экран

домашнего телевизора, и при этом оно ни разу не фиксируется на бумаге.

Развитие электронных средств связи — основная историческая тенденция,

имеющая непосредственное отношение к проблеме культурного многообразия.

Некоторые скептически настроенные культурологи склонны считать, что новая

техника телекоммуникаций несет с собой еще большее засилье американской

“поп-культуры” с той лишь разницей, что воспроизводить ее будет японская

электроника. Другие указывают на то, что у технических усовершенствований

имеется одна особенность, которая может расширить культурные связи. Речь

идет о так называемой теории последствий развития средств коммуникации.

Все это может привести к изменению традиционной тенденции, при которой с

появлением телевидения и других средств массовой информации в развивающихся

странах увеличивался спрос на американские и европейские программы.

21. Основные направления современной молодежной культуры.

22. Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной

культуры.

Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково

в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная

культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю

и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми

вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,

которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека

добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь

собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,

регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование

их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с

помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое

поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,

которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта

этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,

с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта

неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда

преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они

старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо

наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве

магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм

представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в

себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию

изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его

превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и

специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет

собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с

тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма

контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу

регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер

пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу

был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и

обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.