бесплатно рефераты
 

Международные экономические организации

стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась

отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной

торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в

отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы,

координация политики в области промышленности, сельского хозяйства,

транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу

продвижения к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85%

взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых

тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до

2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров

(за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными

материалами, драгоценными металлами, предметами культурного национального

достояния).

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные

органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;

исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со

штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе

общего рынка, в функции, которых входят вопросы внешней торговли,

таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и

макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные

технологии, сельское хозяйство и энергетика. Итоги функционирования

МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной

группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза.

Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре

Раза, в то время как суммарный экспорт государств — участников итерационной

группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на

30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем, объеме вывоза товаров

из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%. Расширение взаимных

внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на

иностранные инвестиции из третьих стран. Например, японская корпорация

«Тойота моторз», вложившая в сооружение автомобилестроительного завода в

Аргентине около 100 млн. долл., намерена выпускать в этой стране 20 тыс.

легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих автомобилей намечено

вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия, производимые

бразильскими предприятиями.

Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны

больше тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР

на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия

(как ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о

сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят

Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой

перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА,

простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и

противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к

согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к

первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также

согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров

из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90%

общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от

иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей

промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного

оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за

введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию

электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на

уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся

технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные

пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как

благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой

группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную

разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных

механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики

латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью

авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую

систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более

высокой степени интеграции»;

• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,

Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,

предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении

третьих стран;

• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского

бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд

единых внешних тарифов.

Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется

реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического

сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План

постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в

течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже

существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,

САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется

уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированность

их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего

«самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока

оставляет желать лучшего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности

Экономического - сообщества западне африканских государств (ЭКОВАС),

ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС

создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18-

го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу

обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с

которым ряд государств этого субрегионах связывают надежды на дальнейшую

активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем

реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров,

развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и

совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление

планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные

различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми

подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения

экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности

ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко и

англоязычными странами субрегионах и их более тесная, чем в других

регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в

Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом»

интеграционных процессов в Западной Африке.

В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о

преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной

Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах

которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,

сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.

Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга

Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в

г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании

двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем

создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между

странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не

стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный

блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития

стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в

САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие

сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости

интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами

стран 3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются

меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех

инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь

на препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе,

где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются

серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке

внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и

личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер

субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически

самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что

трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку

требует определенного времени.

В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично

развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет в

своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля

возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе

совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан

Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является

Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников

платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного

сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд

солидарности.

К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести

разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую

диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры,

политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует

решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения

капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000

г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В марте 1994 г.

члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в

Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход на более высокий

уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много проблем.

Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству

отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан

и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств,

включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные

Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о

создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских

государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать

прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен

включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан,

Азербайджан.

Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к

интеграции, следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще

весьма слабы и различаются между собой по характеру, движущим факторам,

темпам развития. Большинство развивающихся стран практически находятся вне

процесса интеграции в ее подлинном смысле, т.е. процесса постоянно

развивающихся непосредственных межстрановый связей на уровне как отдельных

фирм и предприятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое

сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интеграционных целей

является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного процесса.

Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости

социально-экономических отношений, примитивности и структурной

недифферинцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и

финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное

прозябание, либо на полную неудачу.

Интеграционная развития СНГ

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные

части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение

труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития

производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР

был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в

странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения

этих связей).

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные

тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись

в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое

пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь

затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно

неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт,

связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997

гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших

реалий.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются

следующими основными факторами:

. разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий

промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно,

поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени

соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

. желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать

достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков,

элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера,

заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

. технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные

тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших

советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить

свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет,

и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если

интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако

всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то

прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное

ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением

встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и

рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем

и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.

Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от

Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что

определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже

этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против

участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет

и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую

заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со

странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ

отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более

положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм

«цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную

государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от

нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального

сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое

неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались

использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих

политических задач.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было

принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с

подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В

дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме

прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать

интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной

областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми,

государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ —

открытая организация для присоединения других стран.

Заключение

Международная экономическая интеграция — характерная особенность

современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным

инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и

повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц

интеграционных группировок.

Между странами — участницами интеграционного объединения, прежде всего

снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда

наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый

таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении

третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора,

охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для

товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда

договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке

дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной

политики, а также вводятся наднациональные институты управления

интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм

международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому

союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное

государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование

центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем

наднациональные институты управления.

По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной

Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных

процессов, которая привела к созданию ЕС. Единая валюта ЕС (евро) уже в

ближайшие годы может во многом потеснить доллар США в качестве

международного платежно-расчетного средства.

Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на

американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало

всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-

членов, пытается выйти из экономического кризиса, прежде всего путем

структурной перестройки экономики входящих в нее стран.

Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-

Тихоокеанского региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития

сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-

экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны

свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических

отношений.

Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как

сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость,

элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ ограничить

свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства

новой социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных

процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Помимо

этого заключено большое число соглашений экономического, политического и

гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью

которых является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция

разных скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми:

было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было

выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало

целесообразность своего существования.

Список использованной литературы

1. И.А.Каримов «Узбекистан по пути углубления экономических реформ», изд.

«Узбекистан» 1995 г. Ташкент.

2. И.А.Каримов «Узбекистан стремится ХХI веку», изд. «Узбекистан» 1999 г.

Ташкент.

3. Киреев А.П. «Международная экономика» изд. «Международные отношения»

1999 г. Москва.

4. «Международные экономические отношения» Учебник под редакции В.

Рыбалкина, «Бизнес-школа», «Интел-синтез» 1998 г. Москва.

5. Вахабов А.В, Разыкова Г.Х «Международные экономические отношения»,

Тексты лекций. 2000 г. Ташкент.

6. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник, изд.

«Делон сервис», МГУ. 1998 г. Москва.

7. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»

Учебник, изд. «Юрист» 1999 г. Москва.

8. Рубцов Б.Б. «Зарубежные фондовые рынки», изд. «ИНФРА-М» 1996 г. Москва.

9. Федоров «Современные валютно-кредитные рынки», изд. «Финансы и

статистика» 1998 г. Москва.

10. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений»

Учебник, научный ред. В. В. Круглов, изд. «ИНФРА-М» 1998 г. Москва.

11. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»: Учебник, изд.

«Юрист» 2001 г. Москва.

12. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С.Булатова. изд. «Юрист»

2000 г. Москва.

13. Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник 2-е изд., перераб. и

доп. « ИНФРА-М» 2000 г. Москва.

14. «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие

для вузов Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер, изд. «Банки

и Биржи», « ЮНИТИ» 1997г. Москва.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.