бесплатно рефераты
 

Зарубежные страны

органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин,

способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейших родов.

Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным

жрецом и судьей.

Римская традиция сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия,

Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Приска, Сервия Туллия и Тарквиния

Гордого. Лишь некоторые предания о них содержат исторические сведения, в

частности, предание о правлении Тарквиниев, отразившее завоевание Рима

этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчинила в 7-6 вв. до

н.э. земли до реки По, области Пицен, Лациум и значительную часть Кампании.

Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую

роль в его экономическом и культурном развитии. В этот так называемый

царский период в римском обществе начали формироваться патриархально-

рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины,

наряду с общественной землей, зарождалась частная земельная собственность

отдельных ее членов – квиритов. К этому периоду относится складывание двух

групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений

патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от родов,

составлявших первоначальную римскую общину, и являлись ее полноправными

членами.

Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к

борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый этап этой

борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию

Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое

деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были

разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым

плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые

богатые из них. Каждый разряд населения выставлял определенное количество

войсковых единиц – центурий; по центуриям стало теперь проводиться

голосование в народном собрании; каждая центурия имела один голос; первому,

наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18

центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193-х. Вместо старых родовых

триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы Сервия Туллия

нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы

государства.

8. Римская республика.

К 3-му веку до н.э. окончательно сложился римский государственный строй

в форме аристократической рабовладельческой республики. Верховными органами

государства были сенат и народное собрание римских граждан. Центуриатные

комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и выбирали высших

должностных лиц. Важнейшее значение приобрели трибутные комиции, которые в

ранний период были собранием только плебса, а затем всех граждан данной

трибы. К ним перешло издание законов. Народные собрания созывались

сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который

был важнейшим оплотом аристократии; исполнительная власть принадлежала

магистратам. В ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное

дело, вопросы культа. Римские магистратуры были выборные, коллегиальные,

краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Наибольшие полномочия

имели консулы, которых было два. Консулы командовали армией и обладали

высшей гражданской властью.

Народные трибуны обладали правом вето, отменявшим распоряжения

магистрата, постановления народного собрания или сената.

Преторы выполняли судебные функции. Квесторы ведали государственной

казной, хранили государственный архив.

Кроме этих обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах

назначался диктатор, которому вручалась верховная военная и гражданская

власть сроком на шесть месяцев.

9. Римска империя. Принципат и докминат.

10. Развитие органов власти и управления в Древнеримском государстве.

11.Римское право и этапы его развития.

Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило

ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало

глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно

европейской.Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает

римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было

весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой,

приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.За

более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право

прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское

право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью:

архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в

этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве

данного периода связаны главным образом с его систематизацией и

приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже

Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского

права являются Законы XII таблиц.

12. Законы XII таблиц. Общая характеристика.

Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями

послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров)

в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того,

что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для

всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре -

Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее

упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это

принималось за перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений,

содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным

преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-

III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права

- преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения,

порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к

более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства,

банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного

права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о

римском обществе и государстве соответствующего периода.

Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное

достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно

называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало и

главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на

горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен,

связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями.

Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и

совершенствоваться в военном искусстве.

К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния

Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя

более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на

общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов

мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на

два типа – реc манципи и рее нек манции. К первому типу относилась земля

(поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы,

здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр.

требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово

это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о

переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив

руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по

праву квиритов ..." (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина).

Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь.

Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения

права собственности.

Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был

реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал

перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и

такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных

действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с

оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что

римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то

есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед

и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману" -

то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался

нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но

это только предоположение.

Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской

государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому

судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это

древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она

рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая -

ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется

свободной процедурой.

15. Источники права в Древнем риме.

По виду и значению источники права определялись по официальному рангу

органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А период

принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие

императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета

республики была формула - “Благо народа есть высший закон”. В древности

считали, что закон - это бог, т.к. Бог карает людей за преступления. Долгое

время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах

римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права -

“Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) - они

носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и

преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и

изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям.

Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли

правовые нормы “Закон как и природа - стремится к совершенству” - говорили

юристы. В период принципата и домината основным источником права стали

акты императорской власти. Их было 4 вида - эдикты (акты общего характера),

мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты

(ответы на юридические вопросы граждан). В период республики магистраты,

преторы, эдилы, квесторы , вступая в должность издавали эдикты (программы

своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила

эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское)

право . Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но

потом различия между ними стерлись.

17. Государстово и право Франции средних веков.

Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали

представители знати и бывшие иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть

короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и

утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал".

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность

оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась

Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд

крупнейших феодалов страны.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской

власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как

результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К

концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во

Франции. На пути укрепления королевской власти важное значение имели

реформы Людовика IX. В X!V в. объединение страны завершается. Государство

принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная

власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий,

получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали

выборные от дворянства.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская

власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский

ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без

предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых

налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на

объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV

в. они перестают созываться.

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ФРАНЦИИ

Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип

территориального действия права, которое сложилось на территории его

проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев

местными обычаями - кутюмами.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти:

указы, эдикты, ордонансы.Источником права, вносившим единообразие, было

римское право. ".Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В

феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю:

право собственности и право держания.Аллод - форма земельной собственности,

не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно

отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего

средневековья.

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе

вассальных связей.

. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью

нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в

их пользовании.

Семейное и наследственное право

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами

канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста:

мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие

сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а

дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Уголовное право и процесс

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы

преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных

правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство

и т.д.;

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов

его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устранения и носят

чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка,

пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и

т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не

сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

.

18. Государство и право АНГЛИИ средних веков.

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться на базе

разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение

IX-XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения. Все

крестьянство подвергается феодальной эксплуатации: свободное население

несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные

крестьяне - в пользу феодалов, обладающих над ними судебной и личной

властью.

Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая

образует королевский совет - уантагемот (или "собрание мудрых"). Именно

уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его

согласия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо

важные государственные мероприятия.

Новый этап истории феодальной государственности связан с завоеванием Англии

в 1066 г. норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем.

и частью крестьянства. Подписание Великой Хартии Вольности (1215 г.).

Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов.

Это прежде всего статьи 12 и 14. Статья 12 утверждала право короля взимать

налоги лишь после утверждение их советом королевства, а статья 14

определила состав этого совета - непосредственные вассалы короля (бароны,

графы, епископы и т.п.) и представители простого рыцарства в лице шерифов

и бейлифов. Здесь просматривается будущее средневекового английского

парламента.

Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения,

объявлении вне закона или изгнании лишь на основании суда равных и согласие

законам страны. И хотя эти статьи были обращены к господствующему классу,

налицо первые попытки утвердить неприкосновенность личности.

Иоанн Безземельный, подписавший Хартию, тем не менее не собирался ее

выполнять. Конфликт между королевской властью и ее подданными продолжался

при преемниках Иоанна. Во второй половине XIII в. в результате этой борьбы

в Англии возникла сословно-представительная монархия.

В 1258 г. баронам удалось навязать Генриху III принятие так называемых

"Оксфордских провизии", по которым контроль за королевской властью

переходил в руки баронов. Между королем и баронами началась гражданская

война (1258 -1267 гг.). Лагерь противников короля возглавил Симон де

Монфор.

В 1264 г. королевская армия была разбита, а сам он попал в плен. В 1265 г.

Парламент Англии периода сословно-представительной монархии постепенно

закрепил за собой следующие полномочия: 1) утверждение порядка и размеров

налогообложения; 2) право законодательной инициативы, постановление,

принятие королем и обеими палатами парламента ("Статуты" становились высшим

законодательным актом государства); 3) согласие на объявление войны или

заключение мира; 4) право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса

перед палатой лордов против тех или иных советников короля за

злоупотребление ими своими обязанностями.

ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА АНГЛИИ

Начиная с XV в. в Англии формируется так называемое "право справедливости".

В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах

"общего права", он обращался к королю за "милостью" разрешить его дело "по

совести". С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера ("суд

справедливости"). Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.