бесплатно рефераты
 

Мир и Россия: Основные тенденции истории

государство.

Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов,

иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы

(«симмахии»), но обычно - независимых и самодостаточных в административном,

хозяйственном и культурном отношении.

Интересен процесс постепенного развития полиса: раннее о г-деление

ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений

способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого

племени в город, т.е. средоточие не только торгово-промышленной

деятельности, но и социальных связей, основу гражданской общины. В. VI-V

вв. до н.э. полис развился в особую, гораздо более прогрессивную, чем

восточная деспотия, форму государства. Граждане полиса имели право владеть

землей (а полисный коллектив - верховный собственник и гарант земельной

собственности отдельных граждан); обязаны были принимать участие в

государственных делах, а случае войны - участвовать в гражданском

ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу,

подавать жалобы на противозаконие. Верховным законодательным органом в;

полисе бьыо народное собрание; исполнительная власть была представлена

выборными (на определенный срок) органами и должностями: «советом пятисот»

или булэ (Афины), судом присяжных или гелиэей (там же), коллегией десяти

стратегов, архонтами (все-Афины) и др. Выше гражданина в полисе никто не

стоял, кроме коллектива полиса (идея суверенитета народа)...

Конечно, как уже было сказано, античная демократия была ограниченной:

гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы,

жившие на территории того или иного полиса, рабы. Существовали, помимо

демократических, и олигархические полисы (наиболее яркий пример- Спарта),

где сильны были пережитки родового строя и власть принадлежала

потомственной аристократии, представленной в совете старейшин (герусии) и

коллегии эфоров (своеобразном органе, выполнявшем судебные,

дипломатические, «контрольно-ревизионные» функции). Из этой же знати

выбирались и спартанские цари" (последние выполняли роль «верховных

главнокомандующих» и отчасти - верховных жрецов)...

Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно

выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления;

а полисная организация общества стала уникальным явлением, неизвестным

дотоле в мире древних цивилизаций, позволявшим эффективно решать

экономические, военные и политические задачи, достичь высокого уровня

развития культуры...

Особым своеобразием отличается цивилизация эллинизма, возникшая в конце

IV - начале III вв. на землях от Балкан до Индии и Средней Азии после

походов Александра Македонского и просуществовавшая три столетия.

Необходимость для пришельцев на Восток - эллинов - приспосабливать свои

институты к жизненному укладу восточных стран вызвала к жизни своеобразную

форму социально-политического устройства - эллинистическую монархию,

сочетавшую элементы восточной деспотии и полисного устройства. Государство

сохраняло свою важнейшую функцию - организатора общественных работ и самого

крупного собственника. Полис же с самого начала являлся здесь не свободной

республикой, а лишь городской общиной, обладавшей автономией, некоторыми

политическими и экономическими привилегиями, но находившейся под контролем

главы обширного государства и целиком зависевшей от политики центральной

власти. Вновь основанным (иногда - на базе поселений военных колонистов)

или преобразованным из старых восточных городских центров полисам нужна

была сильная военно-монархическая власть - для удержания внешних рынков и

торговых путей (резкий рост производства продуктов питания, торговли ими и

ремесленными изделиями, расширение торговых путей и денежного обращения

относятся к основным экономическим характеристикам данной цивилизации), а

также для повышения жизненного уровня населения полиса за счет "варварской"

периферии. Интересно, что в эллинистических государствах полисы оказались

противопоставлены остальной территории страны - так называемой "хоре", в

которую входили сельские поселения и города, не имевшие полисного

устройства. Привилегированное положение полиса давало возможность его

гражданам принимать участие в эксплуатации населения хоры - в качестве

владельцев приписанной к полису царской земли, с помощью неэквивалентного

обмена, ростовщических и иных операций. Даже термин «эллин» постепенно

утратил на Востоке свой этнический смысл и стал применяться для обозначения

представителей всех привилегированных слоев общества!..

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных

ценностей, отличной не только от сложившихся на Востоке, но и в Древней

Греции. Главными духовными ориентирами были: 1) патриотизм; 2) "особая

богоизбранность" римского народа; 3) представление о Риме как высшей

ценности. Кроме того, недостойными для римскою гражданина делами считались

не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой,

живописью, игрой на сцене, драматургией), даже педагогикой (!)..

Своеобразие данной цивилизации еще и в том, что она позволяет судить о

самых разных формах социально-политического устройства, известных в

древности: от раннеклассового общества во главе с "царем" (семь легендарных

римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен) к

ранней республике, затем развитой республике (с п ос те пенным развитием

олигархического, полисного устройства) и, наконец, к возникновению

огромного и достаточно стабильного государства - Римской империи (новый тип

монархии, отличавшийся от давно известной восточной деспотии), поглотившей

почти все другие цивилизации древности.

Одной из наиболее сложных проблем при изучении древних цивилизаций

остается проблема их правильного понимания. У древних цивилизаций

принципиально иной уровень отличия от нашей, чем, например, у цивилизаций

Средневековья. Тот способ жить отделяет от более поз днях не жестокость

(что такое принесение в жертву 3-х знатных персидских юношей перед началом

Саламинской битвы или обязательный .допрос раба под пыткой по сравнению с

жертвами Варфоломеевской ночи, не говоря уже о войнах нашего века?!), не

"свобода отношения полов" (можно сравнить обычай храмовой проституции и

"сексуальную революцию" 60-начала 70-х годов 20 столетия), а мера власти

"Неизбежного", т.е. предопределения, в жизни людей. Кроме того, древние

цивилизации были основаны на исключении чужака и презрении к

неполноправному, не смягчаемому никакими "отговорками" (социальными,

национальными, религиозными, партийными и т.д.). Именно в этом их коренное

отличие от цивилизаций Средневековья и Нового времени.

Но вместе с тем именно в древности были провозглашены два великих

принципа - всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности,

нашедшие отражение во многих событиях экономической, социальной,

политической, духовной жизни древних цивилизаций. Так, крупные сдвиги в

социальной сфере, образование великих империй, укрепление научного знания

встречаются в разных странах (что соответствует первому принципу); но

рождение мировых религий я оформление философских систем; открытие власти и

силы идеи, истины, а также принципа критики связаны не только с первым, но

и со вторым принципом, любое религиозное или философское учение уже

апеллируют не к ролу, а к личности; начинается борьба между религиозной

верой и ее рационалистической критикой; выдвигается идеал верности истине,

которая сильнее, чем страх: перед насилием.

Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духовными ценностями

между Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях

древности - учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской

проповеди. Важно отметить и то, что в этом обмене восточные и западные

цивилизации сыграли равную роль, даже в течение длительного времени Запад

был "принимающей" стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес

и рожь), достижения металлургии и науки (особенно астрономии и геометрии).

Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и

своеобразному этапу развития культуры - синтезу культур (примеры: греко-

бактрийское и гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов;

александрийская наука; позднее - фаюмские портреты, образный мир

раннехристианской литературы). В этом синтезе закладывались основы канонов

византийского и западно-европейского средневековья. В развитие самых

известных цивилизаций древности внесли значительный вклад и так называемые

"варвары", освоившие новые земли и нередко создававшие культуру,

приспособленную к жизни в экстремальных условиях (скифы). Кроме того,

"варварский" мир - постоянный источник сырьевых ресурсов для государств; и

самое главное - "поставщик" рабов, труд которых - фундамент всех

цивилизаций древности. Известно, что рабами были и выдающиеся афинские

художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп; выдающийся философ

Эпиктет ; и основатель европейской драмы Теренций...

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1) самый древний период в истории человечества - время не только

появления самого человека, но и интенсивного накапливания материальных и

духовных ценностей, повлиявших на дальнейшее развитие всех сторон жизни

человека и общества;

2) вследствие разных природно-климатических, социально-экономических и

исторических условий сложилось несколько глобальных типов цивилизаций со

своей спецификой;

3) наметилась два основных типа отношений человека и общества

(гражданин и подданный);

4) изменялись (зачастую - коренным образом) взаимоотношения человека с

природой...

Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных

исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество;

2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние

цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества,

основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и

т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов

продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры,

когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное

общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека

с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма

стремилась перенести принципы управления производством даже на

взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические

кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное

общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и

последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом

научно-технической революции, должно обеспечить и новый подход во

взаимоотношениях человека с внешней средой.

3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоху античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие “средний век”

было введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Этим понятием

обозначался период между падением Римской империи и их собственным временем

и характеризовался культурным упадком, религиозным фанатизмом и

безграмотностью. В ХVIII веке термин “средние века” вошел в периодизацию

всемирной истории и стал одним из общепринятых понятий. Со временем

изменились и оценки средневековья. Они стали более объективными и

многомерными. Ученые увидели в нем позитивную динамику в развитии

экономики, социальной, национальной, культурной, политической и других

сфер.

Несмотря на консервативный характер, именно Средневековье дало мощный

толчок для становления новой эпохи. В средние века возникло большинство

современных государств, определились в основном их границы, были заложены

основы будущих наций и национальных языков. Средневековье создало новый

городской образ жизни, высокие образод духовной и художественной культуры,

в том числе центры научного познания и образования, среди которых -

университеты.

В отечественной историографии существует тенденция к сближению понятий

средние века и феодализм, хотя и подчеркивается, что феодализм, во-первых,

не был единственным социально-экономическим укладом средневекового

общества, а, во-вторых, в отдельных странах исчерпал себя, раньше, чем к

концу средневековья, либо, напротив, пережил эту эпоху, иногда на столетия.

Само понятие феодализм, произошло от слова феод (лат.), что означает особый

тип условного наследственного земельного держания, которое сеньор

предоставлял вассалу за военную, как правило, службу. В зарубежной науке

преобладает иной взгляд на проблему, согласно которому феодализм был

определенной системой или явлением, существовавшим в эпоху средних веков,

но им отнюдь не исчерпывалось ее содержание.

Безусловно, средневековье - понятие более широкое, многогранное и

разноликое, чем феодализм.

Дискуссионной является и проблема периодизации истории средних веков.

Особых разногласий относительно времени начала европейской эпохи

средневековья нет. Оно датируется концом V века и связывается с падением

Западной Римской империи и образованием на ее территории германских

королевств. С V по X вв. - это раннее средневековье, которое

характеризуется становлением европейской цивилизации средневековья. С

начала XI в. до ХV в. происходит расцвет европейской средневековой

цивилизации. Этот период принято называть классическим средневековьем.

Сложнее ответить на вопрос, когда же завершается история средних веков.

Традиционное для отечественной историографии последних десятилетий

отнесение нижней границы средневековья к середине ХVII в, (точнее, к 40-м

годам этого столетия, к Английской революции) сегодня многими историками,

вслед за западными учеными, энергично оспаривается. Все определеннее звучат

аргументы в пользу того предположения, что открытие Нового света, падение

Константинополя и Восточной Римской империи (Византии), начало Реформации,

означали, что с рубежа ХV-ХVI вв. Европа вступила в новую эпоху - эпоху

перехода к новому времени, эпоху сложных и драматичных процессов

модернизации и обновления традиционного общества. Период с ХV по ХVI вв.

еще называют поздним Средневековьем.

Что касается регионов Средневековья, то это были Европа, Византия и

Азия. именно в средние века происходит становление европейской цивилизации.

Итак, в конце Х в. в эпоху Великого переселения народов пала Западная

Римская империя под натиском германских племен. На ее территории они

образовали так называемые варварские королевства вестготов, алеманов,

вандалов, бургунов. Немногим позже сложились государства франков и

остготов.

В результате синтеза позднеантичного и, ваpварского социальныx укладов

образовалось Европейское средневековое общество.

Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в

Северной Галии, где с 496 по 843 гг. существовало франкское государство,

распад которого в 843 г. привел к возникновению Западно-франкского и

Восточно-франкского государств, а также государства Лотаря. Впоследствии из

них выросли средневековые Франция, Германия и Италия.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-

экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых

явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило

двумя путями. Первый путь - через крестьянскую общину. Надел земли, которым

владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI

в. - и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся

аллод - свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников.

Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли

стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает

как часть класса феодалов. Второй путь складывания феодальной земельной

собственности практика земельных пожалований королем или другими крупными

землевладельцами -феодалами своим приближенным. Участок земли (бенефиций –

благодеяние – лат.) предоставлялся при условии несения военной службы.

Владелец земли считался по отношению к этим феодалам сеньором. (“старшим”),

а феодалы, которые “держали от него земли”, становились его вассалами (то

есть военными слугами).

Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с

собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора и помогать ему советом. Он

обязан был выкупать сеньора из плена и нести другие расходы. Сеньор защищал

своих вассалов от нападения других феодалов и восставших крестьян.

Со временем распространилась практика пожалования иммунитетов (изъятие

- лат.). Получая права иммуниста, землевладелец становился независимым

правителем в своих землях. В раннее Средневековье начинают формироваться

два основных класса феодального общества: феодалы - духовные и светские,

которые были собственниками земли, и крестьяне - держатели земли. В среде

крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и

социальному статусу. Лично-свободные крестьяне и лично-зависимые. К концу

раннего Средневековья все крестьяне имели хозяина.

В период становления средневекового общества темпы экономического

развития были медленными. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок

сельскохозяйственная продукция не производилась. Ремесло также существовало

в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень

ограничен.

К Х-ХI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность.

Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений.

Феодальная раздробленность была обусловлена формированием частного

землевладения, предоставлением феодалам широких привилегий, ростом городов,

существовавшим натуральным хозяйством. Усиление власти и могущества

феодалов привело к междоусобным войнам.

Важнейшим фактором формирования Средневековой Европы было

христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских

странах, становясь государственной религией. Христианство определяло

культурную жизнь ранне-средневековой Европы, влияя на систему, характер и

качество образования и воспитания. А это в свою очередь сказывалось на

уровне экономического развития.

На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования

феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают

наиболее полного расцвета. Все ценности и нормы, которыми обычно наделяют

европейское средневековье, были представлены в отдельных регионах Европы по-

разному, где-то просто отсутствовали. Классическая средневековая

цивилизация - это, в сущности, цивилизация Северной Франции, изучаемая

дольше и исследованная лучше других. И тем не менее, ее основные черты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.