бесплатно рефераты
 

Международные экономические организации

руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) —

по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить

обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и

обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности

обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам

положение.

Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе

это, естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих

процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не

всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий

отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную

угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность

банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более

конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их

со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители

вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на

применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает

опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах

"страны пребывания".

• Следующей ступенью международной экономической интеграции является

таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении

таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В

соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких

таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и

создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС

даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом

случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение

нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить

беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует

беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по

отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV

ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала

в том, что касается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС".

Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые

продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-

члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил

и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ,

интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения И

структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя

единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные

внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные

потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою

очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и

производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри

ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных

преимуществ".

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах

ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного

тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры,

или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится

отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу

внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя

из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны

сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов,

энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие

таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных

исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов.

Производство внутри ТС вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-

участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их

внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты

для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если

необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более

конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового

тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов

внутри ТС. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом

благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг.

Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между

товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС. Большое

значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав.

Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках

ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом

позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных

инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на

экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в подходе к

управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше,

деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих

органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению

координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию

многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых,

необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом

уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах

деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по

согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или

приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой

связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут

разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер

внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без

этого.

Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не

предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра

производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на

этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.

Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на

микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция

происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое

сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно

скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС

создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют

второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной

политики остаются такие крупные направления, как оборонная

промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок

(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в

Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические

выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения

вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации,

присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от

практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто

экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение

будет верно и для последующих эволюционных преобразований других

интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в

определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные:

различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок

товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось

возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал

вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание

"действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого

количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма

сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения

успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное

усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать

6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС.

Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между

государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику

по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для

создания ЕР это недостаточно. Третья задача — разработка общей политики

развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен

осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего

закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия

соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного

потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер

были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание

условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации,

дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и

следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов

содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает

"поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на

удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить

преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают

согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных

законов. При этом особое место отводится введению системы мер,

предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем

самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе

наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,

Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие

интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и

контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать

интеграционным группировкам, потребуют создания и использования

соответствующего инструментария.

• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого

экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для

перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических

разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически

отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был

создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания

Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу

1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит

следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза

определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов,

который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза

в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран

основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует

нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые

меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита

государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования

ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой

валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка,

который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему

центральных банков стран, входящих в ЭВС.

Другим практическим примером международной интеграции является

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано

Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если

проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с

основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное:

демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию

континентального единого рынка для свободного передвижения товаров, услуг,

капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже

через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется

зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе

с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы,

регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд,

Парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся

иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью

Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков,

хотя значение экономических императивов при этом нисколько не

приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием "холодной войны"

радикальным образом изменилась военно-политическая и

экономическая ситуация в мире: исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-

стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего

СССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Западной

Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика,

канализировать средства на укрепление экономической мощи. Материалы

последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и

научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными

показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого

периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к

политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение

интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической

мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась

деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского экономического

сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода

азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского

экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой

экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его

предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные

негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного

лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии

интеграционных процессов на своем континенте.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно

распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и

очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом.

Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия

развития и асимметрия интенсивности 1вустороннихторгово-экономических

отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые

державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим

экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к

развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный

партнеры многократно уступают США.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во

внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады

—20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой

интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте

Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем

лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно

благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в

виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к

аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода

после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно

подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.

Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно

приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как

оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует

отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления

интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны

еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные

сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить

темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться

по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток,

вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют

опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор

северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть

серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности

НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в

настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран

присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей

перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать

определенные организационные структуры и отработать механизм

сотрудничества.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет

собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.