бесплатно рефераты
 

Нужно ли было НАТО бомбить Югославию? История и последствия Косовского кризиса 1998-1999 гг.

лишь 1 мог быть сербом, независимо от способностей». Однако некоторые

сербские авторы усматривают и более глубокие причины кризиса в крае. Так,

Н. Пашич видел главными проблемами «исковерканные национальные отношения»

последствия быстрой урбанизации, поломавшей старую систему ценностей. Все

эти точки зрения имеют под собой реальные факты. Экономическая обстановка в

Косово была действительно сложной, особенно для местного населения. Если в

1947 г. уровень развития трех слаборазвитых республик страны - Боснии и

Герцеговины, Македонии и Черногории - был всего на несколько процентов

выше, чем в Косово, то в 1980 г. - уже в 2,5 раза. Масштабные программы по

ускорения развития Косово, проводившееся с 1956 г. - Сербией, с 1957 г. -

Югославской федерацией, а с 1965 г. - федеральным Фондом по кредитованию

ускоренного развития слаборазвитых республик и автономных краев, которые в

1980-х г.г. составляли до 1,5 млрд. $ [42] также практически не принесли

результатов. Согласно книге Душана Батаковича The Kosovo Chronicles,

инвестиции в Косово составляли до 70% инвестиций этого фонда. С 1965 по

1985 г. темпы экономического роста в крае были самыми высокими в стране и

составляли 6,7%; если в Югославии в целом совокупный общественный продукт

за тридцать лет увеличился в 5,5 раза, то в Косово - в 5,2 раза.

Промышленное производство увеличилось в СФРЮ на 6%, а в Косово - на 7%.

(«Косово: международные аспекты кризиса») Но в пересчете на душу населения

экономические показатели Косово значительно уступали другим регионам.

Уровень рождаемости в Косово считался самым высоким в Европе и средняя

численность семьи согласно The Kosovo Chronicles составляла 6,9 чел. В 1979

г. уровень общественного продукта на душу населения в среднем по СФРЮ

составлял 2,635$, а в Косово только 795$. Это было вызвано тем, что все

эффекты от инвестиций нивелировались высоким уровнем прироста населения.

Причём доминирование сельского населения, высокий уровень неграмотности (в

1979 г. 31,5% лиц старше 10 лет) и определённые особенности косовской

системы образования не давали албанцам особых возможностей получить

неплохую работу [43]. «Кто в Белграде были дворниками, уборщиками

общественных туалетов, мойщиками витрин, продавцами жареных каштанов,

чистильщиками обуви? Конечно, албанцы».[44] Если в 1971 г. официальный

уровень безработицы в крае составлял 19%, то в 1981 г. уже 27,5%, а в 1989

г. 57%.[45]

Местная система образования играла одну из важнейших ролей в албанском

движении Косово. Очень многие школы и вузы Косово были по сути дела не

югославскими, а албанскими. В Косово насчитывалось 904 начальных и 69

средних албанских школ[Косово: международные аспекты кризиса. с.9]. Занятия

велись по албанским учебникам, государственные программы

игнорировались.[46] Главным же центром проалбанского образования в Косово

был открытый в 1970 г. Приштинский университет, где на албанском и сербском

языках обучались 37 тыс. студентов, 80% которых были албанцами [47].

Согласно The Kosovo Chronicles там насчитывалось свыше 200 албанских

профессоров. В итоге в крае было на 14% больше студентов на 1000 человек,

чем в среднем по стране. Естественно, что в экономически отсталом Косово

большинство из 8-10 тыс. выпускников оставалось без работы. Более того, из

этого числа лишь только 20% имели техническую подготовку, а остальные были

филологами, историками, лингвистами.[48]. Такая образовательная политика

была на руку прежде всего сепаратистам. Неудивительно, что именно

Приштинский университет стал центром волнений 1981 г., а большинство

лидеров косовских сепаратистов 1990-х г.г., как например, Ибрагим Ругова,

были его выпускниками.

Согласно книге «Косово: международные аспекты кризиса», в 80-е годы

руководство Сербии периоды введения военного положения сменялись периодами

разработки новых программ решения проблемы Косово, которые включали в себя

экономические (преодоление замкнутости края, изменение его экономической

структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические

(попытки формирования краевого единства на классовой, а не на национальной

основе) меры. Так, в соответствии с общеюгославской программой по

косовскому вопросу, принятой в декабре 1987 г. ЦК СКЮ, было решено

продолжить работу по созданию условий для опережающих темпов экономического

развития края, интегрирования экономики Косово в экономику СФРЮ,

обеспечения края квалифицированными специалистами для работы в органах

управления и правосудия, установления планового контроля над использованием

средств федерального Фонда по кредитованию ускоренного развития

слаборазвитых республик и автономных краев и принятия соответствующих мер

по развитию культуры и образования. Ничего нового в этой программе не

заключалось и эффекта в условиях тяжелого кризиса СФРЮ она иметь не могла.

С моей точки зрения, Косово стало одной из самых крупных неудач

национальной политики СФРЮ. Будучи крайне непоследовательной, эта политика

вызывала неудовлетворение как сербов, так и албанцев. Ключевой ошибкой в

этой системе было, с моей точки зрения, вопиющее несоответствие

административных границ и зон проживания народов, как, например, отсутствие

сербской автономии в Хорватской Краине и Боснии и, конечно, объединение

враждующих сербской и албанской общин в один Автономный край Косово.

Межнациональные противоречия могли сдерживаться лишь при жестком

авторитарном режиме Тито. С его смертью, половинчатый статус Косово не мог

удовлетворить никого, что показали события, начиная с 1981 г.

Косово и распад СФРЮ

К концу 80-х годов центробежные процессы в СФРЮ, в том числе под влиянием

косовских событий, ещё более усилились. В полный голос о себе заявили и

сербские националисты, считавшие распределение полномочий между

республиками в СФРЮ несправедливым. Стремительно росла популярность

председателя ЦК Союза коммунистов Сербии С. Милошевича, который впервые

открыто заявил об этом в 1987 г. В действиях Милошевича Косово, как символ

«ущемления сербов» занимало одно из ключевых мест. Именно в Косово,

Милошевич выступая перед толпой сербов, возмущённых избиением нескольких

сербов полицейскими-албанцами сказал свою знаменитую фразу «Никто больше не

посмеет вас бить». Эти слова стали его политическим манифестом.

Параллельно с дезинтеграцией югославской федерации, сербское руководство

всё более и более урезало полномочия Автономного края Косово. Подобная

тенденция имела место и относительно другой автономии – Войводины. Сербское

руководство шаг за шагом стремилась полностью подчинить эти автономии

центральному руководству. Подобные действия имели широкую поддержку как

среди сербской интеллигенции, так и среди широких масс населения. Широко

господствовало мнение, что полухорват-полусловен Тито ущемлял сербов.

Передача «священного Косова Поля» под фактическое управление албанцев

воспринималась как тяжкое оскорбление. В марте 1989 г. Сербская скупщина

отменила одну из самых болезненных для сербов и не очень способствовавших

эффективной работе сербской республики полномочий Косово, лишив Автономный

край права вето в отношении конституционных изменений в Сербии. В сентябре

1990 г. эти изменения были официально узаконены с принятием новой

Конституции Сербии. Однако, нужно отметить, что полномочия в отношении

краевого бюджета, вопросов культуры, образования, здравоохранения,

использования языков были сохранены. В то же время сербское руководство

пыталось установить в Косово приемлемую для них администрацию. В начале

1989 г. решением руководства Союза коммунистов Сербии были сняты

руководители краевого комитета Союза коммунистов Косово, в числе которых

был популярный среди албанцев Азем Власи, в Приштине и других городах

прошли демонстрации протеста, а в феврале 1989 г. началась забастовка, а

затем голодовка шахтеров, выступавших против этого решения. В Сербии

осудили шахтёров, потребовав от правительства принятия срочных мер по

стабилизации ситуации. 3 марта 1989 г. Президиум СФРЮ ввел в Косово

комендантский час. Несмотря на то, что конституционные изменения были не

очень болезненными для албанцев, они вызвали новую волну недовольства.

Многие краевые чиновники-албанцы подали в отставку, что дало повод

сербскому руководству уволить большую часть оставшихся. По словам Б. Бутрос-

Гали, "...Как утверждают, до 100 тыс. человек были таким образом сняты со

своих должностей в республиканских и краевых административных органах,

школах и на государственных предприятиях" [49]. По данным Союза Независимых

Профсоюзов Косово к февралю 1992 г. было уволено 84 848 албанцев, в том

числе: в образовании и науке – 21 570); в добывающей промышленности- 8 110

в строительном секторе – 7 804 в металлообрабатывающей промышленности -

5,666. Число семей, где никто нигде не работал составляло 62 500. Военное

положение в крае сохранялось, но оно не могло остановить албанского

протеста: в январе 1990 г. в демонстрациях уже участвовало около 40 тыс.

албанцев.[Yugoslav crisis and the World//www.serbiaunity.net] Летом 1989 г.

прошли масштабные празднования годовщины битвы на Косовом поле, ставшие

бенефисом сербских националистов и лично Милошевича.

22 марта 1990 г. сербская скупщина приняла программу развития Косово,

предусматривавшую принятие «специальных мер для обеспечения законности и

порядка, мира, свободы, равенства, территориальной целостности Сербии»,

предусматривавшая право возвращаться на прежнее (довоенное)

местожительство только для сербов и черногорцев (ввиду нехватки денег это

не было выполнено) и включавшая ряд подзаконных актов, фактически

передававших функции законодательной, исполнительной, административной и

юридической властей республиканским органам. Также были существенно

ограничена албанская культурная деятельность и, что особенно важно, введены

школьные программы на сербском языке.

Косовские албанцы ответили на политику Сербии, шагами в духе Хорватии и

Словении, пытавшихся посредством актов парламентов и референдумов

юридически закрепить стремление к независимости. 2 июля 1990 г., в тот же

день, когда Словения приняла "Декларацию о полном государственном

суверенитете Республики Словения", албанские делегаты краевой скупщины

приняли "Конституционную декларацию", которая провозглашала Косово

республикой. В ответ 5 июля сербская скупщина распустила скупщину Косово,

обосновав это решение многочисленными нарушениями общественного порядка в

крае. В ответ, 13 сентября 1990 г. делегаты распущенной краевой скупщины в

обстановке полной секретности приняли новую конституцию края,

провозгласившую Косово республикой, судьба которой должна впредь решаться

ее гражданами. Этот акт был расценен сербским руководством как

антиконституционный и подрывающий территориальную целостность республики.

Распущенный парламент на тайном заседании также решил приступить к созданию

"параллельных структур власти" - подпольных парламента и правительства.

Таким образом, размежевание албанской и сербской общины стало полным.

Благодаря новому закону СФРЮ от 2 июля 1990 г., косовские албанцы смогли

сформировать свои партии, в том числе и Демократическую лигу Косово, во

главе с Ибрагимом Руговой, численность которой к концу 1990 г. достигла 700

тыс. чел. [50]. Ругова быстро набрал популярность, проповедуя идеологию

«ненасильственного сепаратизма» и позиционируя себя как «косовского Вацлава

Гавела». Несмотря на возможность участия в выборах в государственные

институты Республики Сербии и СРЮ, они бойкотировали их. В результате на

выборах 1990 г., Социалистическая партия Сербии С. Милошевича получила 30

из 34 мест в парламенте от Косово[51] Таким образом были бойкотированы все

выборы в институты Сербии и СРЮ вплоть до настоящего времени. Лишь в январе

1994 г. Демократическая партия албанцев в коалиции с партией

Демократического действия выиграли 2 места в сербском парламенте от города

Лесковац.[ТАНJУГ-08.01.1994].

2 июля 1991 г. в атмосфере продолжающегося югославо-хорватского конфликта,

собрание албанских депутатов косовского парламента приняло решение

провозгласить Косово "независимой и равноправной республикой в составе

федерации (конфедерации)", а также дезавуировало решение 23 марта 1989 г. о

согласии с конституционными поправками. Через несколько дней Народное

собрание Албании признало независимость Косово как просто «независимой и

равноправной республики» [51]. 5 июля 1991 г. сербские власти издали указ о

роспуске косовского правительства и парламента, после чего на территории

Косово было введено прямое правление Белграда и таким образом автономия

Косово сохранившись формально, фактически была уничтожена. Начались

массовые увольнения служащих-албанцев, из коллегиального президиума

федерации вывели албанских представителей. В сентябре 1990 г.

республиканские власти ввели в Косово школьную программу остальной Сербии,

оставив возможность изучения албанской культуры факультативно. С 1992 г.

для обучения на албанском языке требовалось специальное разрешение

министерства образования. Ректор Университета Приштины объявил, что

албанский будет изучаться только как иностранный язык. Албанские учителя

отказались следовать новой школьной программе и выразили желание учить

детей по албанским программам на албанском языке. В ответ власти отказались

платить им зарплату. Тогда албанские дети перестали ходить в

государственные школы, а занятия проводились в других местах. В то время

как с государственной службы было уволено большое число учителей и

профессоров - албанцев, в условиях подполья продолжил работу албанский

университет. Нелегальная система образования охватывала 480 школ и почти 20

тыс. студентов (13 факультетов университета и семь высших школ), где

работали уволенные властями учителя (30 тыс.) и профессора (850)[52]

Согласно некоторым данным на начало 1993 г. 320 тыс. детей посещали

начальные классы «параллельных» школ, 90 тыс. средние и 60 тыс. старшие .

Была ликвидирована Академия наук, прекращены передачи на албанском языке по

радио и телевидению,в августе 1990 г. была закрыта выходившая с февраля

1945 г. самая старая газета на албанском языке "Рилиндья" ("Возрождение"),

а её 200 журналистов были уволены. В марте 1991 г. Верховный Суд Косово

восстановил регистрацию газеты, но сербские власти отказались выполнить это

требование. Телеканал РТС-Косово, формально находившийся под контролем

Скупщины Косово фактически стал отделом центрального РТС.

26-30 сентября 1991 г. состоялся полуподпольный «референдум о

независимости». Согласно сообщению избирательной комиссии, в нем

участвовало 87% избирателей. Из них 99,87% высказались за провозглашение

Косово «независимой и суверенной республикой с правом стать субъектом

содружества суверенных государств в новой Югославии». 19 октября было

сформировано временное коалиционное правительство Республики Косово во

главе с доктором медицины Б. Букоши, признанное Народным собранием Албании

[53] .В политической декларации, принятой по итогам событий Координационным

советом албанских политических партий в Югославии, предусматривалось

вхождение Республики Косово, как независимого и суверенного государства в

союз суверенных республик Югославии или создание Албанской республики по

этническому принципу в случае сохранения Югославии, но изменения её

внутренних границ или решение албанским народом Югославии вопроса об

объединении с Албанией путём плебисцита, только если не сохранятся и

внешние границы Югославии [54]. Но по сути дела, эта декларация так и

осталась декларацией. 24 мая 1992 г. в крае состоялись выборы президента и

парламента. Руководство Сербии, объявившее эти выборы незаконными, не

слишком мешало их проведению. Сербы в выборах участия не принимали. Албанцы

отдали свои голоса И. Ругове (95-100%) как президенту "Республики Косово" и

его партии - Демократической лиге Косово (78%). Чтобы выразить поддержку

албанцам, на выборы приехали делегации ряда стран и международных

организаций [55].

Таким образом, к моменту окончательного распада югославской федерации

полное размежевание албанской и сербской общины Косово было закреплено

созданием двух параллельных административных структур, словно не замечавших

друг друга. Стороны ни разу не проявляли желания к компромиссу,

последовательно выполняя свои идеологические установки: албанцы – по сути

независимая автономная албанская республика и возможное объединение с

Албанией, сербы – Косово – это неотъемлемая часть Сербии и СРЮ. Генеральный

секретарь ООН Б. Бутрос-Гали оценивал cитуацию в Косово как тупиковую,

поскольку стороны придерживались диаметрально противоположных взглядов на

статус и будущее края.[56].Учитывая высокий уровень радикализма как среди

сербов, так и среди албанцев, неудивительно, что именно Косово, а не Босния

была в докладе ЦРУ ноября 1990 г. названа наиболее вероятным эпицентром

возможной балканской войны.[57]

Косово в 1992-1997 г.г.

Хотя в 1992 г. уже разгорелась полномасштабная война в Боснии, обстановка в

Косово оставалась относительно спокойной. Более того, именно в 1992 г.

произошли первые попытки мирного урегулирования конфликта. Они были связаны

с именем югославского премьер-министра Милана Панича, наладившего прямые

переговоры с косовскими лидерами. В августе 1992 г. он изложил свой план

решения косовской проблемы. По его мнению, нормализация обстановки в Косово

могла бы быть достигнута на основе проведения свободных демократических

выборов, в которых приняло бы участие все население края. М. Панич поручил

министерству юстиции привести действующее в крае законодательство в

соответствие с нормами СБСЕ. В целях нормализации обстановки была создана

Комиссия по правам национальных меньшинств, началась разработка закона "О

свободе и правах объединений национальных меньшинств и их представителей",

которая после ухода М. Панича из правительства в декабре 1992 г. так и не

была завершена. Было также принято решение о восстановлении в Косово

обучения на албанском языке .Однако план М. Панича по нормализации

обстановки в Косово, поддержанный премьер-министром Греции, который

согласился быть посредником в переговорах между Белградом и Приштиной,

собирались обнародовать в августе 1992 г. на лондонской конференции по

Югославии. Однако в последний момент он был отклонен лидером косовских

албанцев И. Руговой - по мнению международных наблюдателей, в расчете на

то, что на конференции "будет отдано предпочтение платформе косовских

албанцев, не учитывающей интересы Сербии" [58]. В октябре 1992 г.

состоялись первые переговоры сербских властей и представителей албанских

сепаратистов, правда без особых результатов. 22 сентября 1992 г. Панич

заявил "Право на самоопределение должно распространяться и на албанское

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.