бесплатно рефераты
 

Лекции по курсу Культурология

числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи

(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,

что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из

новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине

дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему

сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в

мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу

помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.

Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт

самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-

экономической сфере.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о

важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном

творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции

древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно

представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,

тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры

или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем

мифологическом сознании осваивал пространство и время.

23. Культура Древнего мира:

Древний Египет. Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом

древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное

бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в

области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в

ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции

требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо

сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счигать медицинские

знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что

характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной

и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой

истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика,

одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной

системы счисления. Любая административная и техническая деятельность

(особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская

административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На

достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой

степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В

“Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на

вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне

также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели

решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в

Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III

тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я

спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние

нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего

сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы

нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне

свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип

древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном

богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”,

“истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю

богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями

установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие

хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было

ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской

культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе

календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете,

египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко

закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно

“гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит

древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали

влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве

прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую

литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих

к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к

двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее

достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет

перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов

и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих

лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия,

Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и

от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен

культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в

Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее

пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов

египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Древняя Месопотамия. Если Древний Египет представлял империю со всеми

вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в

Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром,

имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации

цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем

Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.

Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в

долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли

первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе

Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные

формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было

воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур,

Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны

развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и

Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь

производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин

были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили

дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего

хозяйственного и культурного развития Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали

клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до

н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров

благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.

Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели

эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до

н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию,

примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала

60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский

математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным

изобретением в истории человечества.

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи

вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого

научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на

недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить

сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную

концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В

общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей

и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и

шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако

они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой

материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно

шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как

царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”,

сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской

цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь

самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и

боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и

искусство писца, мир, победа, доброта и пр.

Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,

показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи

представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и

систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов,

не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное,

государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том,

“дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была

справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер,

устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и

преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до

Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Древняя Индия. Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории

мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении

более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще

творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим

собственным фундаментальным ценностям. Первые центры культуры в Индии

существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в

западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития

достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас

поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не

расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями.

Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами,

наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены.

Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не

найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого

совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях,

статуэтки.

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых

создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор

почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху,

когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже

преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком

уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной

ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные

формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали

городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных

скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы”

выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре

сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи),

зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно

переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что

произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой

культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского

феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из

ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными

нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего,

первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом

иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе

выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из

нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего

индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в

пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от

членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и

предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к

существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права

заниматься ничем иным).

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие

собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как

творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со

своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония

природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня

любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой

одноименного эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей.

Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или

аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в

руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет

страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы

символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной

задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии

необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных

в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки

индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах,

как “Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.

Древний Китай. Каждая из великих классических культур Востока уникальна.

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится, прежде

всего, к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного

сознания давно уже получил достаточно точное название — “китайские

церемонии”. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им

формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и

так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-

мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних

обществ. Место мифических культурных героев заняли искусно

демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость

были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих

богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных

клановых и семейных предков, а “живые боги” были вытеснены немногими

абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало

безлично-натуралистическое Небо.

Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении

Конфуция. В конфуцианстве понятие “ли” (“этика ритуала”), охватывающее

родственные понятия (“правила поведения”, “обряд”, “обычай”,

“благопристойность” и др.) стало высшим символом ритуализованной этики,

превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже

идеализированного, социального устройства и поведения человека: “Правитель

руководит подданными посредством ли”, “Преодоление себя и обращение к ли

составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли,

поднебесная вернется к гуманности”.

Нормы “китайских церемоний” четко предписывали каждому китайцу его

поведение, в соответствии с его статусом, который, кстати, мог меняться.

Простолюдин в Китае не раз становился даже императором, тем более он мог

стать даосом, буддийским монахом, а позже мусульманином или христианином.

Но в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он

вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем

незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.

Как известно, основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению

идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон

которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности — тех

самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко

ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают

идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством

долга. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека явилось одной

из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее

мощным бюрократическим аппаратом.

Экзистенциальная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма

(философия Лао-Цзы, старшего современника Конфуция) — учения, ставившего

своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы

жизни и смерти. В центре даосизма — учение о великом Дао, всеобщем Законе и

Абсолюте, господствующем везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто

не создал, но все происходит от него; невидимое и неслышимое, недоступное

органам чувств, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму

всему на свете; даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему,

слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил

популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди

долголетия и бессмертия. Исходя из идеи о том, что тело человека

представляет собой микрокосм, подобный макрокосму (Вселенной) даосизм

предложил ряд рецептов достижения бессмертия:

1) ограничение до минимума в еде (путь, изученный в совершенстве индийскими

аскетами — отшельниками); 2) физические и дыхательные упражнения, начиная

от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами (здесь

видно влияние индийской йоги); 3) совершение свыше тысячи добродетельных

поступков; 4) принятие пилюль и эликсира бессмертия; не случайно увлечение

волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное

развитие алхимии.

Древняя Япония. Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских

культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых,

необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.