бесплатно рефераты
 

Метод комплексного археолого-искусствоведческого анализа могильников

определенных категорий инвентаря с определенной долей вероятности можно

определить пол погребенного. Вместе с тем, Н.П. Матвеева указывает, что к I

тыс. до н.э. возрастает число женщин, захороненных с оружием[26], а,

следовательно, определение пола погребенного по инвентарю становится более

сложным.

Основные группы погребального инвентаря – керамика и кости животных

(локализация – у плеча, пояса или в ногах умершего); оружие (располагается

обычно так, чтобы из позы «лежа, вытянуто на спине» его удобно было взять в

руки); сосуды (в ногах, в головах, по углам могилы); украшения (одеты на

умершего); предметы туалета (то же, что и с оружием). Л.Н. Корякова

указывает, что предметы, имевшие символическое значение, ставились в

головном и ножном концах могилы, в углах, иногда в нишах (сосуды — у шеи,

плеч, головы, у колена, голени; наконечники стрел у головы, в изножье,

положение наконечников в женских погребениях, кости животных практически

исключительно в головном и ножном концах могилы), Существуют предметы, не

имеющие постоянного места локализации, например, пряслице, по мнению

исследователей, связанное с представлениями о пути в мир иной, являющееся

символом непрерывности движения, цикличности, что подчеркивалось

орнаментом.

Существуют и безынвентарные погребения, число которых, по мнению Л.Н.

Коряковой, составляет около половины от общего числа, а учитывая

разрушенность комплексов, количество изначально безынвентарных могил

составляет около трети от общего количества. Чаще всего такие погребения

помещены в насыпи или во рву, то есть, являются нетипичными.

Следы огня в курганах, как правило, указывают на ритуальное его

использование и встречаются, по данным Л.Н. Коряковой, в половине изученных

ею курганов, притом в большинстве случаев это остатки костра в насыпях.

Выделяются собственно погребения с остатками костров, с подсыпками в виде

золы и углей. Есть случаи, когда могила, по предположениям, могла быть

засыпана остатками еще не остывшего костра. Вместе с тем во многих

саргатских комплексах ничего этого нет. Собственно при захоронении огонь

применялся всего в 14% случаев, но способов его применения гораздо больше –

в могилах встречаются продукты горения, минеральные подсыпки, мел. В ряде

случаев обуглены элементы могильной конструкции. Следы огня также отмечены

и на костях скелетов.

Н.В. Полосьмак считает, что огонь был одним из важных элементов

саргатской погребальной обрядности. Его следы обнаруживаются: "1) в

кострищах в насыпях курганов; 2) на обгоревшем деревянном перекрытии над

могилами; 3) на костях погребенных"[27]. Для саргатской культуры

исследователь считает вероятным существование культа огня по типу сакского

или сарматского.

Несмотря на некоторую вариабельность, вполне естественную для такой

обширной территории, рассмотренные выше элементы погребальной обрядности

фиксируются во всех районах саргатской культуры. Различия между ними

заметнее проявляются при рассмотрении деталей ритуала.

Предмет. Эта категория исследуется одновременно археологическими и

искусствоведческими методами. Многие предметы, не представляющие

художественной ценности, анализируются только по первому, четвертому и

пятому подпунктам. Само понятие «художественная ценность», как уже

говорилось, весьма относительно, поэтому здесь не дается перечня его

критериев. В дальнейшем предполагается разработка анализа для тех

предметов, которые с первого взгляда кажутся обыденными, но на самом деле

относятся к декоративно-прикладному искусству, например, керамика.

Датировка, место изготовления предмета. Искусствоведы обычно дают

более широкий круг предположительных мест изготовления предмета. Задача

археолога – проанализировать каждый из предложенных вариантов и выбрать

верный. Место изготовления предмета указывает на возможные линии

культурного обмена.

Вид искусства (скульптура, декоративно-прикладное искусство и т. п.).

Эта категория является основополагающей для искусствоведческого анализа,

так как позволяет судить о преобладающем в данном регионе виде искусства, и

как следствие, выходит на мировоззренческий уровень. Данная характеристика

предмета соотносится с такими категориями мировоззрения как образ мышления

и психология восприятия. Кроме того, от нее зависит выбор техники и

материала, из которого изготовлено анализируемое произведение, а так же

способ его изготовления.

Материал, способ изготовления, техника, технология. Обычно эта

категория дает много информации об уровне производства данной культуры и

бывает очень полезна при исследовании автохтонных вещей. Но в некоторых

случаях она позволяет выделить ремесленные школы, местные традиции,

причислить разные предметы из разных комплексов (не обязательно

хронологически однородных) к одному ремесленному центру, возможно –

установить, что они были сделаны одним и тем же мастером.

Подпункты «функции исследуемого предмета (для чего предназначался)» и

«Место предмета, занимаемое в археологическом комплексе» носят скорее

описательный характер. Выводы, которые можно сделать, основываясь на этом

описании, при большом количестве исследованных предметов непосредственно

выходят на мировоззрение населения, использовавшего эти предметы.

Пункты «Художественные особенности предмета (композиция, стиль)» и

«Психология восприятия» – поле деятельности искусствоведов. Исследование

обоих пунктов требует специальных знаний и позволяет вплотную подойти к

реконструкции мировоззрения изучаемой культуры. На основе полученных

археологами и искусствоведами выводов ведется дальнейшая совместная работа

по намеченному плану.

Аналоги к предмету. По этому признаку можно выделить внешние связи

культуры, а значит, линии возможного культурного обмена.

Признаков, по которым выделяются аналоги, может быть множество. Важно

знать, что нужно найти. Например, при анализе серебряной пряжки из

сидоровского кургана № 1 мы отталкивались от возможности того, что это –

изображение-перевертыш, и было необходимо найти аналоги - перевертыши,

чтобы определить, осознавали ли саргатцы двойственность изображения на

пряжке.

Датировка аналогов, принадлежность их к определенной культуре (если

возможно установить) позволяет определить, из какого региона заимствован

принцип создания, технология изготовления или другие характеристики той или

иной вещи.

Мировоззрение сообщества, создавшего исследуемый памятник. Этот пункт

представляет собой выводы по анализу группы памятников, структурированные

по представленному в Приложении 1 плану. Выводы носят тем менее

предварительный характер, чем больше памятников исследовано по

предлагаемому плану анализа.

Комплексный археолого-искусствоведческий анализ курганного могильника

уже был опробован авторами на материалах могильника Сидоровка-1. При работе

нами были использованы материалы МАЭ ОмГУ (ф. II, дд. 50-1, 50-2, 50-3).

Результаты анализа (по техническим причинам сделанного не полностью) уже

позволяют сделать выводы о бытовании среди саргатцев (видимо, среди

саргатской знати) изображений-перевертышей. Возможно, это свойство

изображений осознавалось саргатцами, но это предположение нуждается в

дополнительной проверке.

По техническим причинам и за нехваткой времени в практической части мы

вынуждены были ограничиться исследованием только одной могилы, но в

процессе работы было выяснено, что комплексный метод при его применении

дает хорошие результаты. В частности, это возможность реконструкции

психологии древнего населения, поиск большего количества аналогий к

предметам по признакам сходства сюжета и композиции. Кроме того, возможно

выделение древних ремесленных школ.

Глава 3. Поселения

Изучение мировоззрения, основанное только на погребальных комплексах

культуры, представляется нам половинчатым. Автором данной работы

неоднократно отмечалось, что мировоззрение – это очень широкое понятие, в

которое включаются практически все черты культуры. Черты мировоззрения

можно условно подразделить на автохтонные и заимствованные. Основной блок

информации по первому пункту можно получить, исследуя поселения и – в

меньшей степени – керамику данной культуры.

В культуре любого народа жилища отличаются наименьшей изменчивостью, а

значит, несут в себе автохтонные традиции. Вместе с тем, поселения

саргатской культуры практически не изучены. А ведь именно они могут дать

сведения о самобытных, незаимствованных чертах культуры. Кроме отдельно

взятого жилища источником информации, бесспорно, является и само городище

или селище – его расположение, планировка, размер; для городища – система

фортификации.

Существует масса типов поселений – от сезонных, небольших, до хорошо

спланированных с мощным культурным слоем. И каждый из этих типов может быть

проанализирован комплексным методом.

Схема археологической части комплексного анализа для поселения может

выглядеть так.

Поселение: Главной задачей при рассмотрении данного пункта плана

остается, по аналогии с анализом курганного могильника, описание поселения

как археологического памятника. Структура рассмотрения данного пункта плана

совпадает со структурой рассмотрения вопроса «Могильник» в плане анализа

кургана. Поэтому первые два подпункта – «принадлежность поселения к

определенной культуре либо ее локальному варианту» и «датировка» опустим,

так как логика их введения в план аналогична описанной в предыдущей главе.

На следующих подпунктах – «расположение относительно рельефа» и

«расположение относительно других памятников, караванных путей» –

остановимся чуть подробнее.

При анализе большого количества поселений можно выяснить, к каким

географическим и/или экономическим объектам больше тяготело население

культуры, выяснить систему приоритетов (жертвовало ли население своими

удобствами для лучшей защиты от возможного нападения и т.д.).

Интересны наблюдения за местом возникновения памятника. Здесь нас

должны интересовать следующие вопросы: возник ли памятник на необитаемом

месте (количество слоев в памятнике, количество слоев более ранних, чем

изучаемый, характер смены культур, если удается установить (наличие

стерильной прослойки и др)). То же можно проследить и для более поздних

культурных слоев.

Подпункт «Характер поселения» (имеется в виду постоянное, временное,

летник и пр.) Связь с характером скотоводческо-земледельческого хозяйства

саргатцев. То же прослеживается и на остеологическом материале, и на

инвентаре жилищ. Здесь же уместно вспомнить предположение Л.Н. Коряковой о

возможном использовании хозяйственных помещений в качестве зимников для

скота и задаться вопросом о наличии у саргатцев специальных помещений для

хранения продуктов земледелия.

Введение в план пункта «Планировка поселения» кажется рациональным из-

за существующих указаний Л.Н. Коряковой на то, что на поселениях саргатской

культуры преобладает рассеянная застройка, хотя порой прослеживается

некоторая регулярность планировки, например, круговая застройка на городище

Инберень IV, следы уличной планировки на селищах Андреевское I-III, две

обособленные группы на Каграновском городище. Иногда группы жилищных впадин

расположены с большим промежутком, и неясно, одно это поселение или их

несколько[28]. В этом же подпункте необходимо оценить размеры межжилищного

пространства для выяснения следующего вопроса: было ли поселение

спланировано для ходьбы пешком, проезда верхом или проезда повозок. Здесь

же необходимо попробовать выделить «главные» улицы по следующим

показателям: ширина улиц; наличие «богатых» (относительно просторных, с

большим количеством инвентаря) построек.

Сама возможность того, что саргатские поселения были спланированы,

заставляет задаться вопросом о принципах этой планировки. Аналогии же

могилы с жилищем наводят на мысль о возможности аналогий между планировкой

поселения и могильника. Для проверки этого предположения необходим

комплексный анализ с использованием в искусствоведческой части элементов

архитектуры. На выяснение этого вопроса и направлен второй подпункт,

«Расположение построек, структура поселения». По проведении анализа для

большого количества памятников итоги исследования по этому подпункту

сравниваются с итогами анализа расположения курганов.

Первый подпункт, «Площадь поселения, количество построек», проливает

свет на вопрос о количестве населения саргатской культуры. Локальные

варианты культуры различаются между собой площадью поселений

В прошлом году автором данной работы была высказана идея о том, что

застройка поселения может дать исследователям обширные сведения об

экономике и социальном устройстве саргатского общества. Третий подпункт,

«Дифференциация построек по экономическому и социальному уровню их

обитателей (возможно ли выделить кварталы знати, ремесленников и пр)», как

кажется, может дать большое количество информации о мировоззрении

саргатцев, по крайней мере, о его социальной структуре.

Последний подпункт здесь – «Оборонительные сооружения». Для саргатских

городищ характерны два типа расположения на местности, связанные с этим

пунктом:

1) с укреплениями, пролегающими поперек мыса или останца;

2) ограниченные замкнутым поясом обороны.

Оборонительные сооружения наряду с оружием представляют собой источник

по военному делу изучаемой эпохи. Нас при изучении оборонительных

сооружений интересуют следующие вопросы: сколько было защитных линий,

одновременно ли они функционировали, как часто перестраивались, сколько

требовалось человек для защиты городища.

Жилище. Как уже неоднократно указывалось, жилище – наиболее

консервативная часть материальной культуры. И сходство в планировке жилищ

указывает либо на генетическую близость культур, либо на контакты между их

предками.

Конструкция саргатского жилища основывалась на эволюции жилых

помещений еще с неолита. Вместе с тем его размер, как с точки зрения в нем

живущего, так и его строящего, четко указывает на то, что саргатцы жили

отдельными семьями.

Вместе с тем, известно, что кроме статичных поселений у саргатцев были

и временные постройки. Поэтому подпункт «характер постройки (жилище, шалаш

и т.д.)» имеет принципиальное значение. Разное назначение построений

подразумевает разное количество людей, на которых строение рассчитано.

Например, постоянное жилище саргатцев рассчитано на проживание малой семьи,

из чего многими исследователями (Л.Н. Корякова, Н.П. Матвеева и др.)

делается вывод о том, что основной ячейкой саргатского общества была именно

малая семья. Летник, видимо, делался в расчете на то количество людей,

которое необходимо для выпаса стада. Из этого числа можно попробовать

вывести численность собственно саргатского стада.

Подпункт «размеры и глубина впадины» вкупе со следующим подпунктом –

«количество камер, структура жилища» – дает информацию о социальном статусе

людей, населявших этот дом. В дальнейшем выводы по этим подпунктам

подтверждаются или опровергаются при анализе инвентаря. Планировочная схема

саргатских жилищ отличается устойчивостью, и поэтому любое отклонение от

схемы наводит на мысли о неместном происхождении жителей такого дома.

Подпункт «способ строительства», возможно, является ключом к вопросу

о погребальной обрядности саргатцев, если подтвердится, что планировка

могилы и жилища по большей части совпадают. Впрочем, не исключено, что

курган – это модель жилища, а могила – камеры.

Для саргатских жилищ характерны частые перестройки и перепланировки.

Метод постройки (видимо, рубка "в паз") позволял это проделывать при первой

необходимости[29]. Любопытно было бы проанализировать закономерности в

перестройках соседних жилищ, зависимость перестроек от внешних факторов.

Подпункт «пропорции строения», исследуемый на основе

искусствоведческого анализа архитектурных конструкций жилищ позволит

подтвердить или опровергнуть вывод Л.Н. Коряковой о существовании у

саргатцев метрической системы и об их умении проектировать строение. Кроме

того, есть вероятность выяснения системы счисления, бытовавшей в саргатском

обществе (если такая была).

Подпункт «наличие находок в постройке» позволяет узнать ее назначение,

занятия ее жителей. Фактически наличие большого количества находок,

относящихся к одной сфере деятельности, может указывать на наличие в

помещении мастерской, либо на существование у саргатцев «династий»

мастеровых, а, следовательно, высокого уровня материального производства.

Пункт «Выход»

«Одной из особенностей саргатского домостроительства является традиция

оформления выходов в виде длинных коридоров. Такой принцип устройства входа

хорошо известен в условиях холодного климата Зауралья и Западной

Сибири»[30] — указывает Л.Н. Корякова. На материалах саргатских поселений

мы можем добавить, что выход мог быть как прямой, так и Г-образный.

Типы выхода, встреченные Н.П. Матвеевой на материалах Притоболья –

тамбур, выступ, коридор и переход – зависели, по-видимому, от назначения

выхода (между двумя камерами жилища, между жилищем и улицей и т.д.).

Кроме постоянных жилищ, предполагает Л.Н. Корякова, саргатцам были

знакомы временные постройки типа шалаша. Такой вывод исследователь делает

из находки на одном фрагменте дуванской керамики схематичного рисунка

подобного сооружения.

«Расположение относительно жилища» (из какой камеры выходит) Видимо,

этот пункт связан с чисто бытовыми нуждами. Вместе с тем, среди саргатских

жилищ встречаются строения с двумя коридорами, один из которых – длинный,

другой – короткий. Любопытно было бы проследить связь наличия коридора и

его типа с назначением камеры, к которой он примыкает, и связи ее с другими

камерами жилища. Здесь можно проверить предположение о том, что саргатцы

зимой содержали скот в жилищах.

Наличие отдельного выхода вкупе с довольно ровной поверхностью пола (с

обязательным локальным углублением) и с отсутствием постоянного очага, по

мнению Л.Н. Коряковой указывают на хозяйственное назначение помещения[31].

«Расположение относительно поселения и отдельных его элементов

(дорога, водоем и пр)». В саргатской культуре не отмечена традиция

ориентировки выхода из жилища по сторонам света. Существует предположение,

что это зависело от чисто бытовых нужд. Одно из предположений, которые нам

хотелось бы проверить – это зависимость ориентировки выхода от расположения

ближайшего водоема, дороги и пр. Интересно было бы узнать, чему отдавался

приоритет, и существовал ли он.

Рассмотрение пункта «Камера» дает нам представление о бытовой жизни

саргатцев.

Форма, размеры, глубина, камеры могут рассказать о трудозатратах на

постройку жилища, о количестве членов семьи, об ее структуре. При этом

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.