бесплатно рефераты
 

Мир и Россия: Основные тенденции истории

прослеживаются у всех западноевропейских народов.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское

хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не

обладали собственностью на землю, а лишь пользовались ею, выполняя в пользу

ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк,

барщина). Зависимость крестьян могла быть поземельной, а могла быть и

личной. Но и лично зависимый крестьянин не был прикреплен к земле и ее

владельцу. Крепостного права западноевропейское средневековье не знало.

Попытка его ввести не увенчалась успехом, так как натолкнулась на жесткое

сопротивление. Последовала волна мощных крестьянских выступлений.

Более того, уже с XII-XIII вв. начался процесс освобождения крестьян,

которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу.

Европейский крестьянин уже в ХIV-ХV вв. стал свободным, хотя и не добился

юридического признания своих прав на землю. Процесс замены натуральных

повинностей на денежные, затем освобождение крестьян от личной зависимости

способствовали прогрессу в сельском хозяйстве, развитию товарно - денежных

отношений. Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках

сеньорий (в Англии их называли манорами, в России - вотчинами).

Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем,

обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении

населения сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное

хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян.

С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая

чистая сеньория.

Наряду с сеньорией, редко совпадая с нею, существовала крестьянская

община. Она регулировала порядок пользования угодьями, разбирала мелкие

правонарушения, организовывала совместные работы, крестьянские праздники.

Для средневекового общества была характерна вассально-сеньориальная

иерархия. Главой ее считался король, от которого зависели непосредственные

вассалы - графы, герцоги. Ниже стояли бароны, а затем рыцари, не имевшие

своих вассалов. Один и тот же человек мог быть вассалом многих сеньоров.

Крестьяне не входили в феодальную лестницу, Каждое сословие было

корпоративным. Отношения между сословиями носили напряженный характер.

Враждебность иногда выплескивалась наружу. Х1У-ХУ вв. являли собой картину

бесконечной череды мощных крестьянских восстаний. Французская Жакерия,

восстание Уота Тайлера в Англии, восстание Дольчино в Италии, гуситские

войны в Чехии, выступления ременсов в Испании, знамя “Башмака”, поднятое в

Германии, - таков неполный перечень крестьянских восстаний этого периода.

Глухое напряжение прорывалось и в действиях, подобных тем, что известны из

баллад о Робин Гуде, и в актах социальной борьбы, шедшей в городах.

Несмотря на то, что средневековое общество было аграрным, наряду с

сельским хозяйством успешно развивалось ремесло, росли города. Города в

основном были небольшие, хотя был и стотысячный Париж, цветущие итальянские

города-государства Венеция, Генуя, Милан. В городах сформировалось особое

городское сословие - бюргерство. Важным, все время увеличивающимся слоем

городского населения, были ремесленники. Особенным почтением пользовались

люди строительных специальностей - каменщики, плотники, штукатуры.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от

конкуренции со стороны самостоятельно работавших ремесленников, как

городских, так и сельских. К числу городского населения принадлежали также

купцы,. Игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Из Западной

Европы они вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес,

мех, смолу. С востока на запад везли в основном предметы роскоши: цветные

ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты,

пряности, ковры.

В период классического Средневековья начинается процесс централизации

государств. Однако границы государств постоянно изменялись: они то

сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на

мелкие.

Процесс централизации государств в Западной Европе, последовавший за

феодальной раздробленностью был обусловлен прежде всего экономическими и

социальными предпосылками: возникновением и развитием товарно-денежных

отношений, усилением рыночных связей, ростом городов, мобильностью

населения.

Классическим примером являются Франция, отчасти Англия и Шотландия,

которые к концу XIII в. уже представляли собой более или менее

централизованные государства.

Иной вариант развития- сохранение полицентризма- дают итальянские

государства, автономия которых была немаловажным фактором их экономического

процветания, и германские территориальные княжества, сохранившие

разобщенность.

Процесс централизации государств сопровождался появлением новой формы

феодального государства- сословно-представительной монархии. Именно в этот

период начинается практическое осуществления принципа разделения властей и

возникают первые сословно-представительные органы, значительно

ограничивающие власть короля. В конце XII – начале XIII вв. появились

кортесы в Испании. В 1265г. оформился парламент в Англии. В XIV в.

парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы.

Генеральные штаты во Франции, рейхстаг и ландтаги в германских княжествах,

сеймы в Польше и Чехии. В них избирались представители крупной знати,

духовенства, рыцарства, иногда - свободного крестьянства. Первоначально

парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и

как судебный орган. Но постепенно за ними закрепляются только лишь

законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента

и короля.

Парламенты были не единственным политическим новшеством классического

Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали

политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в

Италии, а затем (в ХIV в.) во Франции. Политические партии жестоко

противостояли друг другу, однако их противоборство не носило

принципиального характера.

Исключительное положение в Средневековом европейском обществе занимала

христианская церковь. Без ее участия или воздействия не совершалось ни

одного крупного события. До середины XI в. христианская церковь считалась

единой. Но в Западной Европе главой церкви был римский папа, а в Византии -

константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. От Византии

христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского

полуострова. Но Римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей

власти. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и

константинопольским патриархом шла острая борьба. В 1054 г. произошло

окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех

пор западная церковь стала называться католической (что значит

“всемирной”), а восточная -православной (то есть “правильно славящей

Бога”).

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе

свидетельствует тот факт, что средневековые короли стремились узаконить

свое положение, получив знаки королевской власти из рук папы. Католическая

церковь обладала колоссальными богатствами. Ей принадлежало значительное

количество земли, у нее были большие финансовые средства. В течение

длительного периода католическая церковь вела борьбу со светскими

государями за политическую власть. Кроме того, церковь занимала

исключительное положение в сфере образования и науки.

Свое особое положение в средневековом обществе церковь хорошо

сознавала и всячески поддерживала. Не раз выступала она с призывами и

идеями, овладевавшими широкими слоями населения, захватывавшими воображение

и могущественных государей, и простых людей. Идея крестовых походов,

освобождения Гроба Господня и христианских святынь - наиболее яркий тому

пример. И хотя крестоносцы одновременно руководствовались материальными

соображениями, практическими расчетами, их религиозный энтузиазм не был

поддельным.

В 8-ми крестовых походах (1096-1270 гг.) на Ближний Восток - в Сирию,

Палестину, Северную Африку, совершаемых под религиозными лозунгами, западно-

европейские крестьяне увидели возможность уйти от своих господ, феодалы

надеялись пограбить богатые города и создать новые владения на Востоке,

рыцари мечтали разбогатеть на грабеже и приобрести земли, духовенство

рассчитывало расширить свои владения за счет новых владений на Востоке. В

крестовых походах участвовало не только взрослое население, но и дети.

Известны даже детские крестовые походы. Имея первоначальный успех,

крестоносцы все же не сумели его завершить и окончательно завоевать страны

Востока.

Крестовыми походами называют также походы немецких феодалов в XII –

XIII вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские

войны ( крестовые походы северо-французских рыцарей на Юге Франции,

предпринятые по инициативе панства, против альбигойцев- участников

ерестического движения).

Рост городов и образование централизованных государств в Западной

Европе способствовали подъему культуры. Главной ее особенностью являлся

синтез самобытной культуры, античного наследия и христианства. При этом

особое значение имела христианизация средневекового общества, что

обусловило новые веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В

горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения

произошли в плавке и обработке металлов. Получили развитие мореплавание и

кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе

было изобретено книгопечатание.

В период классического Средневековья в Западной Еропе появились

университеты, где обычно было три факультета: богословский, юридический и

медицинский. Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В

Париже, Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов.

В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля-

романский и готический. Сами эти термины – условны. Термин “романский”

возник в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII

столетий. Предполагают, что стиль назывался романским, так как постройки

этого времени были преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а

в средние века такие сооружения считались романскими ( построенные по

римскому способу), в отличии от деревянных построек. Дух воинственности и

постоянной потребности самозащита пронизывает романское искусство. Все это

особенно проявилось в зодчестве: замок-крепость, храм- крепость. На

капителях и подножьях колон, на окнах, на рельефах стен и дверей романский

соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящрецы- полуптицы, и всякого

рода химеры. Это свидетельство того что в средневековом искусстве

сохранились элементы народного создания свободных “варваров”: фольклорные

мотивы, языческая фантазия, животный эпос, любовь к яркой узорности.

Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского

зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце.

На смену романскому стилю пришел готический. Он был ведущем

направлением в искусстве с середины XIIв. до XVIв. Сам термин готический

произошел от названия германского племени готов.

Главный признак готики- высотность. Готические соборы не только

высоки, но очень протяженны. Готический собор часто асимметричен и даже

неоднороден в своих частях. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами,

перекидные арки, громадные окна. Собор и внутри, и снаружи сопровождается

массой скульптур.

Классический пример готического зодчества- Собор Парижской Богоматери.

Поворот к готике начался с архитектуре и уже потом данный стиль

распространился на скульптуру и живопись. В живописи большим достижением

явилась миниатюра. В иллюстрациях к книгам обратились все стороны жизни

людей.

Средневековая литература была представлена эпическими поэмами

(героические народные сказания), рыцарской поэзией, городской литературой,

а также крестьянской литературой (песни, сказки, баллады. Например, баллада

о Робин Гуде).

Период классического Средневековья сменяется поздним Средневековьем.

Образно его называют “осенью” Средневековья. В это время начинает

формироваться новое капиталистическое общество. Более подробно о позднем

Средневековье будет изложено в следующем разделе.

В разных странах в развитии феодализма имелись значительные

особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни

народов и естественно-географической средой. По-разному складывался

феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с

умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного

орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытно-общинного

строя. В связи с этими причинами весьма заметно различался феодализм в

европейских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья

преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и

эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания

феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в

раннее и даже в классическое Средневековье широко была распространена

государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации

крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что

в Европе в период сложившегося феодализма господствовала раздробленность, в

то время как на Востоке существовала более или менее централизованная

система управления в форме деспотической монархии. Эти же причины

определили разновременность начала и конца эпохи феодализма в разных

странах. В Китае и Индии переход к феодализму начался во II-III вв., а

закончился феодализм здесь лишь в XIX в.

В связи с тем, что последовательное течение процесса общественного

развития в Западной Европе было искажено варварскими завоеваниями, большой

интерес представляет изучение трансформации рабовладельческого общества

Восточной Римской империи в феодальное. Восточную Римскую империю принято

называть Византией, хотя сами ее подданные именовали империю Ромейской

(Римской). Грекам здесь принадлежало главенствующее положение, и греческий

язык был наиболее распространенным.

Уже в IV в. роль рабского труда в сельском хозяйстве Византии была

значительно меньше, чем на Западе. Главными производителями являлись

прикрепленные к земле колонны и свободные общинники. Большая часть земли

традиционно принадлежала государству, а не частным лицам. Многочисленнее и

богаче, чем на Западе, были города. Хотя уже в VII в. территория Византии

под натиском арабов сократилась вдвое, она выстояла и государственная

преемственность здесь не была нарушена варварами. Однако и здесь, как и на

Западе, в результате сложных социальных процессов и острых классовых

конфликтов в VI-VII вв. складывается феодальное общество. При этом, в

отличие от стран западной Европы, и при феодализме основная часть земли в

Византии сохранилась в руках государства, которому крестьяне платили

налоги. Государственная власть сосредотачивалась в руках императора,

опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и приближалась по

своей форме к восточной деспотии. Города, ремесла и торговля развивались

под особым контролем государства в рамках корпоративно-цехового устройства.

В VI-VII вв. Византия была самым развитым государством Европы, ибо

здесь не прерывалась античная государственная и культурная традиция.

Сохранившиеся до наших дней византийские культовые, гражданские и военные

сооружения поражают своим архитектурным совершенством. Ярким памятником

этой эпохи является ныне приспособленное под мечеть здание собора св. Софии

в Константинополе. Византия оказала большое влияние на развитие

государственности, материальной и духовной культуры многих народов Европы,

Азии. Примером этому могут служить южные и восточные славяне. В VII "XIII

вв. важную роль в европейских событиях играли контакты с арабской исламской

цивилизацией. Арабы были кочевниками на Аравийском полуострове и никогда не

были подвластны Римской империи. Они не приняли христианства. Каждое

арабское племя имело свое божество, но все они почитали черный камень,

сохраняемый в г.Мекка. В 610 г. житель Мекки Мухаммед стал проповедовать

новую религию. Он утверждал, что Бог послал его, как пророка, для обращения

мира в новую веру. Все арабы приняли его религию и стали повиноваться.

Ученики Мухаммеда записывали его проповеди и на основе этих записей была

составлена священная книга-Коран. Эта религия называется ислам, а

исповедующие ее мусульманами.

Мухаммед умер в 632 г. Наследовавшие его религиозно-политическую

власть вожди назывались халифами, а государство арабов-халифатом. Они

хотели обратить в свою веру все другие народы, но посылали для этого не

миссионеров, а армии наездников. При этом арабы были убеждены, что

исполняют поведение Бога и поэтому такие войны назывались священными.

Мусульмане были уверены, что все павшие в священной войне попадают прямо в

рай и поэтому не боялись смерти и сражались как герои. К началу VIII в. они

завоевали территории, ранее принадлежавшие Византии, Персидское царство,

Среднюю Азию, Северную Индию. В 711 г. они завоевали Испанию и вторглись во

Францию. До этого ни одно государство в истории не обладало такой большой

территорией. В 732 г. франкский король Карл Мартелл остановил арабское

нашествие на Европу, победив их в битве при Пуатье; Карл Великий изгнал их

из южной Франции., несколько потеснил их в Испании. Однако лишь в XV в.

Испания была освобождена полностью. Развитие феодальных отношений в Х в.

привело к политическому распаду Арабского халифата на несколько государств

и за халифами оставалась только высшая религиозная власть. В 1250 г.

монголы разрушили Багдад и поставили последнюю точку в истории халифата.

Арабы были не только прекрасными воинами, они сумели очень быстро

перенять достижения покоренных ими древнейших центров культуры и на основе

синтеза этого богатейшего культурного наследия создали свою цивилизацию.

Они сохранили учебные заведения, имевшиеся у греков и персов, а также

основали новые в Багдаде, Дамаске, Кордове. Школа в Салерно была древнейшей

медицинской школой в Европе. Они сооружали достойные удивления дворцы и

мечети. Арабы быстро переняли агрокультуру покоренных народов и из

кочевников превратились в искусных земледельцев: поля их были хорошо

орошены и возделаны. Арабо-мусульманская цивилизация в то время

превосходила по уровню развития христианские народы Европы за исключением,

быть может, Византии. Многие последующие достижения западно-европейской

культуры были позаимствованы в ходе крестовых походов на Иерусалим и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.