бесплатно рефераты
 

Ритуал прощания

году. Она имела небольшой автопарк и находилась при Калитниковском

кладбище. В использовании на похоронах автобусов-катафалков, равно как и

других видов автотранспорта, не было особой необходимости, так как путь

был сравнительно недалек почти из любого места города до одного из

кладбищ, которые в большинстве своем были тогда действующими.

В середине 50-х годов автобаза городской похоронной службы

насчитывала всего полсотни катафальных автобусов. Потребность в

транспортных услугах значительно увеличилась в 60-е годы с ростом

городской территории более чем в два с половиной раза.

Если в траурной церемонии участвует духовой оркестр, то для

доставки оркестровой группы к выносу гроба у дома покойного и затем на

кладбище оформляется заказ на отдельный автобус. В прежние годы такие

заказы поступали очень часто, и оркестровых групп было вдвое больше, чем

в настоящее время, соответственно, и транспорта для них выделялось

больше. Затем традиция сопровождения похорон траурными маршами духового

оркестра стала несколько ослабевать, но в последние годы вновь оркестр

играет на траурных церемониях все чаще, особенно, если в последний путь

провожают военных или ветеранов армии, Великой Отечественной войны.

САРКОФАГ, ДОМОВИНА, ГРОБ

Традиция помещать умершего человека для захоронения в специальный

саркофаг восходит к глубокому прошлому. Первоначально в Древней Греции

для их изготовления использовалась особая разновидность известняка,

именуемая саркофагом. Как видим, название это перешло на само изделие из

этой породы. В древности саркофаги применялись только для погребения

наиболее знатных вельмож, были украшены скульптурой и росписью и даже

имели архитектурное оформление. Такие саркофаги, помимо своего основного

назначения, обладали художественной ценностью и впоследствии для других

поколений имели большое историческое значение, воссоздавая культуру и

быт древних народов.

До наших времен дошли древнеегипетские изделия для мумий фараонов и

знати. Они были прямоугольными и двойными. Внутренние, похожие на

современный гроб, были изготовлены из твердых пород дерева или из

драгоценных металлов: серебра и даже золота. Внутренний саркофаг, как

правило, повторял основные линии фигуры умершего, имел не только

мумиеобразную форму, но и чеканный или резной портрет покойного, а также

выбитые надписи молитв, магических заклинаний, изображения божеств,

мифологических и ритуальных сцен. Внешние саркофаги делали из камня.

Сказанное выше позволяет судить о том, что древний обычай помещать

тело умершего в специальный украшенный саркофаг чаще всего

предусматривал также и последующее строительство отдельного

архитектурного сооружения для самого саркофага. Они были разными по

размерам, материалу, из которого изготавливались, по форме, внешнему и

внутреннему убранству. Многие сооружения отличались монументальностью и

высокой художественностью оформления. К древнейшим из них относятся

египетские пирамиды, микенские купольные гробницы, скифские курганы, а

также скальные гробницы и мавзолеи.

Христианские гробницы часто помещали внутри храмов и церквей и под

ними — в подклете и склепах, называемых усыпальницами (например,

украшенная резным орнаментом, гробница Ярослава Мудрого — в Киевском

Софийском соборе, гробница М.И. Кутузова — в Казанском соборе Санкт-

Петербурга, гробницы патриархов и митрополитов — в Успенском соборе

Московского Кремля, гробницы великих князей московских и государей — в

Архангельском соборе Кремля).

Само общеславянское слово "гроб" имеет первоначальное значение —

"яма", "могила". Действительно, наши предки — древние славяне в

дохристианский период не хоронили своих покойных в том гробу, который

подразумевается современным значением этого слова. Умершего опускали в

могилу, выкопанную в земле в виде большого дома, клали туда дроги с

кучером, имевшие соответственное оформление.

Изготавливались гробы в небольших мастерских, разбросанных по всей

Москве. Со временем, естественно, их стало больше, некоторые из них

значительно укрупнились, потому что город рос и одновременно старел,

подобно большинству крупных европейских городов, но, как это ни странно,

традиция делать гробы силами небольших мастерских сохранялась очень

долго, вплоть до наших времен.

Лишь в годы после Великой Отечественной войны эти территориально

разрозненные мастерские были объединены в один небольшой заводик. Его

современное название — Участок по изготовлению похоронных

принадлежностей ГП "Ритуал", хотя никаких других принадлежностей, кроме

гробов, он никогда не выпускал.

Расположился Участок на севере Москвы при Миусском кладбище, которое

было основано во время эпидемии чумы в 1771 году за Камер-Коллежским

валом. Сейчас это кладбище закрыто, а в прошлом здесь хоронили в

основном простых горожан, среднее сословие: мещан и ремесленников из

соседних Марьиной рощи и Бутырок.

Продукция небольшого заводика предназначена для горожан со средним и

небольшим достатком. Многие работники участка еще помнят то время, когда

самый дешевый гроб стоил пять рублей. Первоначально он был крашеным, как

и весь другой товар. Эту операцию на производстве выполнял малярный

участок. Процесс был довольно долгим: каждое изделие нужно было

подготовить — тщательно зашпаклевать, много времени уходило на то, чтобы

высушить краску. Трудоемкая операция с годами стала сдерживать само

производство, поэтому вместо краски решили использовать обивочный

материал, причем не только для внутренней части гроба, как это делали в

прошлом веке, но и для драпировки всей его поверхности.

Примечательно, что сначала этот метод начали применять для обивки

гробов, выполненных по так называемому высшему разряду, которые и сейчас

еще, по старой памяти, зовутся правительственными. Название это не было

условным, потому что в былые годы их делали исключительно на заказ для

торжественных церемоний погребения членов советского правительства.

Такие гробы имели обивку из шелка и стоили много дороже, чем изделия

массового производства.

Простые гробы обивали тканью попроще. Брали для этого ситец и сатин,

а еще раньше — даже штапель. Сейчас полностью перешли на искусственные

ткани взамен хлопчатобумажных. Такая ткань лучше драпируется, из нее

получаются пышные рюши, которые используются для внешней отделки гроба и

крышки. Для этого ткань раскраивают специальным рифленым ножом на

полосы, из которых затем швеи сшивают рюши в байтовую складку.

Для производства гробов используются разные породы дерева в

зависимости от того, откуда, из какой местности поступают на завод

пиломатериалы. Часто на эти изделия идут хвойные породы деревьев: сосна,

лиственница, ель. Из лиственных пород — деревья нашей средней полосы:

осина, береза, липа. С березой приходится работать очень внимательно и

бережно из-за того, что ее древесина — хрупкая, ломкая, легко может

выщербиться. Куда лучше в этом отношении липа, но ее завозят реже. Липа

растет очень медленно, поэтому не годится для частых массовых поставок.

Когда-то здесь обрабатывали даже дуб, но сейчас от этой практики

отошли: и дорого, и трудоемко. Дуб — не береза, древесина у него очень

крепкая, обрабатывать приходится долго.

Да и раньше из него делали исключительно правительственные домовины,

проходившие под названием "изделие № 6".

Цветовое решение массовых изделий разнообразно. Они могут быть не

только красными и черными, но и бордовыми, сиреневыми, голубыми, даже

розовыми и бирюзовыми, но последние из названных цветов идут на отделку

гроба реже. Конечно, в таком деле, как и в любом другом, тоже должен

присутствовать вкус. Работники, занимающиеся оформлением гроба,

стремятся, чтобы изделие было достаточно торжественным и красивым, и в

то же время выглядело достойно и уместно, чтобы оно соответствовало

скорбному и горестному моменту последнего прощания с близким человеком,

не вносило диссонанс в траурную церемонию похорон. Обивочная ткань имеет

приглушенную матовую окраску.

Возможность предоставить своим богатым соотечественникам выбор

предметов ритуала западного образца появилась в нашей стране совсем

недавно. Преимущественно это мелкосерийные и даже штучные изделия из

лучших сортов древесины, которая проходит тщательную подготовку и

обработку, прежде чем ее начнут использовать, Для работы с деревом за

границей применяются новейшие и самые эффективные сушильные аппараты.

Все импортные гробы сугубо деревянные, обитые тканью только изнутри.

Вот поэтому столь высокие требования предъявляют при их изготовлении к

качеству древесины. Часто поверхность гроба и крышки только полируют или

покрывают лаком, а само изделие сохраняет естественный природный цвет

дерева, выявляющий его структурные особенности, Однако ряд стран

предпочитает тонировать свою продукцию и даже покрывать краской,

используя при этом, как правило, строго ограниченную колористику:

бордово-коричневую и ахроматическую гамму (черный, серый, белый цвета).

Обычно они импортируются из Польши, Чехии, Италии, Канады, Франции,

Финляндии и США.

Фирменные гробы чешского производства изготавливаются из сосны с

последующей покраской и лакировкой. Традиционно в качестве их украшения

применяется инкрустация по дереву или деревянная аппликация в виде

веточек, веночков, вензелей и даже отдельных сюжетов из Библии.

Итальянские гробы часто бывают выполнены из бука и отделаны резным

орнаментом. Резьба по дереву иногда представляет собой целые сцены из

жизни Христа. На крышках по христианскому обычаю изображен крест или

крест с распятием.

Гробы из Америки — самого высокого качества. На изготовление каждого

уходит немало времени — месяц и более. Подобно предметам искусства, он

делается вручную, а не на станке, деревянные доски тщательно подбирают

по рисунку, полируют. В производстве используют твердые породы деревьев,

в том числе редкие: тополь, вишню, канадский и североамериканский клены.

Самые дорогие штучные изделия — из ореха, обладающего прочной и плотной

по структуре древесиной. Ствол ореха не бывает широким поэтому требуется

особое мастерство и умение во время сборки самого гроба. Его стенки и

крышка по периметру богато инкрустированы позолоченными деталями,

украшены резными колонками и барельефами из металла. Внутренняя часть

гроба имеет мягкую постель, высоту которой можно регулировать с помощью

особого приспособления в зависимости от размеров покойного.

Для внутреннего убранства всех импортных гробов используют

натуральный шелк, креп, велюр. Расцветки этих тканей сочетаются с

колером самих изделий. Наиболее часто это белый, бежевый, бордовый

цвета. Внутренняя часть оформляется очень изысканно: в виде ракушек,

шкатулок, ткань укладывают складками, гофрируют, иногда симметрично

пробивают пуговичками, обтянутыми тем же материалом. Нередко из ткани

делают кант с богатой золотой каймой. Соответственно обивают изнутри и

крышку гроба.

Разнообразны изделия не только по цвету и внутреннему убранству, но

и по форме. Здесь имеются свои каноны в зависимости от вероисповедания.

Гроб, предназначенный для погребения православных христиан, традиционно

широкий в изголовье и узкий в ногах, крышка у него съемная, при прощании

с покойным ее ставят на пол узким концом. Нестандартные гробы, размером

больше обычных, зачастую имеют сугубо прямоугольную форму и, подобно

отечественным аналогам, зовутся колодой.

Форма католического гроба напоминает шестиугольник с узким

изголовьем, расширяющимся к центру и вновь сужающимся к ногам. Внешний

вид его более других напоминает древний египетский саркофаг, повторяющий

основные линии фигуры покойного. Такой гроб поэтому условно зовется

саркофагом.

Устройство гробов американского производства отличается от

остальных, например, крышка распахивается в сторону, как дверца

шкатулки. Иногда крышек бывает даже две в ряд. При прощании с умершим

одна из них закрывается и на нее кладется покрывало, а другая остается

открытой.

Почти все американские гробы имеют ручки самых разнообразных форм, а

именно: сделанные как деревянная перекладина во всю длину гроба с обеих

сторон (они крепятся с помощью металлических держателей), а также в виде

отдельных скоб по две, а чаще — по три в ряд из металла или

сверхпрочного пластика, украшенных позолоченными набалдашниками. Даже в

торцах гроба размещено по одной ручке, так называемой поворотной.

ЦВЕТЫ, ВЕНКИ И СИМВОЛИКА

Цветы как одно из наиболее признанных и любимых всеми украшений

вошли в обычаи и ритуалы древних народов далеко не сразу, по крайней

мере, гораздо позже, чем возникла потребность в торжественном погребении

умерших.

Обряду, связанному с проводами покойного в последний путь, культура

и быт древней старины придавали большое значение. И вместе с тем в

качестве атрибутов погребения использовали предметы до известной степени

прозаические и даже, говоря современным языком, утилитарные. В саркофаг,

гробницу или склеп рядом с усопшим полагали сосуды с напитками и

благовониями, яства, мелкую обиходную утварь, которую далеко не всегда

можно было расценить как украшение: гребни, пуговицы, монеты, кольца и

прочее. Однако такая традиция была не так проста, как это нам кажется

сегодня, имела глубокие корни, не только отражала представления наших

предков о загробной жизни, но и выявляла их бессознательное стремление

передать для вечности вместе с человеком, отошедшим в мир иной, лучшие

творения рук своих, в которых воплотились знания и опыт, накопленные

человечеством за тысячелетия.

Нельзя сказать, что цветы вообще не находили места в ритуальных

обычаях старины. В традициях многих народов, и в том числе славянских,

очень рано возникло особое трепетное отношение к этим божественным

растениям, оно лежит в основе многих сказок, легенд, поверий. Цветы

привлекли внимание людей редким красочным видом, способствовали

миропониманию, что нашло например, отражение в этимологии

общеславянских слов "цветок" и "цвет" (в значении "колер"), в

первоначальном значении слова "красный" — то есть "красивый". Таким

образом, происхождение этих слов подтверждает, что в сознании славянских

народов цветок исстари олицетворял понятие о красоте.

Исследователь русских простонародных праздников и обрядов И.М.

Снегирев отмечает, что растительная зелень и цветы с глубокой древности

на Руси пользовались большим уважением. Известно, что не только наши

предки, но и другие народы в язычестве обожествляли старые деревья,

совершали под их сенью празднества, жертвоприношения. Все эти обряды

были связаны с идеологическими воззрениями древних, с их понятиями о

мироздании, судьбе, жизни и смерти. Древние римляне, например, в мае, на

пороге весны и лета, украшали себя и гробницы предков розами, которые у

них посвящались усопшим.

Уже в раннем периоде христианское мировоззрение по-особому свято

относилось к красоте земной природы — творению Божию, полагая, что

именно через прекрасную и мудрую природу проходит путь любви и познания

Господа.

Зеленью и живыми цветами украшается храм — дом Божий: цветами

убирают царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, из цветов

составляют буквы пасхального приветствия "Христосъ Воскресе'". В

убранстве храмов используют самые красивые и благоуханные цветы: розы,

пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы. По древней

традиции, Церковь сохраняет верность глубокой символике цвета в

облачении священнослужителей и украшении цветами храмов в определенные

праздничные дни. Например, в День Святой Троицы, Духов День надеваются

зеленые одежды, в Вознесение и Преображение — белые. В дни чествования

Креста Господня цвет риз — фиолетовый или темно-красный, в посты — темно-

синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. В праздники

Богородицы облачения голубые, а в дни памяти мучеников — красные.

Цветы и зелень призваны выразить духовный смысл отмечаемого Церковью

события. На Рождество Христово храм украшают пахучими еловыми ветками —

вечнозеленая ель стала символом древа жизни и рождения Спасителя. В

Вербное воскресение (Цветоносная Неделя, Вход Господень в Иерусалим)

православные храмы украшаются веточками цветущей вербы — символом победы

Господа над адом и смертью. На четвертой неделе Великого поста,

известной в народе под именем Крестопоклонной, в храмах совершается

поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню: батюшка выносит из

алтаря на траурном в золоте покрове убранный цветами Крест, в композицию

вводится красный цвет — знак приближающихся Страстей

Христовых. На Страстной неделе в Страстной Пяток плащаницу Спасителя

убирают, по обычаю, красными цветами.

Зелень, цветы, растения сопутствуют праздникам седьмой недели после

Пасхи — Недели Святых Отцов, праздникам, в которых издавна переплелись

древнеславянские обряды с православными христианскими. И скорее всего,

именно от этих народных обычаев ведет свое начало православная традиция

провожать и поминать усопших цветами и венками. Неделя эта в народе

носит название "семиковой", "зеленой", "гряной". Особо отмечены три ее

дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица —

воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Семик открывал сложный древнеславянский комплекс обрядов, связанных

с культом мертвых и весенним земледельческим циклом, знаменующих

прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с

центральным персонажем — березкой. На березах завивали венки, пели

обрядовые песни, водили хороводы, посещали кладбища. В "Поэтических

воззрениях славян на природу" у А. Афанасьева читаем:

"В этом день весь народ отправляется в поля и рощи, собирает разные

травы, преимущественно благовонные: чабрец, мяту, зорю и калуфер, рубит

молодые березки и другие деревья. В то же время по городам и селам стены

внутри домов убираются деревянными ветвями, полы устилаются скошенной

травою, окна — пахучей зеленью и цветами. По дворам и улицам

устанавливаются в землю целые ряды березок, липок, кленов, так что

каждый город и деревня превращаются на несколько дней в зеленые сады".

Плетение зелени в виде венков — обычай весьма древний. Почти все

народы использовали венки во время приношения жертв. Греки и римляне

надевали их себе на голову в дни народных празднеств и общественных

торжеств — венок считался эмблемой бессмертия, знамением переселения

души на небо и союзом смертью почивших с живыми. Можно предположить, что

и зеленый венок на Семик у наших предков отчасти имел ту же символику.

Одним словом, народные традиции в его праздновании хорошо стали

сочетаться с христианским поминовением умерших, совершаемым на этой же

неделе — в Троицкую родительскую субботу.

Знаменательно также соединение православной христианской и народной

традиций поминовения усопших в обычае, жившем еще в XIX веке, посещать

всем миром раз в году накануне Троицы убогие дома так называемые

скудельницы, которых было немало на Руси, особенно в Москве. С крестным

ходом, в сопровождении архиереев несли люди для бедных и бездомных гробы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.