бесплатно рефераты
 

Зарубежные страны

Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати,

праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

Поправка II гарантировала народу право ношения и хранения оружия.

Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их

владельцев.

Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и

имущества.

В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное

изъятие частной собственности.

Поправки VI, VII и VIII устанавливали процессуальные гарантии граждан,

запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания.

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан,

прямо не упомянутых Конституцией.

поправка Х устанавливала, что "права, не предоставленные Конституцией

Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или

народу".

39. Развитие права США в 18-19ВВ.

Антитрестовское законодательство. В 1890 г. в США был принят закон

Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные последствия для

значительных групп населения от экономической деятельности крупных

корпораций, включая их соглашения с целью установления монопольных цен на

рынке и т.д. Признавалось незаконным объединение между корпорациями и

прежде всего в форме треста, направленное на монополизацию торговли и

производства и контролирующее прежде всего выгодные им ограничения торговли

между штатами или с иностранными государствами. Предусматривались уголовно-

правовые санкции против нарушителей закона. Но применение закона оказалось

малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая

часть которых не получила должного завершения). Более того, закон Шермана

фактически стали использовать против профсоюзов и стачечного движения.

Данное в законе определение объединения, препятствующего торговле между

штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда

распространили его и на рабочие союзы.

Однако, требования общественности ограничить злоупотребления монополий,

равно как и ущерб, наносимый ими рыночному хозяйству стимулировали принятие

новых федеральных антитрестовских законов (законы 1950 и 1955 гг.), а также

антитрестовских законов отдельных штатов (в некоторых из них законы такого

рода появились даже раньше, чем закон Шермана).

40. Процесс обединения Германии 19В.

В начале XIX века Германия представляла собой "Священную римскую империю

германской нации", включающую более 300 государств, многие из которых

имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония,

Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Первой попыткой реорганизации империи стал организованный Наполеоном

Рейнский союз. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена

администрация, введен Гражданский кодекс Франции.

После разгрома Наполеона на месте Рейнского союза был образован

Германский союз, состоявший из трех десятков государств - королевств,

княжеств, герцогств и нескольких вольных городов. Все они сохранили свою

независимость. Ведущую роль в союзе играла Австрия. Были восстановлены

абсолютизм и феодальные привилегии дворянства.

Экономическое развитие страны привело к образованию Таможенного союза,

куда вошли 18 германских государств. Руководство в союзе принадлежало

Пруссии, претендовавшей на роль объединителя.

В 1848 г. под влиянием событий во Франции в Германии развернулось

массовое демократическое движение, а в столице Пруссии Берлине было поднято

вооруженное восстание и шли уличные бои. Итогом выступлений стали некоторые

уступки монархии - образование парламента и принятие конституции в 1850 г.

Конституция состояла из 11 глав: " О короле", "О министрах", "О палатах" и

т.д. Глава "О правах пруссаков" содержала немало демократических положений:

равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода

совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы

прессы, • право на собрания и образование обществ, тайна переписки.

Однако не было предусмотрено гарантий реализации этих положений.

Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной

власти, которую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом

высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров, судей, членов

верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся

верховным главнокомандующим.

41. Конституция Германии 1871г.

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли

22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных

городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства

незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Главой империи – императором - был по конституции прусский король, и это

отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На

долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60%

населения страны. Император был главой вооруженных сил: «Император…от имени

империи объявляет войну и заключает мир» (ст. 11), назначал чиновников

империи: «Император назначает должностных лиц империи, заставляет их

присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении»

(ст. 18), включая главу правительства – имперского канцлера. Императору

предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от

Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи

и самой Пруссией.

Члены верхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата –

назначались правительствами союзных государств: «Союзный совет состоит из

представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса

распределяются таким образом, что… (Пруссия получает 17 голосов из 58)».[1]

Остальные государства имели в нем от одного до 6 депутатов.

«Представительство в союзном совете и руководство его делами принадлежит

имперскому канцлеру, который назначается императором», - так гласила 15

статья Конституции Германии.

Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть –

наряду и вместе с рейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако

решающее слово во многих вопросах было за президентом: «Имперское

законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласие

большинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и

устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений,

касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, … голос

президента является решающим, если он высказывается за сохранение

существующего устройства» (ст. 5). Бундесрат имел свой аппарат в лице

комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и

государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было

предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.

Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался

сначала на 3 года, затем (с1887 г.) на пять: «Рейхстаг образуется

посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (ст. 20).

Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки

установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью

неизменно завершались поражением.

Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского

избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию

как институту вредному и опасному.

Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими,

точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить

аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном

объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым

постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.

Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было

представлено в единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не

существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в

подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах

большой политики может нести … только один-единственный руководящий

министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием».

42. Германское гражданское уложение1896г.

Объединение Германии потребовало и унификации действующего права.

Германия под воздействием законодательства Наполеона пошла по пути-

кодификации своего права.

В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское

гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражданского права. В значительной

мере оно базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой

"пандектной" системе. Первая книга кодекса содержит общие для всех

институтов нормы. Вторая книга рассматривает обязательства, третья - вещное

право, четвертая - семейное и пятая книга - наследственное право.

Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта

гражданского права юридического лица, но он не определяет правоспособность

юридических лиц.

Вещное право, согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и

движимые вещи, к последним относится все, что не является земельным

участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей.

Выделяется целый ряд вещных прав: право собственности - владение,

пользование чужими вещами (земельные сервитута, узуфрукт, право застройки),

право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости,

ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право

преимущественной покупки, право охоты и т.п.).

Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ

признает договор. Фиксируются принцип свободы договора, условия заключения

и расторжения договора.

В семейном праве единственной формой брака является гражданский брак.

Брачный возраст устанавливался для мужчин с 21 года, для женщин с 16 лет.

Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований.

Имущественные отношения определялись брачным договором, хотя закон

предусматривает возможность раздельного права собственности на имущество.

Наследование могло быть по закону или завещанию. В принципе признавалась

свобода завещания, но законные наследники могли требовать выделения

обязательной доли. В число наследников по закону входили все родственники.

43. Становление буржуазных отношений в Япониии. Реформы Мейдзи.

Социально-экономическое и политическое развитие после реставрации Мэйдзи

1868 г. Капиталистическое развитие Японии в последней трети XIX в.

ускорилось. Реставрация власти императора сопровождалась отстранением от

руководства страной тех феодальных клик, которые противились проведению

назревших реформ. Реформы 1870—1880-х гг. вырвали Японию из международной

изоляции, приобщили к мировому хозяйству, способствовали капиталистическому

развитию и крупным переменам в социальном и политическом развитии.

Важную роль в ослаблении влияния феодальных кланов сыграла аграрная

реформа, по которой часть земли перешла крестьянам. Реформа создала простор

для развития товарного производства, хотя сельское хозяйство было отягощено

феодальными пережитками. Была проведена армейская реформа. Армия

комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Были созданы

военные академии и другие учебные заведения. Молодой японский капитализм

готовился к широкомасштабным планам экспансии на материке.

Уничтожение княжеств, введение префектур позволили преодолеть

раздробленность страны и консолидировать общенациональный рынок.

Слабость японской буржуазии определила большую роль государства в создании

казенных предприятий и арсеналов. В 1880— 1890-е гг. целый ряд

государственных заводов и фабрик был передан в аренду или продан частным

лицам. Образовались крупные фирмы (Мипуи, Мицубиси, Ясуда, Асано).

Предприятия нередко передавались в руки дворян, высших чиновников. Так

возникала тесная связь императорского двора, обуржуазившихся помещиков,

национальной буржуазии. За счет государства была создана система транспорта

и связи. Вместе с тем в промышленности преобладали мелкие предприятия. По

уровню технического развития Япония немного отставала от европейских

капиталистических держав.

44. Конституцтя Японской империи 1889г.

Преобразования политического строя завершились принятием в 1889 г.

конституции, которая создавалась по образцу прусской. Была восстановлена,

власть императора. Его' особа признавалась священной и неприкосновенной.

Как глава государства, император имел право объявления войны и мира,

заключения договоров, утверждения и издания законов, созыва и роспуска

парламента, назначения и увольнения гражданских и военных чиновников

высокого ранга. По конституции парламент состоял из двух палат — палаты

пэров и палаты представителей. В верхней палате была представлена

аристократия, члены императорской фамилии, высшие чиновники, назначенные

императором лица. Нижняя палата избиралась на основе ограниченного

избирательного права с учетом определенного имущественного ценза, женщины

избирательных прав не имели. Парламент утверждал бюджет, но его права в

этом вопросе были ограниченны. Правительство было ответственным не перед

парламентом, а перед императором.

45. Особенности государства США в конце 19-начала 20ВВ.

В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-

правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее

характерные черты эволюции современных либерально-демократических

государств. Обратимся к наиболее значительным из них.

В XX веке наиболее значительными были изменения, внесенные XIX поправкой

(1920 г.) к конституции, установившей равенство избирательных прав мужчин и

женщин во всех штатах, и XXVI поправкой (1971 г.), по которой возраст

избирателей был снижен до 18 лет. Принятый в 1974 г. федеральный закон об

избирательных компаниях впервые в истории США ввел в действие механизм

государственного финансирования выборов. Право на государственное

финансирование было предоставлено официальным кандидатам на пост

президента, но лишь после того как они соберут частные пожертвования на

сумму 5 тысяч долларов по крайней мере в 20 штатах, причем взносы крупнее

250 долларов не допустимы,

Также были проведены изменения в системе функционирования некоторых

государственных институтов, прежде всего президентства. Так, в 1951 году

была принята XXII поправка к конституции США, ограничившая время пребывания

на посту президента двумя сроками подряд, а XXV поправка (1967 г.)

предоставила право замещения должности президента при соответствующих

обстоятельствах вице-президенту.

Кроме того, в течение 1957-1965 гг. была принята целая серия законов "о

гражданских и избирательных правах", направленных на защиту правового

положения негритянского и цветного населения США, преодоления дискриминации

по цвету кожи. Анализируя изменения в государственном механизме США можно

выделить ряд основных тенденций этих изменений:

1. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной

политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби,

стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с

целью принятия тех или иных решений.

2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента.

3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

46. «Новый курс» Рузвельта его сущность и значений.

Становление последней тенденции в значительной мере связано с

проведением политики "нового курса" президента Ф.Рузвельта и созданием

антикризисного механизма.

Острейший экономический кризис, охвативший Соединенные Штаты в 1929

году, привел к падению производства до 56 % отдокризисного, банкротству 40

% банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального

дохода на 48 %. Правящая элита во главе с президентом Гувером, исповедуя

принципы невмешательства государства в экономику, не приняла никаких

существенных мер.

В 1932 г. президентом США стал Франклин Делано Рузвельт, кандидат от

демократической партии. Он выдвинул программу вывода страны из кризиса,

вошедшую в историю под названием "Нового курса". Она включала в себя

мероприятия по стабилизации денежной системы страны, поддержке

промышленности и сельского хозяйства, сокращению безработицы и выполнению

ряда социальных программ.

Для этого была проведена девальвация доллара, запрещен вывоз золота за

границу, укрупнена банковская система, банки получили крупные кредиты.

Промышленность была разделена на 17 групп, деятельность некоторых из них

регулировалась нормативными актами - так называемыми "кодексами честной

конкуренции", которые определяли: квоты выпускаемой продукции,

распределение рынков сбыта, цены,условия кредита, рентабельность, уровень

заработной

платы и пр. Контроль за их деятельностью возлагался на "Национальную

администрацию восстановления промышленности" (НИРАотангл. аббревиатуры).

В области сельского хозяйства задачей созданной "Администрации

регулирования сельского хозяйства" (англ.аббревиатура - ААА) стало

сокращение посевных площадей, поголовья скота и поднятие цен на

сельхозпродукцию до уровня 1909-1914 гг.

В целях сокращения безработицы была создана "Администрация развития

общественных работ". Безработных направляли в специально созданные

"трудовые лагеря", занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов,

аэродромов.

Серьезным изменениям подверглось трудовое право и социальное

законодательство. В 1935 г. был принят закон Вагнера, легализовавший в

общефедеральном масштабе деятельность профсоюзов. Запрещалось уголовное

преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных

забастовках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами

коллективные договора и не принимать на работу рабочих, не состоящих в

профсоюзах (принцип "закрытого цеха"). Признавалось право забастовки, если

нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона было

создано Национальное управление по трудовым отношениям. Нарушители закона

подвергались судебному преследованию.

В 1935 г. был принят также общефедеральный закон о социальном обеспечении.

Были установлены выплаты пенсий по старости гражданам США от 65 лет,

имеющим определенный ценз оседлости и определенный уровень заработка. Для

формирования пенсионного фонда были установлены налоги на предпринимателей

в 1 % от выплаченной зарплаты и на доходы работников в 1 %. И тот и другой

налоги должны были увеличиваться на 0,5 % каждые три года.

В 1938 г. принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий

максимальную продолжительность рабочего времени и минимальный уровень

заработной платы.

В период после Второй мировой войны в США предпринимались неоднократные

попытки ревизии "нового курса", но основные принципы государственного

регулирования экономики и социальных отношений не только сохранились и

получили дальнейшее развитие, но и были восприняты многими развитыми

государствами мира.

47. Падение третьей республики во Франции.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки.

Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба

между сторонниками республики и монархистами за определение формы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.