бесплатно рефераты
 

Мир и Россия: Основные тенденции истории

Мир и Россия: Основные тенденции истории

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Мир и Россия:

тенденции мировой истории

Учебное пособие

Воронеж 1999

ББК 60.5 +63.3(2 Рос)Я7

Очерки всеобщей и отечественной истории: Учебн. Пособие. /Под ред. Н.

А. Душковой, Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. ???c.

В учебном пособии показаны основные тенденции всеобщей истории.

Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая

вписана в контекст мировой. Учитывая, что учебное пособие готовилось для

студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы

экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены:

предыстория промышленного производства, промышленный переворот, победа

индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы

современной научно-технической революции.

Данное издание подготовлено преподавателями кафедры истории

Воронежского государственного технического университета: 1 тема – д-р ист.

наук Н. А. Душкова; 2 – тема – И. В. Негреско; 3 тема – канд. ист. наук И.

Н. Богачев; 4 тема – канд. ист. Наук Л. А. Губарь; 5 тема – И. В. Негреско,

канд. ист. Наук А. В. Струков; 6 тема – Л. А. Губарь; 7 тема – Н. А.

Душкова, д-р ист. наук Н. Ф. Гончаров, А. В. Струков; 8 тема – А. В.

Струков, Л. А. Губарь; 9 тема – И. Н. Богачев; 10 тема – И. Н. Богачев, Н.

А. Душкова.

Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов.

Библиогр.: 20 назв.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского

государственного технического университета

Рецензенты: кафедра истории и политологии Воронежской государственной

лесотехнической академии; канд. ист. наук, доцент Г. А. Кулагин.

( Коллектив авторов, 1999

( Оформление. Издательство

Воронежского государственного

технического университета

ВВЕДЕНИЕ

История всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой

общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью

знать историю развития цивилизации и места в ней России. Осмысление

многотрудного пути исторического развития, пройденного народами мира, в том

числе народов России, позволяет также правильно ориентироваться в непростых

событиях дня сегодняшнего.

В последние годы в вузах происходит перестройка преподавания

исторических дисциплин. Вырабатываются новые подходы, глубоко

переосмысливаются многие исторические события не только современной

истории, но и далекого прошлого стран мира и нашего Отечества.

Настоящее учебное пособие написано в соответствии с Государственными

требованиями к изучению истории в вузе . Оно охватывает огромный период -

со времен появления человека на Земле и до наших дней . В условиях

сравнительно небольшого объема печатного материала невозможно подробно

осветить все многообразие всемирной истории . Поэтому авторы постарались

показать лишь основные тенденции, представить узловые проблемы. При этом

они не претендуют не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на

единственно правильное их толкование - они высказывают свою точку зрения.

Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России,

которая вписана в контекст мировой. Исторический путь России, бесспорно,

своеобразен и самобытен. Однако его особенности не исключают Россию из

мирового сообщества. В связи с этим историю нашего Отечества нельзя

правильно понять вне связи с развитием других стран и народов. Поэтому

авторы рассматривают историю России во взаимодействии с мировыми

общественными процессами.

При написании учебного пособия авторы исследовали самые разнообразные

вопросы, которые связаны с формированием государств, становлением и

совершенствованием социальной структуры общества различных стран,

территориальными изменениями, взаимоотношением власти и общества,

формированием общественных движений и партий, деятельностью различных

политических сил, общими тенденциями развития культуры, науки и техники, их

влиянием на социально-экономическую и политическую жизнь стран, причинами и

характером войн и революций, уроками истории для современности . Тем не

менее, учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов технических

вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического

развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория

промышленного производства , промышленный переворот , победа индустриальной

цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы современной научно-

технической революции.

Учебное пособие базируется на плодотворных трудах обновляющейся

отечественной историографии. Вместе с тем, авторы стремились быть

преемниками всего лучшего, критически осмысливая то, что было сделано

нашими и зарубежными историками предшествующих поколений.

В основу исследований учебных тем положен проблемно-хронологический

принцип, который помогает уяснить сложную логику исторического процесса .

Представленное учебное пособие несет познавательную, интеллектуально -

развивающую и воспитывающую функции . По мнению авторов, оно должно

способствовать нравственному развитию личности, формированию

гражданственности и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих

ценностных ориентации , помогать развитию самостоятельного творческого

мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества.

Публикация новых исторических исследований позволяет продолжить работу

над учебным курсом, выработать более полные и аргументированные оценки

многих событий прошлого. Накапливаемый опыт преподавания курса по истории в

технических вузах, несомненно, поможет и дальнейшему отбору учебного

материала.

1.СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

В условиях современной научно-технической революции усложнение

техники, появление принципиально новых “прогрессивных технологий,

протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных

энергий в различных объектах - все это требует исключительно высокой

профессиональной подготовки специалистов, развития их творческих

способностей и таланта еще на студенческой скамье. Вместе с тем сложность

всей техносферы нашего времени, взаимозависимость процессов, порождающих

огромные информационные потоки, работа операторов на пределе

психофизиологических возможностей требуют воспитания у специалистов высоких

нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п.

Отсутствие таких качеств у специалистов может привести в результате их

деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для человечества,

окружающей среды . Современно звучит предупреждение, сделанное великим

античным мыслителем Аристотелем: "Природа дала человеку в руки оружие -

интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и

в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается

существом самым нечестивым и диким…".

Отсюда следует, что современный специалист должен обладать не только

определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей

культурой. Поэтому образование в первую очередь призвано сформировать

личность, а не какие-то узкопрофессиональные качества, которые будут

использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-

государственного механизма.

Общая культура формируется главным образом , гуманитарными науками .

Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов

возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой

историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом

формируется историческое сознание, которое является элементом общественного

сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке

понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и

составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о

прошлом всего человечества . Историческое сознание - это результат

познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических

знаний.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных

потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального

самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к

самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта

своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и

будут жить только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь

к техническому и социальному прогрессу. Им это не нужно .

Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы

значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир .

Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями

его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной

потребностью.

Другая социальная функция исторического познания связана с

потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима.

Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех , кто у нее

не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных

симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств,

будущие специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально

перестроить настоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного

образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда

человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо

направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей

в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения. И

именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь

найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как

реальной силы истории.

Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом

развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и

одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия

впитывала на протяжении веков все лучшее , что было создано в мире, и сама

обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов

причастность ко всему происходящему на Земле , желание самим творить

“историю людей” и свою "малую историю", создает основу для формирования

нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный

гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда

молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,'

испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к

своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия -

патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации.

Необходимость обращения человека к истории - прошлому своего рода,

племени, народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В

былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков,

закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее

обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и

другим народам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница

жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память

народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в

общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство

просвещения, самопознания и развития личности.

Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно

обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались

судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах

истории.

Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему

прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи.

Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого

человека элементов исторического сознания как необходимого компонента

культуры мышления всесторонне развитой личности.

Культура мышления предполагает прежде всего большой объем и глубину

знания. История - это социальная память живущего поколения. Чем обширнее

намять, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже

проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт,

накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее

становится его деятельность.

Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию

личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению

общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного

творческого мышления , мотивов, навыков и умений действовать на благо

общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний,

исторического мышления, выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал:

"Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен

быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно

действующим гражданином".

Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и

любая другая наука, свой предмет исследования . Изучение деятельности

людей, процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом

обществе, характера истолкования тех или иных явлений относится к области

исторической науки . История - не просто наука о прошлом. Это наука о

поступательном движении человеческого общества, как единого,

разностороннего и противоречивого процесса.

Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди

них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история

государства и права, военная история , история науки, техники, культуры ,

искусства, языка, археология , этнография, политология, хронология. Они, в

свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических

дисциплин , разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники

исторических исследований . Среди них: источниковедение (общие приемы и

методы изучения исторических источников), палеография (история письма),

геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали,

ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция

зависят от методологии исследования. Под методологией понимается учение о

методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению

знаний, о способах построения и обоснования системы знаний об историческом

прошлом.

Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить,

руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности,

используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический,

сравнительно-исторический, синхронный и т.д.

При этом важно учесть и еще одну характерную черту формирующегося в

наши дни подхода к историческому прошлому . В течение многих десятилетий

развитие человеческого общества рассматривалось нами как исторически

последовательная смена типов производственных отношений и соответствующих

им общественно-экономических формаций: первобытно- общинной-

рабовладельческой- феодальной- капиталистической- коммунистической.

Современные знания свидетельствуют, что формационный подход , который ,

бесспорно, позволяет понять важнейшие закономерности развития общества, не

может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не

охватывает всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами

развития . Так, теоретически рабовладельческий строй представляет собой

следующую ступень после родового, а в реальной же истории он с этим строем

сосуществовал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и

племена, находившиеся на более примитивной стадии. Особенно ярко

демонстрирует научную недостаточность формационной концепции российский

пример. Не только советский период, но и все развитие России укладывалось в

схему пяти формаций лишь с большими допусками и отклонениями. В настоящее

время тоже нельзя однозначно характеризовать все страны мира . Более того,

наряду с усилением интегральных процессов, нарастает и многообразие,

мозаичность социальной действительности.

Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как

абсолютном, к рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно простую общую схему

исторического развития. И главное - не позволяет проследить исторический

процесс формирования основного субъекта истории - человека.

В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к использованию

в исторических исследованиях так называемого "циви-лизационного" подхода.

Он дополняет изучение движения социальных слоев и классов выяснением

развития человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколение в

поколение, его общечеловеческих потребностей и интересов и их движущей силы

в историческом процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея

уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными

народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены

целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах

планеты и одновременно существующих в настоящее время. Главное же, что дает

этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности

индивида в массе, познание человека в истории.

Итак, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает

учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что

есть в истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход,

доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию

общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом

процессе. Так, русский историк Н.Я. Данилевский писал, что не существует

всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих

индивидуальный замкнутый характер.

Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на

изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности. Она

выглядит сейчас на исходе нашего столетия, когда резко усилилось

взаимодействие и взаимовлияние различных стран и народов, исторически

ограниченной. Вряд ли она в достаточной мере отражает и реальности прошлых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.