бесплатно рефераты
 

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

. не умеют, но желают - 22%;

. не умеют и не желают - 3,5%.

Эти результаты дают представление об отношении различных групп

пользователей к информационным технологиям. Безусловно, специалисты,

желающие самостоятельно осуществлять поиск по электронным информационным

ресурсам СОУНБ, являются потенциальными абонентами Зала пользователей -

специалистов.

Пользователь должен владеть начальной компьютерной грамотностью и

обязательно знать основы ББЗ для выработки стратегии поиска. Наше

исследование показало, что большинство респондентов умеют работать с ПК

(74%), причем 40 % из них считают себя опытными пользователями. По данным

анкетного опроса более 60% опрошенных отнесли себя к категории начинающих

пользователей. В целом, результаты исследования подтвердили практические

наблюдения персонала Зала пользователей - специалистов, что большинство

пользователей владеют лишь частью знаний, необходимых для самостоятельного

поиска информации.

На вопрос "Способны ли Вы самостоятельно осуществлять поиск информации

по БД", 76 % опытных пользователей и 14 % начинающих ответили положительно,

остальным, согласно результатам анкетирования, требуется помощь

консультанта. Полученные сведения красноречиво говорят о том, что наши

респонденты недостаточно хорошо подготовлены к процессу самостоятельного

доступа к ЭР СОУНБ.

В результате исследования были получены сведения о профессиональной и

отраслевой специализации респондентов, из которых навыки работы на ПК

имеют: социологи, философы, журналисты (100%); специалисты естественно-

научного профиля, экономисты (98%); юристы (84%); инженерно-технические

работники и психологи (80%); библиотекари (68%); филологи (64%); историки

(57%); медицинские работники (55%); учителя школ и преподаватели вузов

(53%).

В ходе исследования были изучены возрастные особенности

пользовательской аудитории, а также соотношение возрастных характеристик и

уровня информационной грамотности. Лидируют пользователи в возрасте от 20

до 24 лет. Среди этой возрастной группы 59 % отметили, что они умеют

работать на ПК, причем 45% владеющих навыками работы на компьютере считают

себя опытными пользователями, а 55% -начинающими. В возрастной группе от 25

до 35 лет владеют ПК 20 % опрошенных (опытных пользователей среди них 28%,

начинающих 72%). Затем идут пользователи в возрастном диапазоне от 30 до 39

лет, среди которых 10 % владеют ПК. В группе пользователей от 40 до 50 лет

процент людей, владеющих навыками самостоятельной работы с ПК, снижается до

7%. И, наконец, среди пользователей в возрасте свыше 50 лет всего 4%

процента умеют работать с ПК. Результаты дают возможность предположить, что

возраст является определяющим фактором в использовании компьютерной техники

на современном этапе формирования информационного общества.

В дальнейшем читателям СОУНБ необходимо овладевать все более сложными

компьютерными технологиями. Для повышения уровня знаний СОУНБ предлагает им

реальную помощь, а именно, обучение по различным курсам.

Выявлено, что 85 % респондентов готовы пройти, а некоторые уже в

настоящее время проходят предлагаемые курсы обучения.

Основной вывод исследования - готовность пользователя к

самостоятельной работе с информационными ресурсами недостаточно высока.

Поэтому обеспечение готовности пользователей к работе в самостоятельном

режиме с электронными информационными ресурсами является одним из

приоритетных направлений деятельности библиотек по продвижению к

информационному обществ

2.3. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры

Владение технологией рационального использования информационных

ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры

личности. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным

источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным

компонентом информационной культуры личности.

Во многих школах уже в течение ряда лет ведется преподавание предмета

"Информационная культура", что фактически свелось к углубленному обучению

информатике. Сегодня интерес образовательных учреждений и библиотек к

расширенному толкованию понятия "Информационная культура" неуклонно растет.

Это отмечалось на конференции[15], проведенной при поддержке Института

"Открытое общество" (ИОО) на базе Самарской государственной Академии

культуры и искусств.

Сеть Интернет стала доступной для широких слоев населения с открытием

Университетского Центра Интернет (УЦИ)[16] по мегапроекту ИОО. Следующим

шагом явилось создание шести классов доступа при поддержке американской

некоммерческой организации "Проект Гармония" в рамках программы "Развитие

Интернет "[17]. Массовое обучение работе в Интернет школьников, студентов,

учителей-предметников и преподавателей вузов на базе класса доступа в

Центре развития образования[18] отчасти дополнило ведущиеся курсы по

информационной культуре.

Большой интерес для нас представляют стандарты информационной

грамотности, разработанные Американской библиотечной ассоциацией[19].

Приведем формулировку первого стандарта: "Учащийся, обладающий

информационной грамотностью, разрабатывает эффективную стратегию поиска

информации. "Учащийся должен идентифицировать потребность в аккуратной и

значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить

источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.

Особое внимание следует уделять развитию навыков критической и компетентной

оценки информации, а также ее структурированию и интеграции с уже

имеющимися знаниями, что характерно для американского подхода.

Содержание обучения соответствует основным функциям Интернет -

информативной и коммуникативной. Среди форм обучения преобладают лекционно-

практические занятия и имитация дистанционного обучения в Интернет. При

обучении используются в основном созданные на гранты ИОО образовательные

сайты.

Сегодня актуальным вопросом является поддержка дальнейшего развития

наиболее содержательных образовательных ресурсов. При этом надо учитывать

российский опыт по созданию учебно-методических комплексов, включающих

методики использования этих ресурсов. Целесообразно проведение соревнований

среди учителей и школьников по использованию данных сайтов.

2.4. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие

успеха информатизации региона

Одним из основных средств, обеспечивающих рациональное использование

информационных ресурсов в эпоху стремительного развития вычислительной

техники и телекоммуникаций, является информатизация. Информатизация

общества выступает в современном мире не только как символ научно-

технического и социального прогресса, но и как залог эффективного развития

экономики.

Составной частью федеральной программы "Информатизация России"

является региональная информатизация. Проблема информатизации регионов, в

том числе и индустриального Кузбасса, включает целый спектр сложных

вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых,

экономических, технологических и социальных условий для получения

оперативной, достоверной и полной информации об экономике Кемеровской

области, состоянии экологической, образовательной, культурной и иных сфер

регионального развития. Первоочередную задачу представляет формирование

инфраструктуры информатизации Кузбасса, создание региональной информационно-

вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.

Однако наряду с формированием материально-технической базы

информатизации, развитием в регионе современных систем информации и связи,

активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием

успеха и социальной эффективности информатизации региона является

человеческий фактор.

Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой

может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам.

Возможность хранения в памяти компьютеров имеющихся информационных ресурсов

еще не означает, что они будут найдены и использованы. Колоссальный

потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках,

службах научно-технической информации, архивах, зачастую остается

невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно

выразить свою информационную потребность, оперативно найти,

проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее

рациональным способом.

Распространение новых информационных технологий и их проникновение во

все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска

нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его

выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с

информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к

целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами

многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых

информационных технологий.

Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной

культуры учащихся свидетельствует, что учебной дисциплиной, призванной

обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем

информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной

дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия,

как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть,

гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система. Соответственно, в

состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения

профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах,

включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической

информации; реализацию удаленного доступа к автоматизированным

информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете. Именно

эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с

понятием "новая информационная культура".

Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно

через изучение информатики ведет к неоправданному сужению понятия

"информационная культура". Как бы не совершенствовались технические и

программные средства информатизации, уровень информационной культуры

человека определяли и будут определять прежде всего основополагающие

(базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки

информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Именно

эти знания и умения, без которых принципиально невозможна успешная учебная

и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и

внимания образовательных учреждений.

Как показывает анализ многолетнего опыта работы педагогов факультета

информационных технологий Кемеровской Государственной Академии культуры и

искусств (КемГАКИ) с учащимися общеобразовательных учреждений в системе

непрерывного образования, результаты профильного собеседования с

абитуриентами и наблюдения за адаптацией первокурсников, общее состояние

информационной культуры учащейся молодежи не может быть признано

удовлетворительным. Как правило, выпускники средних общеобразовательных

учреждений, оказываются беспомощными при решении типовых информационных

задач: не знают состава библиотечных каталогов и картотек, не представляют

их специфические особенности при поиске информации, не знакомы с

алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения

информационных запросов, не умеют грамотно оформить результаты поиска.

Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной

культуры школьников, является то, что они не осознают своей

некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют

ценности специальных знаний и умений в области информационного

самообслуживания, не представляют, какую реальную помощь эти знания и

умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности:

учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и другой.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры

личности, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни

в информационном обществе придают проблеме формирования информационной

культуры молодежи - той социальной группы, с которой общество связывает

перспективы своего развития, свое будущее, - общегосударственное значение.

Возникает весьма масштабная задача - подготовить потребителя информации,

способного не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно

использовать полученные знания и информацию как в личных, так и в социально

значимых целях, включая совершенствование профессиональной деятельности,

развитие науки, техники, культуры, образования.

На факультете информационных технологий КемГАКИ на протяжении многих

лет проводятся исследования по информационной культуре, включая разработку

теоретических основ формирования информационной культуры личности; создание

учебно-методического обеспечения курса "Основы информационной культуры";

апробацию и практическое внедрение курса "Основы информационной культуры" в

деятельность образовательных и иных учреждений социально-культурной сферы

Кузбасса; просветительскую деятельность по повышению уровня информационной

культуры общества. За последние годы были осуществлены такие исследования,

как "Формирование информационной культуры в системе непрерывного

образования" (1994-1995 гг.); "Изучение информационной культуры юношества

на основе анализа потока информационных запросов (1996-1997 гг.);

"Информатизация образования в Кузбассе и формирование информационной

культуры в учебных заведениях региона" (1997-1999 гг.); "Формирование

информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной

деятельности" (1998-1999 гг.). По результатам исследований проведены

межрегиональная научно-практическая конференция "Информационная культура в

структуре новой парадигмы образования" (г. Кемерово, декабрь 1999 г.) и

региональный научно-практический семинар "Формирование информационной

культуры личности в условиях библиотечно-информационных и образовательных

учреждений" (г. Новокузнецк, апрель 2000 г.), изданы сборники и учебные

пособия.

На основании теоретического осмысления феномена информационной

культуры, изучения мирового и отечественного опыта формирования

информационной культуры личности, в результате исследования состояния

информационной культуры различных категорий потребителей информации

Западной Сибири (школьники, студенты, аспиранты, учителя, инженерно-

технические работники и др.) на факультете информационных технологий

КемГАКИ была сформулирована концепция развития системы информационного

образования за счет внедрения в образовательных учреждениях всех уровней

интегративного учебного курса "Основы информационной культуры" с

предварительной разработкой соответствующего учебно-методического

обеспечения, изданием учебной литературы и подготовкой педагогических

кадров.

В основе концепции лежат идеи деятельностного подхода и блочно-

модульный принцип построения комплекса учебных программ. Реализация идей

деятельностного подхода означает, что курс "Основы информационной культуры"

строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося

объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека,

информационная служба или компьютер, и посвятить его в тонкости библиотечно-

библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций

пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач,

которые он должен решать в ходе своей учебной или профессиональной

деятельности.

Использование блочно-модульного принципа предполагает, что

моделирование учебных программ ведется путем отбора деятельностных

характеристик в соответствии с категорией обучаемых и основными видами их

учебной или профессиональной деятельности.

Эти принципы были положены в основу разработанного нами комплекса

учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных,

соответственно, на учащихся старших классов, учителей, студентов,

аспирантов и соискателей ученых степеней, преподавателей вузов. В состав

разработанного комплекса программ входят следующие основные модули

(разделы): "Информационные ресурсы и информационная культура общества",

"Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в

библиотеках и службах информации", "Аналитико-синтетическая обработка

источников информации", "Структура, правила подготовки и оформления

результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-

методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей

информации", "Информационная культура и новые информационные технологии".

Блочно-модульный принцип построения учебной программы позволил

выделить как "ядерную" часть курса "Основы информационной культуры", так и

ее вариативную, изменяемую часть. Постоянная, инвариантная часть курса

нацелена на решение следующих задач: давать представление о вхождении

мировой цивилизации в информационное общество, формировать у обучаемых

представление о сложности и многообразии существующих в обществе

информационных ресурсов; вооружать их алгоритмами поиска и аналитико-

синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования

найденной информации и получения на этой основе новых данных; учить

рациональным способам и методам подготовки и оформления результатов

самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной

деятельности пользователя в условиях широкого внедрения новых

информационных технологий. Вариативная, меняющаяся в зависимости от

категории обучаемых, часть курса "Основы информационной культуры" учитывает

возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень

подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры,

информационные потребности и другие факторы.

Все разработанные учебные программы, независимо от категории

пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели -

облегчить положение потребителя информации в условиях современного

"информационного взрыва", научить его рациональным приемам поиска, анализа

и синтеза информации, вооружить методикой "информационного

самообслуживания". Реализации этой цели способствует интегративный характер

курса, использующего не только традиционные знания по информатике, научно-

информационной деятельности, библиотековедению и библиографоведению,

культуре чтения, но и по прикладной лингвистике, стилистике текста,

прикладной психологии, логике и др.

Стремление снизить временные и интеллектуальные затраты на анализ и

синтез информации при изучении документальных источников, сделать поиск

информации более продуктивным и оперативным обусловило широкое применение в

курсе методов алгоритмизации и формализации. Вместе с тем эвристический

характер многих процессов, связанных с разысканием, анализом и синтезом

информации, обусловил включение в программы рассмотрение причин, по которым

современный пользователь имеет зачастую негативные результаты

информационного поиска, остается неудовлетворенным и разочарованным при

обращении к информационным системам.

Каждая программа имеет четкую целевую ориентацию, ее содержание строго

дифференцировано в зависимости от категории обучаемых и круга решаемых ими

задач учебной или профессиональной деятельности. Это проявляется как в

отборе содержания обучения, так и в отборе публикаций, включенных в списки

рекомендованной для освоения курса литературы. Несмотря на то, что

предлагаемые учебные программы носят строго профилированный характер

(старшеклассники, студенты, учителя, преподаватели вузов), сфера их

применения может быть расширена. Исходя из принципов деятельностного

подхода и имея в качестве основы, "ядра" курса инвариантную часть, можно

получить самые разнообразные варианты учебных программ по основам

информационной культуры. Например, на основе программы для старшеклассников

не составляет принципиальной сложности построить программу, рассчитанную на

учащихся средних специальных заведений, а по аналогии с программой для

студентов вузов искусств и культуры построить программы обучения для

студентов технических, сельскохозяйственных, медицинских и других вузов.

Таким же образом обстоит дело с программами, рассчитанными на

преподавателей, исследователей, аспирантов, соискателей гуманитарного вуза.

Разработанная концепция формирования содержания учебных программ по

основам информационной культуры прошла апробацию в учебных заведениях

Кемеровской области. Курс "Основы информационной культуры" внедрен в

учебный процесс на всех факультетах Кемеровской Государственной Академии

культуры и искусств, в ряде общеобразовательных школ и школ-гимназий

городов Кемерово и Новокузнецка.

Повышение уровня информационной культуры массового пользователя

современных информационных систем может быть достигнуто, с нашей точки

зрения, в результате специально организованной, планомерной деятельности

образовательных учреждений, а для этого необходимо, прежде всего,

подготовить соответствующим образом самих учителей, преподавателей. С этой

целью курс "Основы информационной культуры" внедрен в учебный процесс

Кемеровского, Беловского, Ленинск-Кузнецкого педагогических колледжей.

Кроме того, повышение квалификации в сфере информационной культуры

учителей, преподавателей педагогических училищ и колледжей Кемеровской

области осуществляется на базе Кемеровского областного института

усовершенствования учителей в ходе проведения курсов, программа которых

предусматривает 80 часов лекционно-практических занятий.

Учитывая прямую причастность работников библиотек к решению проблемы

формирования информационной культуры личности на факультете информационных

технологий КемГАКИ на основе специальности 05.27.00 "Библиотековедение и

библиография", осуществляется подготовка кадров по специализации

"Преподаватель основ информационной культуры". В рамках деятельности

аспирантуры академии выполняются диссертационные исследования по различным

аспектам проблемы формирования информационной культуры.

Определяя перспективы дальнейших исследований, подчеркнем, что

плодотворность развития прикладных исследований в области информационной

культуры, эффективность использования разработанных учебных программ в

практике работы образовательных учреждений зависит, с нашей точки зрения,

от выполнения следующих условий:

1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть

введена специальная учебная дисциплина "Основы информационной культуры",

призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в

области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна

получить статус обязательной в структуре учебных планов.

2. Внедрение курса "Основы информационной культуры" требует создания

комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов,

рассчитанных как на учителей, так и на учащихся. Этот комплект должен

включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части

входящих в программу разделов, тем; комплекс заданий, упражнений,

практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку

практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки

изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства

контроля (тестирования) степени усвоения обучаемым учебного материала.

3. Формирование знаний и умений учащихся в области новых информационных

технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть

реализовано только при создании особой образовательной среды в виде

системы компьютерных классов различного профиля. Такие компьютерные классы

должны позволять не только формировать общие представления о возможностях

персональных компьютеров, но и обеспечивать надежные знания и умения в

области обработки текстовой, табличной, графической информации, а также

сетевых информационных технологий, в частности, с использованием

Интернета. Организация подготовки школьников в области новых

информационных технологий требует согласования на уровне государственных

стандартов содержания курсов "Основы информационной культуры" и "Основы

информатики".

4. Успешность внедрения курса "Основы информационной культуры" в практику

работы общеобразовательных учреждений существенным образом зависит от

уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на

профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых.

Необходимость организации специальной подготовки педагогических кадров по

информационной культуре подтверждается данными, полученными в ходе

проведенного нами социологического опроса учителей и библиотекарей. Как

показывает анализ результатов самооценки школьных учителей и

библиотекарей, уровень их информационной культуры определяется как поверх-

ностный. Так оценили свой уровень информационной культуры более 90%

опрошенных. При этом абсолютное большинство анкетируемых убеждено в

необходимости развертывания специальной подготовки преподавателей "Основ

информационной культуры" на базе средних и высших учебных заведений.

Завершая анализ результатов проведенного исследования, следует

подчеркнуть, что обеспечение необходимых условий для реализации намеченных

положений со стороны всех причастных к формированию образовательной

политики органов является сегодня важнейшей государственной задачей,

результаты решения которой во многом призваны определить облик будущего

России.

Заключение

Информационная культура - это совокупность системных сведений об: а)

основных методах представления и добывания знаний; б)умениях и навыках

применять их на практике. Эти пункты реализуются с использованием

современных информационных технологий (прежде всего, Интернета) для решения

и постановке содержательных задач. Иными словами информационная культура -

это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые

сосредоточены на компьютерах сети Интернет.

Составной частью информационной культуры является компьютерная

грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации

при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная

культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение

адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно

интерпретировать формализованные описания.

В конечном счете, информационная культура - есть умение соблюдать

должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими

человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить

причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном

счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания.

Мы определили предмет и содержание информационной культуры.

С учетом рассмотренного определения необходимо разработать определены

системные требования к подготовке специалистов практически всех отраслей

социально-культурной сферы (библиотекарей, музееведов, социальных и

информационных работников и др.). На наш взгляд, компьютерное обучение в

комплексе с культурологическими и другими дисциплинами дает возможность

указанным специалистам выступать в качестве проводников национальной

культуры вообще и компьютерной культуры в частности.

Любой пользователь, не имеющий опыта работы с современными

информационными технологиями Интернета, испытывает определенные трудности

при добывании знаний с их помощью.

Поэтому возникает необходимость в наличии профессионально

подготовленных информационных посредников, выполняющих в информационных

системах функций, во многом аналогичных функциям библиографов-консультантов

при библиотечных каталогах и других традиционных способах поиска информации

в библиотечных, музейных, архивных и других документоведческих структурах.

Кроме выше названных традиционных методов поиска, эти посредники должны

уметь работать с информацией, размещенной на Web-серверах Интернета.

Информационная культура принадлежит национальной культуре и одновременно

является приобретением международного опыта. Поэтому, информационная

культура - это самостоятельный элемент национальной культуры. Она

развивается по своим законам и требует соответствующего финансирования и

государственной поддержки.

Только люди с высокой информационной культурой способны осуществить

точный учет природных, людских, экологических и других ресурсов, что

позволяет повысить оперативность и эффективность управленческих решений во

всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Наряду с другими факторами это

способствует процветанию России.

Список использованной литературы

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998

2. Антонова С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования.

// Высшее образование в России – 1994 - №1 – с. 82 -87.

3. Арестова О. Н., Глухарева А. В. Индивидуальные особенности поведения в

ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник

Московского университета - 1996 – серия 14 Психология - №1.

4. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Взаимодействие человека с

компьютером. //Психологический журнал – том 19 - №1 – 1998 – с. 89-

100.

5. Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М.,1987

6. Богачев И. С.Основы работы в Internet- // ИИСС-Курсовая работа по

производственной практике -. Красноярск-1998г.

7. Бодкер С. Взаимодействие с компьютером с позиции теории деятельности.

// Психологический журнал – том 14 - №4 – 1993 – с. 71-81.

8. Бодров В. А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в

операторской деятельности. //Психологический журнал – 1998 – том19 -

№5 – с. 38-54.

9. Вопр. философии,1997, № 5

10. Герасименко В. А. Обеспечение информационной безопасности как

составная часть информационных проблем современного общества.

//Безопасность информационных технологий. – 1998 - №2 – с. 41-50.

11. Заболотский В. Л., Юсупов Р. М. Проблемы информатизации общества. //

Проблемы информатизации – 1994 – №1/2 – с. 23-33.

12. Информатика и культура: сборник научных трудов. / Отв. Ред. И. С.

Ладенко – Новосибирск “Наука” - 1990 – 232с.

13. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

14. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. – М.: Высшая

школа, 1998 – 511 с.

15. Лем С. Собр. соч. М., 1995, т.10

16. Ленке Х. Размышления о современной технике. М., 1996

17. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону-

1999.

18. Ортега-и-Гассет. Избр. труды. М., 1997

19. Петрунин. Ю. Ю. Искусственный интеллект как феномен современной

культуры. //вестник московского университета – 1994 – серия 7

философия – 32 – с. 28-34.

20. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

21. Пиччеи А. Человеческие качества. М., 1985

22. Раздумья о будущем. М., 1987

23. Решеткина С. Ю. Человеческие факторы в поисках информатизации.

//Проблемы информатизации. – 1991 - №4 – с. 32-39.

24. Симоненко В. Б. От индустриального – к информационному обществу.

//Социально-психологический журнал – 1995 - №4 - с. 208-218.

25. Суханов А. П. Информация и прогресс. – Новосибирск: наука, 1988 –

(серия “Наука и технический прогресс”).

26. Сухина В. Ф. Человек в мире информатики – М.: радио и связь, 1992 –

112 с.

27. Тихомиров О. К. информационный век и теория Л. С. Выготского.

//психологический журнал – 1993 – том 14 - №1.

28. Томсон Дж. Предвидимое будущее.

29. Чернокозов А. И. История мировой культуры. (краткий курс) Ростов-на-

Дону, “Феникс”, 1997 – с. 260-278.

30. http://ihtik.lib.ru/philsoph/ihtik_2650.doc

31. http://pharmony.samara.ru/

32. http://v-zhilkin.narod.ru/articles/1.html

33. http://www.ala.org/aasl/ip_nine.html

34. http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/sod.htm

35. http://www.edc.samara.ru/

36. http://www.edc.samara.ru/~infcult/infcult.htm

37. http://www.fact.ru/

38. http://www.iatp.kharkov.ua/sites/ac/ru1_th.htm ·

39. http://www.mgopu.ru/PVU/journals/pi/2000-2.doc

40. http://www.nlr.ru/

41. http://www.tstu.ru/pdf/eleclib/2002/informat/abaluev.pdf

42. http://www.uic.ssu.samara.ru/

43. http://www.uic.ssu.samara.ru/~infcult/

-----------------------

[1] Ортега-и-Гассет. Избр. труды. М., 1997

[2] Лем С. Собр. соч. М., 1995, т.10

[3] Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону-1999.

[4] Вопр. философии,1997, № 5

[5] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

[6] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

[7] Вопр. философии, 1997,№ 5

[8] Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998

[9] Раздумья о будущем. М., 1987

[10] Ленке Х. Размышления о современной технике. М., 1996

[11] Пиччеи А. Человеческие качества. М., 1985

[12] Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М.,1987

[13] Томсон Дж. Предвидимое будущее ..

[14] Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

[15] http://www.uic.ssu.samara.ru/~infcult/

[16] http://www.uic.ssu.samara.ru/

[17] http://pharmony.samara.ru/

[18] http://www.edc.samara.ru/

[19] http://www.ala.org/aasl/ip_nine.html

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.