бесплатно рефераты
 

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

человеческого общества связь поколений осуществляется через технику.

Покоряя при помощи техники природу, человек создает вокруг себя

искусственную среду, по выражению Ю.А. Жданова вторую форму объективной

реальности, создает новые культурные ценности, формирует новые культурные

идеалы. Тем самым техника входит в плоть и кровь современной культуры,

жизни, быта, обычая, чувств и настроений современного человека . Не

случайно Дж.Грант писал, что «технология пронизывает собой наши мысли о

мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших

представлениях о том. что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать

здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и

иррациональность, красоту и безобразие[3]. Техника косвенно оказывает

влияние на тот способ, каким мы понимаем мир и самих себя. Она открывает

перед нами красоту технических изделий, создает огромные возможности для

расширения восприятия мира – от микро- до макро- и мегамира. В свою очередь

культура облегчает видение новой техники и ее признание обществом и

становится критерием общественного развития. Таким образом, техника никоим

образом не противостоит культуре. Напротив, она является её элементом,

результатом культурного развития, воздействующим на все стороны культурного

потенциала общества.

Противоречивые мнения о роли техники в развитии культуры лишь

отражают противоречивые реальные тенденции, которые ярко проявляются

сегодня в развитии информационной технике, когда она, бурно развиваясь,

проникает буквально во все, даже самые затаенные области человеческого

бытия. «Итак, - пишет А.А.Воронин,- техника- это цивилизованный вирус,

поражающий культуру, сублимация агрессии, безответственная алчность,

техника - это бездушная тварь, пожирающая людей, с одной стороны. С другой

- даже передать эти мысли без техники невозможно, техника - это уже

человеческая природа, воздух культуры и надежда на будущее[4].

Основатель Римского клуба А. Пиччеи в своей замечательной книге

«Человеческие качества», отмечая несоответствие этих качеств нынешним

достижениям научно-технического прогресса, пишет, что созданная человеком

техническая среда ослабила его физически, притупив биологическую

активность. В результате чем более «цивилизованным» становился человек, тем

меньше он оказывался способным противостоять трудностям суровой внешней

среды и тем больше нуждался в медикоменозной защите организма. Вместе с

тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей

человека. Однако если раньше эти способности приводились в соответствие со

сложным искусственным миром, сотворенным человеком, то в последнее время

равновесие между научно-техническим и культурным прогрессом, между

прогрессом и биофизическими способностями человека оказалось серьезно

нарушено. В результате на карту поставлена судьба человека как вида.

Сегодняшняя проблема человеческого вида состоит в том, что он оказался

неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к

тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Никто из нас еще до конца

не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и

новому положению в нем человека. «Суть проблемы как раз и заключается в

несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее

воспринимает и как учитывает в своем поведении» – пишет А.Печчеи.[5]. Выход

из создавшейся ситуации А.Пиччеи видит в культурной эволюции как важнейшей

цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств в

процессе революции в самом человеке. «Если мы хотим обуздать техническую

революцию и направить человечество к достойному его будущему, - заключает

А. Пиччеи, - то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого

человека, о революции в самом человеке»[6] .

Культура – сложный социальный феномен, включающий в себя совокупность

ряда общественных явлений. Вполне естественно, что тот или иной культурный

климат воздействует на эти явления. Не менее значимым является воздействие

науки на эту культуру. Так, большую значимость для новой культуры приобрело

появление безбумажной информатики. Ныне растет новое компьютерное

поколение. Молодежь, умеющая работать на компьютере, обладает

возможностью прочитывать в день по 8 книг объемом в 300 страниц каждая за

счет представления компьютером информации в удобной для восприятия

графической или звуковой форме, скорости чтения, выбора и «сервирования»

информации. В первую очередь безбумажная технология находит себе применение

в обработке оперативного получения информации, содержание которой быстро

меняется и устаревает, что делает просто ненужной ее длительное хранение.

Многие предсказывают замену ежедневной газеты круглосуточным выпуском

телевизионных новостей. Электронные издательства переживают настоящий бум.

Архивные материалы, редкие книги, перенесенные на лазерные диски с помощью

каналов спутниковой связи, Интернет, телефаксов становятся общедоступными.

Наука, и как специфическая форма деятельности людей, и как система

используемых в ходе общественной практики знаний, являясь феноменом

культуры оказывает на ней огромное воздействие. Однако заметим, что это

воздействие не всегда позитивно. Негативные воздействия на культуру, к

примеру, оказывают кризисные явления в современной науке, связанные с

определенным разочарованием и неверием в силу научной мысли, вытеснением

традиционных научных методов иррациональными методами и средствами

познания. Не случайно возникновение антинаучных движений, пренебрежительное

отношение к ученым, засилье в науке дельцов и людей далеких от нее,

появление различного рода «модных» теоретических воззрений и течений.

Воздействие современной информационной технологии на искусство идет в

двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в

творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов. С

другой, современные информационные средства делают высокую культуру

общедоступной.

Большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве

связано с живописью и рисунком. Наметилось два подхода к использованию

компьютеров в этой области, В одном случае компьютер играет роль простого

инструмента, в другом художник задает машине программу, не зная что из

этого получится и компьютер «творит» сам произведение искусства иногда

удачно, иногда нет. Графические компьютерные программы создают новые

образцы большого эмоционального воздействия. В процессе ваяния процессор

присоединяется к специальному станку, который режет заготовку из металла

или какого-то другого материала.

Компьютерная техника широко применяется в киноискусстве при монтаже

различных учебных фильмов с большими возможностями демонстрации материала в

динамике. Так, первый выполненный в технологии мультимедиа СD – ROM фильм

«Сокровища России», посвященный русскому искусству Х – начала ХХ веков,

содержит карты Российского государства в динамике его развития и так

называемую «временную линию», позволяющую вести анализ развития русского

искусства во времени и пространстве. На основе компьютерной графики

создаются телевизионные фильмы, которые используются не только в рекламных

и развлекательных целях, но и при создании сложных электронных тренажеров.

Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают

звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения

музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых

синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка имитирует

звучание различных музыкальных инструментов, синтезирует новые звуки и

позволяет существенно упростить оркестровку мелодии. Подсоединенный к

компьютеру динамик в соответствии с заданной программистом «партитурой»

может выдавать самые разнообразные сочетания звуков. Электроакустическая и

компьютерная музыка используется при создании виртуальных реальностей

Долгое время популярностью пользовалось создание стихов при помощи

компьютера, когда последнему пользователь задавал словарь слов и фраз,

которым может пользоваться компьютер, а также форму, в которую он облекает

свое «творение» в соответствии с некоторой процедурой.

Можно было бы привести еще не мало фактов использования компьютеров в

художественном творчестве. Не будем однако переоценивать возможность

компьютеров в этом творчестве, поскольку их функционирование зависит от тех

программ, которые вложил в них пользователь и компьютер может быть лишь

помощником человека в этом роде высоко интеллектуальной деятельности.

Однако нельзя игнорировать опасных тенденций превращения информационных

средств из послушных умножителей духовных благ в производителей культурной

дешевки.

Гораздо большую роль играет информационная техника в процессе

приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура

становится общедоступной. Именно она сделала массовым достоянием

уникальные достижения мировой культуры. Чтобы увидеть Сикстинскую мадонну

теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться

полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома через

телевизор. Посетить Лувр или Эрмитаж, побывать в театре или посмотреть

балет, прослушать симфонии Бетховена, фуги Баха или лучших вокалистов мира

можно включив видеоплеер или мультимедийный компьютер через систему

Интернет. Возникает новая массовая культура. Вместе с тем, индивидуальная

информационная система становится основой демасификации культуры, ее

индивидуализации. Массификация и демассификация – две реальные тенденции в

развитии современной культуры.«Фантазия очень быстро воплощается в жизнь; -

пишет В.Краус, - сегодня имеет место не столько метафорическое обыгрывание

звездной темы, сколько ее инженерное решение, не столько стихи о Луне,

сколько возможность реального запуска ракеты. В нынешней литературе мечта

идет гораздо дальше, чем в «Тысяче и одной ночи»: это не грезы о ковре-

самолете, а описание полета, то есть реализация мечты. Не эпос, не холст,

не храмы, не дворцы, а телевидение, телефон, самолет, ракета и компьютер

составляют современные результаты нашего творчества и осуществления самих

дерзких мечтаний. Образы из нашей поэзии, музыки и живописи были воплощены

в реальность благодаря физике и технике»[7].

От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной -

культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой.

Возникает новое - экранное - мышление для которого характерно «сращение»

логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой

культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой

и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная

технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая

относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять

из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книга,

кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием

централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о

противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и

вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического

характера.

Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной

культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и

норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы

с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени

«программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием

информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более

того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при

работе с компьютером. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не

делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него.

Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его

облегчения использован компьютер». Возможность такой этики обусловлена

следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует

совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях

человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих

областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения

людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том

числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает,

что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных

ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации,

которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную

природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными

нормами»[8].

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта

необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной

техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые

раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными

закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить

определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления

и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что связано с деятельностью

компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики.

Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто

вытесняют экономические.

Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными

нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся

явлением социально-нравственным»?[9]. Ответ на этот вопрос пытаются найти

многие представители современной технической и гуманитарной мысли.

Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы

применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в

определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы

общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и

функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера

безразлично какие задачи – гуманные или антигуманные – он решает. Это

оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его

нравственные нормы и идеалы.

Современный немецкий философ Х. Ленк, размышляя об этой проблеме,

пишет, что в будущем информационном обществе информационные системы станут

принимать решения во все большем объеме по жизненно важным социальным и

даже индивидуальным проблемам, а тем более по проблемам, которые будут

возникать в случае чрезвычайных ситуаций. В таком случае решения

принимаются без «ответственного лица»,т.е. без человека или группы людей.

Кто же в таком случае может нести ответственность? Могут ли информационные

системы быть морально ответственными? Компьютеры, отвечает Х.Ленк, не

являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо

сознательных процессов и поэтому информационные системы не могут брать на

себя моральную ответственность. Попытка наделить моральной ответственностью

за принятые решения компьютер является стремлением тех или иных людей или

их групп уйти от ответственности. «Стремление преднамеренно и слишком

поспешно превращать компьютер в моральное существо, - пишет Х. Ленк, -

означало бы открывать слишком легкие пути для выхода из дилеммы

ответственности, выбирать стратегию уклонения от решения проблемы, которая

может привести к уходу от собственной моральной ответственности. И тогда

компьютер оказался бы в роли козла отпущения. Если нельзя привлекать к

ответственности личность, то крайне легко сваливать ответственность на

компьютер или вообще от нее отказаться»[10]. От моральной ответственности

невозможно уходить, её нельзя «передавать» машине.

Иногда японцы называют себя «компьютерной нацией». Но эта их внешняя

«компьютерность», проявляемая в дисциплине, точности, корректности японцев,

сочетается с определенной духовностью, нравственностью, в силу чего они

чаще предпочитают называть себя «думающей нацией», соединяющей в себя

компьютерную точность с высокой требовательностью к себе, в том числе и

нравственной требовательностью. Это очень хорошо показал Дайсаку Икэда,

автор романа «Человеческая революция».

Такая человеческая нравственная революция становится особенно

необходима в условиях, когда происходит возвращение к антинаучным

мистическим представлениям, сопровождающееся мощной волной ностальгии,

психологическим стремлением к более простому, менее тревожному прошлому.

Все больше призывов направлены против планирования, рационализма. Мир не

свободен от опасности войн, в которой свою лепту вносит компьютерная

технология. По оценке ЦРУ более десятка стран направлено готовятся к

будущим войнам в киберпространстве. Создаются и до поры до времени хранятся

компьютерные вирусы невиданной до сих пор разрушительной силы. Они готовы

«сбросить» на сети противника логические бомбы - программы, которые могут

до времени мирно дремать в вашем компьютере, а затем по сигналу или в

условленное время проснуться и приступить к разрушению информации. 650

спутников на земной орбите и 150 миллионов компьютеров в офисах и домах

составляют необъятное поле для киберпространства ближайшего будущего.

Современные технологии все больше вытесняют людей из армии. Сокращение

войск толкает военных изобретателей к созданию новых видов вооружений:

беспилотных самолетов, наземных роботов, космических спутников-разведчиков,

систем по обнаружению и опознаванию движущихся и неподвижных целей.

Информационная техника является сердцевиной всех новейших образцов военной

техники.

Все эти обстоятельства обостряют этические проблемы создания и

использования информационной техники, определения путей выхода из поистине

морального кризиса. П. Сорокин видел выход в создании альтернативной,

гуманистической этики, проповедовал распространение бескорыстной любви

среди людей. А. Пиччеи проповедовал необходимость революционного

установления Нового Гуманизма, который должен заменить кажущиеся ныне

незыблемыми принципы и нормы новыми, которые должны соответствовать

требованиям эпохи становления информационного общества, что должно

кардинально изменить сегодняшние взгляды и поведение людей. «Революционный

характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого

целительного гуманизма, - писал А. Пиччеи, - ибо только при таком условии

он сможет выполнить свои функции – восстановить культурную гармонию

человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта

трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию,

благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации

остальные революционные процессы»[11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.