бесплатно рефераты
 

Средневековый религиозный дуализм

докетизм, поскольку «Спаситель не рожден, бестелесен, лишен какой-либо

формы». Ветхозаветный бог является одним из семи архонтов, хозяев

материального мира, которые пытаются уничтожить Христа. Далее, он говорит о

существовании «избранных» людей, которые спасутся, и остальных, которые

погибнут – здесь идея изначального неравенства людей, идея предопределения

их к спасению или гибели проступает с необычайной ясностью. Можно сказать,

что в этой части своего учения Сатурнин показывает себя одним из первых

фашистов в истории человечества. И, наконец, показательно и то, что

«совокупление и рождение также являются делами Сатаны», что также

характерно для учений гностического толка. Таким образом, учение Сатурнина

представляется нам первым собственно гностическим учением в законченном,

классическом виде.

Одним из крупнейших и наиболее влиятельных проповедников гностицизма во 2

веке н.э. был Маркион. Любопытно, что себя он считал не гностиком, а

христианином, несмотря на то, что учение его представляло собой

классический гностицизм. Маркион был богатым судовладельцем, приехавшим из

провинции Понт (южное побережье Евксинского понта, как греки называли

Черное море). Свою проповедническую деятельность он начал в Малой Азии. В

течение многих лет он разъезжал по ее городам, стремясь сплотить христиан

вокруг своего учения. В конце 30 - начале 40-х годов II в. он приехал в

Рим, чтобы привлечь на свою сторону руководителей римской христианской

общины. Целью Маркиона было не основать свою группу, а объединить всех

христиан вокруг тех идей, которые представлялись ему единственно истинными,

отобрать те произведения, которые он почитал единственно священными.

Маркион почти сразу занял руководящее положение в римской общине. Этому

способствовал и немалый денежный взнос, который он сделал на нужды общины.

Учение его, по словам Тертуллиана, заполнило собой весь мир, и

просуществовало до пятого-шестого веков, затем, вероятно, слившись с

манихеизмом. Известно, что он предпринял первый опыт составления канона

писания. Существующие в то время книги были подвергнуты им строгому отбору,

и только Евангелие от Луки и 10 посланий были включены в канон. 1

Маркион, по-видимому, впервые выдвинул идею необходимости отбора

"священных" книг - именно для того, чтобы изгнать из христианства неугодные

ему идеи и чтобы сплотить все христианские группировки. Он создал

собственное евангелие (на основе Евангелия от Луки) и распространял

отредактированные им десять посланий Павла. Он написал также сочинение

"Антитезы", в котором обосновал сущность своего учения и оправдывал свое

произвольное обращение с уже созданными "священными" книгами тем, что они

были искажены, а он возродил подлинный, боговдохновенный текст. В

частности, он утверждал, что Евангелие от Луки подверглось обработке со

стороны защитников иудейства, которые вставили туда цитаты из своих

"священных" книг. В маркионовском варианте Евангелия от Луки отсутствовали

легенды о рождении Иисуса и Иоанна Крестителя. Его Иисус не был сыном

Марии, выросшим в доме плотника Иосифа. Он прямо сошел с небес в

пятнадцатый год правления Тиберия, появился в Капернауме и выступил с

проповедью сначала в синагоге этого города, а затем Назарете. Маркион,

таким образом, отрицал человеческую природу Иисуса. В этом вопросе его

взгляды были близки группе докетов, которые считали земное существование

Иисуса только кажущимся. Никаких мучений Иисус - воплощенный логос -

претерпеть не мог. Маркиону был чужд образ Иисуса, созданный первыми

христианами, того Иисуса, который "из-за слабых был слаб, из-за голодных

голодал, из-за жаждущих испытывал жажду", как сказано в одном из ранних

апокрифических сочинений. Маркион выступил против признания иудейской

Библии (Ветхого завета). Если Иисус - посланник божий, то уж во всяком

случае не иудейского бога Яхве, которого Маркион объявил носителем злого

начала.

Краеугольным камнем учения Маркиона является непримиримая антитеза Бога

закона и Бога спасения. Бог Ветхого Завета, творец этого мира, справедлив,

но безжалостен, а значит, несовершенен. Добрый или Иной Бог, существует

невидимо и неведомо для Творца этого мира. Свидетельства из Ветхого и

Нового Заветов о различии этих божеств были собраны Маркионом в трактате

Антитезы. Новое откровение – это дело одного только Высшего Бога-Отца. Он

послал своего сына Иисуса, который явился в этот мир в образе человека.

Тело его было неким фантомом и служило средством передвижения по миру зла.

Спасает он, что не удивительно, в основном язычников, потомков Каина,

Садомитов, в общем всех, кто был осужден в Ветхом Завете, в то время как

праведные иудеи остаются, где и были – в Аду.

В соответствии с гностическим подходом к миру Маркион считал невозможным,

чтобы этот мир был создан благим богом. По его учению, истинное божество -

абсолютное благо - никакого отношения к миру не имело. В известной степени

он пошел дальше многих гностиков. Последние говорили о том, что в человеке

есть "блестки" божественного света, которые он может открыть в себе.

Маркион же утверждал, что абсолютное божество не имеет никакой связи с

людьми: они полностью чужды ему. Миссия Иисуса - спасти этих чуждых

божеству людей. Христос выкупил их своей кровью, а купить можно только то,

что тебе не принадлежит, рассуждал Маркион. "Выкуп" людей из мира, передача

их истинному божеству были следствием благости этого неизвестного бога,

спасшего даже полностью чуждые ему существа. При такой интерпретации миссии

Христа в учении Маркиона ни страшному суду, ни царству божию не было места.

По словам Иринея, Маркион внушал своим последователям, что он "достойнее

доверия, чем апостолы, передавшие евангелия". В соответствии с полным

отрицанием мира и божественного начала в человеке Маркион проповедовал

крайний аскетизм: он не только выступал против повторных браков (как

большинство членов христианских общин), но ратовал за безбрачие, притом не

ради "спасения души" отдельного человека, а чтобы не воспроизводить род

человеческий в этом мире, чтобы "освободить" "выкупленные" души от связи с

миром.

Учение Маркиона существенно отличается от гностического в нескольких

отношениях. Во-первых, в системе Маркиона нет никаких следов гностической

мифологии – она почти вся христианская, но забавным образом изменена так,

что во многих отношениях получается чистый гностицизм! Присутствует

радикальный дуализм (материальный мир не создан добрым богом), докетизм

(земное существование Христа было кажимостью) и т.д. Ириней пишет о

Маркионе следующее:

Его последователем был Маркион с Понта, который развил свое учение,

пороча того Бога, которого возвещают закон и пророки, называя его

творцом всех зол, причиной войн, непоследовательным и

противоречивым. Иисус, посланный богом, который превыше творца этого

мира, пришел в телесном облике в Иудею во времена правления Понтия

Пилата, прокуратора Тиберия Цезаря, для того, чтобы те, кто жил в то

время в Иудее, оставили пророков и закон и все дела того бога,

который сотворил этот мир и которого Маркион называет Космократором.

Кроме того, он обрезал Евангелие от Луки, удалив оттуда все, что

касается рождения Господа, удалив многое из его учения, а именно,

все те места, в которых тот явно называет творца этого мира своим

отцом … Он также удалил все послания апостола Павла…

Он утверждает, что спасение возможно только для тех душ, которые

разделяют его учение, а то время как тело, будучи земным по природе,

не может спастись … Кроме того, он говорит, что Каин и ему подобные,

а также садомиты, египтяне и язычники были спасены Господом, когда

тот снизошел в Ад, поскольку они устремились за ним и он взял их не

небо, в то время как Авель, Енох, Ной и другие праведники, а также

Авраам и другие патриархи, вместе с пророками и всеми теми, кто был

послушен богу, не спаслись, как и змей, о котором он также говорит.

Эти люди по его словам, знали, что их бог постоянно испытывает их, и

поэтому они не последовали за Иисусом и не поверили его призыву, а

поэтому их души остались в Аду. 1

А вот что говорит о нем Климент:

Но и Платон собственной персоной, и пифагорейцы, как и Маркион

после них (хотя последний был далек от утверждения, что все жены

должны быть общими) полагали, что рождение есть зло. Последователи

Маркиона считают природу злой на том основании, что материя является

злом, поскольку произошла от неправедного демиурга. По этой причине,

не желая наполнять космос, созданный демиургом, они воздерживаются

от брака. Они противятся собственному творцу и стремятся к другому

Богу, именуемому благим, а не к тому, который, как они говорят,

является богом иного типа. По этой причине они не желают оставлять

что-либо после себя на этой земле и воздерживаются вовсе не по своей

воле, но скорее из ненависти к творцу и из нежелания пользоваться

его творениями. Однако, отказываясь от божественных щедрот и даров,

они непоследовательны в своей нечестивой теомахии. Ведь не желая

размножаться, они все же едят созданную им пищу и дышат его

воздухом. Они сами являются его творениями, наконец. Поэтому, даже

если, как они уверяют, они получили иное евангелие, открывающее

гносис, они должны почитать господина этого мира хотя бы за то, что

они получили это откровение здесь, на этой земле.

Но и Платон собственной персоной, и пифагорейцы, как и Маркион

после них (хотя последний был далек от утверждения, что все жены

должны быть общими) полагали, что рождение есть зло. Последователи

Маркиона считают природу злой на том основании, что материя является

злом, поскольку произошла от неправедного демиурга. По этой причине,

не желая наполнять космос, созданный демиургом, они воздерживаются

от брака. Они противятся собственному творцу и стремятся к другому

Богу, именуемому благим, а не к тому, который, как они говорят,

является богом иного типа. По этой причине они не желают оставлять

что-либо после себя на этой земле и воздерживаются вовсе не по своей

воле, но скорее из ненависти к творцу и из нежелания пользоваться

его творениями. Однако, отказываясь от божественных щедрот и даров,

они непоследовательны в своей нечестивой теомахии. Ведь не желая

размножаться, они все же едят созданную им пищу и дышат его

воздухом. Они сами являются его творениями, наконец. Поэтому, даже

если, как они уверяют, они получили иное евангелие, открывающее

гносис, они должны почитать господина этого мира хотя бы за то, что

они получили это откровение здесь, на этой земле. 2

Примерно в то же время проповедовал свое учение и некто Север, вот что

пишет о нем Епифаний:

Он также приписывает творение нашего мира властям и силам. В

неименуемой выси и Эоне находится благой Бог. Дьявол, как он

говорит, приходится сыном великому правителю, правящего сонмом сил,

причем иногда он называет его Саваоф, а иногда – Ялдаваоф. Он рожден

им и является тем самым змеем. Он был сброшен вниз высшей силой и,

извиваясь на своем пути вниз, впал в безумную страсть и совокупился

с землей, как с женщиной. Из его семени возникло виноградное дерево.

То обстоятельство, что виноградная лоза извивается, он истолковывает

мистически, говоря, что по причине того, что виноградное дерево

лишено симметрии, оно так искривлено. Белое вино он сравнивает со

змеем, а красное – с драконом… Поэтому вино затуманивает разум

человека … На этом основании они полностью воздерживаются от вина.

Они утверждают, что женщина – это тоже дело рук Сатаны…, поэтому

все те, кто вступает в брак, тем самым сотрудничают с Сатаной.

Человек также наполовину от Бога, а наполовину – от Сатаны. Верхняя

часть, говорит он, создана Богом, а та, что ниже пупка – злой силой.

Поэтому все то, что вызывает наслаждение, происходит из этой низшей

части. 1

И здесь мы снова видим характерные признаки гностических взглядов:

радикальный дуализм, осуждение ветхозаветного бога и проповедь полного

воздержания. Вообще учителей гностиков было в то время много, существовало

множество различных учений и сект, и только самые крупные из них попали в

поле нашего внимания.

Последняя большая гностическая школа датируется первой половиной II в. Ее

основателем был учитель по имени Валентин, являвшийся ярким представителем

александрийского гностицизма. Созданная им школа, впоследствии распалась на

две ветви: западную и восточную, что косвенно характеризует его учение, как

вмещавшее в себя достаточно материала, чтобы питать различные направления.

До нас сохранились всего несколько фрагментов сочинений Валентина. В

основном это проповеди, гимны и послания. Его учение распространялось через

эти источники, а также в устной традиции. Ему приписывается всего один

богословский трактат: "О трех природах". Среди отцов церкви писавших против

Валентина, первое место должно быть отведено Иринею. Его пять книг“Против

ересей” - направлены главным образом против валентинианства. Ересь

Валентина Ириней считает корнем всех ересей и тот, кто поразит ее, будет в

состоянии поразить любую ересь. Близко к Иринею излагает учение Валентина

Епифаний. Несколько иначе излагает систему Валентина Ипполит. Климент

Александрийский сохранил для нас фрагменты собственных сочинении Валентина.

Общий недостаток наших источников состоит в том, что отцы в своих

сочинениях, указывая на широкое разномыслие во взглядах среди

последователей Валентина, не разграничивают учения, непосредственно

распространяемого Валентином, от учения его школы.

О жизни Валентина известно немного. По всей видимости, он родился в

начале II в. в Египте и получил эллинское образование в Александрии, где,

возможно, уже в гностической форме и принял христианство. Там он мог

слушать Василида, на это косвенно указывает ряд сходств в учениях обоих

гностиков. Сам Валентин, по Клименту Александрийскому, считал себя учеником

Февды, который в свою очередь был учеником ап. Павла. Свое учение Валентин

начал проповедовать В Египте. Около 140 года он переезжает в Рим, где

активно вовлекается в церковную жизнь и основывает влиятельную школу. Его

популярность в Риме была столь высока, что он едва не избирается Римским

епископом. Однако вскоре происходит разрыв Валентина с церковью. Тертулиан

пишет об этом следующее:

…Валентин ожидал, что он станет епископом, поскольку был

замечателен в своих познаниях и красноречии. Однако после того,

как ему предпочли исповедника (martyrii), он счел себя

оскорбленным, покинул истинную церковь и, подобно (злобным)

духам, которые не могут найти себе покоя, пока не отомстят, со

всей силою обрушился на истину. Он зачал от семени некой древней

доктрины и повторил путь этого змея.1

Покинув Рим в начале 60 годов, он отправляется на Кипр. Его смерть

относят к концу 60 годов, где он умер неизвестно.

Переходя к обзору учения Валентина следует заметить, что источником его

гносиса было видение. Ересеологические источники дают нам не менее шести

относительно полных описаний его системы. В целом она создает впечатление

грамотно составленной религиозной поэмы с глубоким философским контекстом.

Все источники соглашаются, что первоначало или потенция и мощь всего

было сосредоточено в самосущем и благом божественном Бытии, которое тоже

называется Бездной Бытия или Божественной Глубиной. Само по себе оно

непостижимо и в нем пребывает его Мысль, именуемая также Благодатью и

Молчанием. Это первоначало - одновременно и пифагорейская монада и сизигия

Глубины и Молчания. Из этой сизигии развивается путем эманации вся полнота

духовного мира, которая составляет плерому и содержит не менее 30 эонов.

Первыми является сизигия Ума и Истины, Ум называется также Отцом и

Единородным. Вместе с первой, вторая пара образует совершенную тетраду. От

нее последовательно образуются еще две сизигии: Слово и Жизнь, Человеки

Церковь. Вместе эти четыре сизигии образуют высшую огдоаду. Из второй

тетрады также происходит серия эманаций. Почему движение остановилось на

тридцатом эоне неизвестно. Но эти тридцать эонов составили полноту Божества

в его раскрытости.

Внутри плеромы, естественно, существует различие между эонами по

наполненности духовной жизнью. В то же время все эоны пронизывает сильное

стремление к познанию Божественной Глубины, которая реально познается

только Единородным. Прообразом Божественной Глубины является Ахамот. В свою

очередь демиург олицетворяет Единородного. Демиург, руководимый Ахамот, сам

того не осознавая, устрояет мир по идеям плеромы. Не зная человека, создает

его из психического и земного элементов по подобию Человека горнего, а

Ахамот вдыхает в него пневматическое начало. Поэтому земной человек стал

выше своего непосредственного творца-демиурга. Его природа состоит из

материи, души и духа, что с течением истории привело к образованию трех

категорий людей: материальных (иликов), обреченных на погибель, душевных

(психиков), единосущных демиургу и способных достичь спасения через добрые

дела, и духовных (пневматиков), самой природой определенных к спасению. Вот

что пишет Климент:

“Страх Божий – начало мудрости” Интерпретируя эти слова,

последователи Василида говорят, что Архонт, услышав слова Духа-

служителя, был потрясен, не ожидая услышать и увидеть столь

великую и благую весть. Это его потрясение было названо страхом,

который является началом мудрости, распределяющей, разделяющей,

совершенствующей и восстанавливающей Ведь [Бог] сущий надо всем

дает начало не только космосу, но и разделению избранных [родов].

Валентин, кажется, имеет в виду нечто подобное, когда в одном из

своих писем пишет следующее:

«Ангелов охватило нечто подобное страху перед этим творением

[Адамом], когда он произнес слова, которые превосходили его

тварную природу, благодаря невидимо в него вложенному семени

высшей природы, которое свободно выразило себя через него. Так и в

поколениях земных людей человеческие произведения пугают самих же

создателей, например, статуи, образы и все тому подобное,

созданное людьми во имя Бога. Именно таким же образом, Адам,

будучи слепленным во имя Человека, вселил [в ангелов] страх перед

этим Человеком, сущим от начала, как будто сотворенный сам собой.

[И ангелы], потрясенные до глубины души, немедленно скрыли свою

работу». 1

И далее он же пишет:

Значит и он (Валентин), в согласии с Василидом, учит о роде

людей, спасаемых по природе, о неком особом роде, который пришел в

этот мир свыше для того, чтобы победить смерть, которая является

произведением создателя этого космоса.

Когда в естественном развитии мира наступило время зрелости, на

землю сошел сотворенный демиургом психик Мессия. С ним при крещении в виде

голубя соединился горний Иисус-Сотер. Таким образом тело нижнего Христа

состояло из пневматической и психической природ и только такие две

категории людей способны получить спасение. Материальное тело было

представлено докетически. Валентин рассматривал плоть как источник зла. Вся

жизнь Христа и проповедь была символикой откровения. “Его 30 лет от

рождения до крещения указывали на 30 эонов, из которых слагается плерома.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.