бесплатно рефераты
 

Международные экономические организации

(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Попытки

автаркического ведения хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в

разной степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили к

замедлению экономического роста. Объективные причины обусловили активное

развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между

странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие

страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом

процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время

ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.

Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями

о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в

той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.

3.Формы экономической интеграции

Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)

начинается с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о

Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран —

Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода

предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения

и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о

создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского

сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с

высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их

экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие

западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени

протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и

задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно

последовательно и успешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно

условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком»

в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,

сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в

ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего

рынка», были:

. постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-

участницами;

. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

. ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей,

капиталов, услуг»;

. разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского

хозяйства;

. создание валютного союза;

. унификация налоговой системы;

. сближение законодательства;

. разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая

структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,

Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка

товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был

создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках

таможенного союза были:

. ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц

. установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

. достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов,

предоставления услуг;

. обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места

жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно

делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления

коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и

финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС

базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой

минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов

ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения рациональных

монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в

экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран

— участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике

открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,

что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества,

создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся

негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису

западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название

«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между

странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция

проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась

на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками

Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего

расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии

привело к обострению ранее существовавших межстрановый диспропорций. На

момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно

половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах

примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС —

один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми

импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными, прежде

всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества — создание

Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический

альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их

экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и

согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.

Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания

единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС

составляли бы хозяйственный единый организм. С принятием ЕЕА усилились

интеграционные процессы стран — членов Сообщества в области микро- и

макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития,

социальных отношений. В начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически

завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к

формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В

соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено

свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества.

Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство,

что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической

интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.

ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц,

возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого

внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного

сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами

эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского

пространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов,

Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире

производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится

57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировой

торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа

членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом

паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3

тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС,

его население составляет лишь 7% мирового.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и

трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановое и внутристрановые

диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.

Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой

аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды

сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение

конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках,

сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации

и др. С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со

вступлением в него новых членов. В марте 1998 г. начались активные

переговоры с группой стран — претендентов на вступление в ЕС. ЕС

поворачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми членами ЕС могут

стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в ее

стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение о

таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на членство в ЕС, за

исключением Кипра и Турции, представляют еще только реформирующийся на

рыночный и демократический лад постсоциалистический регион Центральной и

Восточной Европы. Переговорный процесс по вступлению новых «восточных»

членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным и

длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут

весьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели выделять

около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается. В

основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,

развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды,

на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики

западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития

экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических

кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то

интеграционные процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти

скоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут

Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся

от введения евро. За ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11

претендентов, последним из которых является Турция.

Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной

Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация

стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех

азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия,

Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в

рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом

большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития,

хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными

торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах

АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5%

по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании

зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — к

2000 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в

значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-

Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское

сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая

21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития

экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее

входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия,

Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В

последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань,

Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его

рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли,

инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых

министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе

которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности

распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.

По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту

реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего

наиболее конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском

регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие

ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР

можно отнести следующие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей

роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это

проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных

региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического

совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому

сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС.

Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов,

которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них

всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными

уровнями экономического развития, разными культурами и социально-

политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней

объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а

также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС

является единственной международной структурой интеграционного типа, куда

входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и

Тайвань, непростые взаимоотношения, между которыми требуют благоприятных

внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные

экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е.

допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации

внешней торговли;

• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая

в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент

экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает

как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных

экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает

также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение

товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от

протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока

невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу

развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой

тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о

зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой

организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании

в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона

свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для

промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет

происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит

за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом

случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся

договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях

повысится роль других, более интегрированных региональных группировок, тем

более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах

АТР относительно высока, и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками

ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так,

существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР,

Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия,

Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская

экономическая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США

и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и

может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал

формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического

развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг.

на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время

как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный

вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой

торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В

сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональные сделок в рамках

АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот

показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между

тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии

(без Японии).

По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС

до 2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении

будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных

партнеров. Высокие темпы экономического развития, нарастающие

внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу

вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Интеграционные процессы в Южной Америке.

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам

Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе

Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн.

человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого

континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций,

более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.